Норвегия
Промышленность. В промышленном производстве ведет Норвегии, включая электроэнергии, ЗАНЯТО ОКОЛО 400 Тыс. РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ, из которых ОКОЛО 95% Трудится На предприятиях Обрабатывающей промышленности, а остальное , в добывающей и электроэнергетике. В Отраслевой структуре резко выделяются своими крупными масштабами и высоким техническим уровнем так называемые Экспортные отрасли , большая часть ПРОДУКЦИИ КОТОРЫХ ВЫВОЗИТСЯ. О с одной стороны, работающие в ОСНОВНОМ на местном сырье рыбообрабатывающие и целлюлозно-бумажные предприятия, а с другой - перерабатывающие с помощью обильной и дешевой электроэнергии привозное сырье электрометаллургия и электрохимия. К экспортным отраслям следуем также отнести добывающую промышленность - рудники, продукция которых вывозится в виде концентратов, и, конечно, нефтегазовые промыслы Северно» го моря. Кроме того, все большую экспортную ориентацию приобретают машиностроение, особенно крупнотоннажное судостроение, электротехника и электроника, работающие, как правило, в тесной производственной и экономической кооперации со шведскими, датскими и другими зарубежными партнерами. К отраслям «внутреннего рынка» относятся прежде всего легкая и пищевая (без рыбообрабатывающей) промышленность. Эти отрасли из-за сильной иностранной конкуренции испытывают из года в год возрастающие трудности. Промышленность Норвегии отличается очень неравномерным размещением. Подавляющая часть промышленного потенциала страны приходится на предприятия южных областей - Эстланна, Сёрланна и Вестланна, которые дают 4/5 всей промышленной продукции. Примерно 1/10 приходится на область Трение- лаг. На обширной же территории Северной Норвегии, несмотря на строительство там крупных государственных предприятий, производится ныне не более 1/10 промышленной продукции страны. Почти 9/10 промышленных предприятий Норвегии сосредоточено в портовых городах. Это облегчает и удешевляет доставку сырья и отгрузку готовой продукции. Один из главнейших факторов всего индустриального развития Норвегии - высокоразвитая энергетика. Базой для нее служат главным образом гидроэнергия и жидкое топливо. До последних лет Норвегия справедливо считалась классической страной гидроэнергетики. Опережая все страны Зарубежной Европы по запасам гидроэнергии (120 млрд. кВт *Ч в год), она занимает первое место в мире по производству электроэнергии на душу населения (более 20 тыс. кВт 'ч в 1978 г.). Практически всю вырабатываемую в стране электроэнергию - 81 млрд. мот -ч о год дают гидроэлектростанции общей мощностью более 17 млн. кВт. Благодаря многочисленным естественным озерам-водохранилищам на высоких плоскогорьях, водопадам и крутоподоющим рекам не требуется сооружать дорогостоящие плотины , что чрезвычайно удешевляет стоимость электроэнергии . В Норвегии гидроресурсы раз- лащены сравнительно равномерно по всей стране, что позволяет сооружать мощные энергетические комплексы в долинах Эстланна, на плоскогорье Теле- парк, во фьордах Вестланна и на порожистых реках Северной Норвегии. Почта все крупные электростанции соединена линиями электропередачи в единую энергосистему, связанную в свою л черед ь с Электрометаллургическими и электрохимическими предприятиями к со всеми городами. Еще в середине 70-.х годов гидроэнергия составляла более половины энергетического баланса Норвегии. Около 2/5 вырабатываемой электроэнергии потребляет промышленность, в том числе 1/3 - металлургия. В отдельные годы излишки электроэнергии передаются в Данию (по подвод- ) кому кабелю) и в Швецию. Каменный * уголь играет незначительную роль в энергобалансе страны. Его доля, в том числе около 0,5 млн. т добываемого на Шпицбергене и примерно столько же ввозимого из-за границы, не превышает 3-4% Большое значение для страны имело открытие богатых нефтегазовых месторождений Экофиск на шельфе норвежского сектора Северного моря (примерно в 350.км к юго-западу от Ставангера). а также газовых и нефтяных - в 200 км к западу от Бергена. 3 .1971 г. в месторождении Экофиск была добыта первач тонна нефти, а в 1979 г. ее добыча достигла уже почти 40 млн. т, что вчетверо превышает все современные потребности страны в жидком топливе. Норвегия первой из развитых капиталистических стран превратилась в чистого экспортера нефти. Нефть с целого комплекса буро вых платформ подается по 335-километровому трубопроводу на побережье Восточной Англии, а добываемый газ идет по трубам к северному берегу ФРГ начата подача газа из лежащего к западу от Бергена месторождения Фригг в Шотланию. Ведутся работы по подготовке к эксплуатации государственных промыслов Сгатфьорд (северо-западнее Бергена). Ожидается, что общая добыч, нефти и газа (в пересчете на нефтяное экаивалент) Достигнет в начале 80-х годов 50--60) млн. т. Стремительное