Создание системы государственного образования. Книгоиздательское дело
Нижегородский Государственный Университет
Юридический факультет
Доклад по Отечественной Истории на тему:
«Создание системы государственного образования. Книгоиздательское дело»
Выполнил:
Студент 1 курса группы № 11-10
Лебедев С. П.
Нижний Новгород
2005
1.
a.
Внутренняя и внешняя обстановка в стране в первые десятилетия XVII в. не благоприятствовала развитию книжного дела. Изменения в социально-экономических отношениях в Московском государстве XVI в. привели к усилению феодального гнета, ухудшению положения народных масс и, как следствие, к обострению классовой борьбы. Классовая борьба нашла свое отражение и в крупнейшем религиозном движении в России XVII в. - расколе православной русской церкви. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлении обрядов и церковных книг. Особую остроту этот вопрос приобрел после прихода на патриаршество Никона (1652), который энергично приступил к исправлению церковных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой.
Бурные политические события начала XVII в., дорого обошедшиеся русскому народу, сказались на состоянии культуры московского общества. Грамотность среди русского населения в конце XVI - начале XVII в. была распространена все еще слабо.
Постепенно в связи с потребностями экономического и культурного развития в московском обществе усиливается понимание необходимости более широкого образования, чем прежде. Круг образованных людей становится шире, чем в предшествующем столетии. Образование распространяется среди нарождающегося дворянства и проникает уже в посадскую среду, тогда как в XVI в. оно было доступно главным образом лишь верхушке феодального класса.
Так, в
В XVII в. возросло число лиц, владевших крупными книжными собраниями. Среди них - служилые люди, члены царской семьи, представители высшего духовенства, просвещенные монахи, справщики Печатного двора, купцы. В книжных собраниях частных лиц все большее место занимает светская литература. Наибольший интерес читателей XVII в. вызывали книги по истории, философии, географии, космографии, медицине, но количественно преобладала все же религиозная литература, что отвечало условиям времени, месту, которое религия и церковь занимали в жизни общества.
b.
Введение книгопечатания в Московском государстве не устранило рукописного производства книг. Вплоть до XVIII в. рукописная книга в России распространена шире, чем книга печатная. Чем была вызвана такая «живучесть» рукописной традиции?
Причин для этого было несколько: несовершенство ремесленной техники книгопечатания; дороговизна печатной книги по сравнению с рукописной; монопольно-государственный характер русского книгопечатания; церковный диктат; приверженность грамотного населения к привычной рукописной литературе и т.п. Параллельное развитие рукописной и печатной книги характерно не только для России. «В тех случаях, когда по тем или иным обстоятельствам печатная книга не могла удовлетворить общественного интереса, на помощь приходила книга рукописная, не связанная столь тесно с цензурно-политическим контролем, существовавшим за печатным словом»
c.
Центром производства рукописных церковно-служебных книг в XVII в. оставались по-прежнему монастыри. Деловая письменность - различные делопроизводственные документы и акты - находилась в ведении особой системы приказных учреждений и «площадных» подьячих, выполнявших нотариальные функции. Число писцов-профессионалов значительно возросло по сравнению с предшествующим периодом, из них в XVII в. 45% - светские. Писцами нередко становились холопы. У известного ученого-литератора XVII в. князя Шаховского среди его дворовых людей находился «юнейший в рабех» писец Олферец по прозвищу «Ворон». В XVII в. существовала даже должность «комнатного писца».
Одной из форм организации труда писцов-ремесленников XVII в. были мастерские. Так, в художественных мастерских Посольского приказа работали златописцы-художники, писцы, переплетчики, которые выполняли в основном заказы царского двора и Посольского приказа, но иногда принимали и заказы частных лиц.
d.
Увеличение круга читателей из новых социальных слоев приводит к демократизации книги. Рукописная литература постепенно утрачивает религиозный характер, становится более светской и близкой к жизни. В московском обществе возникает и с годами усиливается интерес к естественнонаучным и гуманитарным знаниям.
Одной из
излюбленных книг в России XVII в. был «Луцидарис» - краткий курс мироведения и
географии, написанный в форме вопросов и ответов. Интерес к естественнонаучным
знаниям отражен в так называемых «травниках» - своеобразных лечебниках с
описанием трав, их исцеляющих свойств и способов их собирания. Пользовался
известностью «Благопрохладный цветник» - описания лекарственных трав и способы
их употребления. В
Для хозяйственной, практической деятельности важны точные календарные исчисления, отсюда - интерес русских людей к астрономии. В середине XVII в. появились первые изложения взглядов Коперника на мир - «Позорище всея Вселенные, или Атлас новый» В. и И. Блеу, «Селенография» данцигского астронома Гевелия (подробное описание Луны и изложение общих вопросов астрономии в духе Коперника) и др. Много сведений по геометрии содержит «Книга сошного письма» (1629) - пособие по землемерию. В рукописи много арифметических выкладок и геометрических чертежей.
