"Ягуб Скупалов, или исправленный муж" - Дельвиг Антон
НРАВСТВЕННО-САТИРИЧЕСКИЙ РОМАН
СОВРЕМЕННЫХ НРАВОВ. В ЧЕТЫРЕХ ЧАСТЯХ.
М., в тип. С. Селивановского, 1830. (В 12-ю д. л., в 1-й ч. VIII, 146,
во2-й ч. 146, в 3-й ч. 123, в 4-й ч. 127 стр.)
Издатель "Литературной газеты" получил возражение на рецензию романа
{1} "Ягуб Скупалов", помещенную в 6-м N "Московского телеграфа" сего года. С
сожалением он увидел, что антикритик, без сомнения, приученный к
беспрерывным и личным враждам прочих русских журналистов, и его полагает
найти с легко раздражаемым самолюбием, заставляющим нас часто, назло своих
мечтательных соперников, а более назло здравого смысла, называть белое
черным, черное белым. Рассудительные читатели "Литературной газеты" с
первого и по нынешний номер, вероятно, не видали пристрастия в ее суждениях.
Так и ныне мы не можем не согласиться с рецензентом "Московского телеграфа".
Роман "Ягуб Скупалов" - не нравственный, не сатирический и не верно
описывающий современные нравы, - а просто дурной, едва ли не худший из всех
дурных русских романов, начиная с "Несчастного Никанора" и до "Ивана
Выжигина" включительно.
Защитник "Ягуба Скупалова" старается доказать, что он был написан
прежде романов Нарежного и романа "Иван Выжигин". Если бы это было и правда,
то все бы ни к чему не послужило. За введение нового рода в литературу нашу
правительство не дает привилегий, в силу которых вводителю позволялось бы
целые десять лет быть лучшим в этом роде. Дурное сочинение все будет дурно,
прежде ли, после ли всех оно написано. Тредьяковский первый в России сочинил
эпопею, и право первенства нисколько не спасло его от насмешек, до сих пор
преследующих его "Телемахиду". Тот же Тредьяковский доказывал в ученых
диссертациях, что для эпопеи лучший стих есть гекзаметр, и издал риторику и
пиитику, в которых собрал много полезных правил и замечаний из европейских
риторов и учителей поэзии: за это просвещенное потомство не откажет ему в
уважении. Но возвратимся к роману "Ягуб Скупалов".
Защитник его сожалеет, что сей роман в письмах, говоря, "что это
слишком пахнет романами минувшего века, а ныне, когда потребности читающей
публики изменились, должно удовлетворять оной предметами, сообразными с
направлением духа времени". Мысли ложные! Никакой род в руках мастера не
стар так же, как хорошие романы прошлого века не стары для нынешнего и для
всего просвещенного будущего. Сколько уже прошло столетий с тех пор, как
Апулей написал роман "Золотой осел", а его и ныне прочтешь с тем же
удовольствием, с каким читаешь романы Валтера Скотта и повести Вашингтона
Ирвинга. Сервантес, Лесаж, Ричардсон, Фильдинг, Смоллет и Гольдсмит будут
всегда хороши, несмотря на появление новых родов и новых гениев.
Литературная республика не сходна с азиатскими монархиями, в которых
повелитель, чтобы спокойно властвовать, должен задушить братьев. В ней всем
талантам простор, для всякого круг действий велик и независим; каждый
славными трудами укрепляет за собою толпу почитателей, в то же время ни у
кого их не отнимая. Творите в добрый час, покоряйте вашим талантом внимание
сограждан, и ни один достойный соперник ваш не встретит вас недружелюбно. Но
если вы хотите иметь успех совершенный, то пишите не спеша и думайте не о
денежных выгодах, а о соблюдении всех требований вашего искусства. В
противном случае будьте довольны хорошею распродажей вашего произведения и
не сердитесь на неодобрение судей. Не читайте приговоров их; а в утешение
спрашивайте не у коротких, но чиновных знакомых мнения о вашей книге. Мы вам
предсказываем наперед самые лестные похвалы; и заметьте, чем важнее
государственный человек {2}, вами спрашиваемый, тем более он похвалит вас.
Пускай злые люди припишут это его учтивости: вам какая нужда верить таким
толкованиям?