Спроектировать привод конвейера по заданной схеме и характеристикам
Содержание:
№ и наименование раздела |
№стр. |
Задание |
3 |
Исходные данные |
4 |
1. Энергосиловой и кинематический расчет |
5 |
1.1. Определение общего коэффициента полезного действия привода |
5 |
1.2. Выбор электродвигателя |
5 |
1.3. Определение мощностей, частот вращения и крутящих моментов на валах. |
5 |
2. Расчет зубчатой передачи |
7 |
2.1. Проектировочный расчет зубчатой передачи на контактную выносливость |
7 |
2.2. Проверочный расчет зубчатой цилиндрической передачи на контактную выносливость |
11 |
2.3. Проверочный расчет зубчатой цилиндрической передачи на выносливость при изгибе |
12 |
3. Расчет валов |
14 |
3.1. Усилие на муфте |
14 |
3.2. Усилия в косозубой цилиндрической передаче |
15 |
4. Разработка предварительной компоновки редуктора |
16 |
5. Проектный расчет первого вала редуктора |
17 |
6. Построение эпюр |
18 |
6.1. Определение опорных реакций |
19 |
6.2. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов |
20 |
6.3. Определение диаметров валов в опасных сечениях |
20 |
7. Выбор подшипников качения по динамической грузоподъемности для опор валов редуктора |
22 |
7.1. Выбор подшипников качения для первого вала редуктора |
22 |
7.2. Проектный расчет второго вала редуктора и подбор подшипников |
26 |
8. Уточнённый расчёт на усталостную прочность одного из валов редуктора |
27 |
8.1. Определение запаса усталостной прочности в сечении вала "А–А" |
28 |
8.2. Определение запаса усталостной прочности в сечении вала "Б–Б" |
28 |
8.3. Определение запаса усталостной прочности в сечении вала "B–B" |
29 |
9. Подбор и проверочный расчет шпонок |
30 |
9.1. Для участка первого вала под муфту |
30 |
9.2. Для участка первого вала под шестерню |
30 |
9.3. Для участка второго вала под колесо |
30 |
9.4. Для участка второго вала под цепную муфту |
31 |
10. Проектирование картерной системы смазки |
32 |
10.1. Выбор масла |
32 |
10.2. Объем масляной ванны |
32 |
10.3. Минимально необходимый уровень масла |
32 |
10.4. Назначение глубины погружения зубчатых колес |
32 |
10.5. Уровень масла |
32 |
10.6. Смазка подшипников качения консистентными смазками |
32 |
Литература |
33 |
Приложение |
Nвых = 2,8кВт
u = 5,6; n = 1500 об/мин
График нагрузки:
T1 = Tmax
Q1 = 1
l1 = 0,1
Q2 = 0,8
lLh = 10000ч
1. Энергосиловой и кинематический расчет
1.1. Определение общего коэффициента полезного действия привода
hобщ = hм1 ´ hз ´ hм2
h3 – кпд зубчатой передачи с учетом потерь в подшипниках
h3 = 0.97
hм1 – кпд МУВП
hм1 = 0,99
hм2 – кпд второй муфты
hм2 = 0.995
1.2. Выбор электродвигателя
Nвход = Nвых / hобщ
Nвход = 2.8 / 0.955 = 2.93 кВт
Выбираем двигатель 4А90L4
N = 2.2Квт
n = 1425 об/мин
d = 24мм
p = (2.9 – 2.2) / 2.2 ´ 100% = 31.8% > 5% – этот двигатель не подходит
Беру следующий двигатель 4А100S4
N = 3.0кВт
n = 1435 об/мин
d = 28мм
1.3. Определение мощностей, частот вращения и крутящих моментов на валах.