Памятник русской рукописной технической книги XVII в. - «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». Одним из составителей этого рукописного сборника был типограф и знаток военной техники Анисим Радищевский. Даются сведения об организации войска, об устройстве военных лагерей и укреплений, о боевых взрывчатых веществах и проч. Много сведений из области физики, химии, математики, механики, необходимых для решения военно-технических задач.
В связи с ценными географическими открытиями русских людей, значительно расширившими знания о русском государстве, в XVII в. появляется много рукописей географического характера. Так называемые «Поверстные книги» описывали дороги, идущие от Москвы в разные концы России, важнейшие русские и иностранные города.
Рукописная
книга отразила развитие русской исторической мысли. Исторические труды XVII в.
написаны с позиций господствующего класса, в них обосновывается право новой
династии Романовых на русский престол. События конца XVI и начала XVII в.
излагает «Новый летописец» (около
Наряду с историческими повестями получили хождение произведения легендарные, например, повести о начале Московского княжения, бытовые повести («История о российском дворянине Фроле Скобееве», «Повесть о Горе-злочастии»). Появились первые драматические произведения на русском языке, написанные силлабическим стихом, - «Комедия притчи о блудном сыне» и « О Навходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных». Автором их был Симеон Полоцкий. Появилась сатира, редко обличавшая пороки дворян и духовенства, правдиво изображавшая нищету и бесправие народа («Азбука о голом и небогатом человеке», «Повесть о Шемякином суде», «Служба кабаку»). Во второй половине XVII в. широко распространяются в России переводные сборники нравоучительных повестей и рассказов: «Великое зерцало», «Звезда пресветлая», «Римские деяния».
e.
В XVII в.
зарождается русская периодическая печать. Родоначальником ее считаются
рукописные «Куранты», или «Вести». Их появление было вызвано потребностью в
информации о зарубежных событиях, об отношении иностранных держав к России.
«Куранты» составлялись чиновниками Посольского приказа в одном экземпляре как
дипломатические тайные документы. Их писали на длинных - в несколько метров -
узких листах бумаги, «столбом», т.е. сверху вниз (отсюда и название -
«столбцы»). Читали «Куранты» вслух царю и приближенным боярам. Главное внимание
«Куранты» уделяли военным событиям, придворной жизни, торговле и чрезвычайным
происшествиям. Самые ранние из сохранившихся номеров московских «Курантов»
относятся к
f.
Идеология народных масс не могла найти отражения в официальной как печатной, так и рукописной литературе XVII в. С жадностью ловили простые русские люди мысли запретных произведений и тех летучих листков, которые распространялись тайно в годы крестьянских волнений и бунтов. Во времена Ивана Болотникова и Степана Разина в народе ходили так называемые «прелестные», или «подметные» (т.е. подбрасываемые тайно) письма. В них содержались призывы к боярским холопам «побивать своих господ». «Прелестные» письма Степана Разина наводнили всю страну.
Распространение
и чтение листовок, направленных против угнетателей, каралось самым жестоким
образом. Преследовалась также любая литература, не соответствующая догматам
церкви, подвергавшая сомнению те или иные положения церковного учения. Так,
патриарх Филарет повелел в
Во второй
половине XVII в. в связи с исправлением церковных книг преследованию
подвергались все прежние издания. Так, в
g.
После смерти в
В
Во главе
третьей «избы», работавшей на Московском печатном дворе в начале XVII в., стоял
мастер Никита Фофанов, напечатавший в
Во время польско-литовской интервенции «печатный дом и вся штамба того печатного дела от тех врагов и супостат разорися и огнем пожжена бысть...»
В это тяжелое
для страны время книгопечатание продолжалось в Нижнем Новгороде. Сюда из Москвы
прибыл Никита Фофанов. В
В
В России первые мануфактуры появились в тех отраслях промышленности, продукция которых имела достаточно широкий сбыт. Это касалось и книгопечатания, рассчитанного на массовое производство церковно-служебных и «чтомых» книг. Сыграли свою роль и государственный характер книгопечатания, и поддержка церкви. Во втором десятилетии XVII в. на Печатном дворе работали наборщики, разборщики, тередорщики (печатники), батырщики (накладывали краску на наборную форму), резчики пунсонов для отливки литер, словолитцы, переплетчики, знаменщики (украшали «подносеные» экземпляры, предназначенные для царя и его ближайшего окружения). Одним из главных учреждений Печатного двора становится правильня с большим штатом справщиков, чтецов и писцов, на которых была возложена «справа», т.е. редакция и корректура печатавшихся книг. Правильня играла и роль цензурного учреждения, следила за тем, чтобы печатались только одобренные церковью, исправленные книги. Среди справщиков было немало высокообразованных для своего времени людей - Федор Поликарпов, Сильвестр Медведев, Епифаний Славинецкий, Арсений Суханов и др.
В начале 30-х
гг. XVII в. на Московском печатном дворе появился новый мастер - Василий
Бурцев-Протопопов. Он руководил самостоятельным отделением типографии и
именовался «подьячим азбучного дела». С 1633 по
В
h.
