§ 95. О свободе и добродетели духа или познания
Переход по работе: Введение Бэкон Гоббс Гассенди Бёме Декарт Гейлинкс Мальбранш Спиноза |
Дух страдает, поскольку он имеет в себе неадекватные идеи (то есть такие, полной причиной которых он один не является), неполные или искаженные и запутанные идеи (mutilatae et cofusae), то есть чувственные представления, к которым он определяется извне. Поскольку же он имеет адекватные (ясные и отчетливые) идеи, то есть полные, такие, единственной причиной которых он является, он деятелен.
Поэтому страсти относятся к духу лишь постольку, поскольку он имеет в себе нечто, что заключает в себе отрицание, или поскольку он рассматривается в качестве части природы, которая не может быть мыслима ясно и отчетливо для себя без других.
Форма или сущность истинной мысли, или адекватной идеи, состоит только в самом мышлении; она зависит только от мощи или способности самого мышления, то есть она выводится лишь из природы ума. Вымышленные, ложные (то есть смутные, неадекватные идеи происходят от воображения, то есть от известных случайных и рассеянных представлений или ощущений, которые зависят не от сущности духа, но от внешних вещей, поскольку они вызывают в теле во сне ли или в бодрствовании различные движения. Причиной страдания души является воображение. Поэтому наши адекватные идеи происходят от того, что мы составляем часть мыслящего существа, одни мысли которого составляют полностью сущность нашего духа, а другие лишь частично.
Добродетель есть не что иное, как способность или сила, то есть добродетель, поскольку она относится к человеку, есть сама действительная сущность человека, поскольку она имеет силу или способность делать нечто такое, что вытекает только из законов его сущности. Но способность духа состоит только в познании; он имеет свою силу деятельности исключительно в своем уме. Человек, который определяется к действию неадекватными идеями, действует поэтому не из добродетели; добродетельно поступает лишь тот, который определяется к действию вследствие того, что познает.
Поэтому вечная часть духа есть также познание или разум, в силу которого мы единственно деятельны; преходящая часть — чувственное представление или воспоминание, в силу которого мы страдаем. Поскольку наш дух познает, он является вечным способом мышления, который определяется другим вечным способом мышления, этот в свою очередь другим и так далее до бесконечности, так что все вместе и одновременно составляют вечный разум бога.
Лишь о том, что нашему уму полезно или вредно, мы знаем наверное, что оно есть добро или зло.
Переход по работе: Введение Бэкон Гоббс Гассенди Бёме Декарт Гейлинкс Мальбранш Спиноза |