"История поэзии" С.П. Шевырева - А.С.Пушкин

"История поэзии" явление утешительное, книга важная!
Россия по своему положению, географическому, политическому etc. есть
судилище, приказ Европы. - Nous sommes les grands jugeurs {1}.
Беспристрастие и здравый смысл наших суждений касательно того, что делается
не у нас, удивительны - примеры тому.
Критика литературная у нас ничтожна: почему? Потому, что в ней
требуется не одного здравого смысла, но и любви и науки. - Взгляд на нашу
критику - Мерзляков - Шишков - Дашков - etc.
Шевырев при самом вступлении своем обещает не следовать ни эмпирической
системе французской критики, ни отвлеченной философии немцев (стр. 6-11). -
Он избирает способ изложения исторический - и поделом: таким образом придает
он науке заманчивость рассказа.
Критик приступает к истории западных словесностей.
В Италии видит он чувственность римскую, побежденную христианством -
обретающую покровительство религии - воскресшую в художествах, покорившую
своему роскошному влиянию строгий кафолицизм и снова овладевшую своей
отчизною.
В Испании признает он то же начало - но встречает мавров, и видит в ней
магометанское направление (?).
Оставляя роскошный юг, Шевырев переходит к северным народам, рабам
нужды, пасынкам природы.
В туманной Англии видит он нужду, развивающую богатство, -,
промышленность, труд, изучение - литературу без преданий etc.,
вещественность.
В германских священных лесах открывает он уже то стремление к
отвлеченности, к уединению, к феодальному разъединению, которые и доныне
господствуют и в политическом составе Германии, и в системах ее мыслителей,
и при дворах ее князьков, и на кафедрах ее профессоров.
Франция, средоточие Европы, представительница жизни общественной, жизни
все вместе эгоистической и народной. - В ней наука и поэзия - не цели, а
средства. - Народ (der Herr Omnis {2}) властвует со всей отвратительной
властию демокрации. - В нем все признаки невежества - презрение к чужому,
une morgue petutante et tranchante {3} etc.
Девиз России: Suum cuique {4}.