1.3.1. Вал электродвигателя ("0")
N0 = Nвых = 2,93кВт
n0 = nдв = 1435 об/мин
T0 = 9550 ´ (N0 / n0) = 9550 ´ (2.93 / 1435) = 19.5Hм
1.3.2. Входной вал редуктора ("1")
N1 = N0 ´ hм1 = 2,93 ´ 0,99 = 2,9кВт
n1 = n0 = 1435об/мин
Т1 = 9550 ´ (N1 / n1) = 9550 ´ (2.9 / 1435) = 19.3 Hм
1.3.3. Выходной вал редуктора ("2")
N2 = N1 ´ h3 = 2.9 ´ 0.97 = 2.813кВт
n2 = n1 / u = 1435 / 5.6 = 256.25 об/мин
Т2 = 9550 ´ (2,813 / 256,25) = 104,94Нм
1.3.4. Выходной вал привода ("3")
N3 = N2 ´ hм2
N3 = 2.813 ´ 0.995 = 2.8кВт
n3 = n2 = 256.25 об/мин
Т3 = 9550 ´ N3 / n3
Т3 = 9550 ´ 2,8 / 256,25 = 104,35Нм
2. Расчет зубчатой передачи
2.1. Проектировочный расчет зубчатой передачи на контактную выносливость
2.1.1. Исходные данные
n1 = 1435об/мин
n2 = 256.25об/мин
Т1 = 19,3Нм
Т2 = 104,94Нм
u = 5.6
Вид передачи – косозубая
Ln = 10000ч
2.1.2. Выбор материала зубчатых колес
Сталь 45
HB=170…215 – колеса
Для зубьев шестерни à HB1 = 205
Для зубьев колеса à HB2 = 205
2.1.3. Определение допускаемого напряжения на контактную выносливость
[GH]1,2 = (GH01,2 ´ KHL1,2) / SH1,2 [МПа]
GH0 – предел контактной выносливости поверхности зубьев
GH0 = 2HB + 70
GH01 = 2 ´ 205 + 70 = 480МПа
GH02 = 2 ´ 175 + 70 = 420МПа
SH – коэффициент безопасности
SH1 = SH2 = 1.1
KHL – коэффициент долговечности
KHL = 6 Ö NH0 / NHE
NH0 – базовое число циклов
NH0 = 1.2 ´ 107
NHE – эквивалентное число циклов при заданном переменном графике нагрузки
NHE = 60n1,2Lhå(T1 / Tmax)3 ´ Lhi / Lh
NHE = 60n1,2Lh(l1Q13 + l2Q23 + l3Q33)
n – частота вращения вала шестерни или вала зубчатого колеса
Lh – длительность службы
Lh = 10000ч
NHE1 = 60 ´ 1435 ´ 10000 (0.1 ´ 13 + 0.9 ´ 0.83) = 6 ´ 101 ´ 1.435 ´ 103 ´ 104(0.1 + 0.461) = 48.28 ´ 107
KHL1 = 6Ö 1.2 ´ 107 / 48.28 ´ 107 = 0.539
KHL2 = 6Ö 1.2 ´ 107 / 8.62 ´ 107 = 0.72
Принимаю KHL1 = KHL2 = 1
[GH]1 = 480 ´ 1 / 1.1 = 432,43МПа
[GH]1 = 420 ´ 1 / 1.1 = 381,82МПа
В качестве допускаемого контактного напряжения принимаю
[GH] = 0.5([GH]1 + [GH]2)
[GH] = 0.5(432.43 + 381.82) = 407.125
должно выполняться условие
[GH] = 1.23[GH]min
469.64 = 1.23 ´ 981.82
407.125 < 469.64
2.1.4. Определение межосевого расстояния
a = Ka(u + 1) 3Ö T2KHb / (u[GH])2yba
Ka = 430МПа
yba – коэффициент рабочей ширины зубчатого венца
yba = 2ybd / (u+1)
ybd = 0.9
yba = 2´0.9 / (5.6 + 1) = 0.27
