§ 96. Различные роды познания

назад в содержание

Переход по работе: Введение Бэкон Гоббс Гассенди Бёме Декарт Гейлинкс Мальбранш Спиноза
Существуют три рода познания. К первому роду относятся все представления и все общие понятия, которые отвлечены от чувств смутно и без порядка, — словом, все представления, которые возникают из неопределенного, то есть не руководимого разумом, опыта. Ко второму роду относятся все общие понятия, которые мы образуем из общих понятий и адекватных идей о свойствах вещей. Этот способ познания есть разум. Кроме этих двух существует ещё третий род — интуитивное знание. Этот способ познания ведет от адекватной идеи сущности известных атрибутов бога к адекватному познанию вещей.

К сущности разума относится созерцание вещей не как случайных, а как необходимых. Лишь от чувственного представления происходит то, что мы относим вещи ко времени и рассматриваем их, таким образом, как случайные, Напротив, к сущности разума относится созерцание вещей под известным видом или формой вечности, так как в его сущности лежит созерцание вещей не как случайных, но как необходимых. Но необходимость вещей есть необходимость вечной природы самого бога, так что к сущности разума относится рассмотрение вещей под формой вечности. Ведь и без того основы разума есть понятия, которые выражают то общее для всех индивидов, что поэтому должно рассматриваться безотносительно ко времени.

Всякая идея всякой действительно существующей, единичной вещи или тела необходимо содержит в себе вечную и бесконечную сущность бога. Ибо все отдельные вещи не могут мыслиться без бога, так что они содержат понятие того атрибута, модусы которого они представляют, следовательно, вечную и бесконечную сущность бога.

Познание вечной и бесконечной сущности бога, которое заключает всякая идея, адекватно и совершенно.

Все идеи, поскольку они относятся к богу, истинны.

Чем больше мы познаем единичные вещи, тем больше мы познаем бога. Поэтому познание единичных вещей, которое является интуитивным, или познанием третьего рода, предпочтительнее общего познания из понятий, познания второго рода. В качестве примера такой единичной вещи или сущности Спиноза приводит здесь человеческий дух, чья сущность состоит только в познании, источником которого и основанием является бог. Но все, что дух познает под формой вечности (или как вечное), он познает так лишь потому, что воспринимает свое тело не в своем настоящем, действительном существовании, но в своей сущности.

Именно существование вещей мыслится нами двояко. Или мы мыслим их существование в отношении ко времени и месту, или мы мыслим их как заключенные в боге и как необходимые следствия божественной природы. Если мыслится реальность или существование вещей этим последним способом, то мы мыслим их как вечные и их идеи содержат вечную и бесконечную сущность бога.

Поскольку дух познает себя и тело под формой вечности, постольку он необходимо имеет познание бога и знает, что он существует в боге и мыслится через бога. Вечность есть самая сущность бога, поскольку последняя содержит необходимое существование. Поэтому мыслить вещи как вечные — значит мыслить вещи, поскольку они мыслятся как действительные реальные существа через сущность бога или в ней, иными словами, поскольку они содержат существование через посредство сущности бога или в ней; и наш дух обладает поэтому необходимо познанием бога постольку, поскольку он воспринимает себя и свое тело под формой вечности.

назад в содержание

Переход по работе: Введение Бэкон Гоббс Гассенди Бёме Декарт Гейлинкс Мальбранш Спиноза