Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании
ВВЕДЕНИЕ
Экономические, социальные и культурные права и свободы – это права, признаваемые за человеком как за членом гражданского общества, большинство из которых гарантируются государством. Экономические права – это это возможности человека по обеспечению и развитию своего материального благосостояния. Социальные права – это права на содействие в обеспечении достойных условий материального и физиологического существования. Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. Данная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. Однако, защита этих прав весьма затруднительна. Конституционное закрепление таких прав не является основанием для возбуждения дела. В основном, во многих странах существуют законы, которые закрепляют многие социально-экономические права юридически. Например, в России – Закон о пенсии, Закон об образовании, Закон об охране окружающей среды и др. Таким образом, экономические, социальные и культурные конституционные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому стремится государство в своей политике. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). В целях защиты таких прав государствах существуют специальные органы защиты прав человека. Помимо экономических, социальных и культурных прав и свобод в данной работе рассматриваются также и конституционные обязанности человека и гражданина. Закрепление в конституциях обязанностей необходимо для успешного осуществления данной группы прав. В основном обязанности людей классические – защита Отечества, соблюдение законов страны, уплата налогов, беречь природу, но, существуют и специфические обязанности граждан – обязанность трудиться, получить образование и др. Правовое регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в разных государствах неодинаково.
1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ.
Демократические страны (США, ФРГ, Греция, Италия, Испания) |
Социалистические государства (Куба, КНДР, Китай) |
право собственности |
|
Можно обладать любой собственностью, не запрещенной законом. Частная собственность неприкосновенна и имеет высокую юридическую защиту.
|
Существует разделение собственности – государственная и общественная. Государственная собственность подлежит особой правовой защите. Допускается личная (предметы обихода) и частная трудовая (орудия труда) собственность, государство гарантирует её защиту. Частная собственность на средства производства запрещена либо ограничена. |
право на предпринимательскую деятельность |
|
Разрешена любая деятельность человека, приносящая доход, за исключением деятельности запрещенной законом. Провозглашается право свободной конкуренции. Практически во всех странах запрещена монополия. |
Свободное предпринимательство в основном запрещено. Законов о свободной конкуренции нет. Монополистом на предпринимательскую деятельность является само государство, которое само диктует законы рынка. |
право на труд и свобода труда |
|
Государство гарантирует право на труд и свободу труда. Принудительный труд не допускается за исключением труда на военной службе, по приговору суда, а также при чрезвычайном положении. Гарантируется достойная оплата труда (установлен прожиточный минимум), свободный выбор профессии, безопасные и здоровые условия труда. При безработице выплачиваются пособия. Во многих странах установлена черта бедности. Гарантируется охрана труда |
Государство гарантирует только право на труд. Т.е. обеспечивает работой всех трудоспособных и желающих трудиться и ликвидировать безработицу. На самом деле часто оказывается так: низкая оплата труда, уравниловка, незаинтересованность работников в результатах труда при "полной занятости" и "неуклонном росте благосостояния трудящихся". |
право на отдых |
|
Гарантируется предоставление выходных и оплачиваемого отпуска (в разных странах установлены свои сроки оплачиваемого отпуска) |
Право отдыха имеют все трудящиеся. Законом регламентированы нормы отпусков, выходных дней и пр. |
право на забастовку |
|
Забастовки проводятся согласно установленным правилам. Существуют запреты на проведение забастовок, крупные штрафные санкции за проведение незаконных забастовок. |
Право на забастовки не прописано, но также и не запрещено. |
право на охрану здоровья, медицинское обслуживание |
|
В разных странах действуют системы страховой медицины, либеральной медицины, государственного медицинского обслуживания (только для неимущего населения), смешанные формы |
Государственное медицинские обслуживание гарантируется: расходы на больного оплачиваются из бюджета государства |
право на участие в управлении предприятиями |
|
Заводские, производственные советы решают, в основном, социальные вопросы |
Заводские, производственные советы занимают достаточно высокое положение для того, чтобы участвовать в определении производственной деятельности предприятия, находясь при этом под руководством правящей партии. |
