Российское чиновничество в произведениях А.П. Чехова
Вернуться к списку рефератов | Содержание реферата
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
«ЧЕХОВСКИЙ МИР» И ЕГО ГЕРОИ
2.1. БОЛЬШОЙ ПИСАТЕЛЬ «МАЛОЙ ФОРМЫ»
2.1.1. Чехов – непревзойденный мастер рассказа.
Есть неумолимая историческая и литературная
логика в том, что «замыкающим» в цепи русских классиков
«золотого века» стал именно рассказчик, Антон Павлович Чехов.
Попробуем увидеть Чехова в культурно-социальном контексте его
времени. 80-90-е годы XIX века…
Действительность, на почве которой развивалось художественное
творчество Чехова, внешне была как будто мирной и получила
репутацию «бессобытийного» времени. На самом деле это были годы
мрачнейшей в России реакции, для которых характерны скрытость и
негласные формы государственного террора: беспрерывный поток
запретов, выговоров, циркуляров, душивших живую мысль, убивавших
привычку человека к правдивому свободному слову, бесчинства и
свирепость полицейских и чиновников, полная безнаказанность
вышестоящих…
Чехов как-то сразу отрешился от природной стороны жизни и понял
ее в общественных категориях и оценках, создав в дальнейшем
грандиозную по широте охвата и глубине проникновения картину
быта и нравов русского общества своего времени.
…В 1890-е годы отечественная литературная ситуация внезапно
меняется. У многих читателей возникло тогда ощущение, что
литературное вещество, помимо воли самих писателей, начало
сжиматься, концентрироваться. И на смену грандиозным романам
пришли короткие, незаметные рассказы: «малая» форма в одночасье
восторжествовала над «большой».
Менялся ритм времени, оно лихорадочно убыстрялось, устремлялось
навстречу XX веку с его катаклизмами и динамикой. А главное –
пик развития русской литературы XIX столетия был пройден,
золотая эпоха осталась позади, вобрав в себя энергию векового
развития отечественной словесности, - и последовал неизбежный
спад.
Жанр рассказа как нельзя лучше подходил для литературы в этой
ситуации.
Незадолго до смерти Чехов писал И.А. Бунину: «Вам хорошо теперь
писать рассказы, все к этому привыкли, а это я пробил дорогу к
маленькому рассказу, меня еще как за это ругали… Требовали,
чтобы я писал роман, иначе и писателем нельзя называться…»
До Чехова литература не знала метода, который бы позволял
анализировать мимолетные черты текущего бытия и в то же время
давал бы полную, эпическую картину жизни. Художественная
система, созданная им, - это, в сущности, система отображения
невообразимого множества частностей, освещенных под разным углом
зрения, в разных жанровых ракурсах, частностей, сливающихся в
огромное обобщение. Это своеобразный творческий метод
углубленного реализма, реализма – в самом течении жизни, некое
эстетическое «множество», заменившее старый роман. Главным
художественным открытием Чехова считают рассказ «Немногими
словами – о многом» поведал Чехов в своих многочисленных
рассказах, в которых сначала давал описание характерных
персонажей и бытовых сцен своего времени, позже эволюционизируя
до сатирических рассказов огромной обобщающей силы.
Начинал молодой Чехов – юморист с жанра сценки. Это короткий
юмористический рассказ, картинка с натуры, выполненная в
драматургическом ключе, ибо ее комизм достигается передачей
разговора персонажей. Чехов, печатаясь в петербургском журнале
«Осколки», виртуозно овладел техникой «осколочной» сценки и
поднял ее до уровня большой литературы, наполнив искрометным
юмором.
Когда речь идет о сатире и юморе чеховского типа, то суть дела
надо видеть в самой действительности, которая может быть
адекватно описана лишь в сатирически-юмористической форме. Так,
сатира и юмор Чехова не обязательно смешны (они даже горьки),
они поражают точностью, краткостью, выразительностью и глубиной
понимания социальных проблем. Смех Чехова был глубоко
демократичным, потому что одни равные смеются между собой, а вот
власть с подчиненными никогда не говорит языком смеха.
Заслуживает внимания авторская позиция Чехова – рассказчика. Он
ставит в центр своего произведения один эпизод, в котором, как в
капле воды, все противоречия действительности отражаются сразу,
одновременно. Автор здесь – объективный свидетель, почти
хроникер: герои саморазоблачаются без всякой помощи с его
стороны. Авторскую позицию определяет содержательная основа
рассказа, этого вполне достаточно.
