Специфика консультирования по проблемам межличностного общения

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Основные проблемы в межличностных  отношениях людей....4

Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми……..5

Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях…………………………………………………………..5

Наличие антипатий в общении клиента с людьми……………10

Неспособность клиента быть самим собой……………………..15

Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми…………………………………………………..17

Неспособность клиента подчиняться другим………………….19

Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты…………………………………...…22

Заключение……………………………………………………………….28

Список литературы……………………………………………………...29

Введение.

Взаимодействие человека с окружающим миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни.

Объективные отношения и связи неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношений, которые изучает социальная психология.

Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимодействия внутри группы – это углубленное изучение различных социальных факторов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должного взаимопонимания.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Основные проблемы в межличностных  отношениях людей.

Проблемы межличностных взаимоотношений людей встречаются довольно часто в практике проведения психологического консультирования, и если клиент прямо не говорит о них, высказывая жалобы лишь на другие проблемы личностного плана, то это не означает, что на самом деле у него нет проблем межличностных отношений.

Справедливо в большинстве случаев жизни и обратное: если клиента беспокоит состояние дел в области межличностных отношений, то почти всегда у него же можно обнаружить и проблемы личностного плана, касающиеся его характера. Кроме того, методы практического решения тех и других проблем во многом сходны между собой.

Кроме того, имеется существенная разница в способах решения проблем личностного и межличностного планов. Если личностные проблемы обычно связаны с необходимостью радикального изменения внутреннего мира человека, то межличностные проблемы – с необходимостью изменения в основном только внешних форм поведения человека, которые касаются окружающих людей.

Психологические проблемы, относящиеся к взаимоотношениям человека с окружающими людьми, могут быть разными по характеру. Они могут оказаться связанными с личными и деловыми взаимоотношениями человека с окружающими его людьми, касаться взаимоотношений с близкими и достаточно далекими от него людьми, например с родными и посторонними.

Эти проблемы могут также иметь выраженный возрастной оттенок, например возникать во взаимоотношениях клиента со сверстниками или с людьми другого поколения, более младшего или более старшего возраста, чем он сам.

Проблематика межличностных отношений также может касаться людей разного пола: женщин и мужчин, как в монополовых, так и в гетерополовых социальных группах.

Многоаспектность названных проблем отражает сложность реально существующей системы человеческих взаимоотношений.

Проблемы личных взаимоотношений клиента с людьми.

К группе этих проблем прежде всего относятся те, которые касаются взаимоотношений клиента с теми людьми, которые примерно одного с ним возраста и отличаются по возрасту друг от друга не более чем на два-три года.

Психологическое развитие человека с возрастом постепенно замедляется, и общность жизненного опыта, психологии и поведения людей становится главным критерием для их оценивания как сверстников.

Наблюдения показывают, что чаще всего в психологическую консультацию по поводу проблем взаимоотношений с окружающими людьми обращаются те, кому больше пятнадцати и меньше шестидесяти лет. Что же касается взаимоотношений дошкольников, младших школьников и людей пожилого возраста друг с другом, то они реже вызывают беспокойство у их участников и, кроме того, имеют свои, специфические особенности.

В дошкольном и в младшем школьном возрасте обычно еще нет серьезных проблем во взаимоотношениях детей со сверстниками, которые требовали бы повышенного внимания и проведения психологического консультирования. В пожилом возрасте взаимоотношения людей ограничиваются обычно узким кругом родственников, знакомых и друзей, с которыми эти взаимоотношения установились давно и более или менее отрегулированы. Кроме того, взаимоотношения пожилых людей с окружающими сравнительно легко улаживаются за счет большого жизненного опыта, накопленного такими людьми, и, следовательно, возникающие у них проблемы также сравнительно просто решаются без обращения в психологическую консультацию.

Отсутствие взаимных симпатий в личных человеческих отношениях.

Отсутствие взаимности в личных человеческих симпатиях – довольно распространенное явление. На него как на жизненно волнующую их проблему чаще всего жалуются сравнительно молодые люди.

При проведении консультирования на данную тему важно иметь в виду следующие обстоятельства:

  •  Во-первых, далеко не всегда эту проблему можно практически решить только за счет советов, которые психолог-консультант может дать клиенту. Дело в том, что причинами отсутствия межличностных симпатий людей могут быть весьма трудноустранимые факторы, например, подсознательные, недостаточно осознаваемые и, следовательно, плохо контролируемые.
  •  Во-вторых, таких причин обычно бывает несколько, и, устранив одну из них, можно не добиться желаемого результата в устранении других причин, так как реально действующими при этом останутся иные, не менее весомые факторы.
  •  В-третьих, прежде чем приступить к проведению психологического консультирования на тему отсутствия взаимных человеческих симпатий, желательно знать типичный перечень причин возникновения подобной проблемы. Такое знание поможет правильно поставить диагноз и, следовательно, быстрее выявить и устранить возможные причины.

Необходимо отметить, что по вполне естественным законам люди противоположного пола испытывают симпатии друг к другу чаще, чем люди одного и того же пола. Поэтому полностью решить проблему обеспечения взаимных симпатий между людьми одного и того же пола труднее, чем решить аналогичную проблему для людей разного пола.

Есть немало индивидуальных психологических особенностей, в силу которых люди, независимо от того, с кем конкретно они общаются, могут не испытывать особых симпатий друг к другу. Это может быть, например, постоянная неудовлетворенность человека самим собой, при которой, будучи недовольным собой, данный человек вряд ли с выраженной симпатией будет относиться и к другим людям.

В свою очередь, те люди, к которым он, находясь в состоянии хронического недовольства собой, не будет проявлять особых симпатий, могут воспринимать это как признак плохого личного к ним отношения. Они будут склонны считать, что данный человек плохо относится именно к ним, и в ответ будут платить ему тем же.

