"Классик и романтик, или не в том сила" - Дельвиг Антон
 КОМЕДИЯ В ОДНОМ ДЕЙСТВИИ, В СТИХАХ. СОЧ<ИНЕНИЕ> КОНСТАНТИНА МОСАЛЬСКОГО.
СПб., в тип. Департ. внешней торговли, 1830. (52 стр. в 8-ю д. л.)
 На зло благомыслящим читателям борьба русских классиков и романтиков не
  утихает. Вряд ли  Троянская  война  столько  длилась  и  была  сопровождаема
  подобным жаром. Нельзя  даже  предвидеть  окончания  сим  прениям.  В  наших
  Ахиллесах заметно более остервенения, чем знания дела. Это  важные  политики
  немецких клубов, за пивом обсуживающие действия французов, взявших Алжир без
  их позволения. Это люди какого-то особенного мира, в котором  течет  доброе,
  бархатное пиво, а не время, поминутно обогащающее нас и  новыми  опытами,  и
  новыми идеями. Наши классики лет с тридцать учат литературе по одним  и  тем
  же  тетрадкам;  наши  романтики,  справедливо  осуждая   их   неподвижность,
  несправедливо гордятся незнанием оных тетрадок,  без  коих  две-три  хотя  и
  новые, но не пережеванные мысли ни к чему им не  служат,  разве  к  большему
  омрачению слабого ума, дарованного им не всегда щедрою  природою.  Бывали  у
  нас литературные споры, но спорщики были люди, отличные или  необыкновенными
  талантами,  или  хорошею   ученостию.   Война   Ломоносова,   Сумарокова   и
  Тредьяковского объяснила и определила многое в языке русском и потому  имела
  добрые следствия. Состязания о старом и новом слоге  {1},  после  нескольких
  литературных  соборов,  кончились  полезно  и  удовлетворительно  для  обеих
  сторон. Но вспомните, кто были  и  в  сем  прении  предводителями?  Довольно
  указать на почтенного  председателя  Академии  Российской  и  на  Карамзина,
  славою которого гордятся все истинные русские. Кто же спорит о классицизме и
  романтизме? Люди, которые никогда не были  и  не  будут  ни  классиками,  ни
  романтиками; журналисты, равнодушные так же  к  старому,  как  и  к  новому,
  неравнодушные только к числу своих  подписчиков.  Елена  их  не  есть  общая
  польза: они бьются, позабыв и стыд, и пристойность,  из  желания  уничтожить
  своих  товарищей  и  попасть  в  монополисты  литературные.  Это  война  ос,
  нападающих на пчелиные ульи, богатые медом, а не спор старого поколения,  по
  законам  природы  остановившегося  при  запасе  им  собранных  мыслей  и  не
  понимающего, каким образом новое поколение может идти далее.  -  Не  замечая
  сих Мирмидонов,  наша  литература  видимо  усовершенствуется.  Наши  хорошие
  писатели советуются с просвещением века,  изучают  красоты  в  произведениях
  славных своих предшественников, и нет в поэзии рода ни древнего, ни  нового,
  в  котором  бы  они  не  пробовали  сил  своих  и  не  заслужили   одобрения
  просвещенных  читателей.  Видя  в  настоящем  положении  и  счастливый   ход
  литературы нашей, и жалкие  драки  наших  журналистов,  читатель,  вероятно,
  полагает, что в комедии, нами разбираемой,  выведены  два  журналиста,  один
  старик, другой молодой. Старый вышел из моды, потому что он  остановился  на
  правилах своего Аристотеля, как голова  его  осталась  в  парике  и  ноги  в
  сапогах с кисточками; молодой же отбил  у  него  легкомысленных  подписчиков
  модными картинками {2} и уверениями, что он идет рядом с веком,  и  на  беду
  еще влюбился в дочь огорченного Классика. Девушка не прочь от такого жениха.
  Она любит, наряжаться, а будущий муж ее, издатель модного журнала, за каждое
  объявление о новых материях, шляпках, перчатках и пр. получает от  продавцев
  значительные образчики в подарок. Как отказаться от такого обладания? Она во
  что бы то ни стало решается успокоить классический гнев отца и  осчастливить
  Романтика. После нескольких смешных сцен ей все удается, и комедия кончится.
  - Так или иначе, но все из  предмета  войны  наших  классиков  и  романтиков
  следовало составить эту комедию. Г-н Мосальский не  захотел  воспользоваться
  тем, что ему само ложилось под перо. Происшествие комедии его ни на  что  не
  похоже; не наблюдения и опытность помогали ему созидать характеры:  нет!  он
  сам объявляет  в  28  N  "Сына  отечества",  что  в  комедии  его  все  лица
  вымышленные, и тем еще хвалится. Вот почему  герои  его  более  созданы  для
  жительства в желтом доме, чем для какой-либо сцены. Потому же дурны и актеры
  повести "Терпи, казак, - атаман будешь", несмотря что в "Северных цветах  на
  1830 год" О. М. Сомов  ничего  о  ней  не  сказал  дурного.  Но  если  бы  в
  "Обозрении" "Северных цветов" и была похвалена повесть г-на Мосальского, все
  бы это не помешало издателю "Северных цветов" и "Литературной газеты"  иметь
  свое мнение и объявлять оное. Стихи и в  повести  и  в  комедии  дурны.  Кто
  захочет поверить сие  замечание,  тот  может  отыскать  в  "Северной  пчеле"
  нынешнего года напоказ напечатанный отрывок из повести "Терпи, казак"  и  пр
  {4}. Рецензент журнала "Галатеи", разбирая  комедию  "Классик  и  Романтик",
  удачно выписал из нее два стиха, из коих заключающий пьесу
В уме, в таланте - вот в чем сила
может послужить правилом для будущих комиков, а первый
Тьфу пропасть! толку не добьешься
кратким отчетом о разбираемом сочинении {5}.