Цели, задачи и функции прокуратуры Украины

          МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТАВРИЧЕСКИЙ ЭКОЛОГО-ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ

                             УНИВЕРСИТЕТ

                                              Юридический факультет

         

    

    

    

                    Кафедра: Конституционное право

                      КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  N 1

             по дисциплине: КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО УКРАИНЫ

           тема: ЦЕЛИ,ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

.

                                - 3 -

           ТЕМА:ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

                               П Л А Н

                              1.ВВЕДЕНИЕ

          2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

               2.1 Прокуратура  в свете Конституции - Основного Закона

                   Украины

               2.2 Правовые основы деятельности прокуратуры

               2.3 Основные функции прокуратуры

               2.4 Принципы организации и деятельности прокуратуры

               2.5 Рассмотрение заявлений и жалоб органами прокуратуры

                        3.ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

               3.1 Предмет общего надзора

               3.2 Полномочия прокурора при осуществлении своих функций

               3.3 Протесты,предписания,представления  и постановления

                   прокурора

                             4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                     5.ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

.

                                - 4 -

                           В В Е Д Е Н И Е

     Закон Украины  "О прокуратуре" принят 5 ноября 1991 г.  Верховным

Советом Украины.  Его принятие явилось выражение  возросшего  значения

законности в  условиях  глубокой правовой реформы,происходящей в новом

суверенном государстве и роли прокурорского надзора в её обеспечении.

     Прокуратура является  неотъемлемой  частью государственного меха-

низма,  наделена определенным объёмом власти для осуществления высшего

надзора за исполнением законов в государстве.

     Средства осуществления надзора едины для прокуроров всех  уровней

и применяются в пределах компетенции каждого прокурора. При установле-

нии нарушений закона прокуроры в пределах своей компетенции вправе оп-

ротестовывать акты   министерств,государственных   комитетов   и   ве-

домств,исполнительных и распорядительных органов и местных Советов на-

родных депутатов,предприятий  учреждений,объединений  граждан,а  также

решения и действия должностных лиц;вносить представления или  протесты

на решения  местных Советов народных депутатов в зависимости от харак-

тера нарушений;возбуждать в установленном  законом  порядке  уголовные

дела,дисциплинарные производства  об  административных  правонарушени-

ях,передавать материалы  на  рассмотрение  объединений  граждан;давать

предписания по устранению очевидных нарушений закона;вносить представ-

ления государственным органам ,объединений граждан и должностным лицам

об устранении  нарушений  закона;вносить представления государственным

органам,объединений граждан и должностным лицам об устранении  наруше-

ний  закона и условий,им способствующим;обращаться в суд или арбитраж-

ный суд с заявлением о защите прав и законных интересов  граждан,госу-

дарства,предприятий  и  других  юридических лиц;вносить кассационные и

отдельные представления на приговоры ,решения,определения и  постанов-

ления  судей  в пределах их компетенции;  истребовать в пределах своей

компетенции из суда любое дело или категорию дел,по  которым  пригово-

ры,решения,определения и постановления вошли в законную силу.  При на-

личии оснований к пересмотру дел в порядке судебного надзора, прокурор

приносит  протест  на  приговор ,решение,определение или постановление

суда. Указанные акты обязательны для рассмотрения органами и должност-

ными лицами,которым они адресованы.

     Органы прокуратуры составляют единую централизованную систему,ко-

торую возглавляет Генеральный прокурор Украины с подчинением нижестоя-

щих прокуроров вышестоящим.

                                - 5 -

     Предлагаемая ниже  тема очень актуальна и интересна тем,что цели,

задачи и функции прокуратуры Украины в корне изменились в связи с при-

нятием Конституции Украины 28 июня 1996 г. , переходом украинского об-

щества от социалистического  к  капиталлистическому  пути  развития  и

построению подлинного демократического правового государства.

.

