Введение
Рисунки писателей - особая тема, как в литературоведение, так и в искусствоведении. Со временем интерес к ней становится всё более заметным. Выходят книги, посвященные рисункам А.С. Пушкина (С.А. Фомичев, С.В. Денисенко, Л.А. Краваль, и др.), М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского (К.А. Баршт) и др. писателей. Обращение писателей к изобразительному творчеству, видимо, не случайно, ведь рисование было характерно для многих писателей. Рисовали Пушкин, Баратынский, Жуковский, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев, Лесков, Салтыков-Щедрин, Полонский, Хомяков, Писемский, Мельников-Печерский, Гончаров; в ХХ в. – Л. Андреев, Гумилев, Блок, А. Белый, Ремизов, А. Толстой, В. Розанов, Л. Леонов, А. Зиновьев.
Возникновение рисунка во время письма предопределено и во многом подготовлено самим этим процессом. При этом техника, которой владеет писатель, не оказывает решающего влияния на прецедент появления рисунка творческой рукописи. Графическая традиция, свойственная каждой эпохе, влияет лишь на форму, на рисовальную манеру писателя – рисовальщика, обладающего или не обладающего профессиональными навыками. Поэтому естественно, что внешний вид рукописей писателей, принадлежащих к различным эпохам, будет различен. Но в то же время нечто общее будет проглядываться в листах, скажем, Пушкина и Ремизова.
Самое интересное явление – это когда писатель, не рассчитывая не на какого зрителя, кроме себя самого, спонтанно рисует в процессе творчества. К.А. Баршт в статье «О типологических взаимосвязях литературы и живописи» высказывает предположение о том, что в процессе написания литературного произведения писатель «помогает» себе графикой, в этом и заключается задача графических эскизов.1 В процессе рисования такого рода могут быть созданы интересные или совсем не интересные с точки зрения искусствоведа композиции, но рассматривать их с этой точки зрения – значит намеренно искажать их смысл. Графика писателя по своей значимости для исследователя – текстолога, историка литературы может быть приравнена к письмам, дневниковым записям. Рисунок на полях рукописи может и не иметь своего словесного соответствия. Однако графический образ всегда контекстуален, хотя это может быть и не контекст данной контекстной рукописи, а контекст творчества писателя. Для того что бы писатель обратился к этой форме не вербальной записи в процессе творчества, по мнению К.А. Баршта «… необходимо сочетание 3-х главных условий: 1. Это должен быть писатель, получивший вместе с образованием определенные навыки рисования <…>; 2. Это писатель, напряженно ищущий «новое слово», писатель – новатор, обретающий новые литературные формы, формирующие новый творческий метод; 3. Он должен обладать ясно выраженным стремлением зафиксировать мысль задуманного им произведения на самом раннем этапе ее возникновения…».2
Сочетание этих 3-х условий рождает литераторов, создававших в своих рукописях «рисованные слова», таковы в русской литературе ХIХ в А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский.
Начало систематическому и специальному изучению пушкинских рисунков было положено А.М. Эфросом в монографии «Рисунки поэта» (М., 1933). Им был составлен каталог рисунков Пушкина и дано научное описание каждого рисунка. Большой вклад в изучение пушкинской графики принадлежит и Т.Г. Цявловской, автору книги «Рисунки Пушкина» (М., 1980), которая в значительной мере посвящена истолкованию пушкинских рисунков-портретов. Новым находкам и новым иконографическим отождествлениям посвящена книга Керцелли Л.Ф. «Мир Пушкина в его рисунках: 1820-е гг.». (М.,1983).
Целью данной работы является не только изучение графики Пушкина, но прежде всего выяснения отношения поэта к изобразительному искусству. На наш взгляд, этот вопрос еще не достаточно изучен пушкинистами. Пожалуй, только А.М. Эфрос в своей работе говорит об отношении Пушкина к искусству, правда, рассматривая, только лишь отношение поэта к живописи. Культура в его работе лишь упоминается, а об отношении поэта к архитектуре вообще ничего не сказано.
Предметом нашего исследования помимо графического наследия поэта являются произведения, письма Пушкина, воспоминания современников, в которых затрагивается его отношение к изобразительному искусству во всех его проявлениях.
Но прежде чем приступить к исследованию данной темы, следует охарактеризовать обстановку сложившуюся в искусстве пушкинского времени. Ведь мир искусства развивается по своим законам. Каждая эпоха имеет свои особенности в развитии.
Когда мы обращаемся к архитектуре, живописи и скульптуре первой третьи XIX в., перед нами встают строгие и величественные сооружения Санкт-Петербурга, портреты Пушкина написанные Кипренским и Тропининым. Представление о живописи этого времени неотделимо от огромного многофигурного полотна «Последний день Помпеи» К.П. Брюллова.
С первых же лет нового века во вкусах и увлечениях общества сосуществовали различные художественные направления: с одной стороны , царил классицизм, не признававший никаких отступлений от своего канона, с другой - проявлялись романтические порывы к чему - то более свободному и самостоятельному, возрастает интерес к народной жизни, к человеческой индивидуальности, что привело к складыванию нового идеала, в основе которого лежало представление о духовной независимой личности глубоко чувствующей и страстно выражающей свои чувства. Этот идеал нашел отражение в творчестве представителей новой творческой концепции – романтизма.
Русские архитекторы исходят в своём творчестве из форм и мотивов древнего античного искусства. Для архитектуры этого времени характерна тесная связь со скульптурой. Так же, как и архитектура, скульптура была проникнута принципами классицизма. В героях античного мира русские люди видели идеальных граждан.
Сложнее обстояло дело в живописи. Здесь уже царил романтизм: и в портрете (Кипренский, Тропинин) пейзаже (С. Щедрин). Но классицизм ещё не сдал своих позиций, он определял характер исторической живописи. Поэтому в ней можно часто наблюдать смешение классицизма и романтизма («Последний день Помпеи» К. Брюллова). В изобразительном искусстве пушкинского времени не было строго единообразия, как не было и какого-либо единого отношения к нему.
Данная работа посвящается характеристике взглядов Пушкина на изобразительное искусство, анализу его графики в контексте творчества поэта. Целью ее является обнаружение тех связей меж рисунками, произведениями и биографий Пушкина, что позволяет глубже понять замыслы писателя и восстановить отдельные подробности его жизни.