Сравнительный анализ концепций решения проблемы централизации в Московском царстве

МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ

Специальность –Финансы и кредит

Реферат

по дисциплине «Отечественная история»

на тему:

«Сравнительный анализ концепций решения проблемы централизации в Московском царстве»

студентка 3 курса,

группа 5ФО5

Шиповой А.

Проверил______________

Москва, 2005г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1._ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ…………………….…………………………………  2

2. БОРЬБА МОСКВЫ И ТВЕРИ ЗА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ   ……………..   6  

 

3.ВРЕМЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО И КУЛИКОВСКАЯ БИТВА……………………8

4. РОЖДЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА ………………………………….13

5. РАСШИРЕНИЕ  МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. ВАСИЛИЙ III.НАЧАЛО ЮРИДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ КРЕПОСТНОГО ПРАВА…………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..………………… 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………….. 21

                                    1._ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ

В конце XV – начале XVI вв. в Восточной Европе появилось могущественнейшее и обширнейшее государство – Московия, как его называли западные путешественники. Как и любое масштабное историческое явление, рождение Московской державы заставляло уже современников задумываться, почему и как это произошло. Уже в конце XV века возникла теория “богоизбранности Москвы”, которой самим Богом было предназначено стоть “Третьим Римом”. Но даже спустя два столетия людей продолжал волновать вопрос: “Почему было Москве царством быти и кто знал, что Москве государством слыти?”. “Повести о начале Москвы” стали любимейшим чтением широких слоев грамотного населения в XVII – XVIII вв.

Историки искали рациональное объяснение этому в разных направлениях. Вопрос «почему?» и сегодня один из самых трудных для историков. Для ответа на него следует шаг за шагом проследить, как постепенно один из небольших городов домонгольской Руси стал столицей России.

Истоки могущества надо искать в послемонгольском периоде. Центром самостоятельного княжества она стала спустя десятилетие  после монголо-татарского нашествия. Вероятно, первым её князем был Михаил Ярославич (княжил в 1247-1248гг.). О его характере говорит прозвище Хоробрит, от древнерусского «хоробровати» – храбриться. Жизнь Михаила Хоробрита действительно оправдывает его прозвание. В 1248 г. он силой согнал с великого княжения Владимирского своего слабого дядю Святослава Всеволодовича.

Окончательное выделение Московского княжества  относится к 70-м гг. XIII  столетия. До этого область входила  в великокняжение Владимирское и управлялось великокняжескими тиунами- наместниками.

Родоначальником династии московских князей стал Даниил (ок.1273-1303 гг.) – младший сын Александра Невского. В летописи в качестве московского князя он упомянут в 1282 году. Владел этот князь, наверное, самым небольшим уделом в Северо-Восточной Руси. Тогда в Московское княжество входили лишь ближайшие окрестности Москвы в радиусе около 40 км. Однако именно Даниил «примыслил» (присоединил) к нему первые и весьма значительные территории. Осенью 1300 г. он неожиданно совершил поход к столице Рязанского княжества – городу Переславлю-Рязанскому (совр.Рязань), пленил «некою хитростью» рязанского князя Константина и захватил низовья Москвы-реки вместе с городом Коломной. В 1302 году бездетный князь Иван Дмитриевич, умирая, завещал Даниилу свое Переяславское княжение. После смерти Даниила его сын Юрий в 1303 г. силой отобрал у Смоленского княжества Можайск. В 1306 г. он приказал убить томившегося в московском порубе (темнице) князя Константина и окончательно закрепил за собой Коломну. Такова история первых московских «примыслов». Но и в начале XIV в. Москва еще не занимала первенствующего положения на Руси.

Как, почему Москве удалось стать во главе других русских княжеств? «Москва своим величием обязана ханам», - утверждали одни историки, обращая внимание на покровительство монгольской Орды потомкам Даниила. Другие ученые объясняли силу Московского княжества выгодами его географического положения, контролем над речными торговыми путями и связанными с этим экономическими преимуществами. Третьи говорили о Москве, ставшей с 1325 г. «седалищем» (резиденцией) митрополита всея Руси, как о духовном центре русских земель. Однако решающую роль все-таки следует отвести «демографическому» фактору. В подмосковье шел постоянный приток населения из земель, подвергавшихся частым нападениям ордынцев. По словам В.О.Ключевского, «в Москву, как в центральный водоем, со всех краев русской земли, угрожаемых внешними врагами, стекались народные силы благодаря ее географическому положению». Не менее важен и резкий рост численности населения в Подмосковье за счет освоения новых, прежде не вовлеченных в оборот угодий. С поразительной быстротой росли деревеньки и починки (селения) в недавно еще глухих лесах, на водоразделах, множились боярские и княжеские села.

Не менее важной представляется и роль личностей первых московских правителей. Путем военных захватов, кровавых убийств, богатых дров золотоордынским ханам и их женам, династических браков, «купель» (т.е. приобретение за деньги сел и целых городов) они приумножали свое богатство. В орде клеветали на своих соперников, «по мзде» выторговывали ярлыки на другие княжества. Но часто забывают еще об одной характерной черте московских князей. «Они хорошие хозяева-скопидомы по мелочам, понемногу, - писал В.О.Ключевский. – Готовясь предстать пред престолов всевышнего судии и диктуя дьяку духовную грамоту (завещание), как эти князья внимательны ко всем подробностям своего хозяйства, как хорошо помнят всякую мелочь в нем, не забудут ни шубки, ни стадца, ни пояса золотого, ни коробки сердоликовой, все запишут, всему найдут место и наследника. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-то новое, новую шубку «построить», новое сельцо прикупить – вот на что… были обращены их правительственные помыслы» Эта хозяйственная деятельность дала свои результаты – уже в XIV ядро Московского княжества было освоено настолько, насколько это позволял тогдашний уровень развития экономики и техники.

Конечно, было бы преувеличением считать процесс преувеличения Москвы неуклонным, постоянным. Как и любой исторический процесс, он прошел через ряд случайностей и критических моментов. Таким моментом стала полная драматизма борьба Москвы с Тверью за первенство в объединение Руси. «Тверь старая, Тверь богатая…», как пелось в одной исторической песне, к началу XIV являлась столицей сильнейшего княжества Северо-Восточной Руси.

ИВАН КАЛИТА.  Московский князь Юрий Данилович всю свою жизнь провел в борьбе с Тверью за обладание великим княжеством Владимирским и в конце концов погиб от тверской сабли. А на московский стол сел его брат Иван Данилович (1325-1340 гг.). Он навеки остался в памяти москвичей как князь-строитель, который первым укрепил и расширил Москву. Несколько белокаменных церквей и соборов украсили при нем Кремлевский холм, окруженный тогда же новыми дубовыми стенами. Иван Данилович первым из московских князей получил иронически-благожелательное прозвище. “Калита”, как назвали его впоследствии, - кожаная сумка, мешок. Но при этом он слыл весьма милистив, не жалея денег нищим.

Калите суждено было стать  одним из самых сильных и богатых князей на Руси. О богатстве его ходили легенды.

На исхоже своей жизни Иван Калита оставил наследникам три города (Москву, Коломну и Можайск), 53 волости, 42 села. Из этого-то ядра выросло в дальнейшем государство Российское.

В 1325 г. Иван Данилович перезвал к себе в столицу на жительство митрополита Петра Волынца, который через год скончался. Таким образом, Москва, обладательница мощей святителя Петра, резиденция митрополита со времен Калиты, становится духовным центром Руси. Чувствуя, что удача в политической борьбе сопутствует Москве, а не ее противникам, из разных земель – Твери, Костромы, Чернигова и др. – к Калите выезжали со своим родом и прислугою крупные боярские фамилии, составившие цвет московской аристократии и верную опору московских князей.