                                - 6 -

         2. ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ УКРАИНЫ

   2.1 Прокуратура Украины составляет единую систему ,на которую возла-

гаются:

     1) поддержание государственного  обвинения  в  суде;

     2) представительство интересов гражданина или государства в  суде

в случаях,определенных законом;

     3) надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими опера-

тивно-розыскную деятельность,дознание,досудебное следствие;

     4) надзор за соблюдением законов при исполнении судебных  решений

по уголовным делам,а также при применении иных мер принудительного ха-

рактера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

     Прокуратуру Украины  возглавляет Генеральный прокурор Украины,ко-

торый назначается на должность с согласия Верховной Рады Украины и ос-

вобождается от  должности Президентом Украины.  Верховная Рада Украины

может выразить недоверие Генеральному прокурору  Украины  ,что  влечет

его отставку от должности.

     Срок полномочий Генерального прокурора Украины - пять лет.

     Организация и  порядок деятельности органов прокуратуры определя-

ется законом (ст.ст.121-123  Конституции Украины).

  2.2 Высший надзор за соблюдением и правильным применением законов Ка-

бинетом Министров  Украины,министерствами,государственными   комитета-

ми,ведомствами,другими органами  государственного и хозяйственного уп-

равления и контроля,Правительством Автономной Республики Крым,местными

Советами народных депутатов,их исполнительными и распорядительными ор-

ганами,воинскими частями,политическими партиями,общественными  органи-

зациями,массовыми движениями,предприятиями,учреждениями и организация-

ми, независимо от  форм  собственности,подчиненности  и  принадлежнос-

ти,должностными лицами  и гражданами осуществляется Генеральным проку-

рором Украины и подчиненными ему прокурорами.

     Полномочия прокуроров,организация,начала  и  порядок деятельности

прокуратуры определяется Конституцией Украины,Законом Украины "О  про-

куратуре",иными законодательными актами.

     Деятельность органов прокуратуры направлена на всемерное  утверж-

дение верховенства  закона,укрепление правопорядка и имеет своей зада-

                                - 7 -

чей защиту от неправомерных посягательств:

     1) закрепленных  Конституцией  Украины независимости республики ,

общественного и государственного  строя,политической  и  экономической

систем,прав национальных групп и территориальных образований;

     2) гарантированных Конституцией,другими законами Украины и между-

народными правовыми актами социально-экономических,политических,личных

прав и свобод человека и гражданина;

     3) основ  демократического устройства государственной власти,пра-

вового статуса местных Советов народных депутатов ,органов  территори-

ального общественного самоуправления (ст.ст.3,4 Закона Украины "О про-

куратуре").

    2.3 Основными функциями прокуратуры являются:

     1)надзор за соблюдением законов всеми  органами,предприятиями,уч-

реждениями,организациями,должностными лицами и гражданами;

     2)надзор за соблюдением законов органами,ведущими борьбу с  прес-

тупностью и другими правонарушениями и расследующими деяния,содержащие

признаки преступления;

     3)расследование деяний,содержащих признаки преступления;

     4)поддержание государственного обвинения,участие в рассмотрении в

судах уголовных,гражданских дел и дел об административных правонаруше-

ниях и хозяйственных споров в арбитражных судах;

     5)надзор за  исполнением законов в местах содержания задержанных,

предварительного заключения,при исполнении наказаний и применении дру-

гих мер принудительного характера,назначаемых судом;

     6)надзор за соблюдением законов органов военного управления,  во-

инскими объединениями,соединениями,воинскими  частями,подразделениями,

военными учреждениями и военными учебными заведениями  и  должностными

лицами Вооруженных Сил,Пограничных войск,Национальной гвардии,Управле-

ния государственной охраны,Службы безопасности Украины и иных воинских

формирований,дислоцированных на территории Украины.

     Прокуратура принимает участие в разработке органами государствен-

ной власти мер предупреждения преступлений и других правонарушений,  в

работе по совершенствованию и разъяснению законодательства.

