К.Д. Кавелину - 25 марта 1874. Санкт-Петербург
25 марта 1874 г.
С.-Петербург, Моховая, дом No 3
Многоуважаемейший Константин Дмитрич!
То, что Вы прочитали нам у Михаила Матвеевича о Белинском,
сделало на меня в целом самое благоприятное впечатление,
разделенное, конечно, всеми слушателями: так много хорошего и
так хорошо сказали Вы, что Ваши замечания сами по себе
составляют миниатюрную характеристику известных периодов в жизни
этой замечательной личности.
Все, что сообщаем мы, близко знавшие и любившие Белинского, его
биографу, А. Н. Пыпину, имеет один общий недостаток, или,
пожалуй, достоинство: мы пишем панегирики. Но иначе, я полагаю,
и быть не может. Сам Белинский относился к одним людям
симпатично, иногда до слабости, до пристрастия, даже нередко в
ущерб некоторым своим взглядам на то или другое,-- к другим,
напротив, антипатично, и тоже до крайности. Точно так же все
относятся, даже и до сих пор, и к нему: одни -- крайне
симпатично, как будто умышленно закрывая глаза на его слабые
стороны. Другие же (я говорю про его современников) отзываются о
нем враждебно, тоже закрывая глаза на его достоинства. Средины
ни у тех, ни у других нет, как не было ее и у Белинского в его
отношениях к людям, и по к одним, впрочем, людям. Может быть,
еще и не наступило время для этой "средины", не устоялась ни
вражда, ни привязанность к нему до той степени хладнокровия,
которое необходимо для правого суда и оценки.
Все мы, знавшие его, конечно, принадлежим к первой категории и в
наших отзывах платим ему горячею защитою его против враждебной
ему стороны за его горячие пристрастия к друзьям -- и не
мудрено, что впадаем в пристрастие. Вы не избегли этого и
являетесь панегиристом, оставаясь притом верны Вашим наблюдениям
и заметкам о нем.
Но между тем у Вас проскользнуло одно замечание, которое задело
мое внимание,-- и я хотел поговорить с Вами, даже написать Вам,
не для того, чтобы полемизировать с Вами, хоть это само по себе
большое удовольствие для меня, а чтобы постараться уяснить этот
пункт в характеристике Белинского, с Вашею помощью и с помощью
других, более близких к нему, нежели я,-- и установиться на
чем-нибудь прочном и определенном. Это необходимо всего более
для его биографа. Я говорил об этом с А. Н. Пыпиным, и он
утверждает меня в мысли поговорить с Вами, даже письменно, чтобы
затронуть этот вопрос,-- и потом, что окажется, сообщить ему.
Вопрос этот довольно важный: именно об образованности или
необразованности, или, вернее, об учености и неучености
Белинского. Я не помню в точности редакции Вашего отзыва об этом
пункте, но помню только, что и Вы упоминаете о недостатке
подготовки, или знания, или учености у Белинского. У вас это
приводится как простое свидетельство, в руках же противников
его, как Вам известно, это был упрек, которым они, как
архимедовым рычагом, старались столкнуть его с места и стараются
даже до сих пор (недавно, кажется, Погодин)1... Мне кажется,
если это мнение, приведенное у Вас, например с Вашим
авторитетом, повторится еще раз-другой, в виде ли простого
показания, как у Вас,-- с примесью даже сожаления,-- о
недостатке "учености" у Белинского, у некоторых других, то
противники его уже смело составят Белинскому репутацию "неуча",
"недоучки" и т. д.-- и с этим паспортом передадут его внукам
нашего поколения. А враги его, особенно в свое время, не
скупились на эти клички: журналисты, профессоры, разные ученые
по профессии, с патентами, дипломами и проч.
Всем этим я хочу сказать, что отзывы о "неучености" Белинского
должны быть так же строго обусловлены и определены, как и
нравственная сторона его характера.
Сколько я наблюдал его (не надо забывать, что я знал его в конце
его поприща, года за два или за три до кончины), я нередко
удивлялся голословным отзывам о его неучености, недостатке
подготовки. Может быть, в начале своей деятельности он, по
застенчивости и нервозности характера, полнотой еще неполной
зрелости (которая, как Вы приводите его слова, позднее
приготовила его для философии), или, наконец, потому, что он не
заглянул еще в ту или другую область знания -- он и казался
недостаточно подготовленным. Но когда я знал его -- и видел,
рядом с тогдашними передовыми, самыми образованными и, наконец,
учеными (и официальными и неофициальными) людьми, и в изустных
беседах, и в журнальных схватках, и, наконец, в непрестанном и
бесконечно плодовитом развитии на каждом шагу его идей,
взглядов, убеждений -- я видел массу знаний: и фактических
положительных сведений по части множества даже посторонних его
деятельности предметов, и понятий, идей -- решительно обо всем,
что только входит в круг знания. Часто он не знал, но как-то
непостижимо для простого наблюдателя постигал самые процессы
какого-нибудь специального дела.
