Средневековая философия Азербайджана

        САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ИНСТИТУТ  ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ  СВЯЗЕЙ , ЭКОНОМИКИ  И  ПРАВА.

                  

                              

                                     

                              

         

         

            

               

                                           

                                         РЕФЕРАТ

         

         

           

                                 "СРЕДНЕВЕКОВАЯ

               ФИЛОСОФИЯ  АЗЕРБАЙДЖАНА"

       

             

           

          

          

          

         

        

          

                                                              ПОДГОТОВИЛ:

                                                                                   СТУДЕНТ 1-ГО КУРСА

                                                                                            БАБАЕВ ТАГИР

                                                                                                      ПРЕПОДОВАТЕЛЬ:

                                                                                            МАМЕДОВ АЗИЗ

 

 

 

 

 

 

 

   

   

     

         

                                                                             БАКУ-2002г.        

         

 

 

 

   История средневекового Азербайджана характеризуется развитием феодальных общественно-экономических, политических и духовных отношений.Насильственное включение страны в состав Халифата в VII в., соединение таким образом всех её регионов (севера и юга),почти что всего населения, установление между и внутри ними более или менее устойчивых экономических,политических и духовных связей под управлением огромного теократического государства , а также объединение их при помощи одной , притом более совершенной монотеистической религии - ислама в общем и целом относительно благоприятно сказывалось в её развитии.Тем более, что в этом государстве в VII-XII вв. шел великий процесс формирования и процветания новоарбской ( частью арабоязычной) культуры , материальной и духовной , на почвеосвоения достижений собственно арабской , египетской , сирийской , античной , персидско-тюрской и др. культур . Успешное развитие экономики , оживление всей хозяйственной сферы , торговли , создание систем социального , бытового , культурного обслуживания (домов мудрости , книги , баней и т.д.); преодоление серьёзных разногласий , нередко даже враждебных отношений между различными этническими общностями , племенами , народностями , устройсво взаимоотношений между всеми людьми на основе принципов равенства , свободы и соблюдения правовых ,нравственных норм , установленных шариатом , регулярные встречи верующих по пятницам в мечетях для совместного осуществления дневного намаза, где имели также возможность свободного общения между собой и обсуждения своих проблем ; открытие широкой сети мечетей и школ в целях изучения и распростанения религиозных и научных знаний среди всего населения постепенно привело к формированию большого множества образованных людей , среди которых выделялись всемирно известные ученые , медики , поэты , теологи и философы. Вот эти данные , а также многие другие достижения арабоязычной культуры говорят о том , что по своему уровню она стояла выше европейской культуры эпохи раннего средневековья.

 Общее силовое поле всей арабоязычной культуры как единое неустанно создавалось усилиями всех народов мусульманского мира и также непрерывно возвращалось ко всему этому множеству , распредиляясь между ними. В этом взаимодействии принимали участие представители Азербайджана , в том числе и философы.А в Азербайджане вместе с Кораном проникают различные и многочисленные философско-религиозные течения , возникшие в Халифате в VII-X вв.,так или иначе связанные с содержанием , положением ,ролью и вопросами совершенствования мусульманской религии , а также с идейно-политической позицией создателей и сторонников этих направлений.Вот главные из них : суннизм , шиизм , хариджизм ,исмаилизм ,суфизм ,мутазилизм ,пантеизм ,общество "Братьев чистоты" , ашаризм ,перипатетизм ,хуруфизм.(О данных направлениях и их представителях в Азербайджане имеется подробный материал в работах : З.А.Кулизаде "Из истории азербайджанской философии VII-XII вв." Баку 1992г.; Закир Мамедов "Азербайджанские философы и мыслители средневековья" Баку 1993г.; Закир Мамедов "Азербайджанская история философии" Баку 1994г..)

  Одним из выдающихся представителей философской мысли средневекового Азербайджана является АБУЛХАСАН БАХМАНЬЯР ( 993-1066гг.).Он считается крунным представителем восточного перипатетизма . Место рождения философа неизвестно. Средневековые авторы называют его "азербайджанцем"(ал-Азербайджани).Онт был учеником и последователем ИБН СИНЫ.