KHb – коэффициент распределения нагрузки по ширине зубчатого венца
KHb = 1.03
a = 430 ´ 6.6 3Ö 104.94 ´ 1.03 / (5.6 ´ 407.125)2 ´ 0.27 = 2838 ´ 3Ö 108.088 / 1403444.88 = 120.75
2.1.6. Согласование величины межосевого расстояния с ГОСТ2185–66
Принимаю a = 125
2.1.7. Определение модуля зацепления
m = (0.01…0.02)a
m = 0.015´125 = 1.88мм
2.1.8. Определение числа зубьев шестерни "z1" и колеса "z2"
zi = 2acosb/mn
b – угол наклона зубьев
Принимаю b = 15°
zc = 2 ´ 125 ´ 0.966 / 2.5 = 120.8 » 120
Число зубьев шестерни
z1 = z0 / (u+1) = 120 / 6.6 = 18.18 » 18
zmin = 17cos3b = 15.32
z1 ³ zmin
Число зубьев колеса
z2 = zc – z1 = 120 – 18 = 120
uф = z2 / z1 = 102 / 18 = 5.67
Ùu = 1.24%
2.1.9. Уточнение угла наклона зубьев
bф = arcos((z1ф + z2ф) mn / 2a)
bф = arcos((102 + 18) ´ 2 / 2 ´ 125) = arcos0.96 = 15°12'4''
2.1.10. Определение делительных диаметров шестерни и колеса
d1 = mn ´ z1 / cosbф = 2.18 / 0.96 = 37.5мм
d2 = mn ´ z2 / cosbф = 2.102 / 0.96 = 212.5мм
2.1.11. Определение окружной скорости
V1 = pd1n1 / 60000 = 3.14 ´ 37.5 ´ 1435 / 60000 = 2.82 м/с
2.1.12. Назначение степени точности n` передачи
V1 = 2.82 м/с à n` = 8
2.1.13. Уточнение величины коэффициента yba
yba = (Ka3 (uф + 1)3 T2 KHb) / (ua[bn]2 a3)
yba = 4303 ´ 6.63 ´ 104.94 ´ 1.03 / (5.6 ´ 407.125)2 ´ 1253 = = 2.471 ´ 1012 / 10.152 ´ 1012 = 0.253
По ГОСТ2185–66 à yba = 0.25
2.1.14. Определение рабочей ширины зубчатого венца
b = yba ´ a
b = 0.25 ´ 125 = 31.25
b = 31
2.1.15. Уточнение величины коэффициента ybd
ybd = b / d1
ybd = 31.25 / 37.5 = 0.83
2.2. Проверочный расчет зубчатой цилиндрической передачи на контактную выносливость
2.2.1. Уточнение коэффициента KHb
KHb = 1.03
2.2.2. Определение коэффициента FHV
FHV = FFV = 1.1
2.2.3 Определение контактного напряжения и сравнение его с допускаемым
GH = 10800 ´ zEcosbф / a = Ö (T1 ´ (uф + 1)3 / b ´ uф) ´ KHa ´ Khb ´ KHV £ [GH]МПа
zE = Ö 1 / Ea
Ea = (1.88 – 3.2 ´ (1 / z1ф + 1 / z2ф)) ´ cosbф
Ea = (1.88 – 3.2 ´ (1 / 18 + 1 / 102)) ´ 0.96 = 1.6039
zE = Ö 1 / 1.6039 = 0.7895
Kha = 1.09
GH = 10800 ´ 0.7865 ´ 0.96 / 125 ´ Ö (19.3 / 31) ´ (6.63 / 5.6) ´ 1.09 ´ 1.03 ´1.1 = = 65.484 ´ 6.283 = 411.43
ÙGH = (411.43 – 407.125) / 407.125 ´ 100% = 1.05% < 5%
2.3. Проверочный расчет зубчатой цилиндрической передачи на выносливость при изгибе
2.3.1. Определение допускаемых напряжений на выносливость при изгибе для материала шестерни [GF]1 и колеса [GF]2
