Антон Чехов - Рано!
о произведенииАудиокнига "Рано!" А.П. Чехова
В селе Шальнове звонят к заутрене. Солнце на
горизонте уже целуется с землей, побагровело и скоро спрячется.
В кабаке Семена, переименованном недавно в трактир — титул,
совсем не идущий избенке с ощипанной крышей и с парой тусклых
окошек, — сидят двое охотников-мужиков. Одного из них зовут
Филимоном Слюнкой. Это старик лет 60, бывший дворовый графов
Завалиных, по профессии слесарь, служивший когда-то на
гвоздильной фабрике, прогнанный за пьянство и лень и ныне
живущий на иждивении своей жены-старухи, просящей милостыню. Он
тощ, хил, с облезлой бороденкой, говорит с присвистом и после
каждого слова моргает правой стороной лица и судорожно
подергивает правым плечом. Другой, Игнат Рябов, здоровенный,
плечистый мужик, никогда ничего не делающий и вечно молчащий,
сидит в углу под большой вязкой баранок. Дверь, открытая
вовнутрь, бросает на него густую тень, так что Слюнке и
кабатчику Семену видны только его латаные колени, длинный
мясистый нос и большой чуб, выбившийся на волю из густой,
нечесаной путаницы, покрывающей его голову. Семен, маленький,
болезненный человечек с длинной жилистой шеей и с бледным лицом,
стоит за прилавком, печально глядит на вязку баранок и смиренно
покашливает.
— Ты таперича рассуди в своей голове, ежели в тебе есть ум, —
говорит ему Слюнка, моргая щекой. — Вещь лежит у тебя без
всякого действия, и нет тебе никакой пользы, а нам она надобна.
Охотник без ружья всё равно, что пономарь без голоса. Это
понимать надо в уме, а ты вот, вижу, не понимаешь, стало быть, в
тебе настоящего ума-то и нету... Отдай!
— Ведь ты же заложил у меня ружье! — говорит тоненьким, бабьим
голоском Семен, глубоко вздыхая и не отрывая глаз от вязки
баранок. — Отдай рубль, что взял, тогда и бери ружье.
— Нету у меня рубля. Я тебе, Семен Митрич, как перед богом: дай
ты мне ружье, похожу нынче с Игнашкой и опять тебе его принесу.
Накажи меня бог, принесу. Ежели не принесу, чтоб мне ни на том,
ни на этом свете счастья не было.
— Семен Митрич, дай! — говорит басом Игнат Рябов, и в голосе его
слышится страстное желание получить просимое.
— Да зачем вам ружье? — вздыхает Семен, печально покачивая
головой. — Какая теперь охота? На дворе еще зима и акроме ворон
да галок никакой твари.
— Какая ж зима? Нешто это зима? — говорит Слюнка, выковыривая
пальцем из трубки пепел. — Оно, конечно, рано еще, да ведь
вальшнепа не угадаешь. Вальшнеп такая птица, что его сторожить
нужно. Не ровен час, просидишь дома поджидаючи, ан перелет-то и
прозевал, жди до осени... Такое дело! Вальшнеп не грач... В
прошлом годе на Страстной уж он летел, а в третьем годе до
Фоминой ждать пришлось. Нет, уж ты сделай милость, Семен Митрич,
дай нам ружье! Заставь вечно бога молить. Словно на грех, и
Игнашка свое ружье пропил. Эх, когда пьешь, не чувствуешь, а
таперя... Эх, глядеть бы на нее, на водку проклятую, не хотел!
Истинно, кровь сатанинская! Дай, Семен Митрич!
— Не дам! — говорит Семен, складывая на груди свои желтые ручки,
как перед молитвой. — Надо по совести, Филимонушка... Из заклада
вещь зря не берется, надо деньги платить... Да и то рассуди, к
чему птицу бить? Зачем? Таперя пост, не станешь есть.
Слюнка конфузливо переглядывается с Рябовым, вздыхает и говорит:
— Нам бы только на тяге постоять.
— А зачем? Всё глупости... Не такой ты комплекции, чтоб
глупостями заниматься... Игнашка, так и быть уж, человек
непонимающий, его бог обидел, а ты, слава тебе господи, старик,
умирать пора. Вот ко всенощной бы шел.
Напоминание о старости, видимо, коробит Слюнку. Он крякает,
морщит лоб и молчит целую минуту.
— Послушай ты меня, Семен Митрич! — говорит он горячо,
поднимаясь и уже моргая не одной правой щекой, а всем лицом. —
Истинно, как, перед богом... разрази меня создатель, после
Святой получу от Степана Кузьмича за оси и отдам тебе не руб, а
два! Накажи меня бог! Перед образом тебе говорю, только дай ты
мне ружье!
— Да-ай! — говорит воющим басом Рябов; слышно, как теснится его
дыхание, и чувствуется, что он хотел бы сказать многое, но не
находит слов. — Да-ай!
— Нет, братцы, и не просите, — вздыхает Семен, печально
покачивая головой. — Не вводите в грех. Не дам я вам ружья. Нет
такой моды, чтобы вещь из залога вынимать и денег не платить. Да
и к чему баловство? Идите себе с богом!
