Цена, как один из элементов в комплексе маркетинга на примере Брестского отделения Белорусской железной дороги
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………….…..……….….стр.1
1. Теоретические аспекты формирования цен..…………………….....стр.
1.1. Методология определения уровня цен: факторы, методы. Цена в
структуре маркетинга-mix…….………………....………….….………….стр.
1.2. Виды цен и их использование в ценовой политике предприятия…стр.
1.3. Сущность ценовой политики. Ценовые стратегии маркетинга……стр.
2. Анализ формирования цены на РУП «Брестское отделение Белорус-
ской железной дороги»………….……………………………………….….….…….стр.
2.1. Характеристика предприятия…..…………………………….…….…..стр.
2.2. Правовые рамки для формирования цены на предприятии.….….…..стр.
2.3. Особенности формирования цены на РУП «Брестское отделение Бе-
лорусской железной дороги»………….……………………….…………...стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………….…...…..…...……………..стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение А Тарифы на внутриреспубликанские перевозки…………..стр.
Приложение Б Цены на пассажирские перевозки…………………………стр.
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа на тему «Цена, как один из элементов в комплексе маркетинга на примере Брестского отделения Белорусской железной дороги» весьма актуальна. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать издержки в железнодорожной отрасли и сделать наиболее рентабельным данное предприятие, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для работы с населением.
Целью написания курсовой работы является характеристика сущности цены в маркетинге, её элементов; анализ цен в экономике РБ; направление совершенствования ценовой политики в Республике Беларусь.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Выявить методологию определения уровня цен. Её факторы, методы. Рассмотреть цену в структуре маркетинга-mix
2. Охарактеризовать виды цен и их использование в ценовой политике предприятия
3. Определить сущность ценовой политики и ценовых стратегий маркетинга.
Курсовая работа написана на основе правовых актов РБ, научной и учебной литературы, журнальных статей и справочного материала.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН
1.1 Методология определения уровня цен: факторы, методы. Цена в структуре маркетинг-mix.
В учебнике «Маркетинг на предприятии» Е. В. Ильющенко написано, что определение уровня цены производителем (продавцом) — ответственная и сложная задача, возможности удачного решения которой ограничены. Цену нельзя занижать, так как с низкой ценой у потребителя нередко ассоциируется товар низкого качества. Возможны случаи неценовой конкуренции, когда потребитель готов заплатить значительно больше при условии, что товар будет высокого качества, и это надо уметь предусмотреть. Проведение пробных продаж с целью установления пробных цен без предварительных расчетов не всегда оправдывает себя. Нередко пробные цены бывают занижены, а изменить их в сторону увеличения после пробных продаж бывает трудно. При установлении уровня цены следует учитывать, что ее формирование в условиях конкуренции и особенно инфляции не всегда связано с экономической логикой и может зависеть от неоднородности рынков. Поэтому следует квалифицированно использовать существующие методы установления уровня цен.[4 стр. 99-100]
Как написано в практическом пособии И. Л. Акулича и И. З. Герчикова «Современный маркетинг»: «На уровень цены влияет целый ряд различных факторов. Это издержки производства, уровень конкуренции, сложившаяся экономическая ситуация, политико-правовая среда и др. Среди всех таких факторов первостепенное значение имеют:
• издержки;
• сложившееся соотношение между спросом и предложением;
• уровень конкуренции;
• уровень реализации маркетинга;
• государственная ценовая политика. [2, стр. 219]
На примере рассматриваемого предприятия используется «затратная методология» ценообразования, которая предусматривает различные методы определения издержек как элемента цены: по полным издержкам; калькулирования сокращенной себестоимости; по нормам (стандартам) с отдельным учетом отклонений фактических затрат от нормативных (в международном маркетинге этот метод называется «Стандарт-Кост»).
Этот метод глубоко рассмотрен Е. В. Ильющенко в учебнике «Маркетинг на предприятии»: «Ценообразование по полным издержкам осуществляется по принципу «средние издержки плюс прибыль». При определении средних издержек выделяют прямые затраты, непосредственно относимые на себестоимость единицы продукции, и накладные расходы, распределяемые по видам продукции, с целью их полного возмещения из выручки от реализации.