право на образование и свобода образования |
|
В большинстве стран установлено обязательное и бесплатное образование (продолжительность учебы - от 8 до 12 лет). Существуют государственные, муниципальные, частные школы (образование платное). Экзамены обязательны. Высшее образование платное и бесплатное. В любом случае необходимо сдавать экзамены. Предоставлено право академической свободы – свобода обучения и преподавания (за исключением внушения ученикам антиморальных принципов) |
Среднее и высшее образование бесплатно. В большинстве стран обучение проводится согласно официальной идеологии, поэтому академической свободы обучения не существует. |
право на социальное обеспечение, пенсии |
|
Пенсии государственные и муниципальные, выплачиваются из государственного фонда, состоящего из отчислений предприятий, работников и бюджетного фонда. Возможно социальное обслуживание инвалидов, престарелых. Также, пенсии выплачиваются фирмами на которых трудился человек. |
Пенсии государственные и муниципальные, выплачиваются из государственного фонда,. Социальное обеспечение также происходит за счет государства. |
право на жилище |
|
Право приобретать себе жилище в любом месте страны (кроме военных территорий и закрытых зон). Предоставление жилья малоимущим бесплатно из государственных фондов. |
Предоставляемое жилье принадлежит государству и местным органам власти. Дешевая аренда жилплощади. |
свобода творчества |
|
Провозглашается свобода творчества. Право интеллектуальной собственности охраняется государством |
Творчество людей ограничено рамками официальной идеологии |
право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями |
|
Свободное участие в культурной жизни, доступ к культурным ценностям (в рамках закона), право пользования достижениями культуры |
Культурная жизнь и культурные ценности должны соответствовать официальной идеологии |
обязанность охранять природу |
|
Все обязаны сохранять природу, окружающую среду, природные богатства |
|
обязанность соблюдать законы и иные нормативные акты |
|
Соблюдение гражданами и иностранцами законов и конституций обязательно. Незнание законов не освобождает от ответственности |
|
воинская повинность |
|
В разных странах существуют свои критерии призыва в армию - при наличии наемной армии мужчины призываются на альтернативную службу (Франция); в армию призываются и мужчины и женщины (Израиль). Военнообязанные – граждане достигшие определенного возраста, кроме случаев прописанных в законах. Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан во всех странах. |
|
обязанность платить налоги |
|
Все граждане платят налоги в своих странах |
|
обязанность иметь общее образование |
|
Практически во всех странах установлено право бесплатного получения основного общего обязательного образования. В каждой стране установлено количество классов обязательного общего образования. |
|
обязанность охранять честь родины, беречь общественную собственность защищать сплоченность национальностей |
|
|
В социалистических странах эти обязанности отнесены к разряду моральных, так как государство не обеспечивает их правовыми средствами |
обязанность трудиться |
|
В основном моральная обязанность граждан. |
Граждане обязаны трудиться. Государство юридически гарантирует механизм реализации этой обязанности |
право на свободное заключение брака |
|
Право на свободный брак поощряется и охраняется большинством стран. Существует государственная защита института семьи, брака, материнства, отцовства, детства. Закреплено равноправие супругов. |
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИЙ
ИСПАНИИ И КИТАЯ.
2.1. Краткая характеристика Конституции Испании.
Конституция Испании была разработана и принята в декабре 1978 года.
Состоит из Преамбулы, Вводного раздела, 10 Разделов из 169 статей, Переходных положений, Отменяющего положения, Заключительного положения. Раздел первый испанской Конституции посвящен основным правам и обязанностям. Глава первая этого раздела определяет вопрос гражданства, совершеннолетия и статус иностранцев. Глава вторая посвящена правам и свободам. В главе второй есть две части: часть 1 — "Об основных правах и общественных свободах" и часть 2 — "О правах и обязанностях граждан".
1) Первая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 — статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14).
2) Вторая группа — права и обязанности граждан (секция 2 главы 2 — статьи с 30 по 38). Здесь указано право собственности и свобода предпринимательской деятельности.
3) Третья группа — права и свободы культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных принципах социальной и экономической политики". Исполнение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей.
Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются в трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан, в основном – предание гласности фактов нарушения прав человека и гражданина.