Бесспорно, именно Калита заложил основы могущества Москвы. Его правление стало для Руси временем невиданного до сели успокоения: “…и бысть оттоле тишина велика на 40 лет и престаше погани воевати Русскую землю и закалати христиан”. В летописи  эта “тишина” сравнивается с неким сном ( “ и отдохнуша и упочинуша христиане от великия истомы и многыя тягости и от насилия татарского”), в котором  с облегчением приходит самозабвение. То был сон народа-богатыря, набиравшего сил для борьбы с  татарином-степняком. В.О.Ключевский писал: “В эти спокойные годы успели народиться  и вырасти целых два поколения, к нервам которых впечатления детства  не привили безотчетного ужаса отцов и дедов перед татарином: они и вышли на Куликово поле”

СЫНОВЬЯ  ИВАНА КАЛИТЫ. Старший из Калитинского потомства Семен Гордый (1340-1353 гг.) принял московский стол, когда ему было25 лет. Прозвище ему было дано за смелый и необузданный нрав. Один из поздних летописных сводов характеризует характеризует Смена Гордого следующим образом: “Великий княз Семеон был прозван Гордым, потому, что не любил неправды и крамолы, и всех виновных сам наказывал, пил мед и вино, но не напивался допьяна и терпеть не мог пьяных, не любил войны, но войско держал наготове”. Как сообщают летлписцы, “…вси князи Русстии даны под руце его” (были подвластны ему). Семен уже титуловался не только великим князем, как отец, а “великим князем всея Руси”.

      1353 год вошел в историю как год сьрашной чумы, захвативший Москву. Умер митрополит, дети великого князя, а вслед за ним 26 апреля скончался и 36-летний Семен. На смертном одре, обращаясь к младшим братьям и жене , он просил их сделать все, “чтоб не прстала память родителей наших и свеча наша не угасла”. Как точно и образно могли сказать в XIV веке! Память родителей – не только уважение их праху, но и фамильное дело московских князей, собирание власти, начатое Даниилом и заботливо взлелеянное его сыновьями. Свеча – образ этого дела, затепленного отцами, пламя которого не раз колебалось под порывами враждебных ветров и не раз грозило погаснуть.

В1353-1359 гг. в кратковременное правление брата Семена Гордого – Ивана Ивановича Красного («красный» означаетт «красивый»), московское княжество еще более окрепло. Летописец характеризует этого князя как кроткого, тихого и милостивого, преисполненного всяческих добродетелей. Преждевременная его смерть (он умер, не дожив нескольких месяцев до 34 лет) поставила княжеское окружение перед необходимостью сложнейших задач.

Бурное, наполненное событиями тридцатилетнее княжение Дмитрия Донского – бесспорно, самого выдающегося среди московских правителей XIV-XV вв. – привело к великой попеде на Куликовом поле. К этому впемени Москва уже имела несомненный авторитет главы русских княжеств, завоеванный вековыми усилиями потомков Даниила Александровича. И заслуга победы Дмитрия Донского во многом принадлежит и Ивану Калите и Семену Гордому и всем князьям московского княжеского дома.

2. БОЬБА МОСКВЫ И ТВЕРИ ЗА ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ.

            Кровавой зарей догорал XIII век. Вся Русь напоминала пепелище, по которому вновь и вновь пробегал огненный смерч ордынских походов. Спустя 30 лет после нашествия орд Батыя небольшая передышка была дарована измученной земле усилиями великого князя Александра Невского. Но лишь смежил очи грозный князь, его сыновья, забыв наветы родителя, начали бесконечную свару из-за власти, то и дело приводя на Русь ордынские тумены. Грозным призраком вставало на западе молодое мощное государство – Великое княжество Литовское, государи которого начали подчинять себе земли на юге и западе Руси. Вновь собрались с силами в Прибалтике крестоносцы, некогда наголову разгромленные Александром Невским.

            Так, безрадостно для Руси заканчивался XIII век. Казалось, в будущем нет никакого просвета. Но в начале XIV столетия блеснула надежда.

            Постепенно заглох великокняжеский Владимир.Великие князья уже не жили там постоянно, а бывали лишь наездами, оставаясь в столицах своих княжеств. Однако на заре нового века возвысились два города,  которые еще недавно были всего лишь крошечными крепостями на окраинах Владимирского княжества: Тверь и Москва.

            ВОЗВЫШЕНИЕ ТВЕРИ Тверь первой выступила на общерусскую политическую арену. Сразу после смерти Александра Невского великокняжеский престол во Владимире занял его младший брат – тверской князь Ярослав Ярославич (1263-1272 гг.). Москва же только в 70-е годы XIII в. перешла из состава великокняжеских владимирских земель в удел  самому младшему из сыновей Александра Невского – Даниилу Александровичу. В то же время в Твери подрастал молодой и сильный князь, сын Ярослава, - Михаил. Уже в 1288 г. он заявил о себе, отказавшись подчиниться великому князю Дмитрию. Даниил Московский никогда не был великим князем владимирским; он умер, не дожив всего лишь год до кочины великого князя городецкого – Андрея По всем принятым в те времена династическим канонам «великий стол» должен был перейти к Михаилу Ярославичу. И в подтверждение этого бояре покойного князя Андрея потянулись на службу в Тверь. Но неожиданно у Михаила появился соперник. Молодой моковский князь Юрий Данилович начал борьбу за великокняжеское звание с Тверью – борьбу, которой суждено было продолжиться десятилетие. Несмотря на то, что сила была на стороне Михаила Ярославича, а митрополит Максим уговаривал Юрия не начинать очередную смуту, московский князь действовал весьма напористо. Миновав заслоны тверских ратников, он появился в Орде, где затеял тяжбу перед ханом, а тем временем его рать во главе с братом Иваном (будущий Калита) нанесла под Переяславлем-Залесским поражение войску Михаила. И хотя Михаил тверской вернулся из Орды с ханским ярлыком на великое княжение, однако позиции его не были безоговорочно прочными. Москва удержала за собой спорный Переяславль. Кроме того, его поддержал и Новгород, который видел в клане князей Даниловичей гарантию защиты от посягательств сильной соседней Твери.

            Двадцатилетняя борьба Юрия с Михаилом и его приемниками олицетворяет собой борьбу двух типов государей и политических деятелей. Михаил – честный и мужественный князь-воин, но он не слишком хорошо ориентировался в дипломатии и политических хитросплетениях.

            Иное дело – Юрий Данилович. Он из того поколения московских князей, которые по словам В.О.Ключевского, «…рано вырабатывают политику, с первых шагов начинают действовать не по обычаю… они являются зоркими наблюдателями того, что происходит вокруг них, внимательно высматривают, что плохо лежит, и прибирают это к рукам». Юрию было мало победить и подчинить себе противника, он стремился его уничтожить, что бы впредь не вспыхла даже искра сопротивления. Захваченный еще Даниилом рязанский князь Константин несколько лет томился в московском плену. В 1305 году пленник был убит по приказу Юрия.

            Москва не отказалась официально от претензий на первенство, и поэтому ее дважды в 1305 и 1306 гг. – осаждали тверские рати.

            Тем временем в Орде произошло событие, имевшее далеко идущие последствия. Молодой хан Узбек ввел ислам в качестве официальной религии. Обращение Золотой Орды в мусульманство положило начало эпохи беспрестанных политических убийств русских князей и возобновления карательных экспедиций на Русь, которые почти уже тогда прекратились. Михаил немедленно отправился в столицу Орды – Сарай – и провел там более двух лет, пытаясь наладить отношения с ордынским повелителем. Юрий Данилович не терял времени даром. Он сумел разжечь недовольство в Новгороде, и оттуда были изгнаны тверские наместники.

