Заключение.

Содержание

Изобразительное искусство первой трети XIX века не может оставить равнодушным ни одного человека, который имеет самое непосредственное отношение к миру искусства. А.С. Пушкин нередко пересекался и в жизни и в творчестве с миром художников, скульпторов. Он восхищался скульптурой своих современников Пименова и Логановского. Собирался завести дружбу с К.П. Брюлловым, привечал юного Айвазовского, посещал выставки и мастерские художников. Но Пушкин не ограничивался только общением с художниками. Его произведения «К бюсту завоевателя», «Полководец» и «Художник» дают краткую, но предельно меткую характеристику изобразительному искусству своего времени. Поэт хорошо осознавал процессы происходящие в искусстве. Существуют у Пушкина и прямые попытки воспроизвести произведения искусств: скульптуру (статуи Вольтера, работы Гудона; Меркурия, работы Болоньи; Давида, работы Микеланджело; памятник Петру I, Фальконэ), живописи («Последний день Помпеи», работы К.П. Брюллова), архитектуры (Царскосельский Лицей). Но чаще художники, только лишь упоминаются в произведениях Пушкина. Это обстоятельство не должно приводить к поспешным выводам. На наш взгляд – это лишь показатель эрудиции поэта.
Художники так же не обходили вниманием великого поэта своей эпохи. Его рисовали, пожалуй, самые лучшие художники его времени (Кипренский, Тропинин, Уткин, Вивьен). Практически к каждому портрету у Пушкина было свое отношение. К некотором он его выразил в стихах (например, к Кипренскому), к другим в письмах (гравюра Гейтмона).
Но это все касается официального мира искусства. А есть искусство и неофициальное. Искусство, которое не предназначалось для посторонних глаз – это графика черновиков Пушкина, рисунки, возникающие во время творческих пауз. Техника пушкинской графики не знает изменений до самой смерти поэта.
Хотя можно выделить два периода – Кишинев и Болдино. Кишиневские годы были периодом расцвета и оформлением пушкинской карикатуры, для болдинского периода характерна иллюстрация. Рисунки Ушаковского альбома являются переходными от карикатуры к иллюстрации. Иллюстрации – это наиболее простая часть графики Пушкина. Самой же интересной группой являются профили. Большинство профилей – это современники поэта и сам Пушкин. Портреты, нарисованные Пушкиным по памяти, рассказывают нам об этих людях и о самом себе. «Пушкинская графика – «зрительный дневник». Это – своего рода автобиография в рисунках»*, и, научившись этот «дневник» читать, мы глазами Пушкина увидели тех, кто его привлекал, о ком думал он, чьи поступки и судьбы его волновали. Пушкин как-то заметил: «Следовать за мыслями великого человека, есть наука самая занимательная». Это в полной мере относится к графике, зримо сохранившей его мысли.
Но графика – это не только дневник Пушкина. Это еще и своеобразный вид искусства, которому не было равных среди искусства первой половины XIX века. Только лишь в конце XIX – начале XX века появится графика импрессионизма, которая очень будет напоминать пушкинские наброски. Говоря об отношении Пушкина к изобразительному искусству, нельзя согласится с мнением А.М. Эфроса, что в этом плане к искусству Пушкин выполнял лишь обязанности светского человека. Наиболее точно отношение Пушкина к изобразительному искусству высказал К.А. Полевой: «Он страстно любил искусства и имел в них оригинальный взгляд».