При ценообразовании на основе калькулирования сокращенной себестоимости в издержки включается не полный набор затрат, а все прямые расходы и частично накладные. Не вошедшие в цену накладные затраты списываются на финансовые результаты, уменьшая валовую прибыль. Этот метод используется при определении цен на товары дополнительных и вспомогательных отраслей. Они не обеспечивают получения достаточной прибыли, однако их сокращение нежелательно по производственным или социальным причинам». [4, стр. 100]
Также, в этом учебнике рассмотрены: «Метод калькулирования себестоимости и цены по нормам (стандартам) с отдельным учетом отклонений фактических затрат от нормативных, который дает возможность управления себестоимостью по отклонениям, периодически относящимся на финансовые результаты, что позволяет контролировать уровень прибыли. Использование этого метода ценообразования позволяет добиться оптимального соотношения между затратами и ценой, повысить конкурентоспособность продукции на рынке.
С развитием социально-экономической концепции маркетинга все большая роль при установлении цены стала отводиться оценке потребительной стоимости товара, что привело к появлению метода потребительной стоимости установления уровня цены. Рассмотрим механизм действия этого метода на следующем условном примере. Два производителя (продавца) одного и того же вида товара устанавливают на него разные цены. При этом покупатель нередко предпочитает дорогой товар, принимая такое решение на основе ознакомления с описанием структуры цены. Именно такой подход к формированию цены нередко больше устраивает покупателя.
При оценке стоимости товаров производственного назначения используется диагностический метод, при котором оценка производится по определенной системе показателей, каждый из которых имеет свой весовой коэффициент. Общая оценка потребительной стоимости состоит из оценки каждого показателя. В сумме весовые коэффициенты равны 100 %.
Нередко при установлении цены предприятие ориентируется на динамику цен конкурентов, используя при этом метод проб и ошибок. Основное внимание обычно направляется не на удовлетворение интересов покупателя, а на уменьшение расходов и обеспечение прибыли предприятия». [4, стр. 101]
1.2 Виды цен и их использование в ценовой политике.
В учебнике «Маркетинг на предприятии» Е. В. Ильющенко написано, что к На примере рассматриваемого предприятия используется «затратная методология» ценообразования, которая предусматривает различные методы определения издержек как элемента цены: по полным издержкам; калькулирования сокращенной себестоимости; по нормам (стандартам) с отдельным учетом отклонений фактических затрат от нормативных (в международном маркетинге этот метод называется «Стандарт-Кост»). [4, стр. 100]
Рассмотрим их содержание.
Цена производства складывается из издержек на производство и средней прибыли и является исходной базой при расчете других видов цен.
Из всех видов цен особое значение имеет рыночная цена, т. е. фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. Значение рыночной цены для развития товарного производства определяется ее функциями: информационной, стимулирующей и балансирующей.
Основа рыночных цен формируется в сфере производства, а рыночные факторы ценообразования начинают действовать в сфере обращения, где происходит отклонение цены от стоимости.
Сейчас рассмотрим вид цены, которая устанавливается на Брестском отделении Белорусской железной дороги:
«Монопольная цена — особый вид рыночной цены. Ее уровень, как правило, устанавливается выше стоимости товара. Это делается с целью получения монопольной сверхприбыли, которая возникает в результате господствующего положения монополистов на рынке. Бывают случаи, когда цена устанавливается на уровне немного выше средних издержек производства для сдерживания притока новых конкурентов в отрасль. Такая цена называется сдерживающей. Другой вид монопольной цены — цена вытеснения. Она ниже уровня переменных издержек. Следует отметить, что применение сдерживающей цены и цены вытеснения в большинстве стран считается противозаконным.
Цены, устанавливаемые на основе объемов спроса и предложения в условиях монополизированного (олигопольного) рынка, называют управляемыми.
Иногда с целью завоевания рынка, вытеснения конкурентов, осуществления спекулятивных сделок используют демпинг — продажу товаров по необоснованно низким ценам, называемым демпинговыми (бросовыми). [4, стр. 77-78]
Так же, как написано в этом же учебнике, бывают и другие виды цен:
«Цена приобретения — фактическая цена, по которой осуществляется купля-продажа товаров.
