Чичиков, Головлев, Ионыч (Сочинение)
Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П.
Чехов принадлежат к числу выдающихся русских писателей,
изображающих жизнь дворянства, и выделяются беспощадностью
отрицания того социального зла, которое было порождено в России
господством помещиков. В своих гениальных произведениях они с
непревзойденной остротой разоблачали пагубное, развращающее
влияние собственности и паразитизма на человеческий характер,
показали неизбежность нравственного и физического разрушения
паразитической личности.
Н. В. Гоголь принадлежит к числу величайших деятелей русской
классической литературы. Вершиной творчества писателя является
поэма "Мертвые души" - одно из выдающихся произведений мировой
литературы, по определению Белинского "творение, выхваченное из
тайника народной жизни". В поэме нашли свое выражение все
основные особенности его таланта: глубочайший реализм,
народность, лирическое одушевление и бесконечный юмор,
переходящий в грозный, карающий смех. В "Мертвых душах" Гоголь
снова обращается к одной из основных своих тем - к теме о
русском помещичьем классе, о русском дворянстве, как
господствующем сословии. Картина дикого, грубо-невежественного,
тупо-бессмысленного помещичьего царства, картина глубокого
разложения николаевской России нарисована Гоголем с изумительной
жизненной правдой, с огромной полнотой и силой художественного
реалистического воплощения. Галерея характеров, созданная
Гоголем, ярко демонстрирует постепенное и все более глубокое
омертвение человека. От Манилова до Плюшкина перед нами
раскрывается пугающая картина постепенного угасания всего
человеческого в человеке. Особое место среди персонажей
произведения занимает Чичиков. В нем весьма своеобразно,
однобоко, в своих отрицательных сторонах, в специфическом
буржуазном авантюризме проявились новые тенденции развития
русской жизни. Недаром этого нового героя русской
действительности Гоголь называет не только "хозяином",
"приобретателем", но и заклеймил его именем "подлеца". В
Чичикове тонко обрисован новый характер, хищника-приобретателя,
развившего в себе способность хитро приспосабливаться к людям и
обстоятельствам, научившегося подчинять моральные принципы
материальным интересам. Гневно осуждая феодальное дворянство,
Гоголь, в образе Чичикова, обличал буржуазное хищничество. По
"крайнему разумению и искреннему, горячему убеждению" В. Г.
Белинского, ""Мертвые души" стоят выше всего, что было и есть в
русской литературе... " "Мертвые души" были вершиной не только
творчества Гоголя, но и наиболее крупным произведением реализма
первой половины XIX века, они оказали определяющее влияние на
всю последующую русскую литературу и искусство, развивающиеся
под знаменем реализма.
М. Е. Салтыков-Щедрин показал в своем романе "Господа Головлевы"
"мертвые души" на более поздней стадии их исторического
разложения и как революционный демократ-просветитель отрицал их
с высоты более высоких общественных идеалов. Разложение
помещичьего класса Салтыков-Щедрин представил в форме истории
морального оподления и вымирания одного семейства
землевладельцев-эксплуататоров. Распад связей в области
семейно-родственных отношений, где даже от порочной личности
естественно ожидать некоторое проявление человечности, сатирик
избирает в качестве одного из самых убедительных свидетельств
нравственного падения и исторической обреченности
паразитического класса. Головлевщина это саморазложение жизни,
основанной на паразитизме, на угнетении человека человеком. От
главы к главе рисует Салтыков-Щедрин картины тирании,
нравственных увечий, одичания, следующих одна за другой смертей,
все большего погружения головлевщины в сумерки. И на последней
странице: ночь, в доме ни малейшего шороха, на дворе мартовская
мокрая метель, у дороги - закоченевший труп головлевского
владыки Иудушки, "последнего представителя выморочного рода".
Порфирий Головлев, прозванный в семье еще с детства Иудушкой, -
главный герой романа. Черты бессердечного стяжательства
развились в Иудушке до предельного выражения. Его нравственное
одеревенение было так велико, что он без малейшего содрогания
обрекал на гибель поочередно каждого из своих сыновей Владимира,
Петра и внебрачного сына Володьку. В категории людей-хищников
Иудушка представляет наиболее отвратительную разновидность,
являясь хищником-лицемером. Его хищные вожделения и
"кровопийственные" махинации всегда глубоко спрятаны,
замаскированы сладеньким пустословием и выражением внешней
преданности и почтительности к тем, кого он наметил в качестве
своей очередной жертвы. Это полное олицетворение ничтожества
держит в страхе окружающих, господствует над ними, побеждает их
и несет им гибель. Ничтожество приобретает значение страшной,
гнетущей силы и происходит это, потому, что оно опирается на
крепостническую мораль, на закон и религию. Попирание Иудушкой
всех норм человечности несло ему возмездие, неизбежно вело ко
все большему разрушению личности. В своей деградации он прошел
три стадии нравственного распада: запой празднословия, запой
праздномыслия и пьяный запой, завершивший позорное существование
"кровопивца". Образ Иудушки Головлева - символ социального и
морального распада дворянства.
Новелла А. П. Чехова "Ионыч" продолжает и углубляет тему
внутреннего перерождения, опошления интеллигента в обывательской
среде, засасывающей, губящей человека. Чехов доказывает, что
умный, образованный человек может опошлиться, нравственно
угаснуть не только если в его жизни нет дела, труда, цели, но и
в том случае, если этот труд, дело направлены к достижению
неизменной цели - личного обогащения. Чехов показывает, как
атмосфера русской жизни заглушает все нравственно-хорошее и
здоровое в человеке. Обстановка, которая с самого начала
окружает доктора Старцева в городе С., мало благоприятна для
развития молодого человека. Беда и одновременно вина Старцева,
будущего Ионыча, заключалась в том, что он перестал внутренне
сопротивляться, оказался слишком восприимчивым и податливым к
окружающей пошлости. Вместе с оскудением души Старцева исчезают
всякие связи с красотой, музыкой, природой. Любимым его занятием
становится пересчитывание денег по вечерам. Он равнодушен ко
всем окружающим и к самому себе. В конце новеллы перед нами
настоящий стяжатель, которого "жадность одолела". Перед нами
врач, утративший свое главное качество человеколюбие. В конечном
счете, жизнь оборачивается беспощадной стороной и для самого
Ионыча. Да, он богат, у него "есть имение и два дома в городе",
но он одинок, "живется ему скучно, ничего его не интересует". И
самое главное - он теряет память о прошлом, забывает свою
любовь, которая "была его единственной радостью и, вероятно,
последней". Ионыч отрекся от своей культурности,
интеллигентности, от своего дела и своей любви. Перед нами
беспощадно суровый рассказ о человеке, который перестал
сопротивляться окружающей среде и перестал быть человеком.
Так на протяжении истории русской литературы XIX века лучшими
писателями критического реализма, чье творчество стало классикой
литературы, остро и беспощадно разоблачалось общество,
порождающее чичковых, иудушек и ионычей, изображалось положение
класса, отжившего свой век, и вместе с тем, коварное оружие, к
которому прибегают вообще паразитические слои общества в борьбе
за сохранение своих прерогатив, за укрепление своего
пошатнувшегося положения в обществе.