     На прокуратуру  не  могут  возлагаться функции,не предусмотренные

законами Украины (ст.5 Закона Украины "О прокуратуре").

     2.4 Органы прокуратуры Украины:

                                - 8 -

     1) составляют единую централизованную систему,которую возглавляет

Генеральный прокурор Украины,с подчинением нижестоящих прокуроров  вы-

шестоящим;

     2) осуществляют свои полномочия на основании соблюдения Конститу-

ции Украины  и действующих на территории республики законов,независимо

от каких бы то ни было органов государственной власти,должностных лиц,

а также решений общественных объединений или их органов;

     3) защищают в пределах своей компетенции права и свободы  граждан

на началах  их равенства перед законом,независимо от национального или

социального происхождения,языка,образования,отношения к религии,полит-

ических убеждений,служебного  или  имущественного  положения  и других

признаков;

     4) применяют меры к устранению нарушений закона,от кого бы они не

исходили,восстановлению нарушенных прав и привлечению в  установленном

законом порядке к ответственности лиц,допустивших эти нарушения;

     5) действуют гласно,информируют  государственные  органы  власти,

общественность о состоянии законности и мерах по ее укреплению.

     Работники прокуратуры не могут принадлежать к каким бы то ни было

политическим партиям  или движениям (ст.6 Закона Украины "О прокурату-

ре").

     Для эффективного и своевременного исполнения своих функций  зако-

ном закреплено,что  требования прокурора,отвечающие действующему зако-

нодательству,  являются обязательными для всех органов,предприятий,уч-

реждений,организаций,должностных  лиц и граждан и исполняются безотла-

гательно или в предусмотренный законом  либо  определенные  прокурором

сроки.

     Статистическая и другая информация или их  копии,необходимые  для

осуществления прокурорского  надзора  либо  расследования  выдаются по

требованию прокурора или следователя бесплатно.

     Невыполнение без уважительных причин законных требований прокуро-

ра влечет предусмотренную законом ответственность.

     Должностные лица  и граждане обязаны являться по вызову прокурора

и давать объяснения по обстоятельствам,выясняемой прокурорской провер-

кой. В  случае уклонения от прибытия должностное лицо или гражданин по

постановлению прокурора могут быть доставлены  принудительно  органами

милиции(ст.8 Закона Украины "О прокуратуре").

     Для обеспечения законности во всех эшелонах и ветвях власти Гене-

ральный прокурор Украины,его заместители имеют право принимать участие

                                - 9 -

в заседаниях Верховного Совета Украины,его  призидиума,постоянных  ко-

миссий и других органов Верховного Совета Украины,Конституционного Су-

да Украины,Кабинета Министров Украины,его  Призидиума,коллегий  минис-

терств,комитетов и ведомств.

     Генеральный прокурор   Украины,прокурор   Автономной   Республики

Крым,их заместители имеет право принимать участия в заседаниях Верхов-

ного  Совета Республики Крым,его Президиума,постоянных комиссий и дру-

гих  органов  Верховного  Совета,Правительства  Автономной  Республики

Крым,  его Призидиума, коллегий министерств,комитетов и ведомств Авто-

номной Республики Крым,а также местных Советов  народных  депутатов,их

исполнительных комитетов,комиссий,других органов управления.

     Прокуроры областей,городов Киева и Севастополя,районные,межрайон-

ные,городские,транспортные и другие,приравненные к  ним  прокуроры,за-

местители и помощники прокуроров имеют право принимать участие в засе-

даниях Советов народных депутатов соответствующего уровня,их  исполни-

тельных комитетов,других местных органов управления.

     Прокуроры не могут входить в состав комиссий,комитетов  и  других

коллегиальных органов,образуемых  Советами  народных  депутатов или их

исполнительными органами (ст.9 Закона Украины "О прокуратуре").