Трудность восприятия текстов Чехова – реалиста в том, что он не
впускает туда ни капельки «возвышающего нас обмана» и иллюзий.
Он выступает как бытописатель своего времени, своей эпохи. Все
его гротескные – смешные и горькие – историйки, как ни грустно –
правда, т.е. квинтэссенция реальной жизни, удивительный слепок с
действительности. «Переворотом в литературе» называет рассказы
Чехова Д.В. Григорович.
Поражает своей численностью и населенностью материк чеховских
рассказов.
По-видимому, Чехов – один из самых густонаселенных писателей
мировой литературы. Оказалось, что в прозе Чехова живут и
действуют почти 8 тысяч персонажей – восемь тысяч лиц в пятистах
рассказах и повестях, написанных в 1880 – 1904 годах. В них с
эпической полнотой представлены все без исключения слои общества
в России на пограничье XIX и XX веков.
Один из современников Чехова заметил, что если бы Россия
каким-то чудом исчезла вдруг с лица земли, то по чеховским
рассказам ее можно было бы восстановить до мельчайших
подробностей заново.
2.1.2. «Социологический реализм» писателя
Некоторые литературоведы относят творчество
А.П. Чехова к направлению, которое называют «социологическим
реализмом», поскольку главной темой Чехова является проблема
социального устройства общества и судьбы в нем человека. Это
направление исследует объективные социальные отношения между
людьми и обусловленность всех прочих важных явлений человеческой
жизни этими отношениями.
Главным объектом художественного исследования писателя –
«чеховским миром» стало то в русском обществе, что связало его в
единый государственный организм, где служебные отношения
становятся самыми фундаментальными отношениями между людьми –
базисом общества. Складывается сложнейшая иерархия людей и
учреждений, находящихся в отношениях субординации
(начальствования и подчинения) и координации (соподчинения). На
этой основе развивается в России беспрецедентная в истории
система власти и управления, в которую оказываются вовлечены
десятки миллионов людей – всяческих начальников, руководителей,
заведующих, директоров и пр., которые становятся господами
положения, навязывая всему обществу свою идеологию и психологию,
свое отношение ко всем аспектам общественной жизни.
Так во всей гигантской картине русской жизни, написанной
Чеховым, не представляет труда заметить доминирующие черты
чеховского видения реальности, а именно – изображение того в
людях и их отношениях, что обусловлено самим фактом объединения
их в единое государственное целое, распределением их в этом
социальном организме по различным ступеням социальной иерархии,
в зависимости от исполняемых ими социальных функций.
Таким образом, объектом пристального внимания Чехова – писателя
и исследователя стала «казенная» Россия – среда чиновничества и
чиновничьи отношения, т.е. отношения людей к грандиозному
государственному аппарату и отношения людей внутри самого этого
аппарата. Поэтому не случайно именно чиновник стал в творчестве
Чехова одной из центральных фигур (если не самой главной), а
представители других социальных категорий стали рассматриваться
в их чиновничьеподобных функциях и отношениях.
В этой главе мы познакомились с Чеховым в культурно-социальном
контексте его времени, с особенностями его творческой манеры.
Главное художественное открытие писателя А.П. Чехова – «малый
жанр» в большой литературе, ибо в новой художественной форме он
написал эпохальную картину своего времени.
А.П. Чехов – непревзойденный мастер рассказа. Умение в маленьком
по объему тексте уместить решение больших общечеловеческих
проблем, показать свое отношение к ним, убедительно доказать
свои идеи – все это демонстрирует Чехов в рассказах.
Характеризуя чеховский рассказ как жанр, следует отметить, что
по природе своей он глубоко реалистичен, но сама
действительность, отраженная в нем настолько парадоксальна, что
может быть передана исключительно в юмористической или
сатирической форме. Чехов начал с развлекательного юмора, но
скоро углубился до юмора познавательного и сатиры
социологической как средств познания и выражения их результатов.
Авторскую позицию Чехова – рассказчика определяет содержательная
основа рассказа, автор – только объективный свидетель,
складывающий картину мира из видения многих и многих своих
героев.
Можно представить чеховское изображение жизни как социальный
срез общества, где все люди взаимосвязаны в единое
государственное целое, являясь своего рода функциями в системе
этих отношений. Именно эта «казенная» Россия и становится
объектом внимания Чехова – писателя и исследователя, а чиновник
– одной из центральных фигур «чеховского мира».