            Михаил Ярославич появился на Руси с татарским отрядом и ярлыком на великое княжество. Юрия Узбек настойчиво звал в Орду. Так, пожалуй впервые, восковский князь оказался в положении ослушника всесильного сарайского властителя. Однако ему все-таки пришлось отправиться к хану.В Сарае он непрерывно интриговал против Михаила, а тверской князь никак не мог ему помешать, поскольку был занят сварами с Новгородом.

            В 1316 г. Юрий Данилович возвращается на Русь с триумфом. Мало того, что он вез с собой ярлык на великое княжение, отобранный у его соперника и жену – ханскую сестру Кончаку (в крещении Агафью), его еще сопровождал сильный татарский отряд с предводительством Кавдыгеем.

            СЛАВА И ГИБЕЛЬ МИХАИЛА ТВЕРСКОГО Противостояние Юрия и Михаила вступило в решающую фазу. Михаил отступился от великокняжения, стремясь согранить за собой родовой удел. Однако новый великий князь не склонен был идти на подобный компромисс. В 1317 г. под Тверью состоялась битва моковских сил вместе с татарской подмогой против тверских полков. Юрий был разбит наголову, а его жена, брат Борис и Кавгадый попали в плен. Михаил оказался в крайне щекотливом положении, поскольку разгром ханского отряда означал неповиновение самому Узбеку. В довершение всему этому в плену умерла жена Юрия, Агафья-Кончака. Юрий обвинил в смерти ханской сестры Михаила, которое поддержал и Кавгадый. Жизнь трверского князя повисла на волоске. Прибывший в Тверь ордынский посол Ахмыл звал Михаила к хану. Несмотря на отговоры близких, Михаил приехал к хану в донское кочевье. Там состоялось судилище над ним, нав котором председательствовал Ковгадый. Князя признали виновным, надели на него колодки и как преступника повезли в ханском обозе. Перед тем, как лишить жизни, князя долго били, а затем слуга Юрия, некий Романец, вырезал сердце. Даже Кавгадый, увидив обнаженное тело Михаила, с укором сказал Юрию: «Это брат твой старший во отца место, для чего же тело его лежит брошенное и голое?». Мстительный московский князь по дороге на Русь не позволял помещать тело убиенного в церквах.

            Казалось, получив желанную власть и ханское благоволение, Юрий Данилович мог спокойно наслаждаться достигнутым. Но этого не случилось. Наследник Михаила донес в Орду на Юрия за то, что он не отдал собранную дань. Власть за этот проступок Юрия была передана Дмитрию. Юрий приехал оправдываться, но в Орде Дмитрий, не сдержавшись, собственноручно, без ханского позволения умертвил Юрия. За этот самосуд по приказу Узбека, Дмитрий сам был казнен. Власть после казни Дмитрия была передана не московским князьям, а брату тверского князя – Александру Михайловичу. Но тут вмешался Иван Калита, который появился в Орде. Он доложил Узбеку о мятеже в Твери, в результате которого был перебит отряд наместника Орды Шевкала. Узбек вызвал к себе Александра и предал его мучительной казни: «размаша их по суставам». Москва торжествовала. Чтобы усугубить унижение своих противников, Калита  приказал снять в Спасо-Преображенском тверском соборе главный колокол и перевезти его в Москву.

            Так была перевернута первая страница в борьбе за право возглавить объединение Руси, борьбы страшной, кровавой и безжалостной. Тогда еще не ясно было, кто прав: Москва или Тверь, Тверь или Москва… Время должно было рассудить противников.

           

3. ВРЕМЯ ДМИТРИЯ ДОНСКОГО И КУЛИКОВСКАЯ БИТВА.

            Бережливые и осторожные в политике, расчетливо приветливые по отношению к союзникам и бессердечно жестокие к врагам московские князья к середине XIV в. смогли скопить Силу. Имея эту силу, уже можно было потягаться с ордынцами – но лишь при условии: если никто из своих, из русских князей, не всадит нож в спину, как это не раз проделывалось в политической борьбе прошлых лет. Но в отличие от  времен Александра Невского или Михаила Тверского при Дмитрии Ивановиче, прозванным Донским, Москва обладала достаточной мощью и авторитетом, чтобы возглавить общерусское выступление против Орды, а сама Орда стала слабее, чем при великих ханах Батые и Узбеке. Подчинение Москве в то время означало подчинение общерусскому делу борьбы с Ордой. Это требовало отречение от всяческих местных, локальных, личных интересов, отрешение от старых счетов, даже если за ними стояла старинная московская несправедливость и неправота. Любой ценой требовалось Единение.

            ЕДИНЕНИЕ РУСИ  И единение было достигнуто, хотя и после жестокой, долгой борьбы. Великий князь Дмитрий Иванович родился в 1350 г. Он был старшим сыном Ивана Ивановича, прозванного Красным (1353-1359гг.) Вступив на престол девятилетним мальчиком, Дмитрию пришлось сразу же выдержать ожесточенную борьбу за Владимирское княжение. Соседи пытались поколебать первенство Москвы, расчитывая на малолетство малолетнего князя. Но усилия их были тщетны: в годы детства и юности Дмитрия московской политикой руководил своеобразный боярский совет во главе с митроплитом всея Руси Алексием, происходившим из старомосковского боярского рода. Митрополит отличался светлым умом, образованностью и прекрасной способностью совмещать обязанности духовного владыки и энергичного политика.

            Золотая Орда с середины XIV века испытывала «смуту и нестроение в царях». – династическую усобицу, которая началась с  убийством хана Джанибека его сыном Бердибеком в 1357 г. В это время, когда Дмитрий еще был ребенком, суздальско-нижегородские князья смогли купить себе ханский ярлык на Владимирское княжение. Это право уже не одно десятилетие принадлежало Москве и его потеря наносила ее авторитету огромный ущерб. Между тем Суздальско-Нижегородское княжество, возникшее в 1341 г. было серьезным противником. Оно представляло собой мощное образование, включающее в себя Суздаль, Н.Новгород и Городец.

            В 1362 г. Москва начинает борьбу за утраченное великое княжение. Орда в это время распалась на две части, на два ханства. Заручившись поддержкой сначала одного, а затем другого ханов, москвичи пускают в ход свой основной козырь – силу. ПодконтрольДмитрия переходит половина Ростова Великого, а вторую половину получает князь, державший сторону Москвы. Стародубское княжество, расположенное к югу от Брянска, становится вассальным (т.е. подчиняется Москве), а Галицкое захватывается военным путем. В 1364 г. происходят важные изменения в великокняжеской семье: умирает мать Дмитрия и его младший брат Иван. Последний по завещанию отца, великого князя  Ивана Ивановича получал треть доходов с Москвы и значительные земельные владения, а вдова Ивана Ивановича – земли под Коломной и Звенигородом. Теперь все эти владения сконцентрировались в руках великого князя. Кроме того верным помощником оставался его двоюродный брат – Владимир Андреевич Серпуховской, служил, как писали в документах той эпохи ему «честно и грозно».

            Рубленый еще при Иване Калите деревянный московский кремль (крепость) обветшал и в случае сколько-нибудь серьезного конфликта представлял легкую добычу для врага. Поэтому «князь великий Дмитрий Иванович, посоветовшись с братом своим Володимиром Андреевичем и всеми бояры старейшими и сдумавши ставити город камен Москву, что задумав, то и сделал». Московский кремль был первым на Руси после татарского нашествия крупным каменным сооружением, он символизировал мощь и богатство Московского княжества.

