Антон Чехов - Драма (1887)
о произведенииАудиокнига "Драма" А.П. Чехова
— Павел Васильич, там какая-то дама пришла,
вас спрашивает, — доложил Лука. — Уж целый час дожидается...
Павел Васильевич только что позавтракал. Услыхав о даме, он
поморщился и сказал:
— Ну ее к чёрту! Скажи, что я занят.
— Она, Павел Васильич, уже пять раз приходила. Говорит, что
очень нужно вас видеть... Чуть не плачет.
— Гм... Ну, ладно, проси ее в кабинет.
Павел Васильевич не спеша надел сюртук, взял в одну руку перо, в
другую — книгу и, делая вид, что он очень занят, пошел в
кабинет. Там уже ждала его гостья — большая полная дама с
красным, мясистым лицом и в очках, на вид весьма почтенная и
одетая больше чем прилично (на ней был турнюр с четырьмя
перехватами и высокая шляпка с рыжей птицей). Увидев хозяина,
она закатила под лоб глаза и сложила молитвенно руки.
— Вы, конечно, не помните меня, — начала она высоким мужским
тенором, заметно волнуясь. — Я... я имела удовольствие
познакомиться с вами у Хруцких... Я — Мурашкина...
— А-а-а... мм... Садитесь! Чем могу быть полезен?
— Видите ли, я... я... — продолжала дама, садясь и еще более
волнуясь. — Вы меня не помните... Я — Мурашкина... Видите ли, я
большая поклонница вашего таланта и всегда с наслаждением читаю
ваши статьи... Не подумайте, что я льщу, — избави бог, — я
воздаю только должное... Всегда, всегда вас читаю! Отчасти я
сама не чужда авторства, то есть, конечно... я не смею называть
себя писательницей, но... все-таки и моя капля меда есть в
улье... Я напечатала разновременно три детских рассказа, — вы не
читали, конечно... много переводила и... и мой покойный брат
работал в «Деле».
— Так-с... э-э-э... Чем могу быть полезен?
— Видите ли... (Мурашкина потупила глаза и зарумянилась.) Я знаю
ваш талант... ваши взгляды, Павел Васильевич, и мне хотелось бы
узнать ваше мнение, или, вернее... попросить совета. Я, надо вам
сказать, pardon pour l’expression1, разрешилась от бремени
драмой, и мне, прежде чем посылать ее в цензуру, хотелось бы
узнать ваше мнение.
Мурашкина нервно, с выражением пойманной птицы, порылась у себя
в платье и вытащила большую жирную тетрадищу.
Павел Васильевич любил только свои статьи, чужие же, которые ему
предстояло прочесть или прослушать, производили на него всегда
впечатление пушечного жерла, направленного ему прямо в
физиономию. Увидев тетрадь, он испугался и поспешил сказать:
— Хорошо, оставьте... я прочту.
— Павел Васильевич! — сказала томно Мурашкина, поднимаясь и
складывая молитвенно руки. — Я знаю, вы заняты... вам каждая
минута дорога, и я знаю, вы сейчас в душе посылаете меня к
чёрту, но... будьте добры, позвольте мне прочесть вам мою драму
сейчас... Будьте милы!
— Я очень рад... — замялся Павел Васильевич, — но, сударыня,
я... я занят... Мне... мне сейчас ехать нужно.
— Павел Васильевич! — простонала барыня, и глаза ее наполнились
слезами. — Я жертвы прошу! Я нахальна, я назойлива, но будьте
великодушны! Завтра я уезжаю в Казань, и мне сегодня хотелось бы
знать ваше мнение. Подарите мне полчаса вашего внимания...
только полчаса! Умоляю вас!
Павел Васильевич был в душе тряпкой и не умел отказывать. Когда
ему стало казаться, что барыня собирается зарыдать и стать на
колени, он сконфузился и забормотал растерянно:
— Хорошо-с, извольте... я послушаю... Полчаса я готов.
Мурашкина радостно вскрикнула, сняла шляпку и, усевшись, начала
читать. Сначала она прочла о том, как лакей и горничная, убирая
роскошную гостиную, длинно говорили о барышне Анне Сергеевне,
которая построила в селе школу и больницу. Горничная, когда
лакей вышел, произнесла монолог о том, что ученье — свет, а
неученье — тьма; потом Мурашкина вернула лакея в гостиную и
заставила его сказать длинный монолог о барине-генерале, который
не терпит убеждений дочери, собирается выдать ее за богатого
камер-юнкера и находит, что спасение народа заключается в
круглом невежестве. Затем, когда прислуга вышла, явилась сама
барышня и заявила зрителю, что она не спала всю ночь и думала о
Валентине Ивановиче, сыне бедного учителя, безвозмездно
помогающем своему больному отцу. Валентин прошел все науки, но
не верует ни в дружбу, ни в любовь, не знает цели в жизни и
жаждет смерти, а потому ей, барышне, нужно спасти его.
Павел Васильевич слушал и с тоской вспоминал о своем диване. Он
злобно оглядывал Мурашкину, чувствовал, как но его барабанным
перепонкам стучал ее мужской тенор, ничего не понимал и думал:
«Чёрт тебя принес... Очень мне нужно слушать твою чепуху!.. Ну,
чем я виноват, что ты драму написала? Господи, а какая тетрадь
толстая! Вот наказание!»