     В случае несоответствия Указа Президента Украины законам  Украины

Генеральный прокурор Украины в предусмотренном законом порядке обраща-

ется с представлением в Конституционный Суд Украины.

     Генеральный прокурор  Украины  может обратиться в Верховный Совет

Украины с представлением о несоответствии законам  Украины  Указа  или

постановления Президиума Верховного Совета Украины.

     Решением Премьер-Министра  Украины,постановления  и  распоряжения

Кабинетов Министров  Украины,правовые  акты,принятые Верховным Советом

Автономной Республики Крым,ее президиумом и другими органами Верховно-

го Совета  Автономной  Республики  Крым,правовые  акты Правительства и

других органов исполнительной власти Автономной Республики Крым,проти-

воречащие действующему законодательству,могут быть опротестованы Гене-

ральным прокурором Украины. Протест вносится в тот орган,который издал

незаконный акт,а  в  случае  отклонения протеста прокурор обращается с

представлением к Президенту Украины или в Конституционный Суд Украины.

Генеральный прокурор  Украины может вносить на представления в Верхов-

ный Совет Украины по вопросам,требующим толкования закона (ст.10 Зако-

на Украины "О прокуратуре").

                                - 10 -

     При осуществлении своих полномочий прокурор рассматривает заявле-

ния  и  жалобы  о  нарушении  прав граждан и юридических лиц,кроме жа-

лоб,рассмотрение которых отнесено к компетенции суда.

     Прокурор осуществляет надзор за соблюдением требований  законода-

тельства относительно порядка рассмотрения всеми органами,предприятия-

ми,учреждениями,организациями и должностными лицами.

     Прокурор проводит личный прием граждан.

     Принятое прокурором решение может  быть  обжаловано  вышестоящему

прокурору ,а в предусмотренных законом случаях - в суд.

     После принятия решения по жалобе Генеральным  прокурором  Украины

производство по таким жалобам в органах прокуратуры прекращается ( ст.

12 Закона Украины "О прокуратуре").

.

                                - 11 -

                        3. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

     3.1 Предметом общего надзора является:

     1) соответственность актов,издаваемых всеми органами,предприятия-

ми,учреждениями,организациями и должностными лицами,требованиям  Конс-

титуции Украины и действующим законам;

     2) соблюдение  законов  о  неприкосновенности   личности,социаль-

но-экономических,политических,личных правах и свободах граждан, защите

их чести и достоинства,если законом не предусмотрен иной порядок защи-

ты этих прав;

     3) соблюдение  законов,касающихся   экономических,межнациональных

отношений,охраны окружающей  среды,таможни  и внешнеэкономической дея-

тельности.

     Проверка исполнения законов проводится по заявлениям и другим со-

общениям о нарушениях законности,требующие прокурорского реагирования,

а при  наличии  поводов  -  также по собственной инициативе прокурора.

Прокуратура не подменяет органы ведомственного управления и контроля и

не вмешивается в хозяйственную деятельность,если такая деятельность не

противоречит действующему законодательству (ст.19  Закона  Украины  "О

прокуратуре").

     3.2 При осуществлении общего надзора прокурор имеет право:

     1) беспрепятственно по  удостоверению,подтверждающему  занимаемую

должность,входить в помещения государственных органов,органов местного

и регионального самоуправления,объединений  граждан,предприятий,учреж-

дений и  организаций  независимо от форм собственности,подчиненности и

принадлежности,в воинские части,учреждения  без  особых  пропусков,где

такие введены;иметь доступ к документам и материалам,  необходимым для

проведения проверки,в том числе по письменному требованию,  содержащим

коммерческую либо банковскую тайну или конфиденциальную информацию.