[GF]1,2 = (GF01,2 ´ KFa) / SF1,2
GF0 – предел выносливости при изгибе
GF0 = 1.8HB
GF01 = 1.8 ´ 205 = 368
GF02 = 1.8 ´ 175 = 315
SF – коэффициент безопасности
SF = 1.75
KFa – коэффициент долговечности
KFa = 6Ö NF0 / NKFE
KF0 – базовое число циклов
NF0 = 4 ´ 106
NFE – эквивалентное число циклов
NFE = 60nLh ´ å(Ti / Tmax)6 ´ Lhi / Lh
NFE1 = 60 ´ 1435 ´ 10000 ´ (0.1 ´ 16 +0.9 ´ 0.86) = 289.24 ´ 106
NFE2 = 60 ´ 256.25 ´ 10000 ´ (0.1 ´ 16 +0.9 ´ 0.86) = 55.68 ´ 106
KFL1 = 6Ö 4 ´ 106 / 289.24 ´ 106 = 0.49
KFL2 = 6Ö 4 ´ 106 / 55.68 ´ 106 = 0.645
Принимаю KFL1 = KFL2 = 1
[GF]1 = 369 / 1.75 = 210.86
[GF]2 = 315 / 1.75 = 180
2.3.2. Определение эквивалентных чисел зубьев шестерни и колеса
zv1 = z1 / cos3b = 20
zv2 = z2 / cos3b = 113
2.3.3. Определение коэффициентов формы зубьев шестерни и колеса
YF1 = 4.08
YF2 = 3.6
2.3.4. Сравнение относительной прочности зубьев
[GF] / YF
[GF]1 / YF1
[GF]1 / YF1 = 210.86 / 4.20 = 51.47
[GF]2 / YF2
[GF]2 / YF2 = 180 / 3.6 = 50
Менее прочны зубья колеса
2.3.6. Определение напряжения изгиба и сравнение его с допускаемым
GF2 = 2000 ´ T2 ´ KFa ´ KFb ´ KFV ´ YF2 ´ Yb / b ´ m ´d2 £ [GF]МПа
Eb = b ´ sinbф / p ´ mn
Eb = 31.25 ´ 0.27 / 3.14 ´ 2 = 1.3436
KFa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями
KFa = (4 + (Ea – 1) ´ (n` – 5)) / 4Ea
Ea = 1.60 ´ 39
n` = 8
KFa = (4 + (1.6039 – 1) ´ (8 – 5) / 4 ´ 1.6039 = 0.9059
KFb – коэффициент распределения нагрузки по ширине зубчатого венца
KFb = 1,05
KFv – коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении
KFv = 1.1
Yb – коэффициент, учитывающий наклон зуба
Yb = 1 – b° / 140°
Yb = 1 – 15.2° / 140° = 0.89
GF2 = 2000 ´ 104.94 ´ 0.9059 ´ 1.05 ´ 1.1 ´ 3.6 ´ 0.89 / 31 ´ 2 ´ 212.5 = 153,40
GF2 = 153.40 £ [GF] = 180
3. Расчет валов
3.1. Усилие на муфте
3.1.1. МУВП
FN = (0.2…0.3) ttм
Ftм – полезная окружная сила на муфте
Ftм = 2000 T1p / D1
T1p = KgT1
Kg = 1.5
T1p = 1.5 ´ 19.3 = 28.95Нм
D1 – расчетный диаметр
D1 = 84мм
Ftм = 2000 ´ 28.95 / 84 = 689.28H
Ftм1 = 0.3 ´ 689.29 = 206.79H
3.1.2. Муфта цепная
D2 = 80.9мм
d = 25мм
T2p = T2 ´ Kg
Kg = 1.15
T2p = 1.15 ´ 104.94 = 120.68Hм
Ftм = 2000 ´ 120.68 / 80.9 = 2983.44H
Fм = 0.25 ´ 2983.44 = 745.86H
3.2. Усилия в косозубой цилиндрической передаче
Ft1 = Ft2 = 2000 ´ T1 / d1 = 2000 ´ 19.3 / 37.5 = 1029.33
