120 г н.э. - 185 г. н.э. Родился в Самостате в Сирии. Будучи
сирийцем по происхождению, Лукиан в совершенстве овладел
греческим, на котором написаны все его сочинения. Лукиан сменил
немало занятий: был учеником скульптора, занимался риторикой,
адвокатской практикой, позднее серьезно увлекся философией.
Творческое наследие Л. весьма обширно - сохранилось более 80 его
произведений, значительное место среди них занимает сатирический
диалог. В своих произв. Л. подвергает критике различные стороны
идеологической жизни поздней античности : риторику, филофию,
историю, религию. Критика религии как языческой, так и
зарождающей христианской. "Прометей или Кавказ" является
блестящей защитительной речью Прометея, направленной против
Зевса. Как известно, Прометей, по воле Зевса, был прикован к
скале на Кавказе. По форме это вполне риторическое произведение,
способное еще и теперь производить эффектное впечатление своей
аргументацией и композицией. По существу же это произведение
весьма далеко от бессодержательной риторики, поскольку в нем мы
находим критику мифологических воззрений древних и
ниспровержение одного из самых значительных мифов классической
древности. Другое произведение Лукиана этой же группы - это
"Разговоры богов". Здесь мы находим весьма краткие разговоры
богов, в котором они выступают в самом неприглядном виде, в роли
каких - то очень глупых мещан с их ничтожными страстями,
любовными похождениями, ограниченным умом. Л. не выдумывает
никаких новых мифолог. ситуаций, но использует только то, что
известно из традиции. то, что некогда имело значительный интерес
и выражало глубокие чувства греческого народа, после перенесения
на бытовую почву получало комическую, вполне пародийную
направленность. "Разговоры гетер" рисуют пошлый, ограниченный
мир мелких любовных приключений, а в "Морских разговорах" опять
пародийная мифологическая тематика.