Антон Чехов - Егерь
Знойный и душный полдень. На небе ни
облачка... Выжженная солнцем трава глядит уныло, безнадежно:
хоть и будет дождь, но уж не зеленеть ей... Лес стоит молча,
неподвижно, словно всматривается куда-то своими верхушками или
ждет чего-то.
По краю сечи лениво, вразвалку, плетется высокий узкоплечий
мужчина лет сорока, в красной рубахе, латаных господских штанах
и в больших сапогах. Плетется он по дороге. Направо зеленеет
сеча, налево, до самого горизонта, тянется золотистое море
поспевшей ржи... Он красен и вспотел. На его красивой белокурой
голове ухарски сидит белый картузик с прямым, жокейским
козырьком, очевидно подарок какого-нибудь расщедрившегося
барича. Через плечо перекинут ягдташ, в котором лежит скомканный
петух-тетерев. Мужчина держит в руках двустволку со взведенными
курками и щурит глаза на своего старого, тощего пса, который
бежит впереди и обнюхивает кустарник. Кругом тихо, ни звука...
Всё живое попряталось от зноя.
— Егор Власыч! — слышит вдруг охотник тихий голос.
Он вздрагивает и, оглядевшись, хмурит брови. Возле него, словно
из земли выросши, стоит бледнолицая баба лет тридцати, с серпом
в руке. Она старается заглянуть в его лицо и застенчиво
улыбается.
— А, это ты, Пелагея! — говорит охотник, останавливаясь и
медленно спуская курки. — Гм!.. Как же это ты сюда попала?
— Тут из нашей деревни бабы работают, так вот и я с ими... В
работницах, Егор Власыч.
— Тэк... — мычит Егор Власыч и медленно идет дальше.
Пелагея за ним. Проходят молча шагов двадцать.
— Давно уж я вас не видала, Егор Власыч... — говорит Пелагея,
нежно глядя на двигающиеся плечи и лопатки охотника. — Как
заходили вы на Святой в нашу избу воды напиться, так с той поры
вас и не видали... На Святой на минутку зашли, да и то бог знает
как... в пьяном виде... Побранили, побили и ушли... Уж я ждала,
ждала... глаза все проглядела, вас поджидаючи... Эх, Егор Власыч,
Егор Власыч! Хоть бы разочек зашли!
— Что ж мне у тебя делать-то?
— Оно, конечно, делать нечего, да так... все-таки ж хозяйство...
Поглядеть, как и что... Вы хозяин... Ишь ты, тетерьку
подстрелили. Егор Власыч! Да вы бы сели, отдохнули...
Говоря всё это, Пелагея смеется, как дурочка, и глядит вверх на
лицо Егора... От лица ее так и дышит счастьем...
— Посидеть? Пожалуй... — говорит равнодушным тоном Егор и
выбирает местечко между двумя рядом растущими елками. — Что ж ты
стоишь? Садись и ты!
Пелагея садится поодаль на припеке и, стыдясь своей радости,
закрывает рукой улыбающийся рот. Минуты две проходят в молчании.
— Хоть бы разочек зашли, — говорит тихо Пелагея.
— Зачем? — вздыхает Егор, снимая свой картузик и вытирая рукавом
красный лоб. — Нет никакой надобности. Зайти на час-другой —
канитель одна, только тебя взбаламутишь, а постоянно жить в
деревне — душа не терпит... Сама знаешь, человек я балованный...
Мне чтоб и кровать была, и чай хороший, и разговоры
деликатные... чтоб все степени мне были, а у тебя там на деревне
беднота, копоть... Я и дня не выживу. Ежели б указ такой,
положим, вышел, чтоб беспременно мне у тебя жить, так я бы или
избу сжег, или руки бы на себя наложил. Сызмалетства во мне это
баловство сидит, ничего не поделаешь.
— Таперя вы где живете?
— У барина, Дмитрия Иваныча, в охотниках. К его столу дичь
поставляю, а больше так... из-за удовольствия меня держит.
— Не степенное ваше дело, Егор Власыч... Для людей это
баловство, а у вас оно, словно как бы и ремесло... занятие
настоящее...
— Не понимаешь ты, глупая, — говорит Егор, мечтательно глядя на
небо. — Ты отродясь не понимала и век тебе не понять, что я за
человек... По-твоему, я шальной заблудящий человек, а который
понимающий, для того я что ни на есть лучший стрелок во всем
уезде. Господа это чувствуют и даже в журнале про меня печатали.