     Письменно требовать представления в прокуратуру для проверки ука-

занных документов  и материалов,выдачи необходимых справок,в том числе

об операциях и счетах юридических лиц и других организаций,для решения

вопросов,связанных с проверкой;

     2) требовать для проверки решения,распоряжения,инструкции,приказы

и иные  акты  и документы,получать информацию о состоянии законности и

мерах ее обеспечивания;

                                - 12 -

     3) требовать  от руководителей и коллегиальных органов проведения

проверок,ревизий деятельности подчиненных и  подконтрольных  предприя-

тий, учреждений  ,организаций  и  других  структур  независимо от форм

собственности,а также выделение  специалистов  для  проведение  прове-

рок,ведомственных и вневедомственных экспертиз;

     4) вызывать должностных лиц и граждан,требовать от них устных или

письменных объяснений,относительно нарушений закона.

     При выявлении нарушений закона прокурор  или  его  заместитель  в

пределах своей компетенции имеют право:

     1) опротестовывать акты Премьер-Министра Украины,Кабинета  Минис-

тров Украины,Правительства  Автономной Республики Крым,министерств,го-

сударственных комитетов и ведомств,исполнительных  и  распорядительных

органов местных  Советов народных депутатов,предприятий,учреждений,ор-

ганизаций,общественных объединений,а также решения  и  действия  долж-

ностных лиц;

     2) вносить представление или протест на решения  местных  Советов

народных депутатов в зависимости от характера нарушений;

     3) возбуждать в установленном  законом  порядке  уголовное  дело,

дисциплинарное производство  или производство об административном пра-

вонарушении, передавать передавать материалы на  рассмотрение  общест-

венных организаций;

     4) давать предписание об устранении очевидных нарушений закона;

     5) вносить  представления  в  государственные органы,общественные

организации и должностным лицам об устранении нарушений закона и  спо-

собствующих им условий;

     6) обращаться в суд или арбитражный суд с  заявлениями  о  защите

прав и  законных интересов граждан,  государства,а также предприятий и

других юридических лиц (ст.20 Закона Украины "О прокуратуре").

     3.3 Протест  на  противоречащий  закону  акт,приносится  прокуро-

ром,его заместителем в орган,издавший его,или в вышестоящий  орган.  В

таком же порядке приносится протест на незаконные решения или действия

должностного лица.

     В протесте  прокурор  ставит вопрос об отмене акта или приведении

его в соответствием с законом,а также прекращения незаконного действия

должностного лица,восстановления нарушенного права.

     Протест прокурора приостанавливает действие опротестованного акта

и подлежит  обязательному  рассмотрению  соответствующим  органом  или

                                - 13 -

должностным лицом в десятидневный срок после его  поступления.  О  ре-

зультатах рассмотрения протеста в этот же срок сообщается прокурору.

     В случае отклонения протеста или уклонения  от  его  рассмотрения

прокурор может обратиться с заявлением в суд о признании акта незакон-

ным. Заявление в суд может быть подано в течении пятнадцати дней с мо-

мента получения сообщения об отклонении протеста или истечении предус-

мотренного законом срока для его рассмотрения. Подача такого заявления

приостанавливает действие правового акта.

     Письменное предписание об устранении  нарушений  закона  вносится

прокурором, его заместителем органу либо должностному лицу,допустившим

нарушения,или вышестоящему в порядке подчинения органу либо  должност-

ному лицу,которые правомочны устранить нарушения.

     Письменное предписание вносится в случаях,когда нарушение  закона

носит очевидный  характер и может причинить существенный ущерб интере-

сам государства,предприятия,учреждения,организации,а также  гражданам,

если не  будет  немедленно устранено.  Предписание подлежит незамедли-

тельному исполнению,о чем сообщается прокурору.

     Орган либо должностное лицо могут обжаловать предписание вышесто-

ящему прокурору,который обязан рассмотреть  жалобу  в  течении  десяти

дней. Решение вышестоящего прокурора является оконченным.

