А.А. Фет - Письма - А. Л. Бржеской - 28 марта 1879 г.Будановка.




...meine Geister gleich in Augenblicke
Sturmend uber meines Lebens Brucke
Wenn ich dich erblicke

Schiller {1}.

Мог бы я сказать по отношению к Вашим строкам, которые всякий раз
производят такой же напор разнообразнейших мыслей на духовном мосту моей
жизни. Вот почему мои письма к Вам бывают и так многословны и так хаотичны.
Но что же делать? Для меня только то отношение интересно, при котором я могу
или с пользой учить, или учиться. Остальное для меня хоть трава не расти.
Вами я так горячо дорожу, потому что не знаю другого человека, у которого бы
мог и желал учиться. А у Вас чувствую, что уже научился многому. Как это
делается? Не спрашивайте. Но я, например, сегодня утром проигрывал на
бильярде и внутренно не волновался и не негодовал на свою неумелость, и
этому научился у Вас или у Вашего идеала, сидящего в моей душе.
Обрадовало меня Ваше письмо несказанно. А то я думал уж, не оскорбился
ли он чем? Но опять подумал, с его умом невозможно, чтобы он мог распущенную
болтовню истолковывать - в неблагоприятном для моих намерений мысли.
Я перед ним чист, как дистиллированная капля воды. Неужели мне и от
него скрываться и манерничать? Это значит лгать духовнику. Но тогда какой же
смысл в исповеди? Люблю я Вас обоих потому, что ценю каждого отдельно и
обоих вместе. Нельзя от Милосской требовать плеч дискобола, а от дискобола
мягкость очертаний Милосской. Это противоречие in adjecto {Между
определением и определяемым словом (лат.).}. Если бы Вы повторяли морально
Софью Андреевну, Вы бы не были и тенью Льва Толстого, а повторяй она Вас, то
в ее атмосфере мухи бы умирали от ужаса. Каждому бог дает свое и знает, что
дать. Беда, когда он ничего не дает, кроме живой тени. Стихотворение
Полонского к Грибоедовой очень мило и поэтично. Но Майкова "Радойца" (с
далматского) ужасно и пустотой, и безвкусием, и безмыслием {2}. У людей ума
и без того мало, но когда туда примешивается мода - прощай!!
Я почти не выхожу из дому. Два раза был только на новом хуторе, где
копают колодец и строют усадьбу. Чибиса прилетели. Можно ждать вальдшнепов.
Русскому религиозному человеку нельзя не побывать в Киеве. Этого
никакое описание не передаст. Тут прямо православие из греческого источника
за 900 лет и воочию мозаика греческих художников, как вчера работанные. А
пещеры? Невольно живешь с этими основателями всего духовного здания. Под
землей время прошло незаметно, в безразличии дня и ночи.
Не говоря о наших праздных экипажах, на Будановке постоянно 2 коляски
за 1 рубль до Воробьевки.
Шопенгауэр подвигается, но в последнее время слабость глаз не дозволяет
ни долго писать, ни читать. Это ужасно обидно.
Тургенев вернулся в Париж, вероятно, с деньгами брата и
облагодетельствовав Россию, то есть пустив по миру своих крестьян,
побывавших в когтях Кишинского {2}, порубив леса, вспахав землю, разорив
строения и размотав до шерстинки скотину. Этот любит Россию.
Другой роет в безводной степи колодец, сажает лес, сохраняет леса и
сады, разводит высокие породы животных и растений, дает народу заработки -
этот не любит России и враг прогресса.
На днях написал:

Глубь небес опять ясна... (см. т. 1).

Будьте здоровы и не забывайте того, кому Вы нравственно необходимы. Мы
оба с женой приносим графине усердные поздравления и пожелания к светлому
дню.

Ваш Шеншин.

Ждем Федора Федоровича на святой. Он говорит: "Der Graf ist manches mal
murrisch; aber die Grafin nie im Gegenteil" {Граф иногда бывает в дурном
настроении, но графиня, напротив, - никогда (нем.).}.