Метаморфозы Овидия: композиция и философия поэмы
1-я книга—самое древнее превращение, переход от хаотического состояния к оформлению гармонически устроенного мира, четыре традиционных века, гигантомахия, вырождение людей, также убиение Пафона Аполлоном, преследование Дафны Аполлоном, мифологию Ио, Фаэтона. 2-я книга—время царя Инаха, откуда и пошла древнейшая Аргосская мифология.
3-я и 4-я книги другой очень древний период, фиванская мифология (образы Кадма, Актеона, Семелы, Тиресия).
5-я -7-я книги—времена аргонавтов (самый крупный эпизод посвещен Финею)
8-я-9-я книги—мифы времен Геркулеса (о Дедале и Икаре, Кипарисе, атланте и т д).
12-13-я книги—троянская мифология (Авлида, Ифигнея, смерть Ахилла и тд).
13-15-я книги—мифологическая история Рима (от троянских поселенцев в Италии). Заканчивает похвалой Цезарю и Августу.
Философия, которую проповедует Овидий, вложена в уста Пифагора (пифогорейство), 4 идеи:
1. Вечность и неразрушимость материи.
2. вечная ее изменяемость.
3. постоянное превращение одних вещей в другие (при сохранении их собственной субстанциия)
4. вечное перевоплощение душ из одних тел в другие.
Эти идеи граничат с материализмом.
Уделяет внимание сильной личности (Фаэтон, сын солнца, Икар). Но также и критикует индивидуализм. Выступает против социального зла, алчности. Идеология принципиата (но в целом условно-мифологический и любовно-эротический х-р произведения противоречит принципиату, рассчитан на свободомыслящих людей).