Ни один человек не сравняется со мной по охотницкой части... А
что я вашим деревенским занятием брезгаю, так это не из
баловства, не из гордости. С самого младенчества, знаешь, я
окромя ружья и собак никакого занятия не знал. Ружье отнимают, я
за удочку, удочку отнимают, я руками промышляю. Ну, и по
лошадиной части барышничал, по ярмаркам рыскал, когда деньги
водились, а сама знаешь, что ежели который мужик записался в
охотники или в лошадники, то прощай соха. Раз сядет в человека
вольный дух, то ничем его не выковыришь. Тоже вот ежели который
барин пойдет в ахтеры или по другим каким художествам, то не
быть ему ни в чиновниках, ни в помещиках. Ты баба, не понимаешь,
а это понимать надо.
— Я понимаю, Егор Власыч.
— Стало быть, не понимаешь, коли плакать собираешься...
— Я... я не плачу... — говорит Пелагея, отворачиваясь. — Грех,
Егор Власыч! Хоть бы денек со мной, несчастной, пожили. Уж
двенадцать лет, как я за вас вышла, а... а промеж нас ни разу
любови не было!.. Я... я не плачу...
— Любови... — бормочет Егор, почесывая руку. — Никакой любови не
может быть. Одно только звание, что мы муж и жена, а нешто это
так и есть? Я для тебя дикий человек есть, ты для меня простая
баба, не понимающая. Нешто мы пара? Я вольный, балованный,
гулящий, а ты работница, лапотница, в грязи живешь, спины не
разгибаешь. О себе я так понимаю, что я по охотницкой части
первый человек, а ты с жалостью на меня глядишь... Где же тут
пара?
— Да ведь венчаны, Егор Власыч! — всхлипывает Пелагея.
— Не волей венчаны... Нешто забыла? Графа Сергея Павлыча
благодари... и себя. Граф из зависти, что я лучше его стреляю,
месяц целый вином меня спаивал, а пьяного не токмо что
перевенчать, но и в другую веру совратить можно. Взял и в
отместку пьяного на тебе женил... Егеря на скотнице! Ты видала,
что я пьяный, зачем выходила? Не крепостная ведь, могла супротив
пойти! Оно, конечно, скотнице счастье за егеря выйти, да ведь
надо рассуждение иметь. Ну, вот теперь и мучайся, плачь. Графу
смешки, а ты плачь... бейся об стену...
Наступает молчание. Над сечей пролетают три дикие утки. Егор
глядит на них и провожает их глазами до тех пор, пока они,
превратившись в три едва видные точки, не опускаются далеко за
лесом.
— Чем живешь? — спрашивает он, переводя глаза с уток на Пелагею.
— Таперя на работу хожу, а зимой ребеночка из воспитательного
дома беру, кормлю соской. Полтора рубля в месяц дают.
— Тэк...
Опять молчание. С сжатой полосы несется тихая песня, которая
обрывается в самом начале. Жарко петь...
— Сказывают, что вы Акулине новую избу поставили, — говорит
Пелагея.
Егор молчит.
— Стало быть, она вам по сердцу...
— Счастье уж твое такое, судьба! — говорит охотник, потягиваясь.
— Терпи, сирота. Но, одначе, прощай, заболтался... К вечеру мне
в Болтово поспеть нужно...
Егор поднимается, потягивается и перекидывает ружье через плечо.
Пелагея встает.
— А когда же в деревню придете? — спрашивает она тихо.
— Незачем. Тверезый никогда не приду, а от пьяного тебе мало
корысти. Злоблюсь я пьяный... Прощай!
— Прощайте, Егор Власыч...
Егор надевает картуз на затылок и, чмокнув собаке, продолжает
свой путь. Пелагея стоит на месте и глядит ему вслед... Она
видит его двигающиеся лопатки, молодецкий затылок, ленивую,
небрежную поступь, и глаза ее наполняются грустью и нежной
лаской... Взгляд ее бегает по тощей, высокой фигуре мужа и
ласкает, нежит его... Он, словно чувствуя этот взгляд,
останавливается и оглядывается... Молчит он, но по его лицу, по
приподнятым плечам Пелагее видно, что он хочет ей сказать
что-то. Она робко подходит к нему и глядит на него умоляющими
глазами.
— На тебе! — говорит он, отворачиваясь.
Он подает ей истрепанный рубль и быстро отходит.
— Прощайте, Егор Власыч! — говорит она, машинально принимая
рубль.
Он идет по длинной, прямой, как вытянутый ремень, дороге... Она,
бледная, неподвижная, как статуя, стоит и ловит взглядом каждый
его шаг. Но вот красный цвет его рубахи сливается с темным
цветом брюк, шаги не видимы, собаку не отличишь от сапог. Виден
только один картузик, но... вдруг Егор круто поворачивает
направо в сечу и картузик исчезает в зелени.
— Прощайте, Егор Власыч! — шепчет Пелагея и поднимается на
цыпочки, чтобы хоть еще раз увидать белый картузик.