3.2.2. Радиальная сила
Fr1 = Fr2 = Ft1 ´ tga / cosb
a = 20°
b = 15.2°
Fr1 =1029.33 ´ tg20° / cos15.2° = 1029.33 ´ 0.364 / 0.96 = 390.29H
3.2.3. Осевая сила
Fa = FaI = Fai+1 = Fa ´ b
Fa = 1029.39 ´ tg15.2° = 279.67H
Величины изгибающих моментов равны:
изгибающий момент от осевой силы на шестерню:
Ma1 = Fa1 ´ d1 /2 Ma1 = 279.67 ´ 37.5 ´ 10-3 / 2 = 5.2438Hм
изгибающий момент от осевой силы на колесо:
Ma2 = Fa1 ´ d2 / 2
Ma2 = 279.67 ´ 212.5 ´ 10-3 / 2 = 29.7149Hм
4. Разработка предварительной компоновки редуктора
l = 2bm
q = bm
bm = 31 + 4 = 35мм
p1 = 1.5bm
p2 = 1.5bk
p1 = 1.5 ´ 52.5
a = p1 = 52.5
b = c = bm = 35мм
5. Проектный расчет первого вала редуктора
6. Построение эпюр
6.1. Определение опорных реакций
Вертикальная плоскость
Момент относительно опоры "II"
åMвII = Fr1 ´ b – F ´ (d1 / 2) – FrIb ´ (b + c) = 0
FrIв = (FrI ´ b – Fa ´ (dt/2)) / (b + c)
FrIв = (390.29 ´ 35 – 279.67 ´ (37.5 / 2)) / (35 + 35) = = (13660.15 – 5245.81) / 70 = 120.23
Момент относительно опоры "I"
åMвI = FrвII ´ (b + c) – Fr1c – F ´ (d1 / 2) = 0
FIIв = (Fr1 ´ c + Fa ´ (d1 / 2)) / (b + c)
FIIв = (390.29 ´ 35 + 279.67 ´ (37.5 / 2)) / 70 = 270.06
Проверка
åpв = FrIIв + FrIв – FrI
åpв = 270.06 + 120.23 – 390.29 = 0
Горизонтальная плоскость
Момент относительно опоры "II"
åMгII = Ft1 ´ b – FгIг ´ (b + c) + Fм ´ a
FrIг = (Ft1 ´ b + Fм1 ´ a) / (b + c)
FrIг = (1029,33 ´ 35 + 206,79 ´ 52,5) / (35 + 35) = (36026,55 + 10856,48) / 70 = 669,76
Момент относительно опоры "I"
åMI = Fм ´ (a + b + c) – FrгII ´ (b +c) – Ft1 ´ c
FrIIг = (Ft1 ´ c – Fм1 ´ (a +b +c)) / (b + c)
FrIIг =(1029.33 ´ 35 – 206.79 ´ (35 + 35 + 52.5)) / 70 = 152.78
Проверка:
åpг = FrIIг – Ft1 + FrIг + Fм1
åpг = 152.78 – 1029.33 + 669.76 + 206.79 = 0
Определяю полные опорные реакции:
Ft1 = Ö (FrвI)2 + (FrгI)2
Ft1 = Ö 120.232 + 669.762 = 680.4
FtII = Ö (FrвII)2 + (FrгII)2
FtII = Ö270.062 + 152.782 = –310.3
6.2. Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
Эпюра изгибающих моментов в вертикальной плоскости:
МвII = 0
М1`в = FrвII ´ b
М1`в = 270.06 ´ 35 = 3452.1 ´ 10-3
М1``в = FrвII ´ b – Fa1 ´ d1 / 2
М1``в = 9452.1 – 5243.8 = 4208.3 ´ 10-3
МвI = 0
Эпюра изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:
МгII = Fм1 ´ a = 0
МгII = 206.79 ´ 52.5 = 10856.5 ´ 10-3
М1г = FrгI ´ b
М1г = 669.76 ´ 35 = 23441.6 ´ 10-3