У многих людей имеются устойчивые негативные черты характера, такие, например, как недоверие к людям, подозрительность, замкнутость, агрессивность. Обладая такими, как правило, недостаточно осознаваемыми и плохо контролируемыми чертами характера, эти люди будут невольно проявлять их в общении с другими людьми и тем самым осложнять свои личные взаимоотношения с ними.

К этому же случаю можно отнести наличие у человека потребностей и интересов по разным причинам несовместимых с потребностями и интересами других людей. В силу данного обстоятельства между такими людьми довольно часто будут возникать конфликты и, конечно, будут отсутствовать взаимные симпатии.

Сюда же можно отнести и случаи, когда люди просто не умеют культурно вести себя, чем и вызывают антипатию окружающих людей.

Можно определенно утверждать, что значительная доля причин отсутствия межличностных симпатий людей заложена в самом человеке, в его личной психологии, а не во взаимоотношениях или в обстоятельствах жизни. Тем не менее, ряд причин связан именно с этими обстоятельствами:

  •  одной из довольно часто встречающихся в жизни причин человеческих антипатий является следующая причина. Какой-либо человек, сам того не замечая, невольно, своими непродуманными действиями может существенно затронуть жизненно важные интересы других людей, задеть их самолюбие, уронить престиж, нарушить принятые в обществе или группе правила поведения, очень важные для соответствующих людей. В любом из названных случаев следствием происходящего, скорее всего, станет отсутствие симпатий к человеку, нарушающему сложившиеся нормы поведения, со стороны окружающих людей;
  •  вторая причина связана со следующими обстоятельствами. Люди случайно могут оказаться в такой ситуации, которая вынудит их вести себя в отношении друг к другу далеко не лучшим образом. В силу этого они невольно произведут друг на друга не вполне благоприятное впечатление и поэтому не смогут рассчитывать на взаимные симпатии;
  •  третье обстоятельство можно охарактеризовать так. Допустим, что в личной жизни клиента кто-либо раньше причинил ему немало неприятностей, и в результате этого к данному человеку со стороны клиента сложилось устойчивое негативное отношение. Предположим далее, что на его жизненном пути случайно встретился другой человек, внешне похожий на того, кто доставил ему немало неприятных минут. Он не вызовет к себе симпатии со стороны клиента по той простой причине, что он внешне похож на неприятного ему человека;
  •  еще одной вероятной внешней причиной отсутствия взаимных симпатий между людьми может оказаться невольно сформировавшаяся отрицательная социальная установка одного человека на личность другого человека.

Известно, что любая социальная установка в качестве главных ее компонентов включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие. Первая из них относится к знаниям человека об объекте социальной установки. Вторая содержит связанные с этим объектом эмоциональные переживания. Третья касается практических действий, предпринимаемых в отношении соответствующего объекта. Знания и переживания, в свою очередь, формируются под влиянием жизненного опыта, накапливаемого человеком, в частности опыта познания других людей. У каждого конкретного человека этот опыт всегда ограниченный, так как любой человек не в состоянии исчерпывающим образом знать окружающих его людей.

Если в силу случайно сложившихся обстоятельств наши знания о людях будут в основном негативными, то и в последующем люди не будут вызывать к себе наших симпатий. В данном случае вряд ли можно будет рассчитывать и на ответные симпатии к нам со стороны окружающих нас людей.

Как проводить в психологической консультации диагностику, направленную на выяснение причин отсутствия симпатий к клиенту со стороны значимых для него людей?

Проще всего попытаться это сделать путем подробного, целенаправленного расспроса самого клиента. Для того чтобы получить от него не случайную, а целенаправленную и необходимую информацию, желательно последовательно задать клиенту следующие вопросы:

• Какие взаимоотношения и с кем конкретно в связи с отсутствием взаимных симпатий больше всего вас беспокоят?

• Когда, в каких ситуациях и в чем проявляется отсутствие взаимных симпатий между вами и соответствующими людьми?

• Чем, по вашему мнению, это вызвано?

Если клиент легко и вполне конкретно отвечает на эти вопросы, и в том, что он говорит, уже фактически содержатся ответы на один или несколько следующих вопросов, то они клиенту не задаются. В противном случае следует получить определенные ответы от клиента и на следующие вопросы:

• Есть ли какие-либо причины, связанные с вами лично или с вашим поведением, в силу которых вы не можете рассчитывать на взаимные симпатии со стороны людей, о которых шла речь в ваших ответах на предыдущие вопросы?

• Есть ли в поведении данных лиц что-либо такое, что вызывает отсутствие к ним симпатий с вашей стороны?

• Есть ли какие-либо жизненные обстоятельства, не зависящие от вас или какого-либо другого человека и помимо вашего желания осложняющие отношения между вами и другими людьми?

• Что вы предпринимали уже для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?

• Какими оказались результаты предпринятых вами усилий?

Внимательно выслушав ответы клиента на все эти вопросы, психолог-консультант в результате анализа этих ответов и личного наблюдения за поведением клиента во время беседы с ним делает определенные выводы относительно сути проблемы клиента, намечает возможные пути ее решения, которые затем обсуждаются им совместно с клиентом.

Следует помнить о том, что клиент вряд ли сможет сразу же дать точные, полные и исчерпывающие ответы на все задаваемые ему вопросы. Если бы это было так, то клиент и сам смог бы решить свою проблему, не обращаясь за помощью в психологическую консультацию.

После того как поставлен правильный психологический диагноз проблемы клиента, консультант непосредственно может приступить к выработке совместно с клиентом рекомендаций по практическому решению его проблемы.

