Типичные представительницы «века минувшего».
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» явилась выдающимся явлением в русской литературе 20-х годов XIX века. Значение этого произведения сражу же оценили современники, хотя после написания комедия была запрещена к печати цензорами, усмотревшими в грибоедовских стихах критику московского дворянства, которые почувствовали её революционный пафос.
Грибоедов представил в комедии картину нравов своего времени, то есть 10-20-х годов XIX века, поэтому Москву этого периода принято называть «грибоедовской».
Большую роль в изображении картины нравов эпохи играют женские образы. Они, так же как и мужские, влияют на развитие и развязку общественного конфликта комедии. Женщины в пьесе – представительницы «века минувшего», поэтому они обладают такими же качествами, как и мужчины.
Центральным является образ Софьи, дочери Павла Афанасьевича Фамусова, московского барина, управляющего в казённом месте. Её образ трудно определить однозначно. Пушкин в своей критической статье заметил: «Софья начертана неясно».
Французские книжки, на которые сетует Фамусов («Ей сна нет от французских книг»), фортепиано, стихи, французский язык и танцы – вот то, что считалось необходимым в воспитании барышни того времени. С одной стороны, семнадцатилетняя девушка житейски мудра (ведь она дочь своего отца), рассудительна, с другой стороны, слепа в своей любви к Молчалину. Ведь она любит не его, а тот идеал, который она почерпнула из сентиментальных французских романов. Но этот идеал на самом деле оказывается далёк от совершенства. Она искренна в своём стремлении покровительствовать «безродному» Молчалину, в дальнейшем же надеясь сделать из него «мужа-мальчика, мужа-слугу». Ведь Софья – девушка своего класса и времени. А в обществе царит всевластье женщин, поэтому «муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей» - это осознанная или неосознанная мечта Софьи.
Именно Софья повинна в том, что Чацкий был объявлен сумасшедшим. Это она заклеймила его, сказав: «Вот нехотя с ума свела». Конечно, героине с её житейской мудростью ближе Молчалин, который принимает «вид любовника в угодность дочери такого человека», а с Чацким ей бы пришлось выпить вою чашу страдания, вынести свой «мильон терзаний». Она в данном случае руководствуется здравым смыслом с точки зрения фамусовского общества, поступает так, как велит закон данного общества.
На примере образа Софьи автор показывает, как среда может губительно воздействовать на людей даже с хорошими задатками, подчинить их своим правилам жизни и законам.
Образы женщин в комедии представлены также второстепенными и эпизодическими персонажами. Это и остроумная горничная в доме Фамусова Лиза, являющаяся вторым резонером в комедии и выполняющая роль субретки, дающая меткие характеристики персонажам. Она искренне любит свою хозяйку и помогает устраивать встречи с Молчалиным. Но последний влюблён в Лизаньку, та же, узнав об этом, всё же продолжает помогать своей госпоже, а сама говорит про себя: «А я…одна лишь я любви до смерти трушу». Она страшится «барской любви», её не прельщают всевозможные зеркальца, помады и тому подобные «интересны», которые предлагает ей Молчалин. Девушка влюблена в буфетчика Петрушу и хранит ему верность. Кроме того, Лиза является вторым резонером, то есть героем, выражающим точку зрения автора. Достаточно вспомнить, какие меткие характеристики она даёт другим персонажам: Чацкому, Скалозубу, Молчалину.
Это и Наталья Дмитриевна Горич – московская модница, держащая своего мужа под каблуком: он ездит с ней на балы, веселится и развлекается, прячется в жилеты от непонятно откуда взявшихся «головных болей» и «рюматизма», обращающаяся с ним, как с ребёнком.
И княгиня Тугоуховская, ярая противница просвещения, с негодованием рассказывающая о Педагогическом институте в Петербурге, где профессора «упражняются в расколах и безверьи»; и шесть её дочерей, которых никак не могут выдать замуж, думающие только о модных «складочках» и «фасонах».
Сюда же относятся также графиня-бабушка и графиня-внучка Хрюмины, вынужденные ездить по балам и гостям в поисках жениха для престарелой внучки. Внучка-сплетница, старая дева, вечно всем недовольная: «Зла в девках целый век, уж бог её не простит».
Особый вес имеет в этом обществе старуха Анфиса Ниловна Хлестова, свояченица Фамусова, ярая крепостница, осуждающая обучение в «пансионах, школах, лицеях». Это отпечаток екатерининского века с «арапкой-девкой и собачкой», которых она ставит на один уровень. Хлестова вершит общественный суд, потому что являет собой старшую часть общества вместе с сестрой Прасковьей. Все спрашивают её совета, делают всё с оглядкой на неё и пытаются подслужиться, дабы получить хорошую должность или повышение по службе.
И.А. Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» так писал о веренице образов гостей в доме Фамусова: «Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны, что зритель холодеет к интриге, не успевая ловить эти быстрые очерки новых лиц и вслушиваться в их оригинальный говор». Все они, безусловно, принадлежат фамусовскому обществу, являясь его типичными представителями.
Грибоедов показал в своём произведении не только сценические персонажи фамусовского общества, но внесценические, которые также воплощают в себе черты «века минувшего». Это Арина Васильевна, Лукерья Алексеевна, Татьяна Юрьевна, Пульхерия Андреевна, Прасковья Фёдоровна. Упоминается и Екатерина II, при дворе которой служил дядя Фамусова Максим Петрович, который «сгибался вперегиб», когда ему «надо было подслужиться». Мы узнаём и о «наезднице» княгине Власовой, упавшей с лошади и ищущей теперь мужа «для поддержки». Немалый вес в фамусовском обществе имеет Татьяна Юрьевна, которой «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные» и, которая «балы даёт нельзя богаче». Именно к ней советует Молчалин съездить Чацкому для покровительства и получения чина. Упоминается Фамусовым и покойная мать Чацкого, по словам которого, она «с ума сходила восемь раз». Всю фамусовскую Москву держит в страхе княгиня Марья Алексеевна, имя которой произносит почтенный барин в страхе: «Что станет говорить Марья Алексеевна». Дополняет женское общество и такой внесценический персонаж, как мадам Розье, которой Фамусов доверил воспитание своей дочери. «Вторая мать» Софьи была умна, «нрав тихий, редких правил», но допустила, по мнению Фамусова, единственную ошибку –
За лишних в год пятьсот рублей
Сманить себя другими допустила.
Все эти героини, казалось бы, не столь уж и нужные, играют большую роль в изображении картины московского общества, они расширяют и дополняют её.
Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлена целая галерея женских образов, типичных представительниц «века минувшего». Все они являются порождением московской жизни первой четверти XIX столетия и воплощением наиболее типичных её черт, при этом каждый из образов, будь то сценический или внесценический персонаж, обладает своей индивидуальностью. Именно женщины дополняют картину жизни патриархального русского общества, не приемлющего никаких перемен и так яро отстаивающего свои жизненные принципы, которые позволяют им жить безбедно за счёт самодержавно-крепостной системы. Поэтому общество так напугано распространением новых, прогрессивных идей передовой дворянской молодёжи, усматривая в них опасность перемен в их жизни.