"Не учен", "не приготовлен",-- слышал я и удивлялся. Как -- не
учен и для чего не приготовлен: чтоб быть профессором,
академиком? Читать публичные лекции? Или излагать по тому или
другому методу, по той или другой системе ту или другую науку,
писать трактат? Конечно -- не приготовлен для этого. Профессия
ученого была не его профессия: да он никогда и не брал ее на
себя. Отчего же его называют неученым, а массу других, у которых
сотой доли не было его знаний (не говоря о развитии, об идеях,
понятиях), никто и не трогает и не говорит об их образовании?
А если б он был и учен по-ихнему, как они, его противники,
официальные ученые и другие, годился ли бы он для ученой
деятельности, на кафедре или в сочинениях, то есть мог ли бы
спокойно относиться к науке, углубляться, зарываться в архивах,
обдумывать, соображать, строить систему и т. п.? Конечно, нет.
Не усидел бы он ни в академии, ни на кафедре, ни даже у себя в
кабинете, если бы туда не врывалась к нему свежая струя текущей
жизни и шумная толпа симпатичных ему людей. Он жил учась, за
пером и в живых схватках с противниками или разливаясь в
импровизациях и печатно и изустно,-- и туда уходили его силы.
Следовательно, говоря о его знаниях, необходимо обусловливать в
точности: какой учености недоставало ему -- и за этим ставить
вопрос: довольно ли было у него подготовки для той роли, какая
выпала ему на долю? -- то есть для роли не эстетического критика
собственно, не для публициста только, а для того и другого
вместе, и еще для чего-то третьего тогда, чего-то вроде трибуна.
Разбирая строго, ведь и от Гумбольдта, от Гете или Вольтера -- и
от прочих можно пожелать большей подготовки, нежели какую они
имели. Следовательно, от Белинского можно пожелать ее и подавно.
Но тут опять надо спросить -- отвечала ли эта степень подготовки
эпохе и моменту его деятельности и его среде и много ли он
сделал для своего времени и современного ему поколения? И вот
только в совокупности на все эти вопросы и следует и можно
давать по возможности покойный, то есть отрешенный и от вражды и
от пристрастия к нему, ответ.
Сначала надо спрашивать, что сделал Белинский, потом уже,
пожалуй, как он сделал?
Тут же, кстати, можно бы спросить, много ли сделали те "ученые",
которые громили его за неученость, и назвать их по именам?
Вы помните, Константин Дмитрич, как искренен и нехвастлив был
Белинский. С посторонним, мало знакомым лицом он почти совсем не
говорил или говорил мало, несвязно и, конечно, не блистал ни
умом, ни знанием. Только с близкими он распоясывался, так
сказать, не остерегался ошибок и давал волю всем своим силам. И
вот в таких именно импровизациях, спорах, против воли, как-то
ненарочно и нечаянно, он обнаруживал массу сведений, которых
нельзя было подозревать в нем, если бы речь прямо зашла об них.
Но он ронял и сыпал их нечаянно, как часто нечаянно в печатных
статьях сверкал остроумием, удачными сравнениями, ссылками на те
или другие авторитеты и т. д. Следовательно, знания, собранные
им медленно, иногда по клочкам, служили его прямой цели, его
делу, то есть его перу. Он не держал на ученой конюшне
оседланного, готового коня, с серебряной сбруей, не выезжал в
цирк показывать езду haute ecole {высшей школы (франц.).}, а
ловил из табуна любую лошадь и мчался куда нужно, перескакавши
ученых коней. Это ему и было нужно, и строгая, глубокая или
систематическая ученость сделала бы из него, конечно, другую,
все крупную же фигуру, но не такую, может быть, какая нужна была
именно для той публики и для того момента, когда пришлось ему
действовать, как партизану. И выходит, что он "неученый", потому
что не кончил курса, не получил патента. А вот нас, сотни
полторы, в одно время с ним было в университете, никто не
называет неучеными, а из нас ученый вышел, кажется, один
Бодянский. А прочие -- так себе, ничего. Но нас неучами не
разумеют, потому что у нас есть патент. А много ли мы сделали?
Например, называют ученым Строева (Скромненко), Станкевича,
юношу, только подававшего еще надежды,-- и что же сделали все
современники Белинского сравнительно с ним?
Ученостью могли подавлять его, например, Герцен: это так. Но
ведь и он не ученостью сделал все в литературе и жизни, что
сделал, хотя ученость или, лучше, всестороннее образование было
только подспорьем его таланту и блестящему остроумию. Вот
Сенковский был и настоящий ученый: и тот если произвел
какое-нибудь движение (новизны, некоторой смелости), то ведь
тоже не ученостью, а кое-каким талантом. А ведь и Греч и
Булгарин обзывали Белинского неученым: хороши ученые!