развитие нефте и газодобычи может привести к подъему нефтеперерабатывающей и нефтехимйческой промышленности. Од - вако пока нефтеперерабатывающие заводы («Норшк Эссо» в Шлагентангене и в городе Балле, близ Осло, «Норшк Шелл» в Суле, близ Ставангера, «Норшк Олье») в Монгстаде, севернее Берге - работают все еще на привозной нефти. Ее же использует и сооруженный на побережье Осло-фьорда новый нефтехимический комплекс. Монополистический капитал делает ставку на форсировакную добычу нефти и газа прежде всего для экспорта в страны Западной Европы. Однако норвежские власти пытаются регулировать темпы роста добычи нефти и газа. Значительное развитие получила в Норвегии Добыча металлического сырья: железной руды, титана, молибдена, меди, цинка, а также пиритов. Обогащенная железная Руда одного из самых северных 0 мире рудников - Сер-Вараигер - отправляется через соседний порт Киркенес в Западную Европу и частично на металлургический завод в Му-и-Рана. Его же снабжает сырьем и рудник Дундерманн. Всего производится около 4 млн. т железного концентрата.; половика которого вывозится. По добыче титановой руды из рудника Хёугс в месторождении Титаниа на юго-западном побережье страны (около 1 млн. т ильменитового концентрата) Норвегия стоит на одном из первых мест в мире; при этом почти вся продукция вывозится - Молибденовый рудник Киабен в горах Серланна также относится к крупнейшим в мире. Добыча медной и Цинковой руд невелика - около 30 тыс. т каждой в год, Пириты, добываемые в основном в Треннелаге (рудник Леккен), используются для извлечения из них меди. Цинка и производства серной кислоты. Одна из характерных черт структуры норвежской промышленности - широко развитие электрометаллургии . Страна занимает одно из ведущих мест в капиталистическом мире по производству алюминия, никеля, магния, ферросплавов . Выплавляется, кроме того, большое количество легированной электростали, цинка, кобальта. Например, по выплавке алюминия (628 тыс. т в 1977 г.) и никеля (38 тыс. т) она стоит на 5-м месте, а. по производству магния (35 тыс. т) уступает только США. Выплавляемые в Норвегия ферросплавы (659 тыс. т), цинк и кобальт считаются наиболее высококачественными в мире. Основная часть продукции электрометаллургии изготовляется из привозного сырья и почти полностью экспортируется. Многие электрометаллургические предприятия расположены на побережье страны -от крайнего юга до заполярных районов. с развитием мощных линий электропередачи выбор места постройки завода определяется прежде всего благоприятными условиями сооружения причалов ДЛЯ СУДОВ, доставляющих сырье и вывозящих готовую продукцию ,а также наличием необходимой рабочей силы. Единственный в стране сравнительно крупный завод черной металлургии (самый северный в мире) был построен государством в 50-х годах в приполярном городке Му-и-Рана. Он выплавляет еже- годно до 700 ты., т электрочугуна и до 900 тыс. т -электростали. Сравнительно молодая отрасль промышленности Норвегии машиностроение. В послевоенные годы с участием иностранного капитала в Норвегии созданы крупные судостроительные верфи, заводы по производству морских нефте- буровых платформ, гидравлических тур- бин, промышленного и бытового электротехническою и электронного оборудования, поточных технологических линий для рыбообрабатываюающей промышленности. Ныне во всех отраслях машиностроения и металлообработки занято более 1/3 работающих в промышленности страны и выпускается около 1/3 валовой промышленной продукции, значительная часть, которой вывозится. Норвегия ведет также торговлю проектами и лицензиями, в частности на морские буровые платформы. Главные центры машиностроения - Осло, Берген, Ставангер, Драммен . Старейшая отрасль промышленности страны - лесообрабатывающая Норвегии была Первой из стран Северной Европы, начавшей широкий экспорт лесоматериалов в Западную Европу, прежде всего в Великобританию .Однако хищническая вырубка лесов- особенно в западных и южных районах страны, резко сократила их ареалы. В связи с растущей конкуренцией со стороны более богатой древесиной Швеции и Финляндии Норвегия постепенно стала перестраиваться на производство более ценной продукции - механической древесной массы, целлюлозы , картона и бумаги. Целлюлозномажное производство - одна из основных отраслей международной производственной специализации страны. Ежегодно изготовляется около 1,5 млн. т древес- ной массы и целлюлозы и около 1,3 млн. т. 1 различных сортов бумаги и картона, подавляющая часть которых экспортируется. Основные центры лесопиления и целлюлозно-бумажного производства расположены вокруг Осло-Фьорда, обычно в устьях лесосплавных рек, стекающих с лесистых склонов Эстланна. Это прежде всего Сарпсборг, Халден, Мосе, Драммен, Шиен. Отдельные предприятия жены непосредственно в