Гимны и эпиграммы Каллимаха
Расцвет александрийской поэзии относится к первой половине 3.
века до н.э. В основном, это поэзия культурной верхушки гр.
общества. У александрийцев находим и варианты, когда персонажи
выбираются из низших слоев или переносятся в область мифа. Новая
школа много сделала для создания трогательных образов "маленьких
людей" "ученый" поэт рисует их сочувственно, но не без сознания
собственного превосходства. Ко всей этой тематике присоединяется
некий элемент "учености" : вычурность языка, цитаты или
полуцитаты из старинных писателей. Составляются даже
дидактические поэмы естественнонаучного характера .(Арат -
астрономическая поэма "Небесные явления"). В отличие от старой
греческой поэзии, рассчитанной на звуковое сопровождение,
произведения александрийцев относятся к области словесного
искусства. Центральная фигура александрийской поэзии - Каллимах
из Кирены. Каллимах дает четкую формулировку своей программы,
которая сводится к трем основным принципам : малая форма, борьба
с банальностью, тщательная отделка деталей. К. возражает против
попыток обновления большого эпоса, ученый александриец чувствует
себя ближе к дидактическому стилю Гесиода. Каллимах -
разносторонний поэт. Как почти все александрийцы, он блещет
искусством изысканной эпиграммы; но поэтическая слава его была
основана на "ученых" стихотворениях. Важнейшее его произведение
- "Причины", сборник повествовательных элегий в четырех книгах,
содержащий сказания о возникновении различных празднеств,
обрядов, наименований, об основании городов и святилищ.
Мифолгическим темам посвящены гимны(в гексаметрах).
Религиозного значения мифы для К. не имеют. Это есть предмет
ученого собирательства, остроумной игры и, как сфера наивного,
может стать материалом иронического интимно - бытового
изображения. Так, в гимне "К Артемиде" маленькая Артемида, сидя
на коленях у Зевса, просит у Зевса подарков, богини пугают своих
капризничающих детей киклопами, роль которых исполняет
вымазавшийся в золе олимпийский прислужник Гермес. Таких же
эффектов К. достигает в гимне "К Деметре", вкладывая
мифологическую часть в уста поклонниц богини из простого люда :
рассказывая друг другу о мощи ,Деметры, они наивно вводят в
предание бытовые моменты, превращающие его в мифологический
гротеск. Гимны Каллимаха - литературные произведения,
подражающие старинному жанру. В трактовку мифов включает бытовые
моменты, придающие иронический х-ер. Отличительные черты стиля
Каллимаха - мифологическая ученость, усложненность образа,
скрытые цитаты из древних авторов, использование образов и
выражений гомеровской поэзии, особая выразительная роль детали.
Его эпиграммы отличаются изяществом отделки, краткостью и
меткостью выражения мысли, их можно считать первыми образцами
этого жанра. Поэзия Каллимаха оказала огромное влияние на
последующую лит-ру, в частности, лит-рк Рима - поэзию неотериков.(Катулл)
и эпохи Августа(Гораций).