            МОСКВА ПРОТИВ ЛИТВЫ. Тем временем новый очаг сопротивления Москве традиционно запылал в тверском княжестве. Князь Михаил постоянно просил помощи у своего зятя, великого князя литовского Ольгерда, который не прочь был нанести удар по неуклонно усиливающемуся московскому влиянию. Ольгерд в ту пору мог считаться чуть ли не сильнейшим государем во всей Восточной Европе, он самовольно повелевал на огромной территории Великого княжества Литовского. Его могущество представляло для Москвы отнюдь не меньшую опасность, чем Орда. В 1367 г. Михаил вернулся с литовскими полками и без труда занял Тверское княжение. В Москве решили пойти на хитрость. Михаила позвали на переговоры и клятвенно гарантировали неприкосновенность. Однако по приезде тверского князя «поимали» и «держали в истоме». Но ордынцы, не любившие самоуправства, приказали освободить Михаила. Вне себя от ярости он кинулся в Литву и организовал нашествие в московские пределы, известное под названием «первой литовщины». Таких нашествий было еще два: в 1370 и 1372 гг. Но всякий раз литовцы отступали от Москвы, в которой укрывался Дмитрий. Помогли каменные стены Кремля.

            В июле 1375 г. в Тверь перебежали представитель знатнейшего московского семейства Иван Васильевич Вельяминов (обиженный за то, что не получил должность тысяцкого) и богатый купец Никомат Сурожанин. «Оттоле бо возгореся огонь», записал летописец. Некомат отправился в Орду и привез  тверскому князю ярлык на великое княжество. Теперь уже Дмитрий действовал напористо и решительно. В августе 1375 г. состоялся союзный поход московской коалиции русских князей на Тверь; подошедшие было на помощь литовские отряды отошли, не решившись вступить в бой. Осажденный Михаил заключил мир, по условиям которого навсегда отказывался от притязаний на великокняжеский престол и признавал себя «братом молодшим» великого князя Дмитрия. Теперь уже никто из князей Северо-Восточной Руси не осмеливался оспаривать первенство Москвы.

                        МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЙ Историк Николай Костомаров писал о митрополите Алексие: «В числе тогдашних руководителей делами он занимал важное место. Его уважали не только в Москве, но и в Орде, т.к. еще прежде он исцелил жену хана Джанибека, Тайдулу, и на него смотрели как на человека, обладающего высшей чудотворной силой… Этот архипастырь, главнейший советник Дмитрия, во все время своего первосвятительства употреблял свою духовную власть для возвышения Москвы и служил ее интересам» Во многом, благодаря решительности митрополита, неофициального главы московского боярского правления, суздальский князь Дмитрий не только признал себя побежденным, но и превратился из врага Москвы в ее союзника.

            Столь же решительно действовал Алексий и в последующие годы. Есть сведения, что именно он был инициатором строительства в Москве в 1367-1368 гг. новой белокаменной крепости.

            При крещении он получил имя Алферий, Алфер. Его отец,Федор Бяконт, выехал из черниговской земли на службу масковским князьям и вскоре занял при их дворе одно из самых видных мест. Уже в ранней юности Алферий стал мечтать о служении богу и в возрасте 18 лет принял монашеский постриг под именем Алексия. Московские князья всецло доверяли Алексию. В своем завещании великий князь Семен Гордый призывал братьев слушать владыку во всем.

            После кончины Феогноста в 1353 г. Алексий при поддержке московских правителей получил от патриарха Константинопольского Филофея сан митрополита Киевского и всея Руси. Алексий делал все возможное для победы московских князей над своими врагами. Так, в 1368 г. он не покинул осажденную литовцами Москву, в 1371 г. заключил от имени московского правительства договор с Ольгердом. Литовский князь жаловался Патриарху, что митрополит покровительствует его врагам, благославляет их на войну с Литвой, отпускает им грехи. Под разными предлогами Алексий отлучил от церкви всех противников Москвы: самого Ольгреда, его союзников – князей Святослава Смоленского и Михаила Тверского.

            СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ Будущий подвижник родился в первой половине XIV в. в Ростовской земле в семье бояр. О жизни и учении Сергия известно мало. До наших дней не сохранилось каких-либо его произведений – посланий поучений, проповедей. То немногое, что мы знаем о Сергии содержится главным образом в его житии. Еще в детстве его жизнь сопровождалась чудесными знамениями (знаки, приметы). Трижды, в самые важные моменты литургии, младенец прокричал во чреве матери. В первый год жизни он отказывался от материнского молока в «постные дни» – среду и пятницу. Достигнув семи лет – чудесным образом овладел грамотой с помощью ангела, явившемуся ему под дубом в виде старика-монаха. Т.о. очень рано Сергий начал ощущать на себе печать избранничества.

            Около 1337 г. Сергий вместе с своим старшим братом Стефаном поселились среди глухого леса в урочище Маковец, в 12 верстах от Радонежа. Вскоре Стефан не выдержал и ушел в Москву. Сергий остался один, упорно не желая вернуться к людям и жить как все.

            Постепенно в монашеской среде стал распространяться слух о молодом отшельнике, живущем на Маковце. К Сергию стали приходить иноки, сложилась небольшаю община. Жизнь инока, добровольно затворившегося в монастырской ограде, размеренны и небогата событиями. Однако Сергию не раз приходилось покидать Маковец и совершать миротворческие походы, с тем, чтобы вразумить князей и заставить их прекратить губительные для князей усобицы. Следуя заветам древних христианских подвижников, он никогда не садился на коня, а пешком, порою с риском для жизни ходил с призывами к миру в Н.Новгород, Ростов, Рязань, Тверь.

Особое место в биографии Сергия занимает эпизод, в котором ярко проявилась его патриотическая позиция. В августе 1380 г. , преданный своими недавними союзниками, князь Дмитрий оказался один на один с надвигавшимися на Русь многочисленными татарскими и литовскими армиями. Нуждаясь в моральной поддержке и благославлении на борьбу с врагами, Дмитрий отправился к Сергию на Маковец. Великий старец не только ободрил князя и предрек ему победу, но даже отправил с ним двух своих монахов: Пересвета и Ослабю. Их хорошо знали в Москве: до пострижения они были видными воинами в дружине Дмитрия.

            Посылая своих иноков на бой с «Погаными», Сергий нарушал церковные каноны, запрещавшие монахам брать в руки оружие. Во имя спасения Отечества он рисковал собственным «спасением души». Однако Сергий был готов был принести и эту, самую тяжелую для монаха жертву.

БИТВА НА КУЛИКОВОМ ПОЛЕ  Несомненно, главное в княжении Дмитрия – героическая борьба с татарами и победа на Куликовом поле. В это время Золотая Орда раскололась на две врождовавших между собою части, претендовавших на власть над Русью. В одной из них не прекращались усобицы и ханы менялись довольно часто. В другой – реальная власть принадлежала темнику (высшему военачальнику) Мамаю, правившему через подставных ханов. Мамай представлял реальную угрозу для Москвы. Летом 1373 г. состоялся поход татар на рязанскую землю. К тому времени уже большинство княжеств признало первенство Москвы и появилась реальная возможность составить общерусскую коалицию против татар. В переяславле-Залесском состоялся весьма представительный княжеский съезд, на котором решался вопрос о дальнейшей тактике борьбы с Ордой. Это был пик общерусского единения.

По всему было видно, что приближается решающее столкновение Руси и Орды. Летом 1378 г. татары из Мамаевой Орды, возглавляемые мурзой Бегичем, появились в Рязанской земле. К реке Воже подошли спешно собранные великокняжеские полки. Силы обеих сторон были внушительными. Стороны выжидали несколько дней, стоя на противополных сторонвх реки. Наконец, Бегич отдал приказ форсировать Вожу. После переправы на узкой прибрежной полосе татары подверглись контрудары Дмитриевых полков с трех сторон. Татары побежали, победа была полной. Фактически биьва на Воже сыграла роль генеральной репетиции Куликовской битвы.