На протяжении XVII в. в Москве были напечатаны 483 книги. По содержанию Они делятся на три группы:
·
·
·
Преимущественная
часть изданий XVII в. - книги первой группы. Содержание и тематика книг, как и
в XVI в., определялись главным образом потребностями церкви: Апостолы,
Евангелия, Псалтыри все еще составляют основную массу продукции Московского
печатного двора. Развитие хозяйства, государственного управления, успехи
культуры и просвещения приводят к некоторым важным изменениям в издательской
деятельности Московского печатного двора. Прогрессивным фактором явилось
издание сочинений, предназначенных не для церковной службы, а для повседневного
чтения. Хотя книги эти входили в круг церковной литературы, они все же
расширяли издательский «ассортимент» Печатного двора. Кроме сочинений таких
церковных писателей, как Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст и др., в эту группу
изданий входят сборники, составленные из произведений византийских писателей,
украинских и русских авторов, а также «Пролог» - обширное собрание житийных и
нравоучительных статей. Как сборники (или точнее «соборники»), так и «Пролог»
пользовались большой популярностью у русского читателя. Московское издание
«Пролога»
Особая труппа изданий XVII в. - буквари и азбуки, предназначенные для обучения чтению и письму. Их основной текст состоял из молитв, но в то же время они носили на себе отпечаток педагогической и литературной индивидуальности издателя.
Начало изданию
букварей в Москве положил Василий Бурцов. В
Целиком текст
букваря с иллюстрациями был выгравирован на меди в
В
Развитие военного
дела и усиление внимания государства к вопросам военного искусства нашло
отражение в издании превосходно отпечатанной книги размером в лист с 35
гравюрами на меди и гравированным титульным листом по рисунку Григория
Благушина: «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Это был перевод
с немецкого руководства по военному делу Вальхаузена. Книга напечатана в
В
В
2.
В начале XVIII в. в жизни России происходили коренные изменения, вызванные развитием производительных сил и подготовленные всем предшествующим ходом исторического развития. Создаются основы промышленности, развивается внутренняя и внешняя торговля, организуется регулярная национальная армия и флот, укрепляются экономические и культурные связи России со странами Запада и Востока. Растет международный авторитет Российской империи.
Быстрое экономическое и политическое развитие сопровождалось бурным ростом национальной культуры, науки, просвещения. Порывая с религиозными традициями прошлого, новая русская культура приобрела ярко выраженный светский характер. Были открыты государственные школы разного типа (как общие, так и специальные, по точным знаниям), доступные для лиц различного социального положения. Создавались научные и культурно-просветительные учреждения, содействующие развитию русской науки и культуры, перестройке быта русских людей (Библиотека-кунсткамера, Академия наук и др.).
Поощрялось развитие точных наук. Плодотворно развивалась русская общественная мысль и публицистика, литература и искусство. Большое культурное значение имело введение январского календаря и арабских цифр.
Издательское дело в первой четверти XVIII в. получило широкий размах. До сих пор оно служило преимущественно нуждам церкви. Петр I поставил книгопечатание на службу интересам государственного преобразования и развития новой культуры. Петр I лично руководил книгопечатанием и издательским делом, определял тематику изданий, следил за переводом книг и был редактором многих из них. С его именем связано создание русской типографии в Амстердаме, основание Петербургской типографии, введение гражданского шрифта, создание первой русской печатной газеты «Ведомости» и многое другое.
В развитии русской культуры и издательского дела большую роль сыграла реформа русской азбуки, а на ее основе - реформа печати.
a.
Реформа печати была проведена в 1707-1710 гг. Суть реформы - замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой и затруднительной в типографском наборе системой надстрочных знаков новой гражданской азбукой, в основу которой были положены почерки конца XVII - начала XVIII в., отличавшиеся от обычного полуустава только округлостью ряда букв - б, в, е, о, р и др. Литеры такого рисунка, близкие по характеру к европейским шрифтам, встречались в некоторых гравированных изданиях начала XVIII в., например, на карте реки Двины (1702).
К созданию новой азбуки были привлечены такие опытные люди, как известный деятель в области книгопечатания И.А. Мусин-Пушкин, руководитель первой московской гражданской типографии В.А. Киприянов, словолитец Михаил Ефремов. Рисунки нового шрифта были выполнены чертежником и рисовальщиком Куленбахом. Петр I сам давал указания об уничтожении надстрочных знаков и некоторых букв («от», «пси», «кси», и др.), заимствованных в свое время из греческого письма и ставших ненужными с развитием русского языка, об изменении, улучшении графики отдельных букв.
Новая азбука была легкой для усвоения, удобной в наборе. Она демократизировала чтение, способствовала распространению грамотности, просвещения. Впоследствии М.В. Ломоносов писал о ней:
«При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».
Окончательный
вариант гражданской азбуки был принят в
Кирилловский
шрифт с
b.
В соответствии
с новыми требованиями необходимо было значительно увеличить выпуск книг,
изменить их тематику. Печатный двор не мог удовлетворить эту потребность, он
нуждался в коренном переоборудовании для печатания светских книг в их новой
форме, что не могло быть выполнено в короткий срок. В
В помощь Тессингу, не знавшему русского языка, был взят белорус И.Ф. Копиевский, тоже владевший языком не в совершенстве. Он был переводчиком, составителем и издателем русских книг, печатавшихся в Амстердаме.