Существуют общие рекомендации, которыми можно воспользоваться в типичных случаях проведения психологического консультирования на обсуждаемую тему. Эти рекомендации, следующие:

  •  внимательно анализировать собственное поведение, выясняя, нет ли в нем чего-либо такого, что само по себе может вызывать отрицательную реакцию со стороны других людей. Если это так, то следует изменить свое собственное поведение, сделав его таким, чтобы оно не вызывало антипатий;
  •  наблюдать за реакциями другого человека и одновременно экспериментировать над своим собственным коммуникативным поведением, устанавливая и закрепляя в собственном опыте общения с людьми те его формы, которые вызывают положительные реакции со стороны людей;
  •  попытаться оказать влияние на обстоятельства жизни с расчетом на то, чтобы изменить в лучшую сторону сложившуюся жизненную ситуацию;
  •  убедить клиента в том, что если ему не удастся решить свою проблему, то ему необходимо будет принять сложившуюся жизненную ситуацию такой, какая она есть, и просто смириться с ней.

Если, проанализировав коммуникативные действия клиента, психолог-консультант придет к выводу, что клиент действительно сделал все от него зависящее, чтобы решить свою проблему, то ее причина, вероятнее всего, кроется не в личности клиента, а в независящих от него обстоятельствах.

Наличие антипатий в общении клиента с людьми.

Хотя антипатия фактически представляет собой нечто противоположное симпатии, однако, практически решать проблему исключения антипатий из сферы межличностных отношений клиента только с помощью их замены симпатиями невозможно. Редко или почти никогда не бывает так, чтобы одно из этих, противоположных друг другу эмоциональных проявлений сразу же сменилось на другое, т.е. почти никогда антипатия сразу не переходит в симпатию, и наоборот.

Между этими двумя крайностями в человеческих взаимоотношениях чаще всего лежит относительно нейтральное или двойственное (амбивалентное) отношение одного человека к другому. Такое отношение включает в себя как элементы симпатии, так и элементы антипатии в их довольно противоречивом сочетании друг с другом.

Как позиции крайние – симпатия или антипатия переходят друг в друга в сложной динамике человеческих, эмоционально окрашенных взаимоотношений, сменяются относительно нейтральными, нормальными и внешне спокойными взаимоотношениями.

Следовательно, первая задача, которую перед собой должен поставить и постараться решить психолог-консультант, оказывая практическую помощь клиенту, состоит в том, чтобы избавить его от эмоциональных крайностей во взаимоотношениях с людьми – в данном случае от их явно выраженной антипатичности.

Для этого сначала необходимо выяснить причины отрицательного отношения одного человека к другому. Среди этих, типичных причин могут оказаться, например, следующие:

1. Восприятие одним человеком другого человека как достаточно серьезного конкурента в каком-либо важном для него деле, при условии, что этот, другой человек, преследуя свои личные интересы, сознательно создает препятствия на пути достижения своих целей для конкурента. Так, например, клиент может явиться конкурентом для другого лица, со стороны которого он испытывает выраженную антипатию к себе, или, наоборот, этот человек может оказаться сильным конкурентом для клиента.

2. Получение клиентом достоверной информации о том, что какой-то другой человек унижает его личное достоинство, причем делает это целенаправленно и вполне осознанно, с расчетом на то, чтобы доставить как можно больше неприятностей клиенту.

3. Наличие общей отрицательной установки на людей у какого-либо человека, с которым клиент часто вступает в контакты.

4. Обладание какими-либо качествами, личными особенностями, которые, по мнению клиента, несовместимы с принятыми им нормами морали.

5. Распространение некоторым человеком ложных слухов, порочащих честь и достоинство клиента.

Если одна или несколько из указанных выше причин действительно имеют место, то соответствующий человек объективно может и должен вызывать антипатию со стороны клиента.

Однако далеко не всегда очевидно, что некто, на кого жалуется клиент, действительно проявляет антипатию по отношению к нему или вполне сознательно ведет себя так, чтобы вызвать аналогичное чувство со стороны клиента.

В любой ситуации сначала необходимо тщательно разобраться, чтобы точно определить действительные причины и следствия происходящего. Без этого вряд ли удастся изменить ситуацию и нейтрализовать антипатии, тем более заменить их симпатиями.

В связи с этим имеет смысл определить и обсудить способы диагностики, а также практические пути устранения антипатий, основанных на недопонимании или недоразумениях, нередко возникающих в сфере человеческих взаимоотношений.

Практически установить, каковы подлинные причины антипатий между клиентом и другими людьми можно, поставив перед клиентом следующие вопросы:

1. Есть ли какое-либо дело, в ходе которого человек, относящийся к вам с явно выраженной антипатией, выступает как ваш потенциальный конкурент?

2. Как он обычно реагирует на ваши успехи в этом деле?

3. Известно ли вам о человеке, к которому вы сами относитесь с явно выраженной антипатией, что-либо такое, что определенно свидетельствует об унижении им вашего человеческого достоинства или же достоинства близких, значимых для вас людей?

4. Имеется ли у данного человека, вызывающего антипатию, склонность сознательно делать что-либо такое, что вам доставляет неприятности?

5. Испытывает ли этот человек удовольствие от причинения вам неприятностей?

6. Проявляется ли у данного человека общее отрицательное отношение к людям, характеризующее его как личность?

7. Обладает ли данный человек такими чертами характера, которые лично для вас неприятны?

8. Есть ли что-либо такое в поведении, поступках данного человека, что вызывает у вас неприязнь?

9. Занимается ли этот человек распространением слухов, унижающих вас или порочащих достоинство других, значимых для вас людей?

Отвечая на каждый из сформулированных выше вопросов, клиент обязательно должен аргументировать свой ответ, приводя конкретные, подтверждающие его правильность доказательства, реальные факты из жизни.

В том случае если клиент дает определенный ответ на тот или иной вопрос, но не в состоянии его аргументировать, у психолога-консультанта могут возникнуть обоснованные сомнения в правильности ответов клиента.

В том случае если клиент подтверждает свой ответ убедительными аргументами и фактами, этому ответу вполне можно доверять. Неубедительность и неуверенность клиента тогда, когда он приводит аргументы в подтверждение правильности своего ответа, скорее всего, свидетельствует о том, что причины антипатий носят у него субъективный характер.