Цена потребления — затраты покупателя на приобретение и использование товара на протяжении нормального периода его эксплуатации (потребления). Цена потребления включает в себя цену при покупке товара, транспортные издержки, затраты на утилизацию, стоимость монтажных и пусконаладочных работ, расходы на обучение персонала, эксплуатационные расходы (материалы, электроэнергия, заработная плата и т. д.), затраты на профилактические и аварийные ремонтные работы, техническое обслуживание, налоговые платежи, страховые взносы и другие возможные затраты при покупке товара и его эксплуатации». [4, стр. 78]
«Цена предложения — рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца. Рыночная ситуация, в которой цена формируется как цена предложения, стимулирует расширение товарного предложения. Ухудшение условий конкуренции сопровождается понижением рыночной цены и приводит к сокращению товарного предложения.
Цена номинальная бывает двух видов: цена товара, опубликованная в прейскурантах или справочниках (обычно называется базисной), и биржевая котировочная цена за товар, по которому в день котировки не были заключены сделки.
Цена контрактная (договорная) — цена, устанавливаемая в контракте. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды контрактных цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией. Твердая цена устанавливается в момент подписания контракта и не подлежит изменению в течение всего срока его действия; подвижная фиксируется при заключении контракта, но в дальнейшем может быть пересмотрена, если рыночная цена данного товара к моменту его поставки изменится; скользящая устанавливается на товар, подлежащий поставке в будущем, в зависимости от условий, определенных договором, и не является окончательной. Цена с последующей фиксацией устанавливается по согласованию сторон в определенный после подписания контракта момент на основе рыночной цены товара, которая будет существовать на определенную дату (например, на дату поставки). Порядок определения рыночной цены устанавливается договором, например на основе котировки, указанной в договоре биржи, по справочникам и другим публикациям.
Биржевые котировки представляют собой цены реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема и срока поставки, валюты платежа и т. п.
Цена оптовая — цена за товар при продаже его крупными партиями (оптом) предприятиям, организациям, предпринимателям.
Цена справочная — вид оптовой цены во внутренней и международной торговле. Особым видом справочной цены являются прейскурантные цены. Справочная цена, будучи в большинстве случаев номинальной или же отражая уровень фактических цен уже заключенных сделок (за прошедшую неделю, месяц), выступает для продавца и покупателя в виде исходного пункта при определении цены, фиксируемой в контракте».[4, стр. 78-79]
1.3 Сущность ценовой политики. Ценовые стратегии маркетинга.
В учебнике по основам маркетинга Акулича И. Л. и Демченко Е. В. написано, что ценовая политика - один из элементов комплекса маркетинга, который в отличие от товарной, сбытовой, коммуникационной политика не сопряжен со значительными расходами. Вместе с тем ценовая политика оказывается иногда недостаточно обоснованной. Она должна решать ряд практических вопросов:
- в каких случаях необходимо активно использовать ценовую политику;
- когда целесообразно отреагировать с помощью цены на действия конкурентов;
- как сформировать цену на новый товар;
- по каким товарам необходимо предоставить определенные скидки и изменить цену;
- каким образом сочетать ценовые изменения со сбытовой политикой:
- как учесть в ценовой политике внешнюю и внутреннюю среду маркетинга;
- как учесть временной фактор при формировании цен. [3, стр. 142]
Также, в этом учебнике рассмотрены основные ценовые стратегии маркетинга:
«СТРАТЕГИИ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Выработка и оценка рыночной стратегии ценообразования предполагает учет как текущих, так и перспективных целей маркетинговой деятельности предприятия. Стратегия ценообразования позволяет ориентироваться на реальную оценку конъюнктуры рынка, условий сбыта, возможностей предприятия.
Все стратегии ценообразования подразделяются на следующие группы: дифференцированного, конкурентного, ассортиментного ценообразования.
В основе дифференцированного ценообразования лежит деление потребителей по какому-либо признаку (чаще всего по уровню дохода). При дифференциации цен продавец за один и тот же товар или одинаковые услуги устанавливает различные цены.