Первыми Амстердамскими изданиями были «Введение краткое во всякую историю» и «Краткое и полезное руковедение во арифметику», составленное Копиевским. Здесь впервые в печатной русской книге применялись арабские цифры и ряд терминов, получивших затем распространение в научной и технической книге.
Для Амстердамской русской типографии были изготовлены специальные литеры, более мелкие и тонкие, чем московские. Некоторые буквы в этих книгах по очертанию приближаются к гражданскому шрифту.
Печатание книг
за границей, оторванное от России, плохо поддавалось контролю, стоило дорого.
Оно не могло решить проблемы увеличения выпуска книг. Амстердамская типография
Тессинга уже в
В
В
К
c.
Во втором
десятилетии XVIII в. появляются типографии в новой русской столице -
Петербурге. Первая из них, Санкт-Петербургская типография, основана в
В
В
Для нужд учащихся и печатания распоряжений Адмиралтейской коллегии была создана типография при Московской академии.
О темпах
развития книгопечатания в первой четверти XVIII в. говорят цифры: если в
d.
Русские книги первой четверти XVIII в. были связаны с практическими задачами и нуждами государства, способствовали проведению преобразований, помогали усвоению всего нового, вводившегося в жизнь России. Тематика их очень разнообразна и нова.
Больше всего выходило изданий политического характера, необходимых правительству для воздействия на массы.
Пропагандистскую роль выполняли указы, регламенты и манифесты, отражавшие развитие русского законодательства.
К политическим изданиям относятся также реляции о военных действиях, о победах в Северной войне. Их печатали на одной стороне листа и расклеивали в местах скопления народа для широкого ознакомления с ними.
В связи с широкой сетью общеобразовательных и специальных школ, открывшихся в первой четверти XVIII в., появилась очень большая потребность в учебниках, особенно для начального обучения. Среди новых букварей особенно интересны два - «Первое учение отроком» Ф. Прокоповича и «Юности честное зерцало». В первом из них вместо молитв, обычных в старых букварях, давались их толкования, что значительно облегчало детям усвоение грамоты. В предисловии говорилось о воспитании детей. «Юности честное зерцало» - первый светский учебник. В начале книги давалась азбука, слоги и цифры, а в конце - упражнения - правила поведения и хорошего тона. Подобные книги содействовали перестройке мировоззрения и быта русских людей.
Кроме букварей, издавались словари, например, «Лексикон треязычный, сиречь речений славенских, еллино-греческих и латинских сокровище», составленный Ф.П. Поликарповым. Словари и пособия для изучения иностранных языков были необходимы в международных отношениях, в навигации, в науке, поэтому изданию их уделялось большое внимание.
Очень важное
значение приобрели учебники по математике: без знания ее не могла развиваться
промышленность, военно-инженерное и морское дело. Как правило, они имели
прикладной характер. Типичный образец такого учебника - «Арифметика»,
составленная «ради обучения мудролюбивых российских отроков, и всякаго чина и
возраста людей» русским математиком, преподавателем Московской навигационной
школы Л.Ф. Магницким. «Арифметика» вышла в
В
Войны, которые вела Россия, создание армии и флота вызвали большую потребность в специальной литературе по военно-инженерному делу, фортификации, артиллерийской технике, навигации, кораблестроению и пр.
В
Градостроительство в России первой четверти XVIII в., особенно строительство Петербурга, повысило интерес архитектуре и строительной технике. С этим связано издание книги выдающегося итальянского зодчего Джакомо Бароцци да Виньола, строившего вместе с Микеланджело собор св. Петра в Риме, «Правило о пяти чинех архитектуры». В издании более ста гравюр с объяснительным текстом. К книгам по архитектуре примыкает альбом гравюр под названием «Куншты садов». На гравюрах - садовые павильоны, беседки, решетки, вазы и пр.
В связи с развитием мореплавания повысился спрос на книги по астрономии. Дважды была издана «Книга мирозрения, или Мнение о небесноземных глобусах». Это первое печатное издание, в котором излагалась в популярной форме система Коперника. Автор книги, нидерландский механик, физик и математик Христиан Гюйгенс, описал строение Солнечной системы, строение и движение планет, дал представление о расстояниях вселенной, развил мысль об органической жизни на планетах.
Несколько раз издавалась «География, или Краткое земного круга описание». В книге имеются добавления, касающиеся России.
«География генеральная» Б. Варения, переведенная с латыни Ф. Поликарповым, дает физико-географическое описание земного шара. Отдельные главы посвящены «корабельной науке». В книге использованы математические и астрономические сведения.