В случае если выяснится, что причина антипатии состоит в том, что один человек – клиент или его партнер – воспринимает другого как конкурента в каком-либо важном деле, для устранения антипатии можно рекомендовать сделать следующее:

  •  Во-первых, выяснить, действительно ли поведение потенциального конкурента препятствует клиенту в достижении его важных целей (вполне может быть, что такое мнение ошибочно).
  •  Во-вторых, клиенту необходимо подумать о том (и в этом ему может оказать помощь психолог-консультант), можно ли сделать так, чтобы все же добиться своей цели без противодействия со стороны конкурента.
  •  В-третьих, желательно определить, насколько обоснованы ответные действия самого конкурента на поведение клиента, и имеет ли клиент моральное право вести себя именно так, как он на самом деле ведет себя в общении со своим потенциальным конкурентом.
  •  Наконец, в-четвертых, желательно определить, нет ли возможности просто договориться с конкурентом о совместных, согласованных действиях – таких, которые сведут конкуренцию к минимуму и позволят каждому из участников добиться своих целей без помех со стороны другого человека и при минимальных потерях.

Поиск ответов на все эти вопросы и сам по себе способен значительно прояснить ситуацию, существенно уменьшить или же вовсе устранить проявление антипатии между соответствующими людьми.

В случае если выяснится, что причина антипатии состоит в том, что один человек унижает достоинство другого и делает это сознательно, получая удовольствие от подобных действий, следует предложить клиенту ответить дополнительно на такие вопросы:

• Почему тот человек, который унижает достоинство другого, делает это и ведет себя именно так?

• Что следовало бы предпринять для того, чтобы изменить его поведение?

Ответ на первый из этих вопросов позволяет психологически глубже понять поведение соответствующего человека, а ответ на второй вопрос – определить и продумать конкретные действия, направленные на то, чтобы действительно в лучшую сторону изменить поведение соответствующего человека.

Несколько сложнее обстоит дело тогда, когда человеку, вызывающему антипатию, приписывается общая отрицательная установка на людей, относительно независимая от их индивидуальных особенностей. Эта установка, кроме того, довольно часто может выступать как результат действия психологического механизма проекции, который проявляется в необоснованном приписывании другому человеку того качества личности – как правило, отрицательного, – которым на самом деле обладает сам этот человек.

В данном случае убедить клиента в том, что он проецирует свой недостаток на личность другого человека, бывает довольно трудно, так как здесь, помимо прочего, срабатывает еще и механизм так называемой психологической защиты. Но все же можно попытаться это сделать, действую не прямо, а косвенно, предложив, например, клиенту последовательно ответить на следующую серию вопросов:

• Как вы считаете, проявляет ли кто-либо еще, кроме человека, на которого вы жалуетесь и который у вас вызывает антипатию, такие же черты характера, на которые вы реагируете эмоционально отрицательно?

• Не случалось ли в вашей личной жизни такого, что вы по ошибке считали кого-либо враждебно настроенным по отношению к вам, а потом оказывалось, что это не так?

• Как вы думаете, бывает ли так, что некоторые обстоятельства жизни помимо воли самих людей, случайно оказавшихся в соответствующих жизненных обстоятельствах, вынуждают их вести себя не так, как им хотелось бы?

• Были ли в вашей жизни случаи, когда вас лично обвиняли в том, в чем вы сами сейчас обвиняете другого человека, т.е. в провоцировании антипатии?

Задумываясь над этими вопросами и ища на них ответы, клиент сможет в конечном счете понять и признать, что он не вполне прав, обвиняя другого человека в порождении эмоционально отрицательных взаимоотношений, в данном случае – антипатии.

Если обнаружится, что причина антипатии кроется в том, что ее объект обладает качествами личности или формами поведения, несовместимыми с принятыми среди людей нормами морали, то в этом случае психологу-консультанту рекомендуется действовать следующим образом.

  •  Во-первых, желательно спросить клиента о том, всегда ли и везде ли тот человек, на поведение которого он жалуется, ведет себя именно так и проявляет соответствующие отрицательные личностные качества.
  •  Во-вторых, необходимо выяснить, можно ли найти причины, оправдывающие поведение данного человека в некоторых жизненных ситуациях.
  •  В-третьих, важно задать клиенту вопрос следующего характера: все ли окружающие люди воспринимают человека, о котором идет речь, так, как его воспринимает клиент?
  •  Наконец, в-четвертых, нужно узнать у клиента, смог бы он лично изменить свое поведение и повлиять на поведение другого человека, если бы оказался его близким другом.

В том случае если антипатия к человеку связана с тем, что, по мнению клиента, его конкурент занимается распространением ложных слухов и сплетен, порочащих человеческое достоинство клиента, психологу-консультанту рекомендуется выяснить прежде всего, есть ли в этих слухах и сплетнях хотя бы какая-то доля правды. Затем нужно выяснить, имеет ли тот человек, который эти слухи распространяет, право открыто говорить то, что думает, и без согласия других людей публично выражать свое мнение.

После этого клиенту можно задать следующий вопрос: «А вы сами могли бы открыто сказать другому человеку что-либо неприятное о каком-либо третьем человеке, если бы считали себя правым и были убеждены в том, что говорите правду?» Полезно также спросить клиента о том, почему, по его мнению, некоторые люди занимаются распространением слухов, и есть ли какое-либо оправдание их подобным действиям.

Наконец, положительную роль в осознании причин поведения другого человека и уменьшении антипатии к нему мог бы сыграть и такой вопрос: «Если бы распространением слухов занимался какой-то другой, очень близкий для вас человек, как бы вы отреагировали на его поведение?»

В заключение клиенту следует рекомендовать еще раз подумать над всеми этими вопросами наедине и принять разумное решение о том, стоит ли продолжать испытывать столь выраженную антипатию по отношению к данному человеку.

Неспособность клиента быть самим собой.

