А.А. Фет - Письма - Л. И. Толстому - 28 апреля 1878 г. Будановка.




У нас полон дом гостей, и я пользуюсь свободной минутой, чтобы отвести
душу и сказать Вам, дорогой Лев Николаевич, несколько слов. Жду 15 мая, а
может быть, и раньшего срока и наперед испрашиваю у графини Софьи Андреевны
позволения привезти брата Петра Афанасьевича на денек. Это его, бедняка,
освежит надолго, как и меня. Знаю, что отказать в подобной просьбе неловко.
Но если Вы промолчите, то я отклоню его приезд, хотя он, то есть брат, в
очень хорошем расположении духа. Дело в том, что и он разделяет мою любовь к
Вам обоим, таким, каким мы Вас знаем. Извините заранее, если Не сумею
сказать то, что бы хотел.
Дня 2 по получении Вашего последнего письма о Ренане {1} у меня все
было ясно, и жаль, что я тогда не написал того, что теперь, второпях, как-то
разбросалось клоками.
Помню, что хотел сказать, что с Вашей точки совершенно с Вами согласен,
что суть в зерне и хлебе, а не в соломе, хоботье и т. д. Но дело в том, что
Евангелие такая книга, которую читающие ее 100 раз не умеют ни запомнить, ни
связать в своем представлении. По крайней мере, так до сих пор было со мной.
Я когда-то получил по 5 из закона божия и затем из богословия - и я до сих
пор довольно твердо умею смотреть в казенные богословские очки. К сожалению,
еще на 2 курсе университета, когда уже мне в жизни не приходилось
возвращаться к казенному богословию, очки эти разбил у меня на носу
вдребезги Штраус {2}, и Вольтер нисколько не способствовал их возрожденью.
Приходилось мне не раз с тех пор перечитывать Евангелие, и я уже без очков
ничего не мог прочесть и видел только всюду те противоречья, на которые с
такой беспощадностью указывал Штраус, хотя бы на въезд в Ерусалим на двух
ослах разом: на осля и жеребя сына подъяремнича. Высокое учение любви -
ненависть. Индейская религия учит любить не только людей и скотов, но даже
нечистых насекомых.
То, что говорили казенщики, что древний мир, то есть Рим (империя),
погибал от разврата и нужно было возродить этот мир, - история не детская, а
настоящая, - мне указывает, что вселенная только и благоденствовала при
императорах, как уже род человеческий не блаженствовал ни до, ни после
империи. Что зке это такое, какое же это явление? В чем его всепобедная сила
или, по крайней мере, если не всепобедная, то могучая, которая из секты
иудейской превратилась в веру общечеловеческую?
Эти вопросы возникают сами собой, и ответы на них, очевидно, могут быть
различны и только гадательны. И мне кажется, что один из них это новизна
проповеди об духовном уничижении, то есть проповеди в блаженствах.
Таких мыслей я нигде не встречал и не могу не дивиться их глубокому
значению. Говорю прямо: до Ренана у меня был хаос в голове, не связанный
никаким единством представления. Прочитав Левина, я могу догадаться, что он
любил есть, пить, курить. Но, если бы я прочел, что был Левин, который
пришел, сел на стул, обрезал себе ногти, насыпал перцу на котлетку и сказал:
люблю уж их и не люблю грифельных досок и т. д., то я, прочитав целый том,
не составил бы себе никакого понятия, а если б эти факты передавали 4
человека и все вразлад, то я бы и совсем стал в тупик. Вы сами указываете на
закон, писанный в сердцах. Ergo в нем все дело. Не Павел ли сказал "ныне
разумеем как зерцалом в гадании, тогда же узнаем лицом к лицу"? Я так много
и упорно глядел в зерцало, - что и гадать не смею. Ich kann nicht anders.
Gott, helf mir {Иначе я не могу. Да поможет мне бог (нем.).}.

Преданный Вам А. Шеншин.

Буду телеграфировать, но куда, на Козловку или Ясенки?