Анализ пьесы А.П. Чехова "Вишневый сад"
Творчество великого русского писателя Антона
Павловича Чехова относится к концу XIX века. Он родился в 1860
году, то есть его рождение практически совпало с реформой 1861
года, и формирование личности писателя шло уже в после
реформенной России, состояние которой он прекрасно изобразил в
своих произведениях.
Чехов стремился к тому, чтобы в его пьесах господствовала
жизненная правда, неприкрашенная, во всей её обычности,
будничности.
Показывая естественное течение повседневной жизни обычных людей,
Чехов кладёт в основу своих сюжетов не один, а несколько
органически связанных, переплетающихся между собой конфликтов.
При этом ведущим и объединяющим является по преимуществу
конфликт действующих лиц не друг с другом, а со всей окружающей
их социальной средой.
В пьесе «Вишнёвый сад» основной конфликт, отражая глубокие
общественные противоречия конца XIX – начала XX века,
заключается в желании Раневской сохранить за собой вишнёвый сад
и в стремлении Лопахина превратить вишнёвый сад в
капиталистическое предприятие.
Но, подчёркивая индивидуальные положительные особенности
дворянских персонажей, Чехов убедительно показывает, что, будучи
представителями паразитического класса, отживающих общественных
отношений, они являются отрицательными в своих определяющих
чертах. Так, доброта Раневской не выражает её жизненных
принципов. Это лишь условность, видимость, манеры поведения
человека по существу откровенно эгоистичного. Эгоизм Раневской
воспитан в ней всем образом её жизни, привычкой к тому, чтобы
люди преклонялись перед её богатством, благоговели перед её
красотой и выполняли её прихоти.
Смысл жизни она видит лишь в сменяющихся личных удовольствиях, в
сердечных увлечениях, но и здесь она не обладает ни глубиной, ни
цельностью чувств. В сущности – это всего-навсего
чувствительно-слезоточивая, капризная и легкомысленная барыня, с
весьма не глубокими, быстроменяющимися настроениями. Лично у
меня Любовь Андреевна вызывает неприязнь, это действительно
человек прошлого, отживающий свой век, потому что она уже не
сможет жить по-новому, не сможет изменить свои жизненные
принципы. У действующих лиц «Вишнёвого сада» противоречие между
социально-типическим и индивидуальным наиболее резко проявляется
в характере купца Лопахина.
Лопахин не является той общественной силой, которая была
способна в корне изменить жизнь и внести в неё начала подлинной
справедливости и красоты. Свою огромную энергию, хозяйственную
практическую сметку он направляет на удовлетворение не
общественных интересов, и личных стремлений к наживе и
обогащению.
Но у Лопахина есть такие индивидуальные качества, которые
находятся в противоречии с сущностью его характера. Это
известная мягкость, доброта, лиризм, стремление к красоте. Разве
типично для купца сочувствие Раневской, стремление помочь
помещице спасти вишнёвый сад от продажи и появления неловкости
оттого, что приобрёл вишнёвый сад именно он. Разве типична для
купечества такая черта Лопахина, о которой говорит Трофимов: -
«тонкая, нежная душа»?
Но поступки Лопахина определяются не этими частными,
индивидуальными чертами, а теми, которые отражают
социально-типическую сущность его характера. Несмотря на
свойственную ему сентиментальность, Лопахин купил имение
Раневской, которой он многим обязан, он явно бестактно, при ней
начинает рубить вишнёвый сад.
На мой взгляд, Лопахин – человек цели, и как он ведёт себя с
Раневской и остальными, это не имеет большого значения - главное
то, что это человек практичный, жизнедеятельный и на него всегда
можно положиться, ведь это человек настоящего.
Ответственность за завтрашний день в пьесе ложиться на молодое
поколение его представителем является Петя Трофимов.
Трофимов – демократ по происхождению, по привычкам и убеждениям.
Создавая образы Трофимова, Чехов выражает в этом образе такие
ведущие черты, как преданность общественному делу, стремление к
лучшему будущему и пропаганда борьбы за него, патриотизм,
принципиальность, смелость, трудолюбие. Трофимов несмотря на
свои 26 или 27 лет, имеет за плечами большой и тяжёлый жизненный
опыт. Его уже два раза исключали из университета. У него нет
уверенности, что его не исключат в третий раз и что он не
останется «вечным студентом».
Эгоизму помещиков и купцов Трофимов противопоставляет свою
преданность общественному делу, свой патриотизм.
Трофимов – человек именно такого мировоззрения, и это является
причиной его абстрактных представлений о будущем и о путях
борьбы за него.
Драматургия Чехова, откликавшаяся на актуальные вопросы своего
времени, обращавшиеся к повседневным интересам, переживаниям и
волнениям обычных людей. Поэтому она всегда оказывала на
читателей и зрителей огромное влияние.