Антон Чехов - Гриша
Гриша, маленький, пухлый мальчик, родившийся
два года и восемь месяцев тому назад, гуляет с нянькой по
бульвару. На нем длинный ватный бурнусик, шарф, большая шапка с
мохнатой пуговкой и теплые калоши. Ему душно и жарко, а тут еще
разгулявшееся апрельское солнце бьет прямо в глаза и щиплет
веки.
Вся его неуклюжая, робко, неуверенно шагающая фигура выражает
крайнее недоумение.
До сих пор Гриша знал один только четырехугольный мир, где в
одном углу стоит его кровать, в другом — нянькин сундук, в
третьем — стул, а в четвертом — горит лампадка. Если взглянуть
под кровать, то увидишь куклу с отломанной рукой и барабан, а за
нянькиным сундуком очень много разных вещей: катушки от ниток,
бумажки, коробка без крышки и сломанный паяц. В этом мире, кроме
няни и Гриши, часто бывают мама и кошка. Мама похожа на куклу, а
кошка на папину шубу, только у шубы нет глаз и хвоста. Из мира,
который называется детской, дверь ведет в пространство, где
обедают и пьют чай. Тут стоит Гришин стул на высоких ножках и
висят часы, существующие для того только, чтобы махать маятником
и звонить. Из столовой можно пройти в комнату, где стоят красные
кресла. Тут на ковре темнеет пятно, за которое Грише до сих пор
грозят пальцами. За этой комнатой есть еще другая, куда не
пускают и где мелькает папа — личность в высшей степени
загадочная! Няня и мама понятны: они одевают Гришу, кормят и
укладывают его спать, но для чего существует папа — неизвестно.
Еще есть другая загадочная личность — это тетя, которая подарила
Грише барабан. Она то появляется, то исчезает. Куда она
исчезает? Гриша не раз заглядывал под кровать, за сундук и под
диван, но там ее не было...
В этом же новом мире, где солнце режет глаза, столько пап, мам и
теть, что не знаешь, к кому и подбежать.
Но страннее и нелепее всего — лошади. Гриша глядит на их
двигающиеся ноги и ничего не может понять. Глядит на няньку,
чтобы та разрешила его недоумение, но та молчит.
Вдруг он слышит страшный топот... По бульвару, мерно шагая,
двигается прямо на него толпа солдат с красными лицами и с
банными вениками под мышкой. Гриша весь холодеет от ужаса и
глядит вопросительно на няньку: не опасно ли? Но нянька не бежит
и не плачет, значит, не опасно. Гриша провожает глазами солдат и
сам начинает шагать им в такт.
Через бульвар перебегают две большие кошки с длинными мордами, с
высунутыми языками и с задранными вверх хвостами. Гриша думает,
что и ему тоже нужно бежать, и бежит за кошками.
— Стой! — кричит ему нянька, грубо хватая его за плечи. — Куда
ты? Нешто тебе велено шалить?
Вот какая-то няня сидит и держит маленькое корыто с апельсинами.
Гриша проходит мимо нее и молча берет себе один апельсин.
— Это ты зачем же? — кричит его спутница, хлопая его по руке и
вырывая апельсин. — Дурак!
Теперь Гриша с удовольствием бы поднял стеклышко, которое
валяется под ногами и сверкает, как лампадка, но он боится, что
его опять ударят по руке.
— Мое вам почтение! — слышит вдруг Гриша почти над самым ухом
чей-то громкий, густой голос и видит высокого человека со
светлыми пуговицами.
К великому его удовольствию, этот человек подает няньке руку,
останавливается с ней и начинает разговаривать. Блеск солнца,
шум экипажей, лошади, светлые пуговицы, всё это так поразительно
ново и не страшно, что душа Гриши наполняется чувством
наслаждения и он начинает хохотать.
— Пойдем! Пойдем! — кричит он человеку со светлыми пуговицами,
дергая его за фалду.
— Куда пойдем? — спрашивает человек.
— Пойдем! — настаивает Гриша.
Ему хочется сказать, что недурно бы также прихватить с собой
папу, маму и кошку, но язык говорит совсем не то, что нужно.
Немного погодя нянька сворачивает с бульвара и вводит Гришу в
большой двор, где есть еще снег. И человек со светлыми
пуговицами тоже идет за ними. Минуют старательно снеговые глыбы
и лужи, потом по грязной, темной лестнице входят в комнату. Тут
много дыма, пахнет жарким и какая-то женщина стоит около печки и
жарит котлеты. Кухарка и нянька целуются и вместе с человеком
садятся на скамью и начинают говорить тихо. Грише, окутанному,
становится невыносимо жарко и душно.
«Отчего бы это?» — думает он, оглядываясь.
Видит он темный потолок, ухват с двумя рогами, печку, которая
глядит большим, черным дуплом...
— Ма-а-ма! — тянет он.
— Ну, ну, ну! — кричит нянька. — Подождешь!
Кухарка ставит на стол бутылку, три рюмки и пирог. Две женщины и
человек со светлыми пуговицами чокаются и пьют по нескольку раз,
и человек обнимает то няньку, то кухарку. И потом все трое
начинают тихо петь.
Гриша тянется к пирогу, и ему дают кусочек. Он ест и глядит, как
пьет нянька... Ему тоже хочется выпить.
— Дай! Няня, дай! — просит он.
Кухарка дает ему отхлебнуть из своей рюмки. Он таращит глаза,
морщится, кашляет и долго потом машет руками, а кухарка глядит
на него и смеется.
Вернувшись домой, Гриша начинает рассказывать маме, стенам и
кровати, где он был и что видел. Говорит он не столько языком,
сколько лицом и руками. Показывает он, как блестит солнце, как
бегают лошади, как глядит страшная печь и как пьет кухарка...
Вечером он никак не может уснуть. Солдаты с вениками, большие
кошки, лошади, стеклышко, корыто с апельсинами, светлые
пуговицы, — всё это собралось в кучу и давит его мозг. Он
ворочается с боку на бок, болтает и в конце концов, не вынося
своего возбуждения, начинает плакать.
— А у тебя жар! — говорит мама, касаясь ладонью его лба. —
Отчего бы это могло случиться?
— Печка! — плачет Гриша. — Пошла отсюда, печка!
— Вероятно, покушал лишнее... — решает мама.
И Гриша, распираемый впечатлениями новой, только что изведанной
жизни, получает от мамы ложку касторки.