Действенность политики дифференциации пен определяется наличием отдельных потребительских сегментов и однородных
слоев покупателей, которые отличаются покупательной способностью (горизонтальная дифференциация цен), либо изолированных друг от друга рынков, где представлены покупатели всех уровней доходов (вертикальная дифференциация)».[5, стр. 164]
«СТРАТЕГИЯ СКИДКИ НА ВТОРОМ РЫНКЕ
Стратегия скидки на втором рынке заключается в том, что фирма предлагает один и тот же товар для разных слоев потребителей или на других рынках по различным ценам. Так называемый второй рынок характеризуется определенными географическими, демографическими особенностями. Как правило, скидка предоставляется детям, низкооплачиваемым слоям населения, пенсионерам, студентам (льготные билеты, тарифы и т.д.)» []
«СТРАТЕГИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СКИДКИ
Стратегия периодической скидки предполагает дифференциацию цен в зависимости от временного фактора, например предоставление сезонной скидки для потребителей, совершающих внесезонные покупки товаров или услуг. Дифференциация цен может осуществляться в зависимости от времени года, дня и даже часов.
В республике установлены льготные тарифы на услуги связи - в праздничные дни, вечерние часы. Это позволяет обеспечить равномерную загрузку предприятий связи и увеличить объём оказываемых услуг.
Кроме этого, могут применяться цены специальных мероприятий, например сезонные юбилейные распродажи».[5, стр. 165-166]
«СТРАТЕГИЯ СЛУЧАЙНОЙ СКИДКИ
Стратегия случайной скидки заключается в том, что потребителям предоставляется скидка в силу их информированности. Как правило, информированный покупатель, который наиболее чувствителен к цене, купит товар по самой низкой цене, т.е. со скидкой, неинформированный покупатель, ценя своё время на поисковые затраты предпочтет купить по обычной цене, хотя иногда может случайно приобрести товар со скидкой. Данная стратегия в основном рассчитана на потребителей с невысоким уровнем дохода». [5, стр. 166]
«СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК.
Стратегия внедрения на рынок является одной из стратегий конкурентного ценообразования, которые применяются на рынках, характеризующихся развитой конкурентной средой. Такая стратегия предполагает установление низких цен, способствующих привлечению большого числа потребителей и завоеванию большой доли рынка.
При применении данной стратегии необходимо учитывать эластичность спроса по цене, изменение издержек производства в связи с ростом объема продаж, а также возможности проведения ценовой конкуренции.
Как правило, политика низких цен не обеспечивает эффективной предпринимательской деятельности. Она приводит к ухудшению финансовых показателей, а также к неадекватной реакции рынка на попытки товарной интервенции». [5, стр. 166]
«СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ЦЕН
Стратегия конкурентных цен используется, когда фирму вполне устраивают цены конкурентов. В этом случае устанавливается в зависимости от ,спроса и уровня качества обычная рыночная цена. Так поступают фирмы, предлагающие туристические услуги в местах массового отдыха». []
«СТРАТЕГИЯ «СНЯТИЯ СЛИВОК»
Стратегия «снятия сливок» предполагает установление относительно высоких цен, которые характеризуют повышенные качественные параметры, престижность товара. Уровень качества превышает средний сложившийся рыночной уровень, товар является более привлекательным по отношению к аналогам. Например, такая политика применяется при установлении цен на изысканную парфюмерию, продаваемую эксклюзивными специализированными магазинами, на автомобили класса «люкс». Установление престижных цен позволяет привлечь потребителей, заинтересованных в качестве товара или услуги, его уникальности, статусе. Когда происходит насыщение этой группы потребителей, то цены снижаются, привлекая другой сегмент рынка. К тому же первоначальная цена создает образ высококачественное товара». [5, стр. 167]
«СТРАТЕГИЯ «СИГНАЛИЗИРОВАНИЯ ЦЕНАМИ»
В основе стратегии «сигнализирования ценами» лежит зависимость цены от уровня качества. Определенная группа потребителей считает, что более низкие цены соответствуют и более низкому качеству продаваемого товара, и наоборот, высокие цены — повышенному уровню качества. Базовое качество продукции является исходным для такой стратегии ценообразования. Среднестатистический потребитель рассматривает цену как надежный набор товарных качеств, особенно если товар слишком сложен технически или технологически, что характерно для товаров (радиоаппаратура, бытовая техника и т.д.)». [167-168]
«СТРАТЕГИЯ «ИМИДЖ»
Стратегия "Имидж" является одной из стратегий ассортиментного ценообразования, которые используются фирмами, реализующими определенный ассортимент взаимозаменяемых, взаимодополняющих товаров.