Учитель писал о своём ученике : "Он мне любим как сын и даже больше . Я дал ему образование , воспитание и довёл его до такого уровня". Большинство полемических произвидений ИБН СИНЫ написано на основе вопросов БАХМАНЬЯРА . Его ценными философскими произведениями являются : "Книга преобретения знаний", "Книга украшения по логике","Книга красоты и счастья","Трактат о предмете метофизики","Трактат о ступенях сущего".

   Продолжая философскую линию АЛЬ-ФАРАБИ и ИБН СИНЫ, БАХМАНЬЯР развивает их учение о бытии , по которому имеются два вида бытия : необходимо- сущее и возможно- сущее.Первое-нематериальная, а духовная сущность.Оно - единое, в нём неможет быть никакой множественности.Далее он отмечает , что будучи неким -а- единое неможет быть не -А-,то оно будет только -а-.Оно не есть тело. Атрибуты его - разум ,благо ,истина ,абсолютное совершенство ,  чистая красота , могущество , вечное живое (действующее, воспринимающее), великодушие, первопричина (Бахманьяр ал-Азербайджани.Ат-тахсил /познание/ ,Баку-1983г.).Из единого как бытийно-необходимового само по себе , утверждает далее он ,следует возможно - сущее , которое обязательно бывает множественным , включающим в себя всё ,что есть в мире : умы , деятельные разумы , небесные сферы и их души , человеческие души , материальный мир : огонь, воздух, вода , земля, минералы , растения, животные , люди. Как видно , тут обнаруживается объективно-идеалистическое мировозрение азербайджанского философа , своеобразно сочетающее в себе известное идеалистическое содержание (элементы) учений Платона, Аристотеля ,Плотина , Аль-Фараби , Ибн-Сины и др. мыслителей.В расматриваемом мировозрении автором интересно осуществляется развитие , обогащение идеалистической философской мысли. В ней единые и вышеперечисленные атрибуты его , а также многие другие общие понятия, категории идеалистами хотя и отрываются как-то от реальной действительности , однако же не бросаются в небытие какое-либо , а поднимаются на небеса , обожествляются и принимаются , определяются как образцы творения , императивы ,твердые идеологические ,правовые и нравственные нормы поведения - верные или неверные , с противоположными последствиями .

  Следует учесть , что в глубоком средневековье ,где всецело господствовало религиозное мировозрение, тем более при жестком теократическом режиме видвижение каких-либо философских идей , несогласных с догматами ислама было очень трудно ,сложно и поблематично.Тем неменее в учении Бахманьяра наблюдаются некоторые реалистические , материалистические тенденции ,прорывающие всё-таки рамки господствующего мировозрения .К этому можно отнести идеи философа о единстве , взаимопредпологаемости причины и следствия , а также идеи неотделимости друг от друга времени , движения и материи.

  Важное значение с точки зрения развития философской мысли имеет  диалектическое учение Бахманьяра . Бытие ,единое ,многое, сущность, явление ,движение ,пространство , время ,качество ,количество, причина ,следствие ,противоречие , и др. категории диалектики рассматриваются в тесной взаимосвязи и единстве.

При этом для анализа на первое место им поставлена категория бытия , ибо , как пишет он ,"предметом метафизики является нечто общее для всех вещей , а именно сущее как таковое , тоесть бытие ". Последнее делится на единое и многое ,состоящее из бесчисленных вещей всего мира , каждая из которых -элемент бытия , обладает сущностью , а все остальные диалектические категории ,понятия соответствующих наук также ,призваны раскрывать эту сущность , различные её уровни . Такое расположение категорий имеет смысл (сюда не включается мысленное содержание их , вкладываемое Бахманьяром ), заслуживает внимание исследователей проблемы систематизации диалектики . Кстати , "Учение о бытии","Учение о сущности","Учение о понятии" как части "Науки логики" Гегеля расположились в ней также.