Если клиент жалуется на то, что неудовлетворен самим собой, что его не вполне устраивает собственное поведение, а также на то, что принимая решение о том, как следует вести себя в той или иной жизненной ситуации, он, тем не менее, ведет себя совсем по-другому, это означает, что клиент не вполне способен быть самим собой.

В этом случае для того, чтобы помочь клиенту, психологу-консультанту необходимо:

  •  Во-первых, уточнить, где, когда и при каких обстоятельствах у клиента появляется неудовлетворенность собой.
  •  Во-вторых, определить, в чем конкретно проявляется неестественность его поведения.
  •  В-третьих, постараться помочь клиенту самому разобраться в том, каков он на самом деле, в чем состоит естественное для него поведение.
  •  В-четвертых, помочь клиенту определить и выработать у себя новые формы более естественного поведения, позволяющие ему быть самим собой.

Для того чтобы установить, что для клиента является естественным и неестественным, требуется дополнительная работа с ним. Часть этой работы заключается в том, чтобы выяснить, где, когда и при каких обстоятельствах, после совершения каких поступков и действий клиент чувствует себя лучше всего и чаще всего бывает довольным собой. Это и есть те моменты в его жизни, когда он ведет себя вполне естественно.

Задача совместной работы психолога-консультанта с клиентом на данном этапе консультирования состоит в том, чтобы определить формы естественного поведения клиента. Это необходимо для того, чтобы впоследствии закрепить их в индивидуальном жизненном опыте клиента, сделать эти формы поведения привычными для него.

Следующий этап работы с клиентом заключается в том, чтобы провести психодиагностику клиента. Цель психодиагностики – точно определить те персональные психологические качества клиента, которые естественно присущи ему и о существовании которых он знает очень мало. Речь, в частности, идет об осознании клиентом тех своих индивидуальных особенностей, знать которые ему необходимо для того, чтобы быть самим собой и вести себя естественно.

Итогом этой части работы психолога-консультанта с клиентом должен явиться адекватный образ Я-клиента, согласованный с психологом-консультантом. Исходя из этого образа, консультант и клиент далее должны будут установить, что означает для самого клиента быть собой, вести себя естественным образом с учетом особенностей его образа Я.

Заключительный этап работы над решением обсуждаемой проблемы должен состоять в том, что психолог-консультант вместе с клиентом намечают и реализуют план конкретных действий по выработке и закреплению в опыте клиента новых, более естественных для него форм поведения и реагирования на разнообразные жизненные ситуации.

В самом конце совместной работы психолог-консультант и клиент договариваются о том, как они в дальнейшем будут контактировать и обсуждать текущие результаты выполнения выработанных практических рекомендаций.

Невозможность эффективного делового взаимодействия клиента с людьми.

Для решения проблем делового взаимодействия с людьми в психологическую консультацию обращаются обычно деловые люди и руководители учреждений. Соответствующие проблемы чаще всего возникают у них на начальных этапах своей деловой жизни, в особенности тогда, когда им приходится самостоятельно организовывать работу других людей, руководить ими и их деловыми и личными взаимоотношениями.

Возможных причин возникновения трудноразрешимых проблем в сфере деловых взаимоотношений может быть довольно много. Это и отсутствие у человека достаточного личного опыта участия в соответствующем деле, и наличие у него отрицательных черт характера, препятствующих нормальным деловым взаимоотношениям с людьми, и дефицит способностей, и большие индивидуальные различия, порождающие психологическую несовместимость, и особые обстоятельства, складывающиеся во время совместной работы.

Поэтому прежде чем приступать к выработке практических рекомендаций клиенту по поводу решения проблемы деловых отношений, необходимо точно выяснить суть самой проблемы и ее причины. При этом с самого начала проведения психологического консультирования надо уметь четко различать то, что рассказывает о причинах возникновения своей проблемы сам клиент, и то, что есть на самом деле. Как правило, собственная версия клиента о сути его деловой проблемы не всегда полностью совпадает с действительностью, т.е. с результатами точной психодиагностики.

Отсутствие у клиента необходимого опыта организации дела является проблемой, преодолимой сравнительно легко, по мере приобретения самого такого опыта. Однако дефицит собственного опыта деловых взаимоотношений вряд ли можно стопроцентно заменить даже самыми разумными психологическими рекомендациями. Это связано с тем, что в ходе накопления жизненного опыта человек приобретает знания, умения и навыки, которые сразу и в готовом виде усвоить невозможно. Человек также не в состоянии контролировать процесс приобретения соответствующих знаний, умений и навыков по той причине, что ни он сам, ни кто-либо другой не знает точно, каким образом эти знания, умения и навыки действительно формируются.

Что же касается наличия отрицательных черт характера, препятствующих установлению нормальных деловых отношений с людьми, то с этой проблемой дело обстоит намного труднее, чем с приобретением необходимого опыта жизни. Изменить черты характера в том возрасте, в каком человек обычно вступает в активную деловую жизнь, весьма сложно, так как большинство таких черт характера формируется и закрепляется в раннем детстве. Однако внешние проявления и формы поведения, функционально связанные с чертами характера, изменить можно, хотя и не всегда сделать это легко.

Для того чтобы это стало действительно возможно, клиент прежде всего должен осознать то, что ему необходимо поменять в самом себе, в своем характере. Убедить в этом клиента только одними словами довольно сложно. Но, даже если это удастся сделать, сильного желания изменить себя у него сразу же не возникнет.

Это, в частности, связано с тем, что клиент, как правило, не видит своих недостатков так хорошо, как их видят другие люди. Он знает о них только со слов окружающих людей, с которыми ему приходится вступать в общение. До тех пор пока его личное стремление изменить себя не будет подкрепляться соответствующими реакциями окружающих людей, вряд ли можно будет рассчитывать на успех.

При больших индивидуальных различиях, порождающих психологическую несовместимость людей, проблема обеспечения нормального делового взаимодействия между ними решается следующим образом: выясняется, в чем эти люди отличаются друг от Друга и что им мешает нормально взаимодействовать друг с другом. Все это должен осознать каждый из участников делового общения. Самого факта осознания имеющихся индивидуальных различий в большинстве случаев бывает достаточно для того, чтобы каждый из участников учел их и приспособился к другим участникам.