Такую стратегию, как правило, используют фирмы, пользующиеся устойчивым положением на рынке. При применении данной стратегии основным фактором, оказывающим влияние на цену, является стратегическое решение относительно положения фирмы на рынке. В этом случае цена указывает на качественные особенности товара именно этой фирмы. Фирма ориентируется на потребителя с высокими доходами. При этом выявляется максимальная величина, которую готов заплатить потребитель, например цены на продукцию фирмы «Sony», «Panasonic».
СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Стратегии комплектного ценообразования состоит в комплекта существенно ниже, чем сумма на составляющие его изделия. Как правило, предоставляется скидка по товарам, которые не пользуются высоким спрос.
Фирма получает прибыль за счет увеличения объема продаж. Потребитель покупает товар по сниженной цене (например, косметические наборы, наборы кассет и т.д.)».[5, стр. 169-170]
«УСТАНОВЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ЦЕНЫ
При установлении окончательной цены обычно учитывают психологические особенности потребителя и проводят модификацию цеп в рамках выбранной ценовой стратегии.
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕНЫ
Устанавливая окончательную цену, фирма должна учитывать некоторые психологические факторы, реакцию потребителей. В частности, существуют определенные ценовые пороги, т.е. уровни цен, при пересечении которых объемы продаж существенно возрастают или уменьшаются. Так, психологами установлено, что повышение цены, которая находится ниже «круглой суммы», например 29,5 тыс.р., до полной суммы 30 тыс.р. вызывает большее падение спроса, чем при повышении 31 тыс.р. Более выраженный рост продаж возникает в том случае, когда достигается новый (нижний) психологический уровень цены, отвечающий запросам нового сегмента рынка». [5, стр. 170]
2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА БРЕСТСКОМ ОТДЕ-ЛЕНИИ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
2.1 Характеристика предприятия
Проанализировав
справочник Белорусской железной дороги за 2001 год, я выявил, что город Брест —
конечная станция главной железнодорожной артерии страны. Железнодорожная
станция сохранила название города, который является третьим по древности
городом республики после Полоцка (
В 1939 году приказом НКПС № 229/Ц от 02.12.1939 г. было организовано Брестское (Брест-Литовское) отделение. Его начальником с 1939-го по 1941 год работал Лев Давыдович Един». [7, стр. 10]
Технические характеристики:
1. Протяженность линий, оборудованных
— диспетчерской централизацией..........379 км
— автоблокировкой......380 км
— полуавтоматической, блокировкой...........269,7 км
2. Общее количество сортировочных горок..........3
в том числе
— автоматизированных.......1
— механизированных............2
3. Протяженность магистральных
линий связи,
— кабельных линий связи
— воздушных линий связи .... нет
— местные линии кабелированные.........652,66 км
Брестский перегрузочный
район, расположенный на станции Брест-Северный, обеспечивает перегрузку грузов
из вагонов западноевропейской колеи
Для ускорения продвижения организованных специализированных поездов, уменьшения простоев вагонов при оформлении документов, совершенствования технологии декларирования грузов внедрена система приема предварительной информации от экспедиторов и от сдающей железнодорожной станции Польских железных дорог и организован перевод передаточных и сопроводительных документов с помощью средств вычислительной техники. Электронные копии документов на перевозимые грузы готовятся на станции Малашевиче (ПКП) и передаются в Брест до прибытия поезда. Это позволяет вдвое сократить время на оформление документов.
Финансовое положение отделения дороги в 2000 году оставалось довольно сложным. С одной стороны, с 1999 года продолжалось падение грузооборота, в особенности транзита, с другой — идет рост пассажирооборота (в основном за счет перевозки пассажиров в пригородном сообщении). Это дало отделению рост убытков, поскольку окупаемость пригородного сообщения составляет 25%. [Приложение Б]
Таблица 1.2
ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВОЗОК |
||||||
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Пассажирооборот (млн. пасс.-км) |
||||||
1308 |
1152 |
1073 |
1355 |
1566 |
2031 |
2088 |
Грузооборот (млн. ткм) |
||||||
4954 |
1431 |
1305 |
1521 |
1472 |
1300 |
1283 |
Со снижением объема грузовых перевозок изменилась структура получения доходов и прибыли.