В течении двух лет стороны готовились к нему. Мамаю удалось собрать крупные сила; помимо ядра из собственно ордынских туменов в их состав входили отряды, набранные среди многих подвластных Орде народов, а также тяжелая пехота, нанятая у генуэзцев. Чмсленность татарского войска составила по наиболее точным подсчетам от 60 до 100 тыс воинов. Великому князю Дмитрию при сборе сил пришлось столкнуться с рядом трудностей. Новгород до последнего момента был в натянутых отношениях с Москвой, и его полки не участвовали в походе против татар. Беспрестанно разоряемые татарами суздальско-нижегородские князья не смогли существенно помочь своему союзнику. Особенно сложным было положение рязанского князя Олега Ивановича. Его вотчина лежала на самой границе с Ордой. Зажатый как бы между двух огней, рязанский князь занял позицию странного «нейтралитела». Есть сведения, что он послал в Москву людей, чтобы предупредить о передвижении Мамая. Одновременно с этим Олег обещал и Мамаю быть его верным союзником.

Все союзные Москве полки, согласно стратегическому плану, должны были сходиться под Коломной в первой половине августа 1380 г. Объединенное войско представляло собой внушительную силу. Под знамена великого князя Дмитрия помимо собственных войск сошлись полки князей ярославских, ростовских, белозерских, смоленских, стародубских, кашинских, а также отряды из многочисленных княжеств, расположенных в верховьях Оки. Впервые с начала нашествия татар на Русь удалось собрать войско, сравнимое по мощи с ордынским. Однако, общий моральный настрой русских воинов был несравненно выше, чем боевой дух разношерстной рати Мамая. Поход на ордынцев был освещен духовным авторитетом «игумена земли русской» -  преподобного Сергия Радонежского. Зримом образом божественного заступничества должно было стать присутствие в московском войске двух иноков-воинов из Троицкой обители: Александра Пересвета и Андрея Осляби, отправленных= в поход Сергием. Обо всем этом знали в русском войске и, уповая на пророческий дар преподобного Сергия, со спокойствием и уверенностью ожидали исхода битвы.

После сбора в Коломне великий князь произвел смотр своих сил. Войско выстроилось в походный порядок и двинулось к Дону. Впревые за долгие годы русские полки вторглись в степную область. На военном совете решено было переправиться через Дон на Куликово поле – участок земли, ограниченный с трех сторон Доном и его притоками Смолкой и Непрявдой. При таком положении, татары лишались возможности использовать свой излюбленный прием – фланговый охват конницей – и должны были атаковать в лоб. Кроме того, Эти Дмитрий обезопасил себя от возможного удара в тыл со стороны великого князя литовского Ягаяло (союзника Мамая), который форсировал Оку и находился неподалеку, ожидая исхода противостояния. Неясна была и позиция рязанского князя Олега.

Дон русские перешли 8 сентября 1380 г., разрушив за собой мосты. Утром, когда рассеялся туман, противники увидели друг друга. Перед боем состоялся поединок двух богатырей – Пересвета с ордынцем Челубеем. Согласно преданию, оба они пали в поединке, как бы символизируя кровопролитие и упорство предстоящей битвы. Мамай из своей ставки на Красном холме первым двинул в бой войска. Татары рассеяли передовые полки русских и углубились в строй основных сил Дмитрия. Однако главный прорыв образовался на левом фланге, где русские полки возглавляемые князьями Ярославской и Белозерской земель, не выдержали натиска. Подошедший резерв Дмитрия Ольгердовича лишь га некоторое время сдержал продвижение войск мамая. Создалась опасность прорыва противника в тыл главных сил, что фактически было бы равносильно поражению. Именно в этот решающий момент из дубравы ударил засадный полк князей Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка-Волынского, после чего татары обратились в бегство. Победа была полной. Несколько дней погребали погибших – половина русской рати полегла в кровавой сече. В Куликовской битве великий князь проявил себя не только как крупный полководец, но и просто как отважный воин, готовый собственным примером повести за собой полки. Прозвище «Донской» знаменовало собой признание его заслуг современниками.

Битва на Куликовом поле явилась не просто военной удачей: она вселила в русских уверенность в том, что им под силу сбросить власть Орды, и освобождение от нее стало делом времени. Золотая Орда так и не смогла оправиться от нанесенного удара, распад ее стал необратим. Даже несмотря на то, что летом 1382 г. Москва была взята и сожжена ханом Тохтамышем, новым правителем Орды, прежняя система господства над Русью, существовавшая в XIII – первой половине XIV вв., уже никогда не была восстановлена.

Дмитрий Донской скончался в возрасте всего 39 лет 19 мая 1389 г. Он наилучшим образом отвечал духу той героической эпохи, в которую ему выпало жить. Это тонко почувствовал современник-летописец, оставивший такую характеристику великому князю: “ Бяше дороден, чреват вельми, власами, брадою черн, взором же дивен… Не бе бо книжен зело, но книги духовные в сердце своем имяше…”. Таким он и остался в памяти потомков.

     

4. РОЖДЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА.

Одним из самых драматических событий в истории средневековой Руси считается война между представителями московского княжеского дома, продолжавшаяся с 1425 по 1453 гг. Объединение русских земель вокруг Москвы в первой четверти XV в. вступило в такую стадию, когда под угрозой оказались не только интересы политических соперников Москвы – Твери, Нижнего Новгорода, Рязани. Определенные круги московской аристократии ( в первую очередь младшее поколение правящей династии) должны были поступиться властью в пользу великого князя.

Причины распрей коренились в характерном для времен политической раздробленности делении крупных княжеств на более мелкие (удельные). Система уделов в Московском княжестве возникла в первой половине XIV в. как особая, наиболее удобная тогда форма управления землями, находящимися под властью потомков первого московского князя Даниила.

Поэтому в конце XIV - cередине XV столетий застала русские земли и княжества в состоянии политической раздробленности. Существовало несколько сильных центров, к которым тяготели все остальные области; каждый из подобных центров проводил вполне независимую политику и противостоял всем внешним врагам. Такими средоточиями власти были Москва, Новгород Великий, уже не раз битая, но все еще могучая Тверь, а также литовская столица Вильно, которой подвластна была вся колоссальная русская область, именовавшаяся «Литовской Русью» (три четверти древнерусских городов – Киев, Полоцк, Смоленск, Чернигов и др. – попали в ее состав). За полтора века до этого рассеяние политической власти и силы было значительно большим: независимые центры, фактически самостоятельные государства на той же территории можно исчислять десятками. Политические игры, междуусобия, внешние войны, экономические и географические факторы постепенно подчинили слабых сильнейшим; сильнейшие же приобрели такое влияние и такую мощь, что могли претендовать на власть над всею Русью.

Появилась возможность создания единого государства. Выгоды его образования состояли прежде всего в способности общими силами организовать противостояние многочисленным внешним неприятилям: татарским ханствам, образовавшимся после распада Орды, литовцам, ливонским рыцарям и шведам.

Однако окончательное объединение русских земель и княжеств в могучую державу требовало целого ряда жестоких, кровавых войн, в которых одному из соперников надлежало сокрушать силы всех остальных. В не меньшей степени необходимы были внутренние преобразовании; в государственной системе  каждого из перечисленных центров продолжали сохраняться полунезависимые удельные княжества, а также города и учререждения, имевшие заметную автономию. Их полное подчинение центральной власти обеспечивало тому, кто первый сумеет это сделать, крепкие тылы в борьбе с соседями и увеличение собственной военной мощи. Иными словами, наибольшие шансы на победу имело отнюдь не государство, обладавшее наиболее совершенным, наиболее мягким и демократичным законодательством, но государство, внутренне единство которого было бы непоколебимым.