Если это не поможет, то психолог-консультант должен будет подсказать клиенту, как разумнее всего вести себя в деловом общении с теми людьми, которые существенно отличаются от него по психологии и поведению. При этом желательно предложить клиенту не один, а сразу несколько различных вариантов социально-адаптивного поведения и опробовать каждый их них во время психологической консультации. Затем клиент должен будет применить все эти способы поведения в жизни и определить оптимальный для себя вариант. Таким обычно становится способ поведения, который позволяет людям успешно решать деловые проблемы и сохранять при этом хорошие взаимоотношения с деловыми партнерами.

На заключительном этапе психологического консультирования сам клиент делится с психологом-консультантом своими впечатлениями и далее, по совету психолога-консультанта, выбирает и закрепляет в своем жизненном опыте наиболее целесообразные формы делового межличностного поведения.

Неспособность клиента подчиняться другим.

В жизни неспособность человека подчиняться другим людям очень часто сочетается с неумением руководить людьми. И, напротив, этот недостаток довольно редко встречается у тех людей, которые сами являются хорошими лидерами. Это связано с тем, что, став хорошим лидером, человек начинает лучше понимать, как должен вести себя подчиненный и исполнитель, начинает больше ценить в других людях умение подчиняться. Соответствующие ценностные ориентации он, естественно, переносит и на себя.

В связи с этим консультант-психолог, столкнувшись со случаем проявления клиентом неумения подчиняться другим людям, должен в первую очередь обратить свое внимание на способность клиента быть лидером. И если у клиента обнаружатся недостатки и в этом плане, то нужно будет одновременно учить его быть хорошим лидером и подчиненным.

В чем же конкретно у человека может проявляться неумение подчиняться другим?

  •  Во-первых, в том, что он вольно или невольно сопротивляется тому, чтобы кто-то им руководил вообще.
  •  Во-вторых, в том, что данный человек всегда стремится все делать по-своему, даже если это у него получается хуже, чем могло бы получиться, если бы он последовал советам других людей.
  •  В-третьих, в том, что человек почти всегда подвергает сомнению то, что говорят другие
  •  люди.
  •  В-четвертых, в любом деле, где имеется свобода выбора, он старается взять на себя роль лидера, руководить людьми, направлять их, поучать, командовать.

Если в работе с клиентом психолог-консультант обнаруживает у него один или несколько из указанных выше признаков, то это свидетельствует о том, что у данного человека могут быть проблемы, связанные с неумением подчиняться другим людям.

Для того чтобы далее успешно работать над решением этих проблем, психологу-консультанту необходимо уточнить, почему клиент ведет себя так, какие чувства он испытывает в тех случаях, когда им пытаются руководить другие люди, каким образом он оправдывает свое непокорное и непокладистое поведение.

Иногда для этого бывает достаточно задать клиенту следующую серию вопросов:

• Как часто вами пытаются руководить другие люди?

• Пытаются ли они вами манипулировать?

• В каких ситуациях это происходит чаще всего?

• Что конкретно эти люди делают для того, чтобы оказать на вас влияние?

• Какие ощущения при этом возникают у вас?

• Каким образом вы сопротивляетесь оказанию на вас психологического давления?

• Что вам удается или не удается реально сделать в этом плане?

• Можете ли вы объяснить, почему вам не нравится, когда вами пытаются руководить другие люди?

Если неспособность клиента подчиняться другим людям проявляется в том, что он просто сопротивляется оказанию на него психологического давления, то клиенту необходимо предложить подумать над тем, насколько разумным на самом деле является такое поведение, не приведет ли оно к неблагоприятным последствиям прежде всего для него самого.

В качестве доказательства неразумности такой негативистской установки можно привести следующие аргументы:

  •  Во-первых, все люди в жизни, коль скоро они вынуждены жить сообществом, должны уметь не только руководить, но и подчиняться. Без этого нормальная человеческая жизнь невозможна.
  •  Во-вторых, определенные выгоды есть не только в том, чтобы руководить людьми, но и в том, чтобы исполнять роль подчиненного. С последней из ролей связана меньшая ответственность за происходящее и гораздо меньшая напряженность труда.
  •  В-третьих, отказ от подчинения другим противопоставляет, изолирует данного человека, лишает его поддержки, ограничивает возможности его роста и развития в психологическом плане.

Если неумение человека подчиняться другим проявляется в том, что он слишком часто и необоснованно подвергает сомнению, оспаривает мнения других людей, то самый эффективный способ избавить его от этого недостатка состоит в следующем.

Клиенту желательно предложить некоторое время побыть лидером, и в отношении его самого, как лидера, начать вести себя так, как он обычно себя ведет по отношению к другим лидерам. Подобный психологический эксперимент, проведенный с клиентом в консультации, где роль непокладистого подчиненного исполняет психолог-консультант, обычно убеждает клиента в неправильности его поведения.

В иных случаях можно обратиться и к другим методам психокоррекции данного недостатка. Среди таких методов можно назвать, например, следующие:

  •  Вместо поведения, которое проявляется в критике и в сопротивлении другим людям, предложить и продемонстрировать иную форму поведения, направленную на соглашение и поиск компромисса, одновременно объяснив, почему вновь предложенная форма поведения лучше, чем прежняя.
  •  Предложить клиенту выслушать по этому же поводу мнение других людей, которым он лично доверяет.
  •  Предложить клиенту выслушать возражения тех людей, чье мнение он сам подвергает сомнению и чьему влиянию активно сопротивляется.
  •  Предложить клиенту самому выявить и объективно оценить как положительные, так и отрицательные последствия того, что предлагает он сам, и что советуют ему сделать другие люди.

В том случае если клиент, не прислушиваясь к мнению других людей, почти всегда стремится делать все по-своему, с клиентом в психологической консультации нужно поработать иначе.