Таблица 2.2
Структура балансовой прибыли по Брестскому отделению |
||||
1990 |
1995 |
1992 |
1999 |
2000 |
Прибыль от перевозок (млн. руб.) |
||||
42639 |
3270 |
1825 |
2361 |
5235 |
Прибыль от подсобно-вспомогательной деятельности |
||||
35% |
79% |
95% |
82% |
94% |
Реконструируемое депо на станции Брест-Центральный предусматривает производство текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, техническое обслуживание ТО-2, ТО-3 дизель-поездов.
В последнее время наметился рост пассажирских перевозок, как в пригородном, так и в международном сообщении.
Если в 1999 году было реализовано 7213527 билетов, го в 2000 году — 7808226 билетов, в том числе:
— в международном сообщении в 1999 году 541886 билетов,
— в 2000 году - 721086 билетов:
— в пригородном сообщении в 1999 году продано 5212167 билетов;
— в 2000 году - 5747097 билетов.
Путевое хозяйство
Брестского отделения обслуживают 2 дистанции пути: Брестская и Жабинковская.
Развернутая длина путей составляет
Также развита социальная инфраструктура:
· база отдыха "Белое озеро", лагерь отдыха;
· с 1971 года функционирует санаторий-профилакторий в городе Бресте;
· с 1972 года действует новый спортивный комплекс стадиона "Локомотив".
· детский оздоровительный лагерь "Верба"
· в 1992 году силами Брестского отделения Белорусской железной дороги был построен свинарник на 23-м пути станции Брест-Северный;
· в 1994 году открыт цех по производству минеральной воды и пива;
2.2 Правовые рамки для формирования цены на предприятии.
Брестское отделение Белорусской
железной дороги является монополистом в Республике Беларусь. Цены на этом
предприятии устанавливаются на основании Закона
Республики Беларусь от 10 мая
Из закона Республики Беларусь от 10 мая
юридические лица и предприниматели;
республиканские органы государственного управления;
областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.
Статья 5. Основные принципы ценообразования
Основными принципами ценообразования являются:
определение основ государственной политики в области ценообразования;
сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
Глава 2. СВОБОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Статья 6. Сфера применения свободных цен (тарифов)
В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).
Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Статья 7. Сфера применения регулируемых цен (тарифов)
Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:
товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;
отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.
Статья 8. Способы регулирования цен (тарифов)
Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:
фиксированных цен (тарифов);
предельных цен (тарифов);
предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
порядка определения и применения цен (тарифов);
декларирования цен (тарифов).
Также, при внутриреспубликанском сообщении действует «Прейскурант №10-01 на грузовые железнодорожные перевозки во внутриреспубликанском сообщении (Тарифное руководство №1 Белорусской железной дороги). Далее Прейскурант №10-01 БЧ. Утвержден постановлением Минэкономики РБ от 08.01.2002 №3.» [сайт]
«Тарифы на перевозку грузов во внутриреспубликанском сообщении регулируются путем применения к базовому тарифу (Прейскурант № 10-01 БЧ) повышающих коэффициентов, устанавливаемых Комиссией по координации деятельности государственных органов по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
Тарифы на внутриреспубликанские перевозки грузов индексируются в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.1997 № 166 «Об индексации тарифов на внутриреспубликанские перевозки грузов железнодорожным транспортом» Министерством экономики на уровень индекса роста цен на продукцию производственно-технического назначения за предыдущий месяц.
C 01.11.2004 коэффициент, применяемый к ставкам тарифов и сборов Прейскуранта №10-01 БЧ составил 2,605.» [Приложение 1].
2.3 Особенности формирования цены на Брестском отделении Белорусской железной дороги.
Прежде всего, данное предприятие имеет государственную ценовую политику. На предприятии установлено прямое государственное регулирование цен.
В постановке задач ценообразования предприятие выделяет следующие приоритеты:
· обеспечение выживаемости фирмы;
· максимизация текущей прибыли;
· увеличение объёмов продаж;
· завоевание главенствующих позиций на рынке.
Потом предприятие устанавливает цены в рамках товарного ассортимента и управляет ценами политикой скидок.
Формированиями цены, определяющие направления ценовой политики на Брестском отделении Белорусской железной дороге, являются:
· прибыль и уровень рентабельности, гарантирующие стабильное расширение воспроизводства товара за счет собственных источников предприятия;
· увеличение доли рынка;
· максимальная прибыль в кратчайший срок;
· поддержание максимального уровня рентабельности в долгосрочном плане;
· выход на новые рынки;
· стимулирование спроса на новый для рынка продукт;
· завоевание лидерства по показателям качества товара;
· ограничение спроса;
· продажа товара по цене, обеспечивающей выживание предприятия в условиях экономического кризиса.