местами лесоразработок - В больших долинах Эстланна и в Треннелаге. Становление современной химической промышленности в Норвегии началось создания в начале XX в. в провинции Телемарк электрохимического производства Это были заводы концерна «Норш гидро", которые получали электроэнергию с каскада гидроэлектростанций, извлекали азот из воздуха и выпускали аммиак и его соединения, в том числе так называемую норвежскую селитру. Ныне мощность заводов концерна по выпуску "связанного азота" превышает полмиллиона тонн. В качестве «побочных» продуктов завод концерна в Рьюкане производит тяжелую воду и благородные газы- аргон , неон и др. Из других электрохимических производств налажен выпуск карбида кальция. В последние годы быстро развивается нефтехимия и на ее базе - производство пластмасс и других синтетических материалов. Нефтехимические предприятия размещены в основном в прибрежных городах Эстланна и на западном побережье. Made by Brain Destroyer
Транспорт и внешнеэкономические связи. Как во внутренних, так и во внешних транспортных связях ведущую роль играет судоходство. Это объясняется спецификой геоположения ,сильной изрезанностью береговой линии в сочеании с горным рельефом и историческими мореходными навыками норвежцев. Морем идет 9/10 внешнеторгового и более 1/2 внутреннего грузооборота Норвегия - одна из ведущих судоходных держав мира По тоннажу торгового флота - 26 млн. бр. -рег. т, или 7,8 % мирового тоннажа, - они стоит на 5-м месте. После второй мировой войны, когда сильно пострадавший норвежский флот пил восстановлен и модернизован с помощью иностранных, прежде всего американских, займов, господствующее положение в нем заняли монополистические концерны, которые владеют Целыми флотами теплоходов и турбоходов и обслуживают линии, опоясывающие весь земной шар. Таковы, например, концерны "Вильхельмсен", "Ульсен", «Бергенское пароходное общество". Норвежский флот выделяется большим удельным весом танкеров, которые составляют более половины общего тоннажа. Он важный источник поступления валюты для покрытия обычно дефицитного торгового баланса. Более 80% норвежского флота занято перевозками грузов между заграничными портами, что приносит стране несколько миллиардов крон иностранной валюты в год Ежегодно через морские порты Норвегии проходит более 50 млн. т различных грузов. Около половины из них со Составляет идущая транзитом из Швеции железная руда, которая вывозится через порт Нарвик. другие крупные порты - Осло, Берген ,Ставангер. Протяженность и транспортная роль ЖЕЛЕЗНЫХ и автомо6ильных дорог довольно ограничена. Общая длина железных дорог, как правило одноколейных , составляет 4,2 тыс. км, из которых несколько более половины электрифицировано. Важнейший железнодорожный узел - столица Норвегии Осло связан линиями со Стокгольмом, Гетеборгом (Швециям)и главными городами страны - Бергеном, Тронхеймом и Ставангром. В стране насчитывается 1,3 млн. автомобилей, из которых 1,1 млн. легковые. Главные воздушные ворота Норвегии - аэропорт Форнебю, близ Осло. Для внешней торговли, играющей исключительно важную роль в хозяйственной жизни Норвегии, характерен традиционный большой дефицит: стоимость импорта товаров намного превышает стоимость их экспорта. Этот дефицит в условиях благоприятного развития международной торговли обычно почти полностью покрывался доходами от заграничного судоходства. Однако теперь этих доходов часто не хватает, и страна вынуждена псе больше прибегать к иностранным займам, в результате чего быстро растет ее внешняя задолженность. Структура экспорта отражает все сдвиги в структуре экономики Норвегии. Систематически падает доля рыбы и рыбопродуктов, на которые в начале 1950-х годов приходилось до 25%, а ныне - лишь немногим более 5% стоимости экспорта. То же самое МОЖНО сказать и о продуктах лесопереработки. Несколько понизилась (с 30% , в 1960 г.по 20% в конце 70-хгодов) доля продукции электрометаллургии и электрохимии. С другой стороны, непрерывно растет доля машиностроительной продукции. Ныне она достигла 30% и включает широкий «Диор товаров. В самые последние годы резко вырос экспорт нефти и газа (по трубопроводам), доля которых в общей стоимости норвежского экспорта уже приблизилась к 20% и продолжает увеличиваться.. Импорт более широк и разнообразен. Наиболее значителен ввоз разной продукции машиностроения, в том числе судов и автомобилей. В европейские страны направляется 4/5 всего экспорта и оттуда поступает около 3/4 импорта. В том числе на торговлю со странами Северной Европы приходится примерно 1/4 ввоза и вывоза. Среди крупнейших торговых партнеров Норвегии - Великобритания, Швеция и ФРГ. Доля социалистических стран-членов СЭВ невелика- примерно 3 % . Развивается советско-норвежская торговля различного рода машинами и оборудованием.
Население
|