  •  Во-первых, следует попросить клиента разумно объяснить, почему он столь часто отвергает предложения других людей.
  •  Во-вторых, желательно, чтобы клиент доказал, что то, что он предлагает сам, лучше, чем то, что предлагают другие люди. При этом клиент должен продемонстрировать умение видеть рациональное зерно в том, что предлагается другими людьми. Если он только критикует их предложения, то это означает, что он подходит к оценке мнений других людей явно предвзято.

Если обнаружится, что во всех ситуациях клиент предпочитает брать на себя роль лидера и избегает подчиняться другим, то, прежде всего, желательно будет внимательно разобраться в том, почему он это делает. Вполне вероятно, что суть дела заключается в его закомлексованности или в чрезмерно завышенной самооценке. В таком случае необходимо будет заняться коррекцией личности клиента.

Вполне может оказаться, что у клиента просто не хватает нужных специальных умений и навыков, необходимых для подчинения

другим людям.

Неумение клиента предупреждать и разрешать межличностные конфликты.

Проблемы этого типа распространены достаточно широко. Человек сталкивается с ними:

1. Когда он сам является источником частых конфликтов, возникающих в процессе его общения с окружающими людьми. При этом он может:

а) не осознавать данного факта и даже не подозревать, что это на самом деле так (он в данном случае просто не владеет полной информацией, но, в принципе, готов признать и принять на себя вину за происходящее);

б) он может иметь достаточную информацию об этом, поступающую со стороны других людей, но сам себя виновником конфликтов не признает.

2. Когда человек не является источником конфликтов, однако другие люди, с которыми он общается, нередко провоцируют его на конфликты. Сам же человек не знает, как выйти из этой затруднительной ситуации, как предупредить возможное возникновение конфликтов между ним и окружающими людьми.

3. Когда человек сам не является участником межличностных конфликтов, но его лично очень беспокоят конфликты, возникающие между значимыми для него другими людьми. При этом:

а) проблемы других людей могут быть как-то связаны с ним лично, и он, в той или иной степени считая себя виновным в их возникновении, хотел бы не быть причиной конфликтов;

б) возникшие межличностные проблемы других людей его беспокоят, но он не является и не считает себя их причиной, однако хотел бы помочь этим людям.

Клиент обычно жалуется на то, что в процессе его личного общения со значимыми для него людьми между ним и этими людьми нередко возникают конфликты, но сам он не знает, почему это происходит и как от этих конфликтов избавиться.

Если же клиента просят рассказать о предполагаемых причинах соответствующих конфликтов, то он чаще всего ссылается на объективные жизненные обстоятельства и почти никогда не винит людей в возникновении конфликтов. Он, в принципе, готов принять на себя ответственность за эти конфликты.

Если же консультант-психолог высказывает предположение, что в возникающих конфликтах, возможно, виновны другие люди, то сам клиент это, как правило, отрицает. Если психолог-консультант просит клиента дать персональные характеристики людям, вовлеченным в конфликт, то такие характеристики в основном являются положительными. Наконец, если психолог-консультант высказывает предположение о том, что в возникновении соответствующих конфликтных ситуаций, возможно, виноват сам клиент, то он обычно допускает такую возможность.

В данном случае психолог-консультант может предложить клиенту внимательно понаблюдать за тем, как люди, с которыми клиент общается, реагируют на его действия и высказывания. Если при этом обнаружится, что конфликтогенные действия других людей часто выступают как реакции на собственное поведение клиента, то можно сделать вывод о том, что именно сам клиент в определенной степени повинен в возникновении конфликтных ситуаций.

В данном случае психологу-консультанту вместе с клиентом следует точнее установить, что в поведении самого клиента вызывает негативные реакции со стороны людей, с которыми он общается. Затем желательно предложить клиенту некоторое время внимательно проконтролировать свое поведение в общении с другими людьми, с тем, чтобы исключить то, что провоцирует других на конфликты.

Одна из главных задач психолога-консультанта состоит в том, чтобы убедить клиента, что он сам является причиной тех конфликтов, которые у него возникают с окружающими людьми.

Сделать это непросто, так как чаще всего те люди, которые провоцируют конфликты с окружающими людьми, сами активно сопротивляются тому, чтобы их признавали виновниками конфликтов. Их сопротивление признанию обычно усиливается за счет включения в действие защитных психологических реакций. Это связано с тем, что признание того, что человек является первопричиной межличностных конфликтов, снижает его самооценку, самоуважение и авторитет в глазах окружающих людей.

В этой связи неосторожные высказывания психолога-консультанта, открыто обвиняющего клиента в том, что он виновен в возникновении конфликтов между ним и окружающими людьми, как правило, не приносят пользы, а только усиливают защитные реакции с его стороны.

В этом случае психолог-консультант, несомненно, должен действовать тоньше и деликатнее. Рекомендуется, например, предложить клиенту подробно описать те межличностные конфликты, по поводу которых он обратился в психологическую консультацию, охарактеризовав их источники и причины.

Если психолог-консультант, выслушав соответствующий рассказ клиента, заметит, что в нем содержатся нелестные оценки других участников конфликта, а также прямые обвинения в том, что они спровоцировали конфликт, значит и сам клиент сыграл в его возникновении не последнюю роль.

Если, кроме того, клиент, рассказывая о межличностных конфликтах, ничего не говорит о себе, о своей собственной роли в этих конфликтах или же говорит в основном только положительное, то это также один из признаков того, что сам он виновен в возникновении конфликтной ситуации.

Консультанту не рекомендуется активно возражать клиенту даже в том случае, если консультант убежден, что клиент явно обеляет себя и очерняет других участников конфликта, просто наговаривает на них. Психолог-консультант, однако, также не должен безоговорочно соглашаться со всем тем, что ему говорит клиент. Его задача состоит в том, чтобы, внимательно и доброжелательно выслушав клиента, вызвать его доверие к себе.