Также Брестское отделение Белорусской железной дороги проводит активную кредитную политику.
При определении базового уровня цены Брестское отделение устанавливает цену на основе затрат и с ориентацией на спрос. Спрос, как известно, представляет собой платежеспособную потребность. В случае, если цена на товары снижается, выигрывают покупатели, поскольку на одну и ту же сумму денег они могут приобрести больше товаров, и, наоборот, при повышении цены выигрывают продавцы. Но чем выше цена товара, тем, как правило, меньше спрос на него со стороны покупателей. Степень изменения цены в ответ на изменение спроса различна для разных товаров и зависит от особенностей их производства и потребления, уровня конкуренции или, наоборот, монополизации рынка. На уровень цен потребительских товаров спрос может оказывать влияние посредством таких факторов, как уровень доходов населения; принадлежность товара к определенной потребительской группе (например, к предметам первой жизненной необходимости или предметам роскоши); наличие на рынке взаимозаменяемых товаров и степень удовлетворения спроса на них и т. п.
Предложение, представляющее собой совокупность товаров определенной цены, которые готовы продать производители, тоже оказывает влияние на формирование цены. Чем выше предложение, тем больше оснований для снижения цены. Чем выше цена, тем больше предпосылок для предложения товаров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, железнодорожный транспорт является одним из самых приоритетных направлений транспортной политики Республики Беларусь. Цена является одним из основных элементов деятельности предприятия.
На уровень цен оказывает влияние большое число факторов. К наиболее общим из них относятся: спрос и предложение; затраты; качество (полезность) товара; конкурентная структура рынка.
Среди основных факторов первостепенное значение имеют:
• издержки;
• сложившееся соотношение между спросом и предложением;
• уровень конкуренции;
• уровень реализации маркетинга;
• государственная ценовая политика.
Наиболее значительными методами, на примере рассматриваемого предприятия используется «затратная методология» ценообразования, которая предусматривает различные методы определения издержек как элемента цены: по полным издержкам; калькулирования сокращенной себестоимости; по нормам (стандартам) с отдельным учетом отклонений фактических затрат от нормативных.
«Монопольная цена — особый вид рыночной цены. Ее уровень, как правило, устанавливается выше стоимости товара. Это делается с целью получения монопольной сверхприбыли, которая возникает в результате господствующего положения монополистов на рынке. Бывают случаи, когда цена устанавливается на уровне немного выше средних издержек производства для сдерживания притока новых конкурентов в отрасль.
Основными принципами ценообразования являются:
· определение основ государственной политики в области ценообразования;
· сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
· разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
Формированиями цены, определяющие направления ценовой политики на Брестском отделении Белорусской железной дороге, являются:
· прибыль и уровень рентабельности, гарантирующие стабильное расширение воспроизводства товара за счет собственных источников предприятия;
· увеличение доли рынка;
· максимальная прибыль в кратчайший срок;
· поддержание максимального уровня рентабельности в долгосрочном плане;
· выход на новые рынки;
· стимулирование спроса на новый для рынка продукт;
· завоевание лидерства по показателям качества товара;
· ограничение спроса;
· продажа товара по цене, обеспечивающей выживание предприятия в условиях экономического кризиса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Закон Республики
Беларусь от 10 мая
2. Акулич И. Л., Герчиков И. З. Совр. маркетинг. Практическое пособие.- Мн.: ООО «Мисанта», 2001. – 366 с.;
3. Акулич И. Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга: Учебное пособие.- Мн.: «Высшая школа», 1998. – 236 с.;
4. Ильющенко Е. В. Маркетинг на предприятии. – Мн.: «Экоперспектива», 2000. – 208 с.;
5. Маркетинг: Учебник/А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.; Под ред. А. Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.;
6. Брестское отделение Белорусской железной дороги // Справочник «Белорусская железная дорога» с. 209-216;