Прошло менее полувека. Не стало Новгородской республики и великого княжества Тверского, литовский рубеж далеко отодвинулся на запад; безоговорочно победила Москва. Она же подчинила себе Казань и Пермь Великую, отбила шведов и ливонцев. Невероятное, с трудом представляемое усилие создало за эти несколько десятилетий Московское государство, Россию. До Ивана III, взошедшего на великокняжеский престол в 1462 г., такого государства еще не было, да и вряд ли кто-нибудь мог вообразить себе саму возможность его возникновения в столь короткий срок и в столь впечатляющих границах. Во всей русской истории нет события или процесса, сравнимых по своему значению с образованием на рубеже XV-XVI вв. Московского государства.Эти полстолетия – стержневое время в судьбе русского народа. Крещение Руси при Владимире, монголо-татарское нашествие, Петровские реформы, Октябрь 1917 г. и победа над Германией в 1945 г. – все это менее значимо. То, в каких условиях и как шло становление Московского государства, на пять веков предопределило социальную, политическую и культурную историю не только русского, но и всех народов Восточной Европы.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ ИВАНА III. Появление на свет будущего «государя всея Руси» случилось в обстановке жесочайшей междуусобной брани между князьями. В далеком Новгороде Великом прозорливый старец Михаил Клопский говорил архиепископу Евфимию: «Родился у великой княгини... сын Тимофей, дали ему имя (т.е. крестное, христианское имя) Иоанн, яко будет наследник отцу своему и хощет разорение граду нашему, и разорения обычая земли нашея от него будет, злата и сребра сберет много и станет господарь всей земли Русской». Так и произошло.

Всего пять безмятежных лет было отпущено судьбой княжичу Ивану, когда жизнь подхватила его и закружила в своем беспощадном водовороте. 7 июля 1445 г. московские полки были разбиты в битве с татарами под Суздалем. Великий князь Василий Васильевич, отец Ивана, попал в плен. Он возвратился на Русь после внесения огромного выкупа в сопровождении татарского отряда. Москва бурлила, недовольная попорами и приходом татар. Часть московского боярства, купцов и монахов строила планы возведения на престол Дмитрия Шемяки, злейшего врага великого князя. В феврале 1446 г., взяв с собой сыновей Ивана и Юрия, великий князь отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Узнав об этом, Шемяка без труда захватил столицу. Его союзник, князь Иван Андреевич Можайский, устремился к монастырю. В простых санях привезли захваченного в плен великого князя в Москву, а тремя днями позже его ослепили. Дети его чудом остались невредимыми – забыли о них недруги, а может, просто не нашли.

Так Ивану, еще шестилетнему мальчику пришлось многое испытать и пережить. В Муроме, куда его спрятали верные люди, он, сам того не ведая, сыграл крупную политическую роль. Он стал зримым символом сопротивления, знаменем, под которое стекались все, кто остался верен свергнутому Василию Темному. Вместе с другими членами семьи, Иван стал свидетелем исполнения хитроумного плана своего отца, который, едва приехав в Вологду (пожалованной в удел ему Шемякой), устремился в Кирилло-Белозерский монастырь. Туда, где его освободили от кресного целования (т.е. клятвы верности) недругу.

В Твери у великого князя Бориса Александровича семья изгнанников нашла приют и поддержку. М опять Иван стал участником большой политической игры. Великий князь Тверской согласился помочь не бескорыстно. Одним из условий был брак Ивана Васильевича с тверской княжной Марией. И ничего, что будущему жениху было шесть лет, а невесте и того меньше. Это был брак надежды.

Пребывание в Твери завершилось отвоеванием Москвы в феврале 1447 г. Год назад, спешно покидая Москву, уезжал в неизвестность испуганный мальчик; теперь в столицу вместе с отцом въезжал наследник престола.

Василия Темного неотступно преследовала тревога за будущее своей династии. Слишком много он сам вытерпел и понимал поэтому, что в случае его смерти престол может стать яблоком раздора не только между наследником и Шемякой, но и между его, Василия, собственными сыновьями. Лучший выход – провозгласить Ивана великим князем и сопровителем отца. Уже с 1448 г. Иван Васильевич титулуется в летописях великим князем, также как и его отец.

ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ ИВАНА III. 27 марта 1462 г. в 3 часа ночи великий князь Василий Васильевич Темный умер. В Москве теперь был новый государь – 22-летний великий князь Иван. Как всегда в момент перехода власти, оживились внешние противники. Новгородцы давно уже не выполняли условий договоров с Москвой, псковичи изгнали московского наместника. В Казани у власти был недружественный Москве хан Ибрагим. Недовольны были Москвой в Большой Орде.

В такой обстановке молодой государь решил действовать решительно. Уже в 1463 г. к Москве был присоединен Ярославль. В том же году в псковские пределы вошли немецкие полки. Псковичи обратились за помощью одновременно в Москву и Новгород. Новгород не торопился с помощью, Иван же три дня не пускал «на очи» прибывших псковских послов. Лишь после этого он согласился сменить гнев на милость. В результате Псков принял наместника из Москвы, а его отношения с Новгородом резко обострились. Этот эпизод наилучшим образом демонстрирует приемы, с помощью которых Иван Васильевич обычно добивался успеха: он старался сначала разъединить и рассорить противников, а потом заключить с ними мир поодиночке, добившись при этом выгодных для себя условий. Но военные столкновения великий князь шел только в исключительных случаях, когда были исчерпаны все другие средства.

Неотвратимо надвигался конфликт с Казанью. Несколько раз Иван Васильевич предпринимал неудачные попытки захватить татар, доставлявших немалое беспокойство своими набегами на русские земли. Но не таков был великий князь, чтобы смириться с неудачей. В сентябре 1469 г. новая московская рать под командованием брата великого князя Юрия Васильевича Дмитровского вновь подступила к стенам Казани. в походе участвовала и «судовая» рать. Осадив город и перекрыв доступ воды, русские вынудили хана Ибрагими капитулировать и добились выдачи полона – соотечественников, томящихся в неволе.

ПОКОРЕНИЕ НОВГОРОДА Новые тревожные вести пришли из Новгорода Великого.К концу 1470 г. новгородцы, воспользовавшись тем, что Иван Васильевич был поглощен сначала внутренними проблемами, а затем войной с Казанью, перестали платить Москве пошлины и вновь захватили земли, от которых отступились ранее. В вечевой республике всегда сильны были партии, которые ориентировались на Литву. В ноябре 1470 г. новгородцы приняли князем Михаила Олельковича, за спиной которого стояли великий князь литовский и кроль польский Казамир. Иван Васильевич полагал, что конфликт неизбежен. Но он не был бы самим собой, если бы сразу вступил в вооруженное противостояние. На протяжении нескольких месяцев шла активная дипломатическая подготовка. Благодаря усилиям Москвы Псков занял антиновгородскую позицию.

Главным покровителем вольного города был король Казамир. В феврале 1471 г. его сын Владислав стал чешским королем, но в борьбе за престол у него появился мощный конкурент – венгерский король Матвей Корвин, которого поддержали Папа римский и Ливонский орден. Удержаться у власти без помощи отца Владислав не смог бы. Дальновидный Иван Васильевич почти полгода выжидал, не начиная боевых действий, пока Польша не втянулась в войну за чешский престол.. Казимир не решился действовать на два фронта. Хан Большой Орды Ахмат тоже не пришел на помощь новгородцам, опасаясь нападения союзника Москвы – крымского хана Хаджи-Гирея. Новгород остался один на один с грозной и могущественной Москвой.