По числу изданий видное место в петровское время занимала гуманитарная литература. Из 50 книг по гуманитарным наукам 26 приходится на долю исторических дисциплин, 12 - политики, 8 - филологии, 1 - юриспруденции, 1 - библиотечного дела. Особенно часто издавались исторические сочинения. Это «Синопсис» И. Гизеля, «История... о разорении Иерусалима», «Краткое описание о войнах из книг Цезариевых». Во «Введении в историю европейскую» немецкого ученого С. Пуфендорфа не только дается хронология событий, но впервые делается попытка обобщения исторических фактов. К историческим книгам можно отнести и «Книгу Марсову, или воинских дел». Это отдельные реляции и «юрналы» о сражениях в Северной войне и гравюры. Они собирались в течение, ряда лет и сброшюровывались лишь по мере необходимости.
В изменении московского бытового уклада большую роль сыграли «Приклады како пишутся комплименты разные», в которых давались новые образцы писем. «Приклады» учили вежливости, уважению к личности, впервые вводили обращение на «вы». Такую же роль играла книга «Разговоры дружеския» Эразма Роттердамского, содержавшая образцы вежливого разговора.
Произведений художественной литературы пока немного. Главным образом издавались переводы древних классиков - басни Эзопа и др.
Печатались также прозаические и поэтические приветствия к различным торжественным дням, сборники нравоучительных рассказов, военные повести, пословицы.
Ежегодно
большими тиражами издавались календари. В них давались и разнообразные сведения
из истории, астрономии, медицины. Первый «январский» календарь был издан еще в
Амстердаме в типографии Тессинга. В Москве он был напечатан гражданским шрифтом
в
Тиражи книг этого времени колебались от 100 до 1200 экз., но азбуки, церковные книги и правительственные указы выходили в значительно большем количестве.
Всего в первой четверти XVIII в. была издана 561 книга, в том числе около 300 гражданских, ставших в настоящее время библиографической редкостью.
e.
В течение всей первой четверти XVIII в. выходила первая русская печатная газета «Ведомости», пришедшая на смену рукописным «Курантам».
Первые номера
«Ведомостей» вышли 16-17 декабря
«Ведомости» состояли обычно из четырех страничек в 1/12 долю листа, отдельные номера выходили более крупным форматом с числом страниц до 22.
До
Тираж «Ведомостей» колебался от десятков до нескольких тысяч экземпляров. Периодичность была неопределенной. Существовали и рукописные сборники «Ведомостей».
Тематика «Ведомостей» разнообразна. «Ведомости» появились в тот момент, когда Россия напрягала все свои силы для отпора Карлу XII. Издание «Ведомостей» должно было помочь развернуть контрпропаганду. Тщательно отбирая факты, газета в сообщениях с театра военных действий, создавала широкую и красноречивую картину приумножения военного могущества России, нарастания ее превосходства над шведской армией.
В газете часто появлялись материалы об успехах русской промышленности, популяризировались успехи просвещения. В первом номере, дошедшем до нас, читаем: «Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию и уже диалектику окончили. В математической Штюрманской школе более 300 человек учатся и добре науку приемлют».
«Ведомости»
сообщали о событиях зарубежной жизни, освещая их с точки зрения государственных
интересов России. Большое место в газете занимала торговая информация,
непосредственно касающаяся интересов русского купечества. Редактировали газету
поочередно Ф. Поликарпов, М. Аврамов и Б. Волков. Придворную хронику вел (с
Тираж газеты не всегда расходился, и остатки, как правило, шли как материал на переплет книг. Издание «Ведомостей» было прекращено преемниками Петра I после его смерти.
f.
Несмотря на крупные успехи русского книгопечатания, в петровское время продолжала развиваться и рукописная традиция. Это вызывалось рядом причин: было мало изданий художественной литературы, рукописная книга стоила не дороже, а иногда и дешевле печатных книг, наконец, вся оппозиционная литература могла распространяться лишь в рукописном виде. Тематика рукописных книг петровского времени разнообразна: это, прежде всего, книги исторические - летописи, хронографы, сборники, исторические повести и др.; широко распространялись в рукописном виде произведения художественной литературы. Особой популярностью пользовались сатирические произведения, бытовые повести, переводные романы. Немало сохранилось от этого времени рукописных лечебников.
В рукописной форме существовали многочисленные проекты мероприятий и реформ, составлявшиеся представителями различных общественных групп.
Автор нескольких рукописных произведений И.Т. Посошков - выразитель интересов нарождающейся буржуазии. Самое замечательное его произведение - «Книга о скудости и богатстве», написанная как секретный доклад царю. Автор выступает сторонником петровских реформ и абсолютной монархии, которая, по его мнению, непременно должна заботиться о народном хозяйстве. Проекты Посошкова, проникнутые горячим патриотизмом, отражали интересы купечества в первую очередь. «Книга о скудости и богатстве» осталась ненапечатанной, и после смерти Петра I ее автор был арестован.
Стихийный протест народа против феодально-крепостнического гнета отразился в рукописных прокламациях, в «Челобитной холопов» об их освобождении, в «Прелестных письмах» К. Булавина, насыщенных ненавистью к господствующему классу.
В рукописном виде распространялись оппозиционные по отношению к реформам сочинения, такие как «Тетради» игумена Авраамия и переписчика книг Григория Талицкого. Они обличали Петра I, говорили о пришествии антихриста в лице царя, за что Авраамий был арестован, а Талицкий казнен.