7. Журнал Белорусская железная дорога №1 2001. – с. 10
Приложение А
ТАРИФНЫЕ СТАВКИ НА ТРАНЗИТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ПО БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: 1. Расчёт провозных платежей производится за действительную массу отправки, но не менее весовой категории, указанной в таблице 2 приложения 1 ТП СНГ. 2. Ставки действуют, как по указанным маршрутам так и в обратном направлении 3. Ставки по маршруту Горынь - Беняконе и в обратном направлении действуют только на перевозки грузов на/с станции Литовской , Калининградской железных дорог (включая порты) 4. |
Приложение Б
Станция назначения и номер поезда |
Пассажирский поезд |
Скорый поезд |
|||||
общий |
плацкарт |
купе |
общий |
плацкарт |
купе |
СВ |
|
Минск-Москва №26 (скорый) Брест-Москва №28 (скорый) Брест-Москва №396 (пассажирский) |
23780 |
33140 |
52060 |
- |
36610 |
57170 |
114950 |
Минск-Москва №2 "Белоруссия" (скорый) |
- |
- |
- |
- |
- |
79380 |
153240 |
Минск-Москва №4 "Минск" (скорый) |
- |
- |
- |
- |
48710 |
79380 |
153240 |
Вильнюс-Москва №6 (скорый) |
- |
- |
- |
31260 |
51660 |
83020 |
150110 |
Москва-Минск №8"Русич" (скорый) |
- |
- |
- |
- |
48740 |
87320/106430 |
175790/208780 |
Москва-Берлин №14 "Москва-экспресс" (скорый) |
- |
- |
- |
39290 |
- |
87320/106430 |
175790 |
Москва-Прага №22 "Влтава" (скорый) |
- |
- |
- |
- |
- |
57170/76280 |
114950 |
Калининград-Москва №30 "Янтарь" (скорый) |
- |
- |
- |
39290 |
55690 |
87320/106430 |
153780/186770 |
Гродно-Москва №78 "Нёман" (скорый) |
- |
- |
- |
- |
41820/55690 |
87320 |
131810 |
Брест-Москва №132 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
36610 |
57170 |
114950 |
Брест-С.-Петербург №50 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
40110 |
62490 |
- |
Минск-С.-Петербург №52 "Звезда" (скорый) |
- |
- |
- |
- |
40110/64570 |
62490/104140 |
203110 |
Львов-С.Петербург №390 (пассажирский) |
- |
37180 |
58520 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Киев №76 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
25430 |
40600 |
81830 |
Адлер, Сочи-Брест № 378 (пассажирский) |
- |
82460 |
123170 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Адлер, Сочи № 38 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
98090 |
152280 |
- |
Брест-Волгоград №68 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
82560 |
126550 |
- |
Евпатория-Минск №466 (пассажирский) |
- |
47820 |
75960 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Евпатория №478 (пассажирский) |
- |
48780 |
77350 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Ивано-Франковск №371 (пассажирсикй) |
- |
29450 |
46970 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Кишинев №72 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
36470 |
57540 |
115660 |
Минск-Кисловодск №146 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
74900 |
116880 |
- |
Гомель-Калининград № 385 (пассажирский) |
- |
37140 |
57850 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Мариуполь №384 (пассажирский) |
- |
44440 |
70520 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Мурманск №326 (пассажирский) |
- |
86280 |
132370 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Одесса №94 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
44160 |
69880 |
- |
Рига-Гомель (ч-з Полоцк) №387 (пассажирский) |
33010 |
73320 |
95190 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Симферополь №100 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
51550 |
81510 |
- |
Симферополь-Минск №382 (пассажирский) |
33320 |
47820 |
75960 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Симферополь №476 (пассажирский) |
- |
46930 |
74510 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Анапа №110 (скорый) |
72080 |
111700 |
- |
||||
Гродно-Унеча № 392 (пассажирский) |
18760 |
25810 |
40770 |
- |
- |
- |
- |
Минск-Челябинск № 414 (пассажирский) |
- |
98420 |
151600 |
- |
- |
- |
- |
Саратов-Берлин № 70 (скорый) |
- |
- |
- |
50290 |
69880 |
107180 |
215350 |
Свердловск-Брест № 46 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
103550 |
160310 |
- |
Минск-Иркутск № 64 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
226130 |
345380 |
- |
Брест-Новосибирск № 114 (скорый) |
- |
- |
- |
- |
155220 |
240210 |
482220 |
Минск-Феодосия №486 (пассажирский) |
- |
46930 |
74510 |
- |
- |
- |
- |