Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч»
Мастерство Чехова - рассказчика особенно
проявляется в композиции «Ионыча»
Композиция рассказа подчиняется одной общей цели — показать
постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но
как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении
нескольких страниц? Чехов добивается этого следующими
художественными средствами.
Прежде всего постепенно и незаметно упрощается
композиционно-сюжетная линия рассказа. Такие компоненты
произведения, как пейзаж и диалоги, по мере развития сюжета
исчезают. Автор искусно ставит это в связь с эволюцией образа
героя. Пока Старцев был молод, он любил музыку, пел, влюблялся,
мечтал, вёл споры и разговаривал с окружающими. Для
характеристики его настроений нужен был и пейзаж лунной ночи,
тонко передающий очарование любви, переживаемой героем, и
диалоги, обрисовывающие гамму его переживаний. По мере того как
круг интересов Старцева суживается, яркие краски из его жизни
исчезают. Старцев превращается в угрюмого, одинокого обывателя.
Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении.
Так как, по словам Чехова, «беллетристика должна укладываться
сразу, в секунду», автор, изображая многолетний процесс
морального падения героя, расставляет на жизненном пути героя
только основные вехи. Мы узнаём, что первое путешествие в город
Старцев совершает пешком, потом он ездит на паре лошадей и,
наконец, на тройке с бубенчиками, с раскормленным кучером на
козлах, который кричит: «Пррава держи!» Промежуток между этими
вехами автор не заполняет ничем, да это и не нужно: рост
материального благополучия и огрубения героя обрисован уже
предельно выразительно несколькими характерными штрихами.
Следует обратить внимание ещё на одну интересную композиционную
особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются
события, автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо
чувствует душную атмосферу этого города. Достигается это
следующим художественным приёмом: автор знакомит нас с «самой
образованной и талантливой семьёй» в городе — семьёй Туркиных.
Чехов трижды даёт описание жизни этой семьи, каждый раз упрощая
и сокращая описания. Внешне красивая, жизнь Туркиных оказывается
до ужаса монотонной: Туркина всё пишет бездарные романы,
незадачливая дочь её играет на рояле, а Туркин продолжает дёшево
оригинальничать и плоско острить. Но «если самые талантливые
люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть
город!» — восклицает читатель вместе со Старцевым.