2.2. Краткая характеристика Конституции КНР
Конституция КНР представляет собой кодифицированный акт, принятый в 1982 году. С тех пор в текст внесено значительное количество поправок.
Состав Конституции: Преамбула, 4 Главы, 138 статей Конституция состоит из Введения (преамбулы) и 138 статей, объединенных в четыре главы: Общие положения, Основные права и обязанности граждан; Государственная структура; Государственные флаг, герб, гимн.
Основные особенности действующей Конституции
К основным особенностям действующей Конституции можно отнести следующие: а) Конституция построена на «четырех базовых принципах», это; руководство КПК; идеология марксизма; социалистический путь общественного развития; народная демократическая власть;
б) Конституция направлена на создание динамичной экономической системы; в) в Конституции расширены и гарантированы основные права граждан; г) Конституция направлена на повышение эффективности и уровня демократии в деятельности государственных органов.
Поправки 1988 г
1) - дополнения о частном хозяйстве. В Конституции было закреплено, что государство разрешает существование и развитие частного хозяйства. Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства контролирует его и управляет им.
2) – дополнение о передаче права пользования землей. Была разрешена передача права пользования землей согласно предписаниям закона.
Поправки 1993 г
Во-первых, были пересмотрены основные задачи государства в преамбуле. Добавлены фразы: «Китай находится на начальной стадии социализма», «на основе теории строительства социализма с китайской спецификой», «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК будет долгое время существовать и развиваться». Кроме того, теперь в преамбуле говорится об «отстаивании политики реформ и открытости». Заменены фразы: «высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое государство» на «строить богатое, демократическое, цивилизованное социалистическое государство».
Во-вторых, были внесены изменения, касающиеся государственных предприятий. Поправки к статьям 7, 16 и 42 Конституции изменили положение государственного предприятия. Было определено, что государство только владеет правом собственности на предприятия, но предприятия государственной собственности самостоятельно осуществляют демократическое управление согласно закону и принимают всю ответственность на себя. Это создало правовую основу изменения механизма хозяйствования крупных и средних государственных предприятий и успешного регулирования рынка.
В-третьих, были пересмотрены положения об экономической системе: а) определение места социалистической рыночной экономики («государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику» - ст.7); б) определение места и роли государства в экономической жизни, т.е. установлением перехода от бывшего планового управления к общему регулированию и контролю путем создания законодательства и юридических гарантий; в) предоставление предприятиям права на самостоятельное хозяйствование.
В-четвертых, были пересмотрены положения, касающиеся собраний народных представителей. Был увеличен срок пребывания в должности уездного народного представителя2 с 3 до 5 лет.
Поправки 1999 г.
1). Замена в преамбуле: слова «согласно теории строительства социализма с китайской спецификой» были заменены словами «по пути строительства социализма с китайской спецификой», «наша страна находится на начальной стадии социализма» заменено на «наша страна будет в течение долгого времени находиться на начальной стадии социализма».
2). Дополнены фразы: «Китайская Народная Республика управляется согласно закону и строит социалистическое правовое государство», «на начальной стадии социализма государство создает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует, и другие формы собственности развиваются совместно, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения» (ст.6).
3). Изменено: ст. 8, которая теперь изложена в следующей редакции: «Сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд». В ст. 11 Конституции добавлено положение о том, что «необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, является важной составляющей социалистической рыночной экономики», и, соответственно, отменено положение об индивидуальных хозяйствах как «дополнении к социалистическому общественному хозяйству». Остальные положения данной статьи о роли государства изложены в следующей редакции: «Государство охраняет законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств».