14 июля 1471 г. 40-тысячное войско – все, что смогли собрать в Новгороде, - сошлось в битве с отрядом Даниила Холмского и Федора Хромого. Как повествует летопись, «…вскоре побежали новгородцы, гонимые гневом Божиим… Полки же великого князя гнались за ними, кололи их и секли». В результате 11 августа был заключен Коростынский договор. Отныне новгородская внешняя  польтика была полностью подчинена воле великого князя. Вечевые грамоты выдавались от имени московского государя и скреплялись его печатью. Впервые он признавался верховным судьей в делах дотоле вольного Новгорода. Эта мастерски проведенная военная компания и дипломатический успех делали Ивана Васильевича подлинным «государем всея Руси». Все чувствовали – победа над Новгородом поднимает Москву и ее государя на ранее  недосягаемую высоту. 30 апреля состоялась торжественная закладка нового Успенского собора в Кремле. Он должен стать символом московского могущества и единства Руси.

ЖЕНИТЬБА НА СОФЬЕ ПАЛЕОЛОГ.СЕМЕЙНЫЕ ДЕЛА. 22 апреля 1467 года скончалась первая жена Ивана III, тверская княжна Мария Борисовна. А 11 февраля 1469 г. в Москве появились послы из Рима – от кардинала Виссариона, чтобы предложить ему жениться на жимшей в изгнании после падения Константинополя племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. Для руссих Византия долгое время была единственным православеым государством, оплатом истинной веры. Византийская империя пала под ударами турок, но, породнившись с династией ее последних «василисов» – императоров, Русь как бы заявляла о своих правах на наследие Византии, на величественную духовную роль, которую эта держава когда-то играла в мире.

У венценосных владык почти не бывает спокойных дней. Таков уж жребий государя. Вскоре после свадьбы с Софьей, Иван III отправился в Ростов к больной матери и там получил известие о смерти брата Юрия. Вернувшись в Москву, он решается на небывалый шаг. В нарушение древнего обычая он присоединяет все земли Юрия к великому княжению, не поделившись с братьями. Назревал открытый разрыв. Примирить сыновей сумела на этот раз мать -–Мария Ярославна. По заключенному ими соглашению Андрей Большой (Углицкий) получил город Романов на Волге, Борис – Вышгород, Андрей Меньший – Тарусу.  Дмитров, где княжил покойный Юрий остался за великим князем. Давно Иван Васильевич лелеял мысль о том, чтобы добиться увеличения своей власти за счет братьев – удельных князей. Еще незадолго до похода на Новгород он провозгласил своего сына великим князем. По Коростынскому договору права Ивана Ивановича были приравнены к правам отца Это поднимало наследника на небывалую высоту и исключало претензии братьев Ивана III на престол. И вот теперь был сделан еще один шаг, закладывавший основу новых отношений между членами великокняжеской семьи.

Побежденный, но не подчинившейся Новгород не мог не беспокоить великого князя московского. 21 ноября 1475 г. Иван III прибыл в столицу вечевой республики, где правил суд. После этого были схвачены и отправлены в Москву посадники Василий Онаньин, Богдан Есипов и еще несколько человек – сторонники «литовской» партии. Звезда Новгорода Великого неумолимо приближалась к закату. Общество вечевой республики разделилось на две части – одни за Казимира, другие за Москву. Выждав, по своему обыкновению время, великий князь выступил из Москвы во главе объединеннных сил. Новгородцы даже не смогли собрать полки, чтобы попытаться отразить нападение. 7 декабря 1477 года Новгород капитулировал. На прямой вопрос послов, какого «государства» хачет Иван III в Новгороде, государь московский ответил: «Хотим государства своего как на Москве, государство наше таково: вечевому колоколу в отчине нашей в Новгороде не быть, посаднику не быть, а государство нам свое держать как у нас на низовой земле». Эти слова прозвучали как приговор новгородской вечевой вольнице. Территория собираемого Московского государства увеличилась в несколько раз. Присоединение Новгорода – один из важнейших итогов деятельности Ивана III, великого князя московского и «всея Руси».

СТОЯНИЕ НА УГРЕ. КОНЕЦ ОРДЫНСКОГО ИГА. В 1480 г. над великим князем начали сгущаться тучи. Впервые за много лет Ливонский орден  напал большими силами на земли Пскова. Из Орды доходили смутные слухи о подготовке нового нашествия на Русь. В феврале пришла еще одна плохая новость – братья Ивана III князья Борис Волоцкий и Андрей Большой решились на открытый мятеж и вышли из повиновения.

Государство, раздираемое внутренними смутами, перед лицом внешней агрессии было обречено. Иван III не мог не понимать этого, и потому первым его движением было уладить конфликт с братьями. Переговоры с ними не привели кни к чему хорошему – братья делали ставку на Казимира. Весной пришло страшное известие – хан Большой Орды во главе огромного войска начал медленное продвижение на Русь. Ахмат мечтал о полном восстановлении ордынского господства над Русью.

В этой ситуации великий князь добился договоренности со своим союзником – воинственным крымским ханом Менкли-Гиреем, что в случае нападения Ахмата, тот ударит ему в тыл или по крайней мере нападет на земли Литвы, отвлекая силы короля. В начале лета на юг были посланы большие силы под командованием Ивана Молодого – сына Ивана III  и верного великому князю брата Андрея Меншего. Русские полки разворачивались на берегу Оки, тем самым создавая мощный заслон на пути к Москве. 23 июня в поход выступил сам Иван Ш. В тот же день из Владимира в Москву была привезена чудотворная икона Владимирской Божьей Матери, с заступничеством которой связывали спасение Руси от войск грозного Тамерлана в 1359 г.

В течении августа и сентября Ахмат искал слабое место в обороне русских. Когда ему стало ясно, что Ока крепко охраняется, он предпринял обходной маневр и повел свои войска к литовской границе, надеясь в районе устья реки Угры (приток Оки) прорвать линию обороны русских полков. При попытке форсировать Угру, атака была отбита силами Ивана Молодого. Несколько дней продолжались бои за переправы, которые не принесли ордынцам успеха. Вскоре противники заняли оборонительные позиции на противоположных берегах реки. Началось знаменитое "«стояние на Угре". То и дело вспыхивали перестрелки, но на серьезную атаку ни одна из сторон не решалась.

В таком положении начались переговоры. Ахмат требовал, чтобы к нему с изъявлением покорности явился сам великий князь, или его сын, а также чтобы русские выплатили дань, которую задолжали за несколько лет. Все эти требования были отклонены и переговоры прервались. Наступила зима. Угра замерзла и превратилась в ледяной мост, соединяющий враждующие стороны. В случае гибели русских полков Ахмату открывалась дорога в самое сердце Руси, а король Казимир не преминул бы воспользоваться случаем и вступить в войну.

И тут случилось неожиданное! Хан Ахмат, решив, что Иван III уступает ему берег для решающей битвы, начал спешное отступление, похожее на бегство. Хотя дело так и не дошло до сражения, всем было ясно на чьей стороне победа. Современникам спасение Руси показалось чудом. Однако неожиданное бегство Ахмата имело и земные причины, не исчерпывавшиеся цепочкой счастливых для Руси военных случайностей. Стратегический план обороны русских земель в 1480 г. был хорошо продуман и четко осуществлен. Дипломатические усилия великого князя предотвратили вступление в войну Польши и Литвы, а псковичи остановили немецкое наступление.