  АИНАЛКУЗАТ  МИЙАНЕДЖИ (1099-1131гг.), видный суфийский мыслитель и философ-пантеист. Он родился в городе Мийане , расположенном между Марагой и Тебризом ( в настоящее время эти города находятся в Иране ).Будучи кадием в Хамадане ,он получил почетное имя "Айнакулзат"-"Око кадиев".Его знали как оригинального и свободомыслящего философа .За свои прогрессивные идеи ,противоречашие догматам ислама его арестовали и в 1128г.отправили в Багдад .Будучи в тюрьме ,философ написал трактат "Жалоба чужестранца ,учение стран мира".Его вернули в Хамадан и в ночь на 6 мая 1131г. казнили в медресе , где он читал лекции .

  В произведениях "Сливки истины","Введения" и "Жалоба чужестранца..."философ разработал идеалистическую концепцию пантеизма .В ней бытие делится на общие виды ,под которым понимается всё существующее.Здесь мир вещей представляется как внешнее проявление абсолютно бесконечного бытия - Бога , которое в целом одновременно и едино и множественно.Данное положение , вызвавшее возмушение мусульманских теологов , на деле же означает признание очень важной истины метафизики о том , что всякое бытие - единство единого и многого.

  ШАХАБАДДИН  ЯХЪЯ (ИАХИА) СУХРАВАРДИ (1154-1191гг.) - философ и поэт , больше известен как основоположник философии ишракизма . Основные вопросы его изложены в "Статуи света","Имадиевские скрижалы","Книга о свете" и особенно в "Философия озарения".Перипатетическая и суфийская проблематика рассматривается им с позиции ишракизма ,согласно которому вершину всего сущего составляют светы и тени , венчает абсолютный свет - Свет светов .Из этого единого возникают по ступеням другие света и их тени .Основу всего сушего , утверждает он ,образует материя , принимающая "то форму огня ,то форму воздуха , то форму воды , то форму земли".Им расмотренны также категории субтанции и акциденции , и т.д.

  НИЗАМИ  ГЯНДЖЕВИ (ок.1141-ок.1209гг.) - поэт и мыслитель . Основное сочинение "Пятерица"("Хамсе") состоит из 5 поэм : "Сокровишница тайн","Хостов и Ширин","Лейли и Меджнун","Семь красавиц" и "Искандер-наме".Высокие поэтические мысли в честь Аллаха ,творца всего сущего , не имеющего ни начала , ни конца ,вечно живого, вынесенные Низами на первые страницы своих поэм ,свидетельствуют о религиозно-идеалистической исходной позиции его мировозрения .При этом великолепно он воспользовался всем богатством ценных философских (включая и материалистических), социально-политических, правовых, нравственных идей ,имеющихся в античной и арабоязычной духовной культуре ,органически сочетая их общечеловеческими проблемами ,передовыми идеями ,научными достижениями своего времени , а главное соответствующими представлениями собственного творчества .Основу последнего состовляют идеи гуманизма ,социальной свободы ,справедливости , создание идеального общества для плодотворной деятельности и счастливой жизни людей.

  МАХМУД  ШАБУСТАРИ (1287-1320гг.), ИМАДЯДДИН  НАСИМИ (1369-1417гг.) - являются видными представителями поезии и суфийско-пантеистической философии.

  СЫРАДЖАДДИН  УРМАВИ (1193-1283гг.) - является одним из крупных представителей восточного перипатетизма .Он родился в Урмии (ныне Иран) ,находящейся в Южном Азербайджане. Им написано более десяти произведений по логике и философии. Среди них особое внимание привлекают "Восхождение светов","Тонкости мудрости","Трактаты о науке - диалектика","Приобретение знаний". А самой большей популярностью пользовалось первое из них, в котором вместе, последовательно и подробно рассматриваются категории бытия, движения, пространства и времени.Интересно и очень важно, что философ, указывая в частности на различные виды движения, приобретение знаний, т.е. процесс познания также относит к данным видам. По мнению его, процесс познания имеет две ступени: чувственное восприятие и логическое, разумное мышление. Логика же изучает пути и условия приобретения нового знания. Он вслед за Аристотелем утверждал, что главное назначение логики-постижение истины.При этом познание должно идти от известного к неизвестному. Важное значение имеет и то, что, указывая на необходимость строгого соблюдения формально-логических правил установления истины, С.Урмави советует учесть также критерий истинности по содержанию.