6.3. Определение диаметров валов в опасных сечениях
В сечении "II"
МIIрез = Ö (МвII)2 + (МгII)2
T = T1 = 19.3
МIIрез = Ö (10.856)2 = 10.856
Приведенный момент:
МIIпр = Ö (МвIIрез)2 + 0.45T12
МIIпр = Ö (10.86)2 + 0.45 ´ 19.32 = 16.89
В сечении "I"
МIрез = Ö (М''1в)2 + (МгI)2
МIрез = Ö 4.2082 + 5.3472 = 6.804
МIпр = Ö (МIрез)2 + 0.45T12
МIпр = Ö 6.8042 + 0.45 ´ 19.32 = 14.62
Определяю диаметры валов
Валы из стали 45
В сечении "II"
dII = 10 3Ö MIIпр / 0.1[Gu]
dII = 10 3Ö 16.89 / 0.1 ´ 75 = 13.11мм
[Gu] = 75МПа
принимаю dII = 25мм
В сечении "I"
dI = 10 3Ö MIпр / 0.1[Gu]
dII = 10 3Ö 14.62 / 0.1 ´ 75 = 12.49мм
принимаю dI = 30мм
7. Выбор подшипников качения по динамической грузоподъемности для опор валов редуктора
7.1. Выбор подшипников качения для первого вала редуктора
7.1.1. Схема нагружения подшипников
7.1.2. Выбираю тип подшипников
FI = 680.29
FII = 310
Fa = 279.67
Fa / FrI = 0 / 680.4 = 0 à ШРО №105
Fa / FrII = 279.67 / 680.4 = 0.9 à ШРУ
Наиболее нагруженная опора à "I" опора
Два радиально–упорных подшипника типов 36000, 46000, 66000
7.1.3. Задаюсь конкретным подшипником
ШРУО тип 306205
d = 25мм
D = 52 мм
B = 15 мм
R = 1.5мм
C = 16700H
C0 = 9100H
Fa1 / C0 = 279.67 / 9100 = 0.031
Параметр осевого нагружения
l = 0.34
x = 0.45
y = 1.62
a° – угол контакта
a° = 12°
7.1.4. Определение осевых составляющих реакций от радикальных нагрузок в опорах
S1,2 = l' ´ FrI,II
FrI / C0 = 680.4 / 9100 = 0.075
FrII / C0 = 310.3 / 9100 = 0.34
l'1 = 0.335
l'2 = 0.28
SI = 0.335 ´ 680.4 = 227.93
SII = 0.28 ´ 310.3 = 86.88
7.1.5. Устанавливаю фактические осевые силы FaI и FaII, действующие на опоры "I" и "II"
Fa + SI = 279.67 + 227.93 = 507.6 ³ SII
507.6 ³ 86.88
FaI = SI = 227.93
FaII = Fa + SI = 507.6
7.1.6. Определяю эквивалентную нагрузку для каждой опоры
V = 1
Pi = (cVFri + yFai) ´ Kd ´ Kт
Kd = 1.1
Kт = 1.4
PI = (0.45 ´ 1 ´ 680.4 + 1.62 ´ 227.93) ´ 1.1 ´ 1.4 = = (306.18 + 369.25) ´ 1.54 = 1040.16
PII = 0.45 ´ 1 ´ 310.3 ´ 1.62 ´ 507.6 ´ 1.54 = 1481.4
7.1.7. Определяем эквивалентную приведенную нагрузку, действующую на наиболее нагруженную опору
PIIпр = Kпр ´ PII
Kпр = 3Ö q1l1 + q2l2
Kпр = 3Ö 1 ´ 0.1 + 0.83 ´ 0.9 = 3Ö 0.5608 = 0.825
PIIпр = 0.825 ´ 1481.4 = 1222.16
7.1.8. По заданной номинальной долговечности в [час] Lh, определяю номинальную долговечность в миллионах оборотов
