«Я пожалован в камер-юнкеры» - Пушкинские места в Санкт-Петербурге
Пушкин был пожалован в камер-юнкеры и должен был вместе с женой являться в Аничков дворец на балы, дававшиеся для узкого круга лиц, принятых при дворе. Камер-юнкер – низшее придворное звание, даваемое обычно юношам, начинавшим придворную карьеру
Аничков дворец (ныне Дворец творчества юных) расположен на углу Невского проспекта и Фонтанки. Он создавался в середине XVIII века по проекту М. Земцова с изменениями, внесенными Ф.-Б. Растрелли, и неоднократно перестраивался. Нынешний облик дворец принял в двадцатые годы XIX столетия. Здание дворца поставлено в глубине большого двора и своим главным фасадом обращено к набережной. Другим фасадом дворец выходит в большой сад, украшенный двумя павильонами К. Росси, сохранившимися до нашего времени. Со стороны Невского проспекта дворцовая территория была ограничена невысоким, украшенным колоннадой зданием, называвшимся «кабинетом его величества». Нижний этаж представлял открытые галереи с арками, впоследствии их застроили. Аничков мост, как и другие мосты через Фонтанку, созданные в XVIII столетии, имел первоначально гранитные башенки с цепями. До наших дней этот декор сохранился только на Калинкином мосту и мосту Ломоносова. Аничков мост был реконструирован в сороковые годы прошлого столетия и украшен конными скульптурами П. Клодта.
. Для Пушкина звание камер-юнкера было оскорбительно. Но смысл царской «милости» был предельно ясен – теперь Пушкин прочно привязан ко двору: он должен посещать все придворные церемонии, увеселения, церковные службы, быть постоянно на глазах Бенкендорфа и самого царя.
Чтобы не участвовать в дворцовых празднествах, Пушкин сказывается больным. В ноябре 1834 года, за пять дней до открытия Александровской колонны, Пушкин уезжает из Петербурга. Камер-юнкерский мундир для него – ненавистный шутовской кафтан.
Поэту приходится сопровождать Наталью Николаевну на празднества и в Зимнем дворце. Из парадных залов он уходит в тишину Военной галереи 1812 года. Здесь родилось стихотворение «Полководец».
Необходимость бывать при дворе становится невыносимой.
Цензура все сильнее теснила Пушкина. Материальное положение ухудшалось. Росли долги, росло чувство зависимости от казны.
Пушкину хочется покинуть Петербург и поселиться в деревне. Это желание высказано в стихотворении, обращенном к жене и датированном 1834 годом:
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить, и глядь – как раз – умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.