"Энеида" Вергилия и ее отношение к гомеровской традиции
Двенадцать песен "Энеиды" четко распадаются на две части :
первые шесть песен повествуют о мучительных скитаниях Энея в
поисках новой родины на пути из поверженной Трои в Италию,
поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть
посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с
"Илиадой"Можно привести много примеров и прямых подражаний
Гомеру, начиная от отдельных строчек и сравнений, до целых
эпизодов - поединки, разведки, погребальные игры, рассказ Энея о
падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение
в Аид, описание щита Энея, "каталог" племен. Но главное, что
Вергилий создает эпос новый. Здесь царят новые идеи, иная
философия, другое отношение к действительности, новый подход к
эпическому творчеству, когда автор даже не пытается раствориться
в повествовании и не только не скрывает своих пристрастий как
это делал Гомер, но открыто тенденциозен. У Гомера были
предтечи, но не было лит. предшественников, а Вергилий уже с
детства изучал гомеровские гекзаметры, киклических и
эллинистических поэтов, философов и ораторов. Гомер и Вергилий
заставляли своих героев жить высокими страстями, быт отступал на
задний план. Четыре стихии объединились в "Энеиде" - мифология и
история, поэзия и политика, чтобы показать необходимость
возникновения могучей Римской империи и прославить свое время
как возвращение "Золотого века".
Черты монументальности у того
и другого. Однако у Вергилия монументальность доведена до
изображения мировой римской державы.
У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу,
у Гомера - Эней хочет узнать судьбу тысячелетнего Рима. Вергилий
везде хочет изобразить нечто чудесное и необычное. Если Гомер
все сверхъестественное хочет сделать вполне естественным,
обыкновенным, то у Верг. наоборот. У Гомера Афина Паллада хочет
скрыть от феаков Одиссея и окутывает его густым облаком , это
происходит вечером. У Вергилия Эней и Ахат окутываются облаком
среди бела дня. Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой
мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто
доходящей до колебаний и неуверенности.
Множество эпиллиев у Вергилия. Почти каждая песнь законченный
эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала.
Острый драматизм, который иногда достигает трагедии.