Значение данных поправок Конституции состоит в том, что на конституционном уровне было определено значение теории Дэн Сяопина, создана четкая конституционная основа создания правового государства и начального периода строительства социализма, усилена роль Конституции в процессе создания правового государства, разрешено противоречие между статьями Конституции и реальной жизнью общества, созданы благоприятные условия для углубления реформы.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИЯХ КИТАЯ И ИСПАНИИ
КИТАЙ |
ИСПАНИЯ |
РОССИЯ |
||||||
право на труд, обязанность трудиться |
||||||||
Статья 42
Граждане КНР имеют право на труд и обязаны трудиться. Государство создает условия труда, улучшает охрану труда. Государство поощряет занятие граждан добровольным безвозмездным трудом. Государство осуществляет необходимое трудовое обучение граждан до устройства их на работу.
|
Статья 35 1. Все испанцы обязаны трудиться и имеют право на труд, на свободный выбор профессии или рода деятельности, на продвижение по службе, а также на заработную плату, достаточную для покрытия своих потребностей и потребностей своей семьи, не допуская ни в коем случае дискриминации по полу. 2. Закон регулирует права и обязанности трудящихся.
Статья 37 1. Закон гарантирует право на коллективные трудовые споры между представителями трудящихся и предпринимателями, а также правовую силу их соглашений. 2. Признается право трудящихся и предпринимателей на трудовой конфликт. Закон, регулирующий осуществление этого права, независимо от установления необходимых ограничений, предусматривает гарантии, необходимые для обеспечения деятельности жизненно необходимых для общества служб. Статья 282. Признается право трудящихся на забастовку в защиту ими своих интересов. Закон, регулирующий осуществление этого права, устанавливает необходимые гарантии в обеспечении основные службы жизнедеятельности общества. |
Статья 37 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. |
||||||
В отличие от испанской китайская конституция провозглашает лишь право на труд, но не говорит о свободе труда. Государство гарантирует только возможность получения рабочего места и ликвидирует безработицу. На деле же существует переизбыток рабочих мест, низкая оплата труда. Обязанность всех граждан трудиться прописана в конституциях Испании и Китая. Конституция РФ закрепляет право на труд и свободу труда, раскрывая ее как право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д. Свобода труда связана с запретом принудительного труда. С правом на труд связано право трудящихся на забастовку. Конституции Испании и России устанавливают это право. В китайской конституции о нем не говорится, но также нет и запрета на забастовки. |
||||||||
право частной собственности, наследование |
||||||||
Статья 6 Основой социально-экономической системы КНР является право государственной (социалистической) собственности, право собственности объединений работников, кооперативов. Система запрещает эксплуатацию человека человеком, провозглашается принцип "от каждого по способностям – каждому по труду".
Статья 12
(1) Социалистическая общественная собственность является священной и неприкосновенной. (2) Государство защищает социалистическую общественную собственность. Покупка или порча государственной или коллективной собственности любой организацией или человеком любыми средствами запрещены.
Статья 13
(1) Государство защищает право граждан иметь законно полученную прибыль, сбережения, здания, и другую законную собственность. (2) Государство защищает согласно закону право граждан наследовать частную собственность. |
Статья 33 1. Признается право на частную собственность и на наследование. 2. Социальная функция этих прав ограничивает их содержание, в соответствии с законами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества и прав на него, кроме как по оправданной причине, связанной с общественной целесообразностью или с социальными интересами, при условии соответствующей компенсации и в порядке, установленном законом. |
Статья 35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. |
||||||
В Китае разрешается частная собственность, но основой экономики является всё же государственная собственность и собственность трудящихся. Государственная собственность находится под особой защитой. Государство допускает частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору экономики. В Испании и России же наоборот, провозглашен принцип неприкосновенности частной собственности, хотя, ст.128 Испании говорит о том, что все достояние страны независимо от вида собственности (частная или государственная) должно быть подчинено общественным, публичным интересам. То есть, государство может применять секвестр: ограниченное распоряжение собственностью. В Испании существуют объекты собственности, которые могут находиться только в государственном распоряжении: ст.132. В России собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность. |
||||||||
право на предпринимательскую деятельность |
||||||||
Статья 11
Государство допускает заниматься предпринимательской деятельностью, но в рамках, ограниченных законом. Индивидуальные хозяйства городских и сельских тружеников, ведущихся в рамках, установленных законом, являются дополнением к социалистическому общественному хозяйству Государство имеет контроль над частным сектором, а также охраняет его в соответствии с действующим законодательством. |
Статья 38 Признается свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики. Государственные власти гарантируют и охраняют ее осуществление, а также защиту производительности, в соответствии с общими экономическими требованиями, включая планирование.
