Оды Пиндара и жанр эпиникия
Песенная лирика(мелос) ---- хоровая лирика ---- общегреческая лирика( Симонид Кеосский, Пиндар, Вакхилид) (наиболее тесная связь с культом и обрядом)
Начиная со второй половины 6 века одно из важнейших мест в хоровой лирике занимает эпиникий,песня, прославляющая победителя на общегреческих гимнастических состязаниях. Эти игры были народными празднествами, и победители получали у себя на родине почти божеские почести. А так как участие в состязаниях принимала главным образом аристократия, которая имела достаточно средств и досуга для необходимой гимнастической тренировки, победа на играх оказывалась удобным предлогом для прославления аристократической доблести. То обстоятельство, что предметом песнопения становился не бог и не мифолологический герой, а живой представитель знати, повышало актуальность и классовое значение эпиникиев.
Родился около Фив между 522-518, умер в 448г.(?). Получил хорошее образование. В античном мире пользовался необычайной славой(его цитировал Геродот). В творчестве Пиндара представлены различные виды хоровой лирики : эпиникии, гимны, пеаны( в честь Аполлона), дифирамбы, просодии(песни процессий), траурные песни и.т.д. Сохранилось 4 книги эпиникиев(45 стихотв.) и около 300 фрагментов других произведений. Общегреческие гимнастические состязания проходили в 4 местах, соответственно этому оды Пиндара были разбиты на 4 книги. Эпиникии составлялись по заказу(дорийской знати). В состав оды должны входить местные и личные элементы , касающиеся победителя, прославление его рода, предков, общины,указание на место и характер состязания, где были одержаны победы. Столь же постоянной частью являются мифы и наставительными размышления. Но на внешней обстановке победы он омтанавливается лишь мимоходом и никогда не описывает самих состязаний. Воспевает фактических, а не фмктивных победителей. Победа лишь как обнаружение доблести. Исповедание аристократического мировоззрения. Боги у Пиндара идеальны.
Избегает касаться тем, могущих шокировать нравственное чувство. Стиль Пиндара выделяется своей торжественностью и пышностью, богатством форм. Особенности затрудненного стиля , в котором связь образов и мифологических представлений преобладает над связью понятий.
Любимой темой Пиндара является судьба человека. Выразительно говорит об эфемерности человеческой жизни( боги и люди - дети одной матери, но несравнимо выше боги по качествам).
Сложно воспринимается без музыки. Метрика Пиндара, доходящая до того, что каждая из 45 од имеет свой собственный стихотворный размер.