Да и сама Русь была уже не той, что в XII - XIV вd., во время нашествия Батыя и Мамая. На место полунезависимых, враждующих друг с другом княжеств пришло сильное, хотя еще не совсем окрепшее внутренне, Московское государство. Иго, тяготевшее над Русью два с половиной столетия, окончилось.

ВНУТРЕННИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ. СУДЕБНИК ИВАНА III. Внутри государства постепнно отмирали пережитки политической раздробленности. Князья и бояре, еще недавно обладавшие огромной властью, теряли ее. Это происходило непросто и порой драматично. Множество семей старого новгородского и вятского боярства насильно были перенесены на новые земли. Для многих это явилось трагедией.

В последние десятилетия правления Ивана III, наконец, исчезли удельные княжества. После смерти Андрея Меньшего (1481 г.) и двоюродного дяди великого князя Михаила Андреевича прекратили свое существование Вологодский и Верейско-Белозерский уделы. После смерти братьев Ивана – Андрея Большого и Бориса к великому князю першли Углизкия и Волоцкий уделы. После смерти Ивана III удельная система в прежнем ее виде уже никогда не возрождалась. И хотя он наделил своих младших сыновей Юрия, Дмитрия, Семена и Андрея землями, они уже не имели в них реальной власти.

Уничтожение старой удельно-княжеской системы потребовало создание нового порядка управления страной. В конце XV в. в Москве начали формироваться органы центрального управления – «приказы», которые были прямыми предшественниками петровских «коллегий» и министерств XIX в. В провинции главную роль стали играть наместники, назначаемые самим Великим князем. Претерпевало изменения и войско. На место княжеских дружин приходили полки, состоящих из помещиков. Помещики получали от государства на время своей службы населенные земли, которые и приносили им доход. Земли эти назывались «поместьями». Провинность или раннее прекращение службы означало потерю поместья.

В 1497 г. был издан Судебник – первый общегосударственный свод законов со времен Киевской Руси. Судебник вводил единые правовые нормы для всей страны, что явилось важным шагом к упрочению русских земель.

Не выпускал из поля зрения Иван III и вопрос о своем приемнике. В 1490 г. в возрасте 32 лет скончался сын и соправитель Великого князя Иван Иванович Молодой. Его смерть вызвала долгий династический кризис. После Ивана Молодого остался его сын Дмитрий, представлявшую старшую линию потомков великого князя. Другим претендентом на престол был сын Ивана III от второго брака, будущий государь всея Руси Василий III (1505-1533 годы правления). За обоими претендентами стояли ловкие и влиятельные женщины – вдова Ивана Молодого валашская принцесса Елена Стефановна и вторая жена Ивана III, византийская принцесса Софья Палеолог. Выбор между сыном и внуком был непростым, и он несколько раз менял решения. Однако в конце концов великим князем стал Василий.

5. РАСШИРЕНИЕ  МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА. ВАСИЛИЙ III.НАЧАЛО ЮРИДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

Долгое время устойчивая жизнь Пскова не представляла предлога для вмешательства в его внутренние дела, поскольку серьезных усобиц наподобие новгородских здесь не было. Но Василий намерен окончательно подчинить Псков Москве.

Псковичам, решившим подать жалобу на очередного наместника Москвы, было приказано собраться в не в Пскове, а в Новгороде, где псковские бояре и купцы были арестованы. Это произошло в январе 1510 г. Государь потребовал упразднения веча, а колокол вечевой перевезти в Москву. Псковичи приняли все условия. Арестованных бояр перевезли в Москву.

Покорение Рязани доставило меньше хлопот, поскольку это был уже акт формальный и никакого реального сопротивление оказано Москве не могло. Пока последний Великий князь рязанский Иван иванович был малолетним, его двоюродный дед, «государь всея Руси» Иван III, управлял Рязанью «на полной своей воле». При Василии III опека над Рязанью усилилась. И тогда рязанцы решили бороться за остатки независимости, для чего тайно стали сноситься с крымским ханом. В отместку в1521 г. князя Ивана под благовидным предлогом позвали к великому государю и без лишнего шума упрятали в темницу. Как и после присоединения Пскова, множество знатных рязанцев «вывели» в московские земли, а в принадлежащих им земельных владениях были поселены московские служилые люди. Делалось это в целях предотвращения восстаний, смуты и «отпадения» от Москвы покоренных земель.

Для ведения активной внешней и внутренней политики великим московским князьям в первую очередь нужна была опора, нужны были преданные люди. Такую опору князья находили в своих служилых людях – детях боярских и дворянах. Чтобы дворяне верой и правдой служили государю, их следовало «испоместить», т.е. предоставить им на время службы поместье. Так назывался участок земли строго определенного размера с «сидевшими» на нем крестьянами, которых великий князь обязывал содержать дворян (помещиков). Крестьяне отдавали помещику часть продуктов своего труда (продуктовый оброк) и выполняли определенные работы в хозяйстве господина: пахали и засевали землю (это называлось барщиной), убирали урожай, косили сено, возводили жилые и хозяйственные постройки, пасли скот, ловили рыбу. Наиболее умелые крестьяне становились ремесленниками на господском дворе. Всем «испомещённым» земли давались не «в вотчину», а «в службу» (т.е. на время службы, их нельзя было дарить, продавать.

В процессе объединения русских земель раздача поместий дворянству, составившему основу военной мощи России, приняла характер систему в рамках всего государства. Для раздачи широко использовались земли, оказавшиеся в руках великокняжеской власти после «вывода» (переселения) старых новгородских и псковсих вотчинников и ликвидации Рязанского княжества. При Василии III начали раздавать и земли черносошных (государственных) крестьян. Формально собственником земли оставался великий князь, в то время как подати, повинности (барщина, оброк) шли помещику.

Развитие поместной системы при Василии III привело к появлению помещичьих усадеб почти во всех уголках России, за исключением северных территорий. По-видимому, по требованию дворянства, добивавшегося для себя более устойчивого положения, а главное – обеспеченности своего хозяйства рабочими руками, еще при Иване III в Судебник 1497 г. была включена особая статья – «о крестьянском отказе». Она вводила для страны срок перехода крестьян от одного владельца к другому: неделя до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделя после него. Это было первое установление единым русским государством ограничение свободы крестьян. Конечно, боярские вотчины и дворянские поместья были островками в огромном море крестьянских хозяйств, но они были узелками, как-то связывающие воедино всю систему экономических отношений того времени.

Правление осторожного, но настойчивого в достижении своих целей Василия III можно считать политически стабильным. При нем развернулось строительство новых городов, отчетливо наметился подъем экономики. Активно развивались ремесла; особенно высокого уровня достигли кирбатское дело (производство кирпича), оружейное дело и ювелирное искусство.

Экономический и политический подъем Московского государства, присоединение к нему Пскова, Смоленска и Рязани – все это возвышало Василия III в глазах европейских и восточных правителей. Авторитет великого князя московского возрос по сравнению с временами Ивана III. И, главное, как писал историк А.А.Зимин,  «именно в первой трети XVI в. был фактически решен вопрос, быть или не быть на Руси государству с сильной монархической властью». Московское «самодержавство» в годы правления Василия III прочно укоренилось в России.

Список использованной литературы.

1.      История России / А С. Орлов и др. – М.: ТК Велби, 2004

2.      Данилов А.А. Отечественная история. – М.: Проект, 2003

3.      Стариков Н.В. История России с древнейших времен до XX в. – М.: Приор, 2001

4.      История Российского государства / Под ред. Ш.Н. Мунчаева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001

5.      Федоров В.А. История России 1861 – 1917 гг. – М.: Высш. шк., 2001

6.      Карамзин Н.М. Предания веков. М. «Правда», 1988

7.      Ключевский В.О. Исторические портреты. М. «Правда», 1990

8.      Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России М. «Правда», 1990