В опровержение этих взглядов митрополит Стефан Яворский написал «Знамение пришествия антихристова и кончины века». Однако сам Яворский был противником реформ. Основное его произведение - «Камень веры», направленное против лютеранства и излагавшее православное вероучение, в первой четверти
XVIII в. тоже
осталось в рукописи. Оно было опубликовано в
Для борьбы с
распространением противоправительственных идей в
g.
Развитие экономики, общественной мысли, науки, просвещения, появление такого крупного культурного центра, как Академия наук, обусловили дальнейшее развитие издательского дела в России.
После смерти Петра I типографии оказались в тяжелом финансовом положении, на складах скопилось много нераспроданных книг. Это «привело правительство уже вскоре после, смерти Петра к мысли о необходимости свертывания издательской деятельности».
Многие книги были запрещены как противоречащие церковным Догматам, оскорбляющие достоинство русских князей и по другим ничтожным и надуманным поводам. Запрещалось даже печатание хронографов, так как «в оных историях писаны лжи явственные» и опубликование их может вызвать в народе «соблазн»! Цензурные ограничения с каждым годом усиливались. После переворотов 1740-1741 гг. из печати изымались всякие упоминания о прежних правителях империи: регенте Бироне, малолетнем императоре Иване VI Антоновиче и др. Были запрещены даже государственные акты, изданные от имени Петра I и составленные при его ближайшем участии. Особенно преследовались сочинения старообрядцев, книги, гравюры, листовки, подрывающие престиж духовных и светских властей.
Вместе с тем книгопечатание продолжало развиваться, наращивая даже темпы, особенно периодическая печать. Этому в первую очередь содействовало учреждение Академии наук.
3.
Светские
учебные заведения стали
создаваться в России во второй
половине XVII века.
Так, в
В петровскую же эпоху стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной направленностью. По возвращении из своего первого путешествия в Европу, Петр I решил открыть в Преображенском полку военную школу. Подразделение было образовано в составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадетов. Начались планомерные занятия по математике, артиллерии. Теория подкреплялась практической службой кадетов и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел от того, как ученики усвоили свои будущие обязанности.
Царь Петр I
являлся командиром Преображенского полка и принимал непосредственное участие в
создании и развитии учебного подразделения. Он сам следил за ходом преподавания
наук в роте, поощрял лучших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах.
Непосредственное руководство школой было поручено капитану Г.Г.Скорнякову-Писареву. Согласно именному
приказу Петра I от 31 октября
В
январе
Для преподавания в школе из Англии был приглашен профессор А.Д.Фарварсон, который после стал ее директором. Также занятия с учениками проводили офицеры русской армии и флота. Учащиеся первоначально изучали русскую грамматику и арифметику в подготовительном классе(“русская школа”), затем осваивали геометрию и тригонометрию (“цифирная школа”), наконец, овладевали знаниями по астрономии, географии, навигации, геодезии и занимались фехтованием (“верхние классы”).
Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической) школе, а в высших (навигаторских) классах могли обучаться только дети дворян. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейство. Выпускники школы из дворян направлялись служить во флот, в артиллерию, в инженерные войска и кондукторами к генерал -квартирмейстеру. Петр I внимательно следил за работой Школы математических и навигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из которых знал лично.
В
Руководство Морской академией в период ее становления осуществлял граф А.А.Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной инструкцией, которую утвердил Петр I.
В Морской академии была установлена жесткая воинская дисциплина, которая насаждалась строгими мерами воздействия, вплоть до телесных наказаний нарушителей. За неявку в академию после отпуска предусматривались каторжные работы, а за побег смертная казнь (приговоры практически не исполнялись). В Морской академии преподавали математику, навигацию, географию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было весьма престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, известный мореплаватель А.И.Чириков.
Развитие
специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной
молодежи. Во всех учебных заведениях начала XVIII века приходилось заниматься
повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и
отвлекало преподавателей от занятий по основным предметам. Необходимо было
создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны. Поэтому Петр
I решил создать школы для
солдатских детей при
49 полках русской
армии. С
Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле. В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили “грамоте и цифири”. Аналогичные задачи ставились и перед горнозаводскими школами, которые создавались в Карелии, на Урале и в других регионах России.
Важную
инициативу проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в
Таким образом, в первой четверти XVIII века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.
4.
По поручению императора Петра I лейб-медик Л.Л.Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук и художеств. При академии предполагалось учредить также университет и гимназию. В архиве Российской Академии наук находится копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет утверждать о его реальном участии в разработке основополагающего документа. Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов.
28 января
Петр I пригласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете. Кроме того, для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях были приглашены 8 студентов старших курсов из немецких университетов. Академическая гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов. Она состояла из пяти классов, в которых ученикам преподавали русский, латинский, немецкий французский, итальянский и греческий языки, начала математики, истории и географии.