L = 60 ´ n ´ Lh / 106
L = 60 ´ 1435 ´ 100000 / 106 = 861
7.1.9. Определяю расчетную динамику подшипника
c = PIIпр 3.3Ö z
c = 1222.16 3.3Ö 861 = 9473.77
Основные характеристики принятого подшипника:
Подшипник № 36205
d = 25мм
D = 52мм
C = 16700H
b = 15мм
r = 1.5мм
C0 = 9100H
n = 13000 об/мин
7.2. Проектный расчет второго вала редуктора и подбор подшипников
d2 = c 3Ö N2 / n2
c = d1 / (3Ö N1 / n1)
c = 30 / (3Ö 2.9 / 1435) = 238.095
d2 = 238.095 3Ö 2.813 / 256.25 = 52.85
Принимаю: dII = 45
Подшипник № 36209
d = 45мм
D = 85мм
b = 19мм
r = 2мм
c = 41200H
C0 = 25100H
n = 9000 об/мин
a = 12°
8. Уточнённый расчёт на усталостную прочность одного из валов редуктора
Для первого вала редуктора:
Запас усталостной прочности
n = nG ´ nt / Ö n2G + n2 > [n] = 1.5
nG – коэффициент запаса усталостной прочности только по изгибу
nG = G–1 / ((KG / EmEn) ´ Ga + ybGm)
nt – коэффициент запаса усталостной прочности только по кручению
nt = t / ((Kt / EmEn) ´ ta + yt ´ tm)
G-1; t-1 – предел усталостной прочности при изгибе и кручении
G-1 = (0.4…0.43) ´ Gb
Gb ³ 500МПа
G-1 = 0.42 ´ 850 = 357
t-1 = 0.53G-1
t-1 = 0.53 ´ 357 = 189.2
Gm и tm – постоянные составляющие
Ga = Gu = Mрез / 0.1d3
ta = tm = t / 2 = (T / 2) / (0.2d3)
yG; yt – коэффициенты, учитывающие влияние постоянной составляющей цикла напряжений на усталостную прочность
yG = 0.05
yt = 0
Em – масштабный фактор, определяемый в зависимости от диаметра вала и наличия концентраторов напряжения
En – фактор качества поверхности, определяемый в зависимости от способа обработки вала и предела прочности стали на растяжение
KG и Kt – эффективные коэффициенты концентрации напряжений, которые выбираются в зависимости от фактора концентрации напряжений и предела прочности стали при растяжении
8.1. Определение запаса усталостной прочности в сечении вала "А–А"
d = 20мм
Мрез = 0
n = nt = t-1 / ((Kt / (Em ´ En)) ´ ta + yt ´ tm)
t-1 = 189.2
ta = tm = (19.5 / 2) / (0.2 ´ 203) = 6.09
yG = 0.05
yt = 0
KV = 1.85
Kt = 1.4
Em = 0.95
En = 1.9
n = 1.89 / (1.4 ´ 6.09 / 0.9 ´ 0.95) = 18.98 > [n] = 1.5
8.2. Запас усталостной прочности в сечении вала "Б–Б"
D = 25мм
T1 = 19.3
Mрез = 10,86
t-1 = 189.2МПа
G-1 = 357
KV = 1.85
Kt = 1.4
Em = 0.93
En = 0.9
Ga = Mрез ´103 / 0.1d3
Ga = 10.86 ´ 103 / 0.1 ´ 253 = 10860 / 1562.5 = 6.95
ta = ½ T1 / 0.2d3