Но Белинский никогда не влезал в кожу Хлестакова и никогда не
сказал -- "знаю то или другое", даже когда и знал что-нибудь. И
эта искренность и скромность принималась за незнание. Тогда как
кругом его никто, я думаю, ни один не отрешался от самолюбия,
чтобы сознаться в неведении чего-нибудь.
Общество кишело невеждами-всезнайками около него. Сколько
академиков, профессоров, литераторов притворялись и притворяется
ежедневно классиками, знатоками древних и новых языков,
химиками, математиками и т. д. и т. д.!
Он -- никогда, а посмотришь, знает или имеет понятие, наконец,
живое и верное представление о предмете. Я помню, в спорах,
бывало, вдруг окажется, что он имеет довольно основательные
понятия о небесной механике или, вдруг, в разговоре с медиком,
откуда-то являются у него сведения о некоторых процессах
химических, или заговорит о физиологических функциях (в то
время, когда2 книг и публичных лекций не было об этом). Сами Вы
сказали в Вашей статье, что он верно определил некоторые
положения Гегеля -- вперед и т. д.
Как назовешь такого человека "неученым" без строгой оговорки, не
обусловив этого приговора множеством разных определений и
отношений -- времени, среды, роли, не сравнив со всем прочим и
прочими? Вспомним то, что мы все, учившиеся в университетах,
получаем там только, так сказать, напутственную программу для
учения и развития, но программу более или менее правильную,
полную, систематическую, чем так и дорого университетское
образование, которая охотнику учиться помогает только не
сбиваться с прямой дороги, не терять нити, а которая сама не
учит.
А собственно, как еще все кандидаты прав, математики etc.--
далеки от учености! И сколько их, бросив эту нить и вообразив,
что они с наукою кончили, гуляет по белу свету без всякого
клейма науки, которое стирается бесследно. Или же, напротив,
сама жизнь для таких умов, как Белинский, становится настоящей
школой и академией. А у него еще была и академия в его
деятельности, открывшаяся ему со школьной скамьи: это
редакционная работа и непрестанное чтение десятки лет -- и
серьезного, путного, и хламу.
Следовательно, забыть ничего было нельзя, а набрать и усвоить
своему уму в океане книг, журналов, в встречах с лучшими людьми,
умами -- можно было много.
Извините, Константин Дмитрич, что я пишу это беспорядочное
письмо. Непростительно его отдавать Вам, и я бы не отдал, если б
только дело шло о желании моем поговорить с Вами. Можно ведь и
не поговорить: Вы бы ничего от этого не потеряли, а я не писал
бы этих страниц. Но я думаю, что в этом вопросе, касающемся
Белинского, есть неясность и что эту неясность, гораздо лучше
меня, проясните Вы, с помощью некоторых других. А такое
прояснение Ваше послужит А. Н. Пыпину и поможет оговорить или
обусловить и в самой биографии Белинского вопрос неучености
последнего так, что следующие поколения будут знать, насколько
он был выше в этом отношении множества современных ему присяжных
ученых, умея служить клочками учености живому делу, тогда как их
"ученость" лежала мертвым капиталом.
Мне кажется, мы с Вами оба правы: Вы, находя также пробелы в
подготовке Белинского, а я, не находя почти никаких, именно по
той причине, о которой я упомянул выше: Вы знали его в начале, а
я в конце его деятельности.
При Вас он расцветал, при мне разрушался -- пережив даже пору
зрелости. Следовательно, мы, относительно степени подготовки,
видели почти двух разных людей, и между той или другой порой --
большой промежуток и большая разница, хотя мне кажется, что в
последний период его деятельности в нем уже и печатно заметно
проявляется и начитанность, и некоторая уверенность в
достаточности своей подготовки.
О недостатках Белинского, я знаю, будет большая речь впереди.
Ему не простят так снисходительно, как прощаем мы, его
почитатели, пристрастия его к друзьям, где у него строгость
сознания и суда уступала сердцу (он хвалил преувеличенно
Панаева, Брянского и почти всех, кто был ему близок), ибо мы
знаем, что это были уступки, мягкость сердца и что других
уступок он не сделал бы за миллионы -- и подкупить или обмануть
его можно было только симпатией: более ничем он не подкупался.
Если уже этой слабости нельзя скрыть (и не надо) или защищать от
следующих поколений, то нужно, по крайней мере, нам не давать
его в обиду там, где он гораздо меньше виноват своих
quasi-ученых противников, и стараться прояснить всякие по этому
вопросу недоразумения, чтобы после не было поздно, когда нас не
будет, и чтобы кличка неуча не осталась за ним.
Простите и примите мой глубокий поклон с уважением.
И. Гончаров.
P. S. Письмо это, как и все, что написано и отдано мною А. Н. Пыпину о Белинском,-- отнюдь для печати целиком не предназначается. А если бы оказалось нужным, можно приводить цитаты или делать ссылки и т. п.
И. Гончаров.