Слюнка утирает рукавом вспотевшее лицо и начинает горячо
клясться и просить. Он крестится, протягивает к образу руки,
призывает в свидетели своих покойных отца и мать, но Семен
по-прежнему глядит смиренно на вязку баранок и вздыхает. В конце
концов Игнашка Рябов, дотоле не двигавшийся, порывисто
поднимается и бухает перед кабатчиком земной поклон, но и это не
действует!
— Подавись же ты моим ружьем, сатана! — говорит Слюнка, моргая
лицом и дергая плечами. — Подавись, холера, разбойницкая душа!
Бранясь и потрясая кулаками, он выходит с Рябовым из кабака и
останавливается среди дороги.
— Не дал, проклятый! — говорит он плачущим голосом, обиженно
глядя в лицо Рябова.
— Не дал! — басит Рябов.
Окошки крайних изб, скворечня на кабаке, верхушки тополей и
церковный крест горят ярким золотым пламенем. Видна уже только
половина солнца, которое, уходя на ночлег, мигает, переливает
багрянцем и, кажется, радостно смеется. Слюнке и Рябову видно,
как направо от солнца, в двух верстах от села темнеет лес, как
по ясному небу бегут куда-то мелкие облачки, и они чувствуют,
что вечер будет ясным, тихим.
— Самая пора таперя, — говорит Слюнка, моргнув лицом. — Хорошо
бы постоять часок-другой. Не дал, проклятый, чтоб ему...
— Ежели для тяги, то самое таперя и время... — выговаривает,
заикаясь, как бы через силу, Рябов.
Постояв немного, они, ни слова не говоря друг другу, выходят из
села и глядят на темную полосу леса. Всё небо над лесом усеяно
движущимися черными точками — это грачи летят на ночлег... Снег,
кое-где белеющий на темно-бурой пашне, слегка золотится от
солнца.
— В прошлом годе в эту пору я в Живках стоял, — говорит после
долгого молчания Слюнка. — Трех вальшнепов принес.
Опять наступает молчание. Оба долго стоят и глядят на лес, потом
лениво трогаются с места и идут от села по грязной дороге.
— Надо думать, вальшнепа еще не прилетали, — говорит Слюнка. — А
может, уж и есть.
— Костька сказывал, что еще нету.
— Может, и нету... Кто их знает! Год в год не приходится. Одначе
грязь!
— А постоять надо бы.
— Стало быть, надо! Отчего не постоять? Постоять можно. Оно бы
не мешало пойти в лес поглядеть. Ежели есть, Костьке скажем, а
то и сами, может, достанем ружье и завтра выйдем. Эка напасть,
прости господи, надоумил же меня нечистый ружье в кабак снести!
Этакое горе, что и сказать тебе, Игнаша, не умею!
Беседуя таким образом, охотники подходят к лесу. Солнце уже село
и оставило после себя красную, как пожарное зарево, полосу,
перерезанную кое-где облаками; цвет этих облаков не поймешь:
края их красны, но сами они то серы, то лиловы, то пепельны. В
лесу между густыми ветвями елей и под кустами березняка темно, и
в воздухе ясно вырисовываются только крайние, обращенные к
солнцу ветки с их пузатыми почками и лоснящейся корой. Пахнет
тающим снегом и перегнивающими листьями. Тихо, ничто не
шевелится. Издали доносится утихающий крик грачей.
— Теперь бы в Живках постоять, — шепчет Слюнка, с ужасом глядя
на Рябова. — Там важная тяга.
Рябов тоже с ужасом глядит на Слюнку, не мигая и раскрыв рот.
— Славное время, — говорит дрожащим шёпотом Слюнка. — Хорошую
весну господь посылает... А надо думать, вальшнепа уже есть...
Отчего им не быть... День теперь стоит теплый... Поутру журавли
летели — видимо-невидимо!
Слюнка и Рябов, осторожно шлепая по талому снегу и увязая в
грязи, проходят по краю леса шагов двести и останавливаются.
Лица их выражают испуг и ожидание чего-то страшного,
необыкновенного. Они стоят как вкопанные, молчат, не шевелятся,
и руки их постепенно принимают такое положение, как будто они
держат ружья с взведенными курками...
Большая тень ползет слева и заволакивает землю. Наступают
вечерние сумерки. Если поглядеть направо, то сквозь кусты и
стволы деревьев видны багровые пятна зари. Тихо и сыро...
— Не слыхать, — шепчет Слюнка, пожимаясь от холода и всхлипывая
своим озябшим носиком.
Но, испугавшись своего шёпота, он грозит кому-то пальцем, делает
большие глаза и сжимает губы. Слышится легкий треск. Охотники
значительно переглядываются и взглядами сообщают друг другу, что
это пустяки, трещит сухая веточка или кора. Вечерняя тень всё
растет и растет, багряные пятна мало-помалу тускнеют, и сырость
становится неприятною. Долго стоят охотники, но ничего они не
слышат и не видят. Каждое мгновение ждут они, что вот-вот
пронесется в воздухе тонкий свист, послышится торопливое
карканье, похожее на кашель осипшего детского горла, хлопанье
крыльев.
— Нет, не слыхать! — говорит вслух Слюнка, опуская руки и
начиная мигать глазами. — Знать, не прилетали еще.
— Рано!
— То-то, что рано...
Охотники не видят лиц друг друга. Воздух темнеет быстро.
— Деньков пять еще подождать, — говорит Слюнка, выходя с Рябовым
из-за куста. — Рано!
Оба идут домой и молчат всю дорогу.