"Ягуб Скупалов, или исправленный муж" - Дельвиг Антон
  НРАВСТВЕННО-САТИРИЧЕСКИЙ РОМАН
СОВРЕМЕННЫХ НРАВОВ. В ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ.
М., в тип. С. Селивановского, 1830. (В 12-ю д. л., в 1-й ч. VIII,  146,
во2-й ч. 146, в 3-й ч. 123, в 4-й ч. 127 стр.)
 Издатель "Литературной газеты" получил возражение  на  рецензию  романа
  {1} "Ягуб Скупалов", помещенную в 6-м N "Московского телеграфа" сего года. С
  сожалением  он  увидел,  что  антикритик,   без   сомнения,   приученный   к
  беспрерывным и личным враждам прочих русских  журналистов,  и  его  полагает
  найти с легко раздражаемым самолюбием, заставляющим нас часто,  назло  своих
  мечтательных соперников, а  более  назло  здравого  смысла,  называть  белое
  черным,  черное  белым.  Рассудительные  читатели  "Литературной  газеты"  с
  первого и по нынешний номер, вероятно, не видали пристрастия в ее суждениях.
  Так и ныне мы не можем не согласиться с рецензентом "Московского телеграфа".
  Роман "Ягуб  Скупалов"  -  не  нравственный,  не  сатирический  и  не  верно
  описывающий современные нравы, - а просто дурной, едва ли не худший из  всех
  дурных русских  романов,  начиная  с  "Несчастного  Никанора"  и  до  "Ивана
  Выжигина" включительно.
  Защитник "Ягуба Скупалова"  старается  доказать,  что  он  был  написан
  прежде романов Нарежного и романа "Иван Выжигин". Если бы это было и правда,
  то все бы ни к чему не послужило. За введение нового рода в литературу  нашу
  правительство не дает привилегий, в силу которых  вводителю  позволялось  бы
  целые десять лет быть лучшим в этом роде. Дурное сочинение все будет  дурно,
  прежде ли, после ли всех оно написано. Тредьяковский первый в России сочинил
  эпопею, и право первенства нисколько не спасло его от насмешек, до  сих  пор
  преследующих его "Телемахиду".  Тот  же  Тредьяковский  доказывал  в  ученых
  диссертациях, что для эпопеи лучший стих есть гекзаметр, и издал риторику  и
  пиитику, в которых собрал много полезных правил и замечаний  из  европейских
  риторов и учителей поэзии: за это просвещенное потомство не  откажет  ему  в
  уважении. Но возвратимся к роману "Ягуб Скупалов".
  Защитник его сожалеет, что  сей  роман  в  письмах,  говоря,  "что  это
  слишком пахнет романами минувшего века, а ныне, когда  потребности  читающей
  публики изменились, должно  удовлетворять  оной  предметами,  сообразными  с
  направлением духа времени". Мысли ложные! Никакой род  в  руках  мастера  не
  стар так же, как хорошие романы прошлого века не стары для нынешнего  и  для
  всего просвещенного будущего. Сколько уже прошло столетий  с  тех  пор,  как
  Апулей написал роман "Золотой  осел",  а  его  и  ныне  прочтешь  с  тем  же
  удовольствием, с каким читаешь романы Валтера Скотта  и  повести  Вашингтона
  Ирвинга. Сервантес, Лесаж, Ричардсон, Фильдинг, Смоллет  и  Гольдсмит  будут
  всегда  хороши,  несмотря  на  появление  новых  родов   и   новых   гениев.
  Литературная  республика  не  сходна  с  азиатскими  монархиями,  в  которых
  повелитель, чтобы спокойно властвовать, должен задушить братьев. В ней  всем
  талантам простор, для  всякого  круг  действий  велик  и  независим;  каждый
  славными трудами укрепляет за собою толпу почитателей, в то же  время  ни  у
  кого их не отнимая. Творите в добрый час, покоряйте вашим талантом  внимание
  сограждан, и ни один достойный соперник ваш не встретит вас недружелюбно. Но
  если вы хотите иметь успех совершенный, то пишите не спеша и  думайте  не  о
  денежных выгодах,  а  о  соблюдении  всех  требований  вашего  искусства.  В
  противном случае будьте довольны хорошею распродажей вашего  произведения  и
  не сердитесь на неодобрение судей. Не читайте приговоров их;  а  в  утешение
  спрашивайте не у коротких, но чиновных знакомых мнения о вашей книге. Мы вам
  предсказываем  наперед  самые  лестные  похвалы;  и  заметьте,  чем   важнее
  государственный человек {2}, вами спрашиваемый, тем более он  похвалит  вас.
  Пускай злые люди припишут это его учтивости: вам какая  нужда  верить  таким
  толкованиям?