В учении Сыраджаддина Урмави очень важное место занимают передовые социально-политические и этические идеи. В этой связи  исходным для мыслителя является понятие "человек", характеризуемый им как социальное существо.Чтобы обеспечить собственное бытие  человек, по его мнению, должен жить в согласии с другими представителями общества: семьи, города, области, страны. Люди совместно могут приобрести средства производства и потребления.Развивая мысль, он рассматривает далее взаимодействия между людьми по поводу собственности. В этом отношении, писал он, люди нуждаются в двух группах вещей.Первая-находящиеся в государственном владении земля, вода, растения, охотничьи угодья и т.д., а другая-имущества индивидов. И требуется правовал, юридическая охрана всей этой собственности, а также справедливое регулирование отношений между людьми вообще. Говоря о разделении общества на различные группы, мыслитель высоко оценивал роль трудящихся масс в общественной жизни и считал необходимой заботу о них, что является обязанностью государства, властителей и управляющих. Он писал в данной связи: "Знай, что внимание к поданным, бережное отношение к ним и их охрана необходимы для престолодержателя по двум причинам. Первая причина в том, что подданные составляют ствол государства и державы, ибо не будь подданных, не будет и державы. Чем больше подданных , тем больше продлится жизнь государства и державы... Вторая причина в том , что основа державы - богатство... Нет богатства без строительства , нет строительства без справедливости и политики ... А богатство собирается у поданных . Значит , поданные - есть основа богатства" (Закир Мамедов "Азербайджанские философы и мыслители средневековья." стр.56-57).

В установлении социальной справедливости , равенства между людьми усматривал С.Урмави наивысшую обязанность правителей .

А справедливостью , по его мнению ," является то , что правители делают подданых равными между собой , а себя - равными в правах с подданными"( там же , стр.58 ). Кстати , идея эта вполне современна и актуальна , особенно для Азербайджана . Так , она минус авторитарный режим ( долой шах ! ) , плюс демократия и в итоге получаем гражданское общество , о котором мечтаем . Философ далее отмечает , что справедливость - залог богатства и благополучия , а господство несправедливости - причина всеобщего разрушения и падения общества .

Богатое , содержательное философское , социально-политическое и этическо-идейное наследие С.Урмави оказало благотворное воздействие на сознание людей , особенно мыслителей во все последующие времена и сохраняет таково значение для настоящего и будущего .

НАСИРАДДИНН  ТУСИ (1201-1274гг.) известен как ученый-энциклопедист , владелец обсерваторий в городе Мараге , видный философ , математик , физик , астроном , логик . Главные произведения по философии и этике : "Деление всего существующего и их разряды" , "Основы приобретения" , "Комментарий к книге /Указания и примечания/" , "Ахлак-е насири" . Для правильного понимания сути философского учения Н.Туси , следует с самого начала обратить внимание на тот факт , что он во многих своих трудах , беседах вместо понятия "философия" употребляет понятие "мудрость" ( Закир Мамедов "История Азербайджанской философии" Баку-1994г. , стр.243 ) .Этот факт показывает , что марагинский мыслитель видимо исходит из буквального значения философии , означающей стремление к мудрости , постижение её , слияние с ней . И зная , что мудрость заключается в первую очередь и главным образом в успешном познании сущности бытия как определённой целостности и значимых для человечества многочисленных вещей , явлений , процессов , Н.Туси советует взять и познать их так , как они есть в действительности и в должной мере выполнять вытекающие отсюда требования .