На следующем этапе работы с клиентом психолог-консультант предлагает ему самому рассказать о том, что конкретно желательно изменить, улучшить в поведении тех людей, которых клиент считает виновными в возникновении межличностных конфликтов. Это поможет клиенту осознать и собственные недостатки в общении с людьми.

После этого психолог-консультант может попросить клиента подумать, что следует предпринять для того, чтобы реально помочь другим людям избавиться от имеющихся у них недостатков, а также о том, что бы он сам (клиент) мог противопоставить деструктивному межличностному поведению своих партнеров по общению, если они вновь попытаются спровоцировать конфликт.

В данном случае речь идет о том, что сам клиент мог бы сделать, не признавая себя виновником конфликта для его предотвращения, т.е. для того, чтобы другие люди не смогли спровоцировать возникновение конфликтной ситуации при его участии.

Для этого клиенту придется невольно задуматься над своим собственным поведением в конфликтной ситуации и попытаться изменить его в лучшую, конструктивную сторону.

В результате такой процедуры будет достигнута главная цель психологического консультирования: конфликты во взаимоотношениях клиента с окружающими людьми будут устранены, даже если сам клиент открыто не признает себя виновным в их возникновении в прошлом.

Клиента, кроме того, желательно научить активным приемам предупреждения конфликтных ситуаций, возникновение которых в общении с ним могут провоцировать другие люди. Эти приемы могут быть, например, следующими (их рекомендуется хорошо усвоить и обращаться к ним в случаях, когда партнер по общению начинает провоцировать конфликт):

• неизменно сохранять доброжелательное отношение к партнеру во время общения с ним, независимо от того, как он себя ведет;

• не реагировать на провокации с его стороны, делать вид, что не замечаешь их, не придаешь им серьезного значения;

• не пытаться убедить или переубедить клиента, доказать ему свою правоту, оказывая на него психологическое давление;

• не делать замечаний в адрес клиента, особенно в те моменты общения с ним, когда он находится в раздраженном состоянии, в состоянии аффекта;

• проявлять сочувствие к партнеру по общению, стараясь его понять даже в том случае, если он явно не прав. Настрой клиента в общении с партнером должен быть следующим: во что бы то ни стало стараться понять, почему в данный момент времени партнер ведет себя именно так, а не иначе;

• стараться идти навстречу партнеру настолько, насколько это возможно, уступая ему, демонстрируя искреннее желание максимально учесть его потребности и интересы.

Клиент обычно жалуется на то, что между близкими, значимыми для него людьми слишком часто возникают конфликты, и он сильно переживает по их поводу, или сам нередко против своей воли оказывается вовлеченным в эти конфликты. Клиенту при этом нередко кажется, что если бы не он, то и конфликтов между значимыми для него людьми было бы гораздо меньше.

Здесь могут иметь место две разные ситуации, требующие различных коррекционных действий со стороны психолога-консультанта.

В первой из ситуаций он действительно сам выступает «яблоком раздора» между конфликтующими сторонами (они, например, могут бороться между собой за его внимание к себе).

Во второй ситуации клиент лично не участвует в конфликте, но его искреннее желание примирить конфликтующие стороны и личное вмешательство в существующие конфликтные взаимоотношения с целью их устранения не приводит к должному эффекту или, напротив, порождает прямо противоположный результат: конфликт от вмешательства клиента только усиливается.

В первой из описанных выше ситуаций клиенту можно рекомендовать следующее:

– во-первых, ни в коем случае не вставать на защиту только одной из конфликтующих сторон, не проявлять большую благосклонность к одной стороне в ущерб другой стороне. От этого конфликт не исчезнет, а может только обостриться;

– во-вторых, всячески стараться избегать проявления каких-либо особых чувств, положительных или отрицательных, только к одной из конфликтующих сторон;

– в-третьих, стараться дать твердо понять обеим сторонам конфликта, что обязательным условием сохранения доброжелательных отношений между ними и клиентом является прекращение конфликта.

Во второй ситуации для устранения возникшего конфликта или для снятия его остроты необходимо прежде всего внимательно проанализировать, почему личное вмешательство клиента в конфликт между значимыми для него людьми не приводит к желаемому результату, т.е. к устранению конфликта. До получения точного и ясного ответа на данный вопрос целесообразно полностью прекратить неудачные попытки вмешательства в него.

После того как будет найден удовлетворительный ответ на сформулированный выше вопрос, необходимо тщательно продумать и спланировать действия, которые с учетом прошлых неудач на этот раз должны будут привести к позитивному результату, и в экспериментальном порядке опробовать соответствующие действия на практике.

В данном случае возможно обращение клиента, в частности, к тем формам поведения, которые уже обсуждались применительно к первой из описанных выше ситуаций.

Заключение.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка.

Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностных отношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано  с тем, что в  современном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении между людьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило отдельными людьми.

Список использованной литературы.

  1.  Андреева Г. М. Социальная психология. — М: Изд-во МГУ, 1988.
  2.  Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. —   М.: Изд-во  МГУ, 1982.
  3.  Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1983.
  4.  Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. —   М.: Наука, 1975. — 295 с.
  5.  Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. Панкратов В. Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. — М.: Рос. пед. агенство, 1996.
  6.  Проблемы общения в психологии: Сборник статей / АН, Ин-т социологии.; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.
  7.  Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1983.
  8.  Резников Е. Н. Межличностные отношения  // Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.   Дружинина. - М.: Инфра-М, 1999.
  9.  Лунев П. А. Как стать хозяином положения. Анатомия эффективного общения. Руководство практического психолога / ИП РАН. — М., 1996.
  10.  Теоретические и методологические проблемы социальной психологии/Под ред. Г. М. Андреевой и Н. Н. Богомоловой. М., 1977.
  11.  Шибутани Т. Социальная психология. М., 1968.
  12.  Яковлев Б. Н. Отношения в трудовом коллективе. М., 1983.