|
Статья 34. 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Право на экономическую деятельность. |
||||||
В Испании, России, как и во многих других демократических странах – запрещена любая монополия на предпринимательскую деятельность и провозглашается принцип свободной конкуренции. В Китае же монополистом на предпринимательскую деятельность является само государство, которое регулирует цены на продукцию, диктует что производить и кому. |
||||||||
право на образование, обязанность |
||||||||
Статья 46
Граждане КНР имеют право на образование и обязаны учиться. Государство обеспечивает всестороннее нравственное, умственное и физическое развитие молодежи, подростков и детей.
|
Статья 271. Каждый имеет право на образование. Признается свобода образования. 2. Образование имеет своей целью всестороннее развитие человеческой личности на основе уважения демократических принципов общественной жизни и основных прав и свобод. 3. Государственные власти гарантируют право родителей избирать для своих детей моральное и религиозное воспитание в соответствии с их собственными убеждениями. 4. Основное общее образование является обязательным и бесплатным. 5. Государственные власти гарантируют всем право на образование посредством общего планирования педагогической системы, действенного участия всех заинтересованных секторов и создания учебных заведений. 8. Государственные власти контролируют образовательную систему и устанавливают государственные образовательные стандарты в целях обеспечения соблюдения законов. |
Статья 431. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. |
||||||
В соответствии со ст.13 Всеобщей декларации прав человека каждый имеет право на образование. Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что удостоверяется соответствующим документом. Право на образование прописано во всех трех конституциях. Основное общее образование признано обязательным и бесплатным. |
||||||||
право на здоровую окружающую среду, обязанность охраны окружающей среды |
||||||||
Статья 26 Государство охраняет и улучшает окружающую среду, предотвращает загрязнение окружающей среды, занимается охраной лесного фонда
|
Статья 45 1. Все имеют право на благоприятную для развития человека окружающую среду, все обязаны ее сохранять. 2. Государственные власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях защиты и улучшения качества жизни а также для охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на необходимую коллективную солидарность. 3. Лица, нарушившие положения, предусмотренные в предыдущем пункте, подлежат, в соответствии с законом, уголовной или административной ответственности и обязаны возместить причиненный ущерб. |
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. |
||||||
Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранного законодательства. В Конституции КНР не говорится об обязанности частных лиц беречь природу в отличии от конституций Испании и России. |
||||||||
право на охрану здоровья, медицинскую помощь |
||||||||
Статья 21 Государство развивает медицинское обслуживание, продвигает современную медицину и традиционную китайскую медицину, продвигает действия массового характера по здравоохранению для того, чтобы защитить здоровье нации. Государство развивает физкультуру и продвигает массовые спортивные мероприятия. |
Статья 431. Признается право на охрану здоровья. 2. К ведению государственных властей относится организация и руководство общественного здравоохранения, посредством проведения профилактических мер, а также необходимых услуг и помощи. Закон устанавливает соответствующие права и обязанности. 3. Государственные власти развивают санитарное просвещение, физкультуру и спорт и содействуют также правильному использованию досуга. |
Статья 411. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно - эпидемиологическому благополучию. |
||||||
Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Право на медицинскую помощь - это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. Конституции КНР, Испании и России провозглашают право граждан на получение бесплатного медицинского обслуживания. Содержание нуждающихся в лечении обходится за счет средств государственного бюджета. |
||||||||
право на отдых |
||||||||
Статья 43
Трудящиеся КНР имеют право на отдых. Государство улучшает условия для отдыха и укрепления здоровья трудящихся, устанавливает для рабочих и служащих рабочее время и систему. |
Статья 402. Государственные власти поддерживают политику, обеспечивающую получение профессиональной подготовки и переподготовки: заботятся о безопасности и гигиене труда, гарантируют необходимый отдых, посредством ограничения рабочего дня, оплачиваемых периодических отпусков, развития соответствующих центров. |
Статья 37
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. |
||||||
Конституции закрепляют права трудящихся на заслуженный отдых. В странах существуют установленные нормативы оплачиваемых отпусков, графики выходных дней |
||||||||
право на социальное обеспечение, пенсии, медицинское обслуживание |
||||||||
Статья 44
Государство в соответствии с законом устанавливает порядок ухода на пенсию рабочих и служащих. Государство и общество обеспечивают пенсионеров.