     Представление с требованиями устранения нарушений закона,  причин

этих нарушений и способствующих им условий вносится прокурором,его за-

местителем в государственный орган,общественную организацию или  долж-

ностному лицу,которые наделены полномочием устранить нарушение закона,

и подлежит безотлагательному рассмотрению.  Не позднее чем в  месячный

срок должны  быть  приняты соответствующие меры к устранению нарушений

закона,причин и способствующих им условий  и  о  результатах  сообщено

прокурору.

     Коллегиальный орган,которому внесено представление,сообщает о дне

заседания прокурору,который  вправе  лично принять участие в его расс-

мотрении.

     В случае  нарушения закона должностным лицом или гражданином про-

курор,его заместитель,в зависимости от характера нарушения закона,вно-

сит мотивированное  постановление о дисциплинарном производстве,произ-

водстве,об административном правонарушении или о возбуждении уголовно-

го дела, в отношении этих лиц.

     Постановление о возбуждении дисциплинарного производства или про-

изводства об  административном  правонарушении  подлежит  рассмотрению

                                - 14 -

полномочным должностным лицом или соответствующим органом  в  десятид-

невный срок  после  его  поступления,если  иное не установлено законом

(ст.ст.21-24 Закона Украины "О прокуратуре").

.

                                - 15 -

                        4. З А К Л Ю Ч Е Н И Е

     Принятие нового  законодательного  акта  Украины " О прокуратуре"

было вызвано необходимостью развития и конкретизации ее задачи в усло-

виях изменения общественно-политической формации украинского общества,

полномочия прокуроров по их осуществлению,полнее формулирует  принципы

организации и деятельности прокуратуры.

     Конституция Украины  определяет  прокурорский  надзор  как   выс-

ший,осуществляемый от  имени государства,его верховной власти.  Высший

надзор обеспечивает приоритет общегосударственных интересов над  мест-

ными и ведомственными.

     Нормы Закона о прокуратуре выражают политический и социально-пра-

вовой смысл  ее деятельности,основным содержанием которой является не-

уклонное проведение в жизнь принципов по обеспечению законности и пра-

вопорядка. В  них заключены высокие государственные требования ,предъ-

являемые к прокуратуре в современных условиях,ёё ответственность перед

государством и  народом  Украины  за  надлежащее осуществление высшего

надзора за точным и единообразным  исполнением  законов  и  правильную

постановку борьбы с преступностью.

     В соответствии с Конституцией Украины некоторые функции  прокура-

туры переданы судам. Так согласно ст.ст.29,30 Конституции Украины ник-

то не может быть арестован или содержатся под стражей иначе как по мо-

тивированному  решению суда,а также не допускается проникновение в жи-

лище или в иное владение лица,проведение в них осмотра или обыска ина-

че  как по мотивированному решению суда.  Ранее для осуществления ука-

занных мер необходима была санкция прокурора.

     По моему мнению,указанные изменения в системе правосудия своевре-

менные и необходимые,так как обеспечивают защиту прав и свобод граждан.

Лишают прокуратуру  несвойственной  ей  функции  - взятие под стражу и

арест граждан,оставляя за ней только прокурорский надзор за точным ис-

полнением законов.

     Считаю,что для построения подлинно  демократического  государства

необходимо вывести из органов прокуратуры,МВД,СБУ Украины следственные

подразделения в самостоятельный орган Министерства юстиции.  Обеспечив

тем самым  им непредвзятость,освобожденность от каких-либо ведомствен-

ных интересов,независимость и самостоятельность в проведении предвари-

тельного следствия.

.

                                - 16 -

         5. И С П О Л Ь З О В А Н Н А Я   Л И Т Е Р А Т У Р А

        1.Конституция (Основной Закон) Украины. -принята Верховной Ра-

дой Украины 28 июня 1996 г.

        2.О прокуратуре:Закон Украины от 5 ноября 1991 г.

        3.Юридический энциклопедический словарь.- М.:Луч,- 1984.

        4.Юридичний словник.-К.: УРЭ.-1983.