Словарь о святых - А.С.Пушкин
прославленных в российской церкви, и о некоторых сподвижниках
благочестия местночтимых. 1836 г. СПб.
В наше время главный недостаток, отзывающийся во всех почти ученых
произведениях, есть отсутствие труда. Редко случается критике указывать на
плоды долгих изучений и терпеливых разысканий. Что же из того происходит?
Наши так называемые ученые принуждены заменять существенные достоинства
изворотами более или менее удачными: порицанием предшественников, новизною
взглядов, приноровлением модных понятий к старым давно известным предметам и
пр. Таковые средства (которые, в некотором смысле, можно назвать
шарлатанством) не подвигают науки ни на шаг, поселяют жалкий дух сомнения и
отрицания в умах незрелых и слабых и печалят людей истинно ученых и
здравомыслящих.
"Словарь о святых" не принадлежит к числу опрометчивых и скороспелых
произведений, наводняющих наши книжные лавки. Отчетливость в предварительных
изысканиях, полнота в совершении предпринятого труда поставили сию книгу
высоко во мнении знающих людей. Издатель на своем поприще имел
предшественником Новикова, напечатавшего в 1784 году "Опыт Исторического
словаря о всех в истинной православной вере святою непорочною жизнию
прославившихся святых мужах". С того времени прошло более пятидесяти лет;
средства и источники умножились; для нового издателя труд был облегчен, но
вместе с тем и удвоен. В "Опыте" Новикова помещено 169 имен угодников, с
описанием их жития или безо всякого объяснения: "Словарь о святых" заключает
в себе 363 имени, то есть более, нежели вдвое. У Новикова источники изредка
указаны внизу самого текста: в нынешнем "Словаре" полный "Указатель"
источникам напечатан особо, в два столбца, мелким шрифтом и составляет целый
печатный лист.
"Церковь российская, - сказано в предисловии, - весьма осторожно
оглашала святыми угодников своих, и только по явном открытии нетления мощей,
прославленных чудесами, помещала их в месяцесловы. Россия к утверждению
православия своего видела во многих местах явное знамение благодати над
мощами тех, кои святостию жизни, примером благочестия или христианским
самоотвержением явили себя достойными почитания; но имена сих угодников не
были внесены в "Общие святцы российской церкви"; а память их совершалась в
тех только местах, где они почивают. Причиною такой местности было отделение
духовной власти Новгооода от главной духовной власти России и потом
разделение митрополии на Киевскую и Московскую. Уже в половине XVI века
московский митрополит Макарий, составляя "Великие Четьи Минеи", собрал жития
и некоторых святых, еще дотоле в Патериках не помещенных, и для установления
им служеб имел в Москве 1547 года собор, на котором двенадцати святым
российским назначено повсюду празднование и службы, а девяти - только в
местах, где мощи их почивают. Те церкви, которые не успели на собор
представить свидетельства о своих местных угодниках, после получали, по
рассмотрению митрополита, дозволение совершать память их, и потом, при
патриархах, некоторые из них внесены в общие месяцесловы. Митрополит
Ростовский Димитрий в своих "Четьих Минеях" поместил преподобных
киево-печорских под числом совершения их памяти. Но и за сим многие не
внесены в месяцесловы, хотя некоторым сочинены особые службы, кондаки и
тропари; таковы угодники новогородские, псковские, вологодские и другие.
В предлагаемом "Словаре" помещены: жития святых, прославленных в
российской церкви; жития некоторых других подвижников благочестия, коих
память благоговейно сохраняется там, где они жили или почили; наконец
краткие известия о тех богоугодно поживших, которых имена выписаны из
синодиков или древних монастырских записок. При описании жизни святого,
прославленного во всей российской церкви, обозначены в "Словаре" месяц и
число совершения памяти; относительно прочих также означается место и день,
когда чтится их память совершением молебных пений или панихид, по введенному
постановлениями или преданием обычаю".
Слог издателя должен будет служить образцом для всех ученых словарей.
Он прост, полон и краток. Нам случилось в "Энциклопедическом лексиконе"
(впрочем, книге необходимой и имеющей столь великое достоинство) найти в
описании какого-то сражения уподобление одного из корпусов кораблю или
птице, не помним наверное чему: таковые риторические фигуры в каком-нибудь
ином сочинении могут быть дурны или хороши, смотря по таланту писателя; но в
словаре они во всяком случае нестерпимы.
Издатель "Словаря о святых" оказал важную услугу истории. Между тем
книга его имеет и общую занимательность: есть люди, не имеющие никакого
понятия о житии того св. угодника, чье имя носят от купели до могилы и чью
память празднуют ежегодно. Не дозволяя себе никакой укоризны, не можем по
крайней мере не дивиться крайнему их нелюбопытству.
Наконец и библиофилы будут благодарны за типографическую изящность
издания: "Словарь" напечатан в большую осьмушку, на лучшей веленовой бумаге,
и есть отличное произведение типографии Второго отделения собственной
канцелярии е. и. в.