Статья 45.
Граждане КНР в старости, в случае болезни или потери трудоспособности, имеют право на получение от государства и общества материальной помощи. Государство развивает социальное страхование, общественное вспомоществование и медико-санитарное обслуживание, необходимое для реализации этого права граждан. Государство и общество обеспечивают инвалидов из числа военнослужащих, оказывают материальную помощь семьям павших героев, предоставляют льготы семьям военнослужащих. Государство и общество помогают слепым, глухим, немым и другим гражданам-инвалидам в устройстве на работу, получении средств на жизнь, получении образования. |
Статья 49Государственные власти проводят, по отношению к лицам ослабленным в их психических, сенсорных и физических способностях политику по профилактике, лечению и интеграции в общество, оказывая им специальную помощь и специальную защиту в осуществлении ими прав.
Статья 50
Государственные власти гарантируют посредством предоставления пенсий, достаточных размеров и периодически индексируемых, минимальный экономический уровень граждан в старости. Власти способствуют также их благополучию, независимо от семейных обязанностей, посредством системы социальных служб, предназначенных для разрешения их специфических проблем в области здоровья, жилья, культуры и досуга. |
Статья 391. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. |
||||||
В любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии обеспечить себя сами. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества. В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи. Поэтому право на социальное обеспечение является важной категорией прав человека. КНР, Испания и Россия гарантируют социальное обеспечение, а также, обеспечивают престарелым гражданам получение материальных средств из бюджетов государств. Пенсионный фонд формируется из взносов трудящихся граждан в течении нескольких лет. Для получения права на пенсию в Испании работник обязан совершать выплаты в пенсионный бюджетный фонд государства в течении пятнадцати лет. В России пенсионное законодательство весьма обширно. Основной закон - Закон РСФСР о государственных пенсиях 1990 г. |
||||||||
институты брака, семьи, материнства, детства, отцовства |
||||||||
Статья 49
Брак, семья, материнство и детство находятся под охраной закона. Муж и жена обязаны планировать семью. Родители обязаны воспитывать детей и давать им образование. Взрослые дети обязаны содержать родителей. Мужчина и женщина имеют право свободного выбора партнера для заключения брака. |
Статья 321. Мужчина и женщина имеют право вступать в бракосочетание с полным юридическим равноправием. 2. Законом регулируются формы брака, возраст и условия вступления в бракосочетание, права и обязанности супругов, причины расторжения брак, а также его последствия. Статья 392. Государственные власти обеспечивают также всестороннюю защиту детей. Все дети равны перед законом, независимо от их происхождения и гражданского состояния матерей. Закон оказывает содействие установлению отцовства. 3. Родители должны оказывать всестороннюю помощь детям, рожденным как в браке, так и вне его, в течение их несовершеннолетия, а также в других случаях, предусмотренных законом. |
Статья 381. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. |
||||||
Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Во всех трех конституциях провозглашен принцип равноправия супругов. Гарантируется государственная защита этих институтов. Родители обязаны оказывать помощь несовершеннолетним детям. В КНР устанавливается обязанность трудоспособных детей оказывать помощь и поддержку престарелым и нетрудоспособным родителям. Особенностью китайского законодательства является ограничение китайских семей в деторождении. В семьях разрешается иметь не более одного ребенка. Существует обязанность китайских родителей планировать семью. |
||||||||
защита Отечества, воинская повинность |
||||||||
.Статья 55
Граждане КНР несут воинскую повинность. Защита страны от агрессии – долг каждого |
Статья 301. Защита Испании является правом и обязанностью испанцев. |
Статья 591. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. |
||||||
Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Китая, Испании и России. Военнообязанные – мужчины, достигшие определенного возраста. |
||||||||
право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями |
||||||||
Статья 47 Граждане КНР пользуются свободой научно-исследовательской деятельности, литературно-художественного творчества и деятельности в других областях культуры. Государство поощряет и поддерживает творческую работу граждан в области науки, техники, литературы, искусства и в других областях культуры, отвечающую интересам народа. |
Статья 441. Государственные власти поощряют и покровительствуют осуществлению права каждого на доступ к культуре. 2. Государственные власти поощряют науку и научные исследования на благо общих интересов. |
Статья 441. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. |
||||||
Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными галереями, кинотеатрами и т.д. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. Конституции Испании, КНР и России провозглашают свободу творчества человека и гражданина Хотя в Китае возможны некоторые ограничения на свободу творчества, поскольку главным для страны является следование официальной идеологии. |
||||||||
право на жилище |
||||||||
Статья 39
Жилище граждан КНР неприкосновенно. Незаконное вторжение в жилище запрещено. |
Статья 47Все испанцы имеют право на достойное, благоустроенное жилье. Государственные власти обеспечивают необходимые условия и устанавливают соответствующие нормы для действенного осуществления данного права; регулируют пользование землей в общих интересах и с целью предотвращения спекуляцией землей. Общество участвует в доходах, полученных от градостроительной деятельности государственных учреждений. |
Статья 40 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. |
||||||
Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации. Конституции Испании и России прямо указывают на государственное обеспечение данного права. Конституция КНР не прописывает подробно это право, хотя государство предоставляет жилище всем китайцам. |
||||||||
обязанность платить налоги |
||||||||
Статья 56
Граждане КНР обязаны платить налоги в соответствии с законом. |
Статья 31
1. Каждый участвует в финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическими возможностями посредством справедливой налоговой системы, основанной на принципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая ни в коем случае не должна предусматривать конфискацию. |
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют |
||||||
Обязанностью всех граждан является уплата налогов в своих странах. Вопросы уплаты налогов регулируются специальными законами. |
||||||||
обязанность соблюдать законы |
||||||||
Статья 5 Законы и иные нормативные акты, принимаемые в КНР не должны противоречить настоящей Конституции. Государственные органы, граждане, их объединения, армия должны соблюдать Конституцию и законы.
|
Статья 91. Граждане и государственные власти должны соблюдать Конституцию и закон. |
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. |
||||||
Обязанность соблюдать законы и Конституцию прописана во всех конституциях, поскольку эта обязанность является классической в отношении граждан всех стран. |
||||||||
3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И
СВОБОД В КИТАЕ, ИСПАНИИ И РОССИИ.
КИТАЙ |
ИСПАНИЯ |
РОССИЯ |
В Конституции КНР говорится лишь о материальных гарантиях отношении социалистической системы хозяйства. Конституционно-правовой защиты большинство прав и свобод человека и гражданина не имеет.
Статья 12
(1) Социалистическая общественная собственность является священной и неприкосновенной. (2) Государство защищает социалистическую общественную собственность. Покупка или порча государственной или коллективной собственности любой организацией или человеком любыми средствами запрещены.
Статья 13
(1) Государство защищает право граждан иметь законно полученную прибыль, сбережения, здания, и другую законную собственность. (2) Государство защищает согласно закону право граждан наследовать частную собственность.
Большой защитой государства пользуются китайские граждане живущие за границей:
Статья 50КНР защищает законные права и интересы китайских подданных, проживающих за границей и защищает законные права и интересы китайцев, вернувшихся из-за границы, а также членов их семей. |
Общие юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются в трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к Народному защитнику — разновидности омбудсмана. Гарантии всех прав и свобод, в том числе социально-экономических и культурных прописаны в 4 главе конституции "О гарантиях основных свобод и прав": Статья 532. Любой гражданин может требовать защиту прав и свобод, признанных в Конституции перед любым судом, причем дело должно рассматриваться на основании принципов преференции, с проведением предварительного следствия, а в случае необходимости, посредством подачи заявления об обжаловании в Конституционный Суд. Этот порядок применяется и при отказе от воинской службы по мотивам несоответствия убеждениям, согласно статье 30. 3. Признание, уважение и защита принципов, перечисленных в Главе третьей должны получать свое выражение в текущем законодательстве, судебной практике и в деятельности государственных властей. Обращение о защите этих прав осуществляется только перед судами общей юриспруденции в порядке, установленном законом. Статья 54Органический закон регулирует порядок деятельности института Защитника Народа, высоко уполномоченного Генеральными Кортесами и назначаемого ими для защиты прав, предусмотренных в настоящем Разделе, который может осуществлять надзор за деятельностью государственных властей и подотчетен Генеральным Кортесам. |
Конституция РФ содержит статьи, где говорится об общих гарантиях прав и свобод человека и гражданина. Также, отдельные гарантии некоторых прав и свобод прописаны в текстах статей Конституции.
Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статья 461. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для любого государства и нации вопрос прав человека - это прежде всего право на существование, а развитие - основа гарантии и защиты прав человека. После образования КНР правительство страны неизменно рассматривают решение проблемы питания и одежды населения как свою первостепенную задачу, прилагая неустанные усилия в этом направлении. С 1979 г. в Китае избран курс, центральным звеном которого является экономическое строительство. Этот курс ориентирует на реформы и открытость внешнему миру, что дало значительный импульс развитию общественных производительных сил. К концу 80-х годов в стране решена проблема питания и обеспечения населения предметами первой необходимости, таким образом получил свое решение и вопрос права на существование. В настоящее время Китай с полной уверенностью проводит реформы и открытость во всех областях, развивает народное хозяйство, добиваясь при этом роста благосостояния всего народа от уровня удовлетворения самых насущных потребностей до среднего достатка. Китай активно участвует в международной деятельности по защите прав человека, на сегодня он последовательно ратифицировал и присоединился к 17 международным конвенциям по правам человека. Китайское правительство серьезно относится к выполнению обязательств, предусмотренных конвенциями, к которым оно присоединилось. Законодательными, юридическими и административными мерами оно обеспечивает строгое соблюдение положений данных конвенций в Китае, своевременно представляет контрольно-исполнительным органам данных конвенций доклады об их исполнении. В 1997 г. китайское правительство подписало Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в октябре 1998 г. - Международный пакт о гражданских и политических правах. В апреле 1999 г. в Китае опубликована Белая книга
Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно высокий уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе. Многие положения во многом схожи, но имеют определенные отличия, обусловленные различием в подходе к реализации прав и свобод.
Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого, делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.
По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его демократизации сущность конституций начинает меняться. В них всё более явно стали находить отражение интересы различных слоёв общества. Конституции всё больше стали служить целям достижения социального мира. Но всё же при принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степени учитываются интересы той части общества, которая занимает в нём лидирующее положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его часть. Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в обществе на момент её принятия
В идеале конституция в современном демократическом ее понимании должна выражать интересы не только и не столько государства, сколько гражданского общества в целом. На этом фоне смысловой центр конституционного права, его базовые оценочные категории должны все более смещаться от обезличенного государства (что характерно при авторитарных режимов) к человеку, его потребностям и интересам, к универсальным общечеловеческим ценностям
Сегодня мы являемся свидетелями того, как исторически меняется сущность и понимание конституции. Если в эпоху "классического капитализма" она выражала прежде всего "действительное соотношение сил в классовой борьбе", то в современном постиндустриальном мире и в странах, на него ориентирующихся, конституция стала все более отражать поиск консенсуса всех социальных слоев. В конкретных странах, находящихся на различных экономических и социальных уровнях развития и с разным составом классов и национальной спецификой, этот идеал конституции еще весьма далек от реализации1.
Глобализация и сходность проблем, стоящих перед человеком, нацией, государством, человечеством в целом, усиливающаяся сходность условий жизни порождают идентичность многих правовых, в том числе конституционных, способов их решения, создавая общие экономические, культурные, информационные пространства
10 сентября в МГИМО(У) с лекцией "Обзор поправок к Конституции КНР" выступил Ян Синьюй, профессор Юридического института Фуданьского университета в Шанхае, директор Правового центра Фуданьского университета (КНР), директор Центра проблем России .
1 См.: С.И. Кашкин. Указанная статья.