27 декабря
1725 года императрица Екатерина I торжественно открыла первый научный центр и
высшее учебное заведение России. Академики вели научные исследования в своих
областях знаний и обучали закрепленных за ними студентов. Профессора занимались
научной работой, и каждый из них читал по четыре лекции в неделю. 24 января
Становление
Петербургской Академии наук и художеств и ее учебных подразделений проходило
сложно. После кончины в
Кризис
коснулся и Академической гимназии, где сократилось число учащихся. В
В первые годы существования академического университета не придерживались строгих сроков обучения студентов. При каждом штатном профессоре состояло по два студента, которые в будущем должны были занять кафедры. Студенты изучали различные науки до тех пор, пока их профессора-наставники требовали того. Академические студенты, кроме посещения обязательных лекций и индивидуальных занятий, должны были участвовать в работе ученых собраний. Воспитанники университета часто проводили занятия в академической гимназии и давали частные уроки на стороне. По тем временам академические студенты получали хорошее образование.
В
Глубокие
разносторонние знания и свободное владение латинским языком выделяли Ломоносова
среди других академических студентов. Не случайно осенью
В январе
В
4 апреля
К концу XVIII века академический университет был закрыт.
a.
Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не в полной мере удовлетворяли потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.
Занявшая в
Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. Патриотически настроенный дворянин существенно влиял на развитие отечественной науки и культуры, покровительствовал русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Он с большим уважением относился к М.В. Ломоносову и активно поддерживал многие его начинания. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова родилась мысль о создании московского университета.
Эта идея была воплощена в проекте И.И.
Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица
утвердила 24 января
Из указа следовало, что при Московском университете создавалось две гимназии: одна для молодых дворян, а другая для разночинцев. У последних возникали лингвистические трудности, т.к. обучение в университете требовало знание латинского, немецкого и французского языков.
В гимназиях при Московском университете было создано четыре школы. Первая школа называлась «российской» и в ней изучались следующие предметы: грамматика и чистый стиль, стихотворство и оратории. Вторая школа считалась «латинской», где ученики изучали: основы латинского языка и вокабулы, переводы с латинского языка на русский. В третьей школе преподавали: арифметику, геометрию и географию, сокращенный курс философии. Четвертая школа предназначалась для освоения немецкого и французского языков. Лучших учеников обеих гимназий зачисляли на первый курс университета.
В Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На первом, философском, факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На втором, юридическом факультете, работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на третьем, медицинском, факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).
Занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе.
Только тридцать студентов из числа казеннокоштных
получали то казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на
собственные средства. В протоколе конференции университета от 2 июля
Не случайно еще в конце
В силу особого указа от 5 марта
Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служила такая мера, как награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Само обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин.
С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Для ее организации из полков Московского гарнизона выделялись офицеры, которые помогали в организации военного обучения молодежи. Занятия проводились по строевой, огневой и тактической подготовке, интенсивность которых усиливалась в летнее время.
b.
Во второй
половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие горного дела,
особенно на Урале. Для горной промышленности нужны были многочисленные
специалисты, в т.ч. высшей квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев
дорого обходилось государственной казне, да и качество их работы не всегда
удовлетворяло запросы горнорудной промышленности. В этих условиях группа
башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым в
В докладе Сенату от 10 марта
Согласно уставу Горного училища в вуз разрешалось принимать детей дворян и разночинцев, владевших латинским, французским и немецким языками, а также основами арифметики, геометрии и химии. В первый набор училища вошли 23 чел., в т.ч. 19 студентов Московского университета, Все студенты являлись российскими подданными в возрасте от 16 до 23 лет. По первоначальному плану студенты Горного училища должны были обучаться 4 года и осваивать математику, физику, химию, механику, гидравлику, металлургию, минералогию, маркшейдерское искусство, черчение и рисование.
Учебный процесс в Горном училище сочетал в себе теоретические и практические занятия. Например, лекции по химии профессор И.И. Хемницер сопровождал интересными опытами. Полезные практические занятия по физике и минералогии проводил профессор И.М. Ренованц. Для лучшей практической подготовки студентов в самом училище проводили примерную промывку и плавку руд. Расходные материалы для практических занятий, ежегодно по 100 пудов, доставлялись с казенных и частных заводов.
Устав горного училища требовал от преподавателей формировать у студентов профессиональные инженерные качества. Для этого по инициативе первого директора училища М.Ф. Соймонова во дворе вуза был построен “примерный рудник”, в забоях выработки которого находились вмазанные естественные штуфы различных горных пород ископаемых рудных элементов. Позже учебный рудник училища стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге.
Финансирование училища осуществлялось за счет государственной казны, а также регулярными отчислениями от доходов уральских горнопромышленников. На нужды училища шли также деньги от продажи части Гороблагодатского железа. Помощь инженерному вузу оказывали меценаты со всей России.
Этих средств было вполне достаточно для развития учебно-материальной базы училища, оплаты труда профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала, а также для содержания 24 казеннокоштных студентов (на каждого учащегося выделялось до 150 руб. в год). Казеннокоштные студенты постоянно проживали в здании вуза на Васильевском острове, питались за общим столом. Их выезд за пределы Петербурга мог разрешить только директор училища. Платье и обувь учащимся покупались за казенный счет.