Выступая с позицией своих восточных предшественников Фараби , Ибн-Сины и Бахманьяра , азербайджанский ученый-философ также всё бытие делит на необходимо сущее , божественное бытие и возможно сущее природное , человеческое бытие . Подробно рассматривая вопросы возможного бытия , он указывает на неуничтожимость и вечность материального мира , в котором из разнообразного сочетания простых элементов : огня , воздуха , воды и земли возникают сложные вещества , минералы , растения , животные и т.д. Он мечтает также , что никакие вещи в этом мире полностью не исчезают , а лишь превращаются из одного состояния в другое , из одной формы в другую .

В учении Н.Туси важное место занимают вопросы теории познания . Здесь он высоко оценивает значение как чувственного , так и логического познания . Первое , по его мнению , даёт информацию о внешних сторонах , свойствах вещей , второе же даёт возможность для понимания , проникновения в их сущность .

В творчестве Н.Туси огромное и значительное место занимают этические и общественно-политические его идеи . В этой связи следует указать на глубоко содержательную и прекрасную книгу мыслителя "Ахлаке-Насири"("Этика") . В ней говорится , что это - наука о способности приобрести такие свойства человеческим духом , чтобы под его управлением поведения и поступки становились прекрасными и похвальными . Исходя из противоречивой сущности человеческого духа , Н.Туси утверждает что , этот дух может повести человека как по пути восходящего развития , так и - нисходящего . А выбор пути тут определяется самим человеком , находится в распоряжении его сознания и воли .

Исходя из социально-политических идей Фараби , азербайджанский мыслитель , разрабатывал своё учение о справедливом общественном устройстве и благотворной работе его . Выдвигая идею о том , что человек - социальное существо не сможет существовать вне общества , Н.Туси далее писал , что для обеспечения своей безопасности и создания необходимых условий для жизни и труда люди нуждаются в тесном взаимодействии и взаимоподдержке . Поэтому они естественным образом связываются между собой , создавая различные социальные общности :                             семью , поселение , город , страну , а также различные учреждения экономики , политики и культуры .

Подчеркивая огромное значение политики , он называл её " общественной мудростью ". Государство , являющееся главным политическим органом , с его точки зрения , должно быть светским . При этом он не полностью отделяет религию от участия в деле управления обществом . Здесь , считает он , законы государства установки норм религии должны дополнять друг друга . Далее , противопоставляя верную справедливую и неверную несправедливую политику главы государства , Н.Туси высоко оценивает значение правильной политики , поскольку при ней повсюду в стране утверждаются законность и порядок , содействующие умножению общественно-полезных дел , процветают экономика и культура , жизнь народа становится богатой и счатливой . А вторая политика сопровождается нарастанием беззакония и беспорядка , общественно вредных дел , усилением угнетения трудящегося населения , незаконным обогащением главарей государства , чиновников , обнищанием огромного большинства народа , ростом его недовольствия и сопротивления .

Великий азербайджанский ученый-философ призывает управлять общетвом на основе мудрых и справедливых законов в интересах всего народа .

МАХМУД  ШАБУСТАРИ (1287-1320ГГ.) - философ-пантеист , родился в Шабустане , расположенном недалеко от Тебриза . Он получил блестящее образование . Его философская поэма "Гюльшан-и раз"("Цветник тайн") , начиная с XIV в. по настоящее время привлекает внимание читателей , философов , иследователей как на Востоке , так и на Западе . Она неоднократно переиздавалась на многих языках мира . Другой его труд "Саадат-наме"("Книга счастья") также написан в стихах . А его произведения "Непреложная истина в познании господа миров" и "Зеркало искателей истин" написаны в обычной форме - прозой .

