Культура как предмет культурологии

назад в содержание

1. Понятие культуры. Культура как смысловой мир человека

В 1964 году существовало 264 определения культуры. Исторически термин культура возник в Риме и первоначально обозначал обработку, возделывание и из этих исторических коней выросло самое широкое и распространенное определение культуры, как оппозиции природы. То есть культура и природа соотносились как искусственное и естественное. В обыденном сознании это собирательный образ, объединяющий искусство и науку. Мы используем понятие культуры как сущность человеческого бытия через реализацию творчества и свободы (Н.А. Бердяев). Это означает, что именно культура отличает человека от всех остальных животных, именно поэтому мы можем говорить о целостности культуры, в том смысле, что культура есть явление человеческое, которое развивается вместе с человеком. Поиски смысла жизни, раскрытие тайн природы, творческий порыв – вот те основания, которые и обеспечивают целостность культуры и единство социокультурного прогресса.

Культура – это универсальный способ творческой самореализации человека через стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни, следовательно, человек, пытаясь найти смысл своего существования, окружающий мир превращает в носитель человеческих смыслов, следовательно, в мир культуры. Культура – это предельная область, культура передается из поколения в поколение и выступает в качестве механизма выработки, закрепления и трансляции ценностей.

2. Понятие знака и символа

Система смысла закрепляется в мире культуры через знаки и символы. Знак – это материальный предмет (явление, событие), который выступает в качестве объективного заменителя некоторого другого предмета, явления и используемый для определения хранения, передачи сообщений, информации и знаний. Символ – это знак, который кроме информации передает еще и какой-то смысл, следовательно, опознавательный знак для членов определенного общества или конкретной социальной группы, который выражает определенное содержание и несет определенную ценностную норму или идеалы конкретной культуры.

 

Знак

Символ

Происхождение

Из животного мира

С развитием психики

Место бытования

Животный мир + различные сферы жизни: наука, религия, искусство и т.д.

Культура + в личной жизни + государственная + этническая, этическая, религиозная сфера жизни общества

Цель применения

Коммуникация, информация

Представления идеи

Черты

Адресность, стремление к классификации. Прямая связь между знаком и обозначением

Обозначает не себя, а нечто другое, открывает доступ к сознанию, обозначает общие идеи. Стремится обозначить вечное

Общее

Базируются на неизменном свойстве природы и культуры

3. Структура культуры

 Культура

Специализированный уровень (элитарный)

Трансляционный (каналы связи)

Обыденный уровень (массовый)

кумулятивный (от лат. "Накоплять") (здесь сосредоточился прогресс, социокультура) I II III

дом, хозяйство, нравы и обычаи, мораль, прогресс, технологии

сфера образования (передача от поколения к поколению)

СМИ (связи между элитарным и массовым уровнем)

учреждения культуры (знания о культуре и культурных ценностях становятся доступными для широкой публики)

экономическая культура
политическая культура
правовая культура
научно-техническая культура
художественная культура
религиозная культура

4. Функции культуры.

1. Преобразующая – освоение и преобразование окружающей действительности.

2. Защитная – расширение сфер человеческой деятельности влечет за собой появление новых опасностей, что требует от культуры адекватных механизмов защиты. Необходимость одного вида защиты стимулирует появление других. Например, истребление  с/х вредителей требует защиты экологии. Угроза экологической катастрофы – основная защита.

3. Трансляция или передача – культура выполняет роль социальной памяти. Выступает единственным способом передачи от поколения к поколению.

4. Познавательная. Концентрирует в себе лучший социальный опыт, следовательно, создает условия или возможности к познанию.

5. Регулятивная или нормативная. Регулирует различные виды общения и личной деятельности, опираясь на право и мораль.

6. Ценностная. Представляет собой систему ценностей и формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентацию. По их уровню и качеству судят о степени культурности того или иного человека.

7. Коммуникативная. Коммуникация – процесс обмена информации между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура создает конкретные правила и способы коммуникации.

назад в содержание