Каждые полгода студенты сдавали экзамены, которые проводились в присутствии президента Берг – Коллегии и ее членов. На сессии также приглашались крупные ученые и специалисты горного дела. Первые выпускники горного училища показали себя зрелыми специалистами, каждый из которых был на учете в Берг – Коллегии. Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большего числа инженеров, поэтому встал вопрос о расширении приема в вуз.
При училище был создан гимназический класс, который в течение нескольких лет готовил мальчиков для последующего обучения по программе инженерного вуза. Это позволило уже в 80-е гг. XVIII века отказаться от приема в Горное училище студентов Московского университета. До конца века училище подготовило несколько десятков квалифицированных горных инженеров, среди которых выделялись А.Ф. Дерябин, М.И. Логинов, Е.И. Мечников, В.Ю. Соймонов и П.К. Фролов.
В связи с упразднением Берг – Коллегии на
основании указа Сената то 6 февраля
19 октября
c.
Во второй
половине XVIII века в Российской империи получило значительное развитие
медицинское образование. С
Квалифицированных лекарей готовили медико
– хирургические училища в Петербурге,
Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С
В медико–хирургических училищах преподавали известные профессора и крупные клиницисты Н.К. Карпинский, Г.Ф. Соболевский, А.М. Шумлянский и др. В этих специализированных медицинских учебных заведениях была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.
В России
XVIII века все учреждения здравоохранения, в том числе учебные
заведения, подчинялись Медицинской коллегии, созданной в
Именным указом от 18 декабря
12 февраля
Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. Академия создавалась не на голом месте, а путем преобразования из Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ. Срок обучения в медико-хирургической академии составил 4 года. Учащиеся первого и второго классов академии именовались учениками, а третьего и четвертого – студентами. Учащимся двух последних классов присваивались права студентов Московского университета.
Руководящим органом Петербургской
медико–хирургической академии являлась конференция, первое заседание которой
состоялось 20 октября
Заседания конференции проходили еженедельно по субботам в актовом зале академии. При необходимости собирались экстренные собрания профессоров для решения важных вопросов. Если члены конференции приходили к мнению о целесообразности каких-либо изменений в деятельности академии, то обоснованный проект представлялся для утверждения в Медицинскую коллегию. Разрешение Медицинской коллегии требовалось также для изменения учебных планов, программ обучения и списков обязательной литературы.
В конце
В помощь профессорам назначались адъютант – профессора с VIII классным чином и годовым жалованьем от 500 до 450 руб. в год, в зависимости от специальности. При химическом театре работал лаборант, рисовальный мастер, библиотекарь и его помощник. Максимальные должностные оклады нужно было заслужить добросовестной работой. Вновь назначенные на должности лица сначала получали сокращенные денежные оклады.
Хозяйством академии заведовал эконом. В его распоряжении находились двадцать штатных хозяйственных работников. Содержание канцелярских служащих и канцелярские расходы укладывались в годовую сумму 850 руб. На ремонт зданий, покупку дров и свечей Медицинская коллегия выделяла дополнительные суммы. Надзор за поведением и обучением учащихся осуществлял инспектор.
d.
Этап зарождения отечественной высшей школы был самым трудным и продолжительным; он охватывал время правления нескольких императоров – от Петра I до Павла I. В нем можно выделить следующие периоды и знаменательные события: предыстория высшей школы России (император Петр I), открытие Петербургского академического университета (императрица Елизавета Петровна), создание Горного училища (императрица Екатерина II), образование Медико-хирургической академии (император Павел I).
Первый этап занял почти сто лет, его роль трудно переоценить в экономическом, военно-политическом и социально-культурном становлении Российской империи. Благодаря созданию основ образовательной системы, особенно высшей силы, Россия получила интеллектуальную независимость от мировых держав. В XVIII веке отечественные светские высшие учебные заведения подготовили несколько сотен высокообразованных людей, которые составили ядро новой социальной группы – интеллигенции (этот термин в России стал употребляться позже).
Вместе с тем, надо заметить, главным предназначением первых высших учебных заведений являлась подготовка квалифицированных чиновников для государственной службы. В конце XVIII века Московский университет и Горное училище составляли серьезную конкуренцию специальным военно-учебным заведениям, которые считались ранее наиболее престижными для молодых дворян. Обучение в светских вузах давало возможность разночинной молодежи изменить свой социальный статус через получение классных чинов и офицерских званий. Первые высшие учебные заведения возникли в столицах, что закрепило их роль учебно-научных центров Российской империи.
Список литературы
1.
2. XX век.» М.: Дрофа, 2000г.
3.
4.
5. XVII-XVIII веков» М.: Дрофа, 2000г.
6.
7. XX век» под ред. М.Е.Главацкого, М.: Дрофа, 2000г.
8. «Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века» М. 1960. Т. 1.
9. «Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года» М.: Эко, 1995г.
[1] Г.В.Вернадский «Русская история» М.: Аграф, 2000г., стр. 136
[2] Т.В.Черникова «История России XVII-XVIII веков» М.: Дрофа 2000г., стр. 57-58