Говоря о том , что единое бытие и бог одно и тоже , Шабустари доходит до утверждения : " все частицы мира подобны Мансуру " , т.е. каждая из них - бог . При этом высказывает он очень интересную и важную диалектическую идею : " Бытие внешне во множественности , но оно едино внутренне " (М.Шабустари "Гюльшан-и раз" Баку-1977 , стр.77) ; " Мир - это дело относительное . Подобно единице , распространённой в цифрах " ( Там же стр.34 ) . Вот ещё другое важное диалектическое положение : " Все вещи появляются через противоречия " ( Там же стр.40 ) . Эту мысль философ развивает дальше и глубже : " Смотри , всё в мире смешано друг с другом : Ангел с демоном , сатана с Архангелом " ( Там же стр.44 ) . Представляет так большой интерес идеи философа о всеобщей закономерной связи и эволюции движения развития предметов и явлений действительности , с нахождением всего во всём :

               " Всё кружится , но ни одна частица из них ,

                  Не выходит за пределы возможного .

                  Определённость сковывала каждого из них ,

                  Частностью своей от всеобщего зависимы ...

                  Всё в движении и вечно в покое -

                  Ни начала возникновения , ни конца " (Там же стр.44-45) .

Указывая же на отражение всего во всём , философ утвеждает :

                " На крылышке комара - место всему .

                   В точке глаза - весь небосвод .

                   В такое маленькое зернышко - сердце

                   Помещается создатель двух миров .         

                   В нём оба мира совмещались ,

                   То оно превращается в иблис , то - в адам " (Там же) .

А касательно теории познания на вопрос : " от собственной мысли я в изумлении , что представляет собой мышление ? " М.Шабустари отвечает в частности так :

                 " Представление , которое существует для обдумывания ,

                    У людей разума порождает мышление .

                    От обдумывания известных представлений

                    Непознанное становится познанным ...

                    Условием хорошей мысли является абстракция ,

                    А затем - проблеск сияния подтверждения " (Там же с.39).

И продолжает далее :

                  " Иди , подобно Халилу , ищи истину ,

                     Ночь преврати в день , день в ночь ...

                     Истина даст тебе всё , что тебе захочется ,

                     Покажет тебе все вещи какими они есть " (Т.ж.с.46-47) .

Отсюда явствует , что автор данных стихов прекрасно разбирается также в сложных вопросах гносеологии , в взаимосвязи чувственной  и логической ступеней познания , учения об истине .

Очень интересны , созвучны с современностью и актуальны , особенно для нашей страны , обращения М.Шабустари , вытекающие как-то из пантеистического его учения и призывающие к смелым активным действиям :

     " Делай если теперь ты можешь сделать ,

        Если не можешь , тогда какая польза от того что ты знаешь ...

        Мир принадлежит тебе , а ты беспомощный ,

        Нет больше тебя , терпящего лишений .

        Подобно узникам сидиш в одном помещении ,

        Своею беспомощностью связал свои ноги ...

        Храбрецы мира потоплены в крови ,

        А ты , укрывший голову , не ступаешь ногой наружу " (Т.ж.с.46) .

Высоко оценивая пантеистическое учение Махмуда Шабустари ( и некоторых других мыслителей ) , Мирза Фатали Ахундов соглашается с его идеями о том , что " вся вселенная есть одно существо , могущественное , совершенное , всеобъемлющее , проявляющееся во множестве , в бесчисленном разнообразии , без воли под своими законами , то есть под своими условиями " ( М.Ф.Ахундов "Избранные философские произведения" Баку-1982 , стр.83 ) .

В заключение следует подчеркнуть , что пантеистическое учение Махмуда Шабустари включает в себя весомое материалистическое содержание , проявляющееся также в том , что философ-поэт выдвигает идею об эволюции неорганического мира в органический , о естественном происхождении человека из животных путём длительного развития , где имеется много промежуточных звеньев . Среди них самым близким к человеку является обезьяна , у которой все органы тела похожы на человеческие .

