Это было невеселое октябрьское утро, когда с неба сыпался
крупный
снег, но все-таки зимы еще не было, так как о мостовую громко
стучали
колеса и снег, падавший на длинное, как халат, пальто, скоро
таял и
превращался в мелкие капельки. Костя Шульц, ученик первого
класса, был
невесел. Виновата была в этом отчасти погода, отчасти "Мартышка
и очки";
он не успел выучить наизусть этой басни и воображал теперь, как
в классе
подойдет к нему учитель русского языка, высокий, полный господин
в очках
и, ставши так близко, что до мельчайших точек видны будут и
пуговки на его
жилетке, и цепочка с сердоликом, скажет тенором: "Чего-с? Не
выучили-с?"
Отчасти была виновата в этом и няня. Перед уходом в гимназию он
нагрубил
няне и, чтобы досадить ей, не взял с собою котлеты на завтрак и
теперь
жалел об этом, так как ему уже хотелось кушать. Вот уж в конце
улицы
показалась гимназия... У часового мастера на окне без двадцати
девять. У
Кости неприятно сжалось сердце. Господи боже мой, какая
перемена! В
августе, когда мама водила его на приемный экзамен, и в первые
дни, когда
начиналось учение, как он рвался в гимназию, как мечтал, как
скучал в
праздники, а теперь, в октябре, все это уже тяжело, сурово,
холодно!
Впереди через три дома идет в гимназию учитель математики Сергей
Семеныч,
в цилиндре и в высоких кожаных калошах, солидных на вид и
которые, как
кажется, строго и неумолимо скребут по тротуару. Сколько мог
взять
сапожник за эти калоши, и думал ли он, когда шил их, что они
будут так
хорошо выражать характер человека, который их теперь носит?