Павел Васильевич взглянул на простенок, где висел портрет его
жены, и вспомнил, что жена приказала ему купить и привезти на
дачу пять аршин тесьмы, фунт сыру и зубного порошку.
«Как бы мне не потерять образчик тесьмы, — думал он. — Куда я
его сунул? Кажется, в синем пиджаке... А подлые мухи успели-таки
засыпать многоточиями женин портрет. Надо будет приказать Ольге
помыть стекло... Читает XII явление, значит, скоро конец первого
действия. Неужели в такую жару, да еще при такой корпуленции,
как у этой туши, возможно вдохновение? Чем драмы писать, ела бы
лучше холодную окрошку да спала бы в погребе...»
— Вы не находите, что этот монолог несколько длинен? — спросила
вдруг Мурашкина, поднимая глаза.
Павел Васильевич не слышал монолога. Он сконфузился и сказал
таким виноватым тоном, как будто не барыня, а он сам написал
этот монолог:
— Нет, нет, нисколько... Очень мило...
Мурашкина просияла от счастья и продолжала читать:
— «Анна. Вас заел анализ. Вы слишком рано перестали жить сердцем
и доверились уму. — Валентин. Что такое сердце? Это понятие
анатомическое. Как условный термин того, что называется
чувствами, я не признаю его. — Анна (смутившись). А любовь?
Неужели и она есть продукт ассоциации идей? Скажите откровенно:
вы любили когда-нибудь? — Валентин (с горечью). Не будем трогать
старых, еще не заживших ран (пауза). О чем вы задумались? —
Анна. Мне кажется, что вы несчастливы».
Во время XVI явления Павел Васильевич зевнул и нечаянно издал
зубами звук, какой издают собаки, когда ловят мух. Он испугался
этого неприличного звука и, чтобы замаскировать его, придал
своему лицу выражение умилительного внимания.
«XVII явление... Когда же конец? — думал он. — О, боже мой! Если
эта мука продолжится еще десять минут, то я крикну караул...
Невыносимо!»
Но вот наконец барыня стала читать быстрее и громче, возвысила
голос и прочла: «Занавес».
Павел Васильевич легко вздохнул и собрался подняться, но тотчас
же Мурашкина перевернула страницу и продолжала читать:
— «Действие второе. Сцена представляет сельскую улицу. Направо
школа, налево больница. На ступенях последней сидят поселяне и
поселянки».
— Виноват... — перебил Павел Васильевич. — Сколько всех
действий?
— Пять, — ответила Мурашкина и тотчас же, словно боясь, чтобы
слушатель не ушел, быстро продолжала: «Из окна школы глядит
Валентин. Видно, как в глубине сцены поселяне носят свои пожитки
в кабак».
Как приговоренный к казни и уверенный в невозможности
помилования, Павел Васильевич уж не ждал конца, ни на что не
надеялся, а только старался, чтобы его глаза не слипались и
чтобы с лица не сходило выражение внимания... Будущее, когда
барыня кончит драму и уйдет, казалось ему таким отдаленным, что
он и не думал о нем.
— Тру-ту-ту-ту... — звучал в его ушах голос Мурашкиной. —
Тру-ту-ту... Жжжж...
«Забыл я соды принять, — думал он. — О чем, бишь, я? Да, о
соде... У меня, по всей вероятности, катар желудка...
Удивительно: Смирновский целый день глушит водку, и у него до
сих пор нет катара... На окно какая-то птичка села...
Воробей...»
Павел Васильевич сделал усилие, чтобы разомкнуть напряженные,
слипающиеся веки, зевнул, не раскрывая рта, и поглядел на
Мурашкину. Та затуманилась, закачалась в его глазах, стала
трехголовой и уперлась головой в потолок...
— «Валентин. Нет, позвольте мне уехать... — Анна (испуганно).
Зачем? — Валентин (в сторону). Она побледнела! (Ей). Не
заставляйте меня объяснять причин. Скорее я умру, но вы не
узнаете этих причин. — Анна (после паузы). Вы не можете
уехать...»
Мурашкина стала пухнуть, распухла в громадину и слилась с серым
воздухом кабинета; виден был только один ее двигающийся рот;
потом она вдруг стала маленькой, как бутылка, закачалась и
вместе со столом ушла в глубину комнаты...
— «Валентин (держа Анну в объятиях). Ты воскресила меня, указала
цель жизни! Ты обновила меня, как весенний дождь обновляет
пробужденную землю! Но... поздно, поздно! Грудь мою точит
неизлечимый недуг...»
Павел Васильевич вздрогнул и уставился посоловелыми, мутными
глазами на Мурашкину; минуту глядел он неподвижно, как будто
ничего не понимая...
— «Явление XI. Те же, барон и становой с понятыми... Валентин.
Берите меня! — Анна. Я его! Берите и меня! Да, берите и меня! Я
люблю его, люблю больше жизни! — Барон. Анна Сергеевна, вы
забываете, что губите этим своего отца...»
Мурашкина опять стала пухнуть... Дико осматриваясь, Павел
Васильевич приподнялся, вскрикнул грудным, неестественным
голосом, схватил со стола тяжелое пресс-папье и, не помня себя,
со всего размаха ударил им по голове Мурашкиной...
— Вяжите меня, я убил ее! — сказал он через минуту вбежавшей
прислуге.
Присяжные оправдали его.