ИМАМЕДДИН  НАСИМИ (настоящее имя Сейид Али) - выдающийся поэт , основоположник азербайджанской классической поэзии , крупный философ-пантеист . Родился он в Шемахе в 1369 году . Здесь же получил образование , глубоко овладел философией , религией , их историей , светскими науками , а также основами литературного творчества . И , разумеется , данное блестящее образование органически сочеталось у него с совершенным овладением языками , наряду с родным , фарсидским и арабским , настолько , что на этих трёх языках он смог сочинять прекрасные стихи .

Всречающиеся в произведениях Насими имена таких мыслителей , как Пифагор , Платон , Аристотель ,Халладж Мансур Гусейни , Ибн Сина , Айналкузат Миянеджи , Шихабаддин Сухраварди , Махмуд Шабустари , Фазлуллах Наими и т.д., дают основание полагать , что их учения были известны Насими и оказали то или иное воздействие на формирование его мировозрения . Однако из них больше всех и существенно повлияли суфий Халладж , Шабустари и Наими - основатель хуруфизма ( араб. "хуруф" - буквы ) . Первый из них , как мы уже знаем , в Х веке за то , что провозгласил себя богом был повешен в Багдаде . Насими как продолжатель суфийских идей Халладжа свои первые стихи писал под псевдонимом "Гусейни" в честь имени казнённого мыслителя . Насими очень близко к сердцу принял призывы Шабустари , обращенные к человеку : " мир пренадлежит тебе , потому ты должен не укрываться , а приступить к решительным действиям , не взирая даже на то , что ' храбрецы мира потоплены в крови '" . И стал Насими одним из таких , притом великих героев . А воздействие на него учения и личности Наими было так существенно и значительно , что  он принял новый псевдоним "Насими" , созвучный с именем этого своего учителя , ставший постоянным , историческим .

Фазлуллах Наими , родом из Тебриза , крупный азербайджанский поэт  и философ . Своё философское и социально-политическое учение изложил он в произведениях "Джавидан-намэ"("Книга о вечности") , "Аршнамэ"("Книга о троне") , "Махаббат-намэ"("Книга о любви") . По учению Наими , 28 букв арабского и 32 - фарсидского алфавита являются символами тайн вселенной . Из них образуются слова , речи , книги , а также им соответствующие вещи , лик и тело человека . Имеют место в данном учении и проявления элементо-пифагореизма , неоплатонизма , исмаилизма в виде мистики слов , геометрических линий , форм . За распространение идей хуруфизма и острую критику властителей , всех угнетателей Наими и его последователи подвергались жестоким преследованиям со стороны Эмира Тимура . Именно по указанию последнего сыном его Мираншахом , Наими был арестован и казнён в Нахичеване в крепости Элиндже (1393 , 94 г.) .

Итак , творчески осознавая также философские и социально-политические учения многих других знаменитых мыслителей прошлого и своего времени , Насими в многочисленных глубокосодержательных и высокохудожественных стихотворениях создавал своеобразное и интересное пантеистическое учение , разумеется в несистематизированном виде . При этом его больше всего занимали вопросы гносеологии и человеческого существования. Вот , как это выглядит в одном стихотворении :

  " Знаешь , где своё начало весь наш мир берёт ?

     Человеческий откуда происходит род ?...

     И откуда происходит вер различных ряд ,

     Убеждений , мнений разных - кто лишь их сочтёт ?

     Почему один всё время знает лишь печаль .

     А другой , не зная горя , в радости живёт ?

     Насими , скажи всем , что ты ведаешь о том ,

     Почему тому достаток , а тому - лишь гнёт , "

                                                     ( Имамеддин Насими "Избранная

                                                        лирика" . В двух томах .

                                                       Баку-1973 , Т-2 , стр.57 ) .

Центральное место в мировозрении Насими занимает идея тождества Бога со всей вселенной , во всех вещественных и людских представителях которой Бог непременно присутствует и действует . И каждый такой представитель если обладал бы способностью познания  и речью , мог бы от имени всей вселенной заявить : Я - все  Я - истина Я - Бог . Или сама необъятная вселенная говорит всё это устами выдающегося .