ta = 0.5 ´ 19.3 ´ 103 / 0.2 ´ 253 = 9650 / 3125 = 3.1
nG = (G–1) / ((Kg / Em ´ En) ´ Ga + ybVm)
nG = 357 / ((1.85 ´ 6.95) / (0.9 ´ 0.93)) = 357 / 15.36 = 23.24
Vm = 0
nt = t–1 / ((Kt ´ ta) / (Em ´ En)
nt = 189.2 / ((1.4 ´ 3.1) / (0.93 ´ 0.9)) = 189.2 / 5.19 = 36.45
n = nG ´ nt / Ö n2G + n2t
n = 23.24 ´ 36.45 / Ö 23.242 + 36.452 = 847.1 / Ö 540.1 + 1328.6 = = 847.1 / Ö 1868.7 = 847.1 / 43.23 = 196.6 > [n] = 1.5
8.3. Определение запаса усталостной прочности в сечении вала "B–B"
d = 30мм
T = 19.3
Mрез = 6,8
t-1 = 189.2МПа
KV = 1.85
Kt = 1.4
Em = 0.91
En = 0.9
Ga = 6.8 ´ 103 / 0.1 ´ 303 = 2.5
ta = 9650 / 5400 = 1.79
nG = 357 / ((1.85 ´ 2.5) / (0.9 ´ 0.91)) = 63.22
nt = 189.2 / ((1.4 ´ 1.79) / (0.9 ´ 0.91)) = 61.83
n = 63.22 ´ 61.83 / Ö 63.222 + 61.832 = 3908.9 / Ö 3996.8 + 3822.9 = = 3908.9 / Ö 7819.7 = 3908.9 / 88.42 = 44.2 > [n] = 1.5
9. Подбор и проверочный расчет шпонок
9.1. Для участка первого вала под муфту
l = lст – (1…5мм)
lст = 40мм
l = 40 ´ 4 = 36мм
d = 20мм
b = 6мм
h = 6мм
T = 19.5
Gсм = 4T ´ 103 / dh(l – b) £ [Gсм] = 150МПа
Gсм = 4 ´ 19.5 ´ 103 / (20 ´ 6 ´ (35 – 6)) = 78000 / 3600 = 21.67МПа
21.67МПа £ 150МПа
9.2. Для участка первого вала под шестерню
lст = 35мм
l = 32мм
d = 30мм
b = 8мм
h = 7мм
T = 19.5
Gсм = 4 ´ 19.3 ´ 103 / (30 ´ 7 ´ (32 – 8)) = 15.3МПа
9.3. Для участка второго вала под колесо
lст = 31мм
l = 28мм
d = 50мм
b = 14мм
h = 9мм
T = 104.94
Gсм = 4 ´ 104.94 ´ 103 / (50 ´ 9 ´ (28 – 14)) = 66.63МПа
9.4. Для участка второго вала под цепную муфту
lст = 81мм
l = 80мм
d = 40мм
b = 12мм
h = 8мм
T = 104.35
Gсм = 4 ´ 104.35 ´ 103 / (40 ´ 8 ´ (80 – 12)) = 19.18МПа
10. Проектирование картерной системы смазки
10.1. Выбор масла
Масло индустриальное 30
ГОСТ 1707–51
Окружная скорость:
u = 2.82м/с
10.2. Объем масляной ванны
V = (0.35…0.55)N
N = 2.8
V = 0.45 ´ 2.8 = 1.26л
10.3. Минимально необходимый уровень масла
hмин = V / L ´ B
L – длина редуктора
L = 2a + 20мм L = 2 ´ 125 + 20 = 270мм
B – ширина редуктора
B = 35 + 20 = 55мм
hмин = 1.26 ´ 103 / 27 ´ 5.5 = 8.5см3
10.4. Назначение глубины погружения зубчатых колес
hк = d2 / 6
hк = 212.5 / 6 = 35.42мм
10.5. Уровень масла
h = hmin = 85мм
10.6. Смазка подшипников качения консистентными смазками
Солидол УС–2
ГОСТ 1033–79
Литература:
1.
2. с редуктором на ЭЦВМ. Мартынов Н.Ф.,Лейбенко В.Г..М.,ВЗМИ.1984.
3.
4.
5.
6.
7.
8.