Цена, как один из элементов в комплексе маркетинга на примере Брестского отделения Белорусской железной дороги

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ………………..……………………………….…..……….….стр.1

1. Теоретические аспекты формирования цен..…………………….....стр.

1.1.   Методология определения уровня цен: факторы, методы. Цена в

 структуре маркетинга-mix…….………………....………….….………….стр.

1.2.   Виды цен и их использование в ценовой политике предприятия…стр.

1.3.   Сущность ценовой политики. Ценовые стратегии маркетинга……стр.

2.    Анализ формирования цены на РУП «Брестское отделение Белорус-

 ской железной дороги»………….……………………………………….….….…….стр.

2.1. Характеристика предприятия…..…………………………….…….…..стр.

2.2. Правовые рамки для формирования цены на предприятии.….….…..стр.

2.3. Особенности формирования цены на РУП «Брестское отделение Бе-

лорусской железной дороги»………….……………………….…………...стр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..……………….…...…..…...……………..стр.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение А Тарифы на внутриреспубликанские перевозки…………..стр.

Приложение Б Цены на пассажирские перевозки…………………………стр.

ВВЕДЕНИЕ

 Данная курсовая работа на тему «Цена, как один из элементов в комплексе маркетинга на примере Брестского отделения Белорусской железной дороги» весьма актуальна. Правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать издержки в железнодорожной отрасли и сделать наиболее рентабельным данное предприятие, тем самым, создавая наиболее благоприятные условия для работы с населением.

Целью написания курсовой работы является характеристика сущности цены в маркетинге, её элементов; анализ цен в экономике РБ; направление совершенствования ценовой политики в Республике Беларусь.

В курсовой работе поставлены следующие задачи:

           1. Выявить методологию определения уровня цен. Её факторы, методы. Рассмотреть цену в  структуре маркетинга-mix

2. Охарактеризовать виды цен и их использование в ценовой политике предприятия

3. Определить сущность ценовой политики и ценовых стратегий маркетинга.

Курсовая работа написана на основе правовых актов РБ, научной и учебной литературы, журнальных статей и справочного материала.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН

1.1 Методология определения уровня цен: факторы, методы. Цена в структуре маркетинг-mix.

                  

В учебнике «Маркетинг на предприятии» Е. В. Ильющенко написано, что определение уровня цены производителем (продав­цом) — ответственная и сложная задача, возможности удачного решения которой ограничены. Цену нельзя занижать, так как с низкой ценой у потребителя не­редко ассоциируется товар низкого качества. Возмож­ны случаи неценовой конкуренции, когда потребитель готов заплатить значительно больше при условии, что товар будет высокого качества, и это надо уметь преду­смотреть. Проведение пробных продаж с целью уста­новления пробных цен без предварительных расчетов не всегда оправдывает себя. Нередко пробные цены бы­вают занижены, а изменить их в сторону увеличения после пробных продаж бывает трудно. При установле­нии уровня цены следует учитывать, что ее формирова­ние в условиях конкуренции и особенно инфляции не всегда связано с экономической логикой и может зави­сеть от неоднородности рынков. Поэтому следует ква­лифицированно использовать существующие методы установления уровня цен.[4 стр. 99-100]

Как написано в практическом пособии И. Л. Акулича и И. З. Герчикова «Современный маркетинг»: «На уровень цены влияет целый ряд различных факторов. Это из­держки производства, уровень конкуренции, сложившаяся экономи­ческая ситуация, политико-правовая среда и др. Среди всех таких факторов первостепенное значение имеют:

•  издержки;

•  сложившееся соотношение между спросом и предложением;

•  уровень конкуренции;

•  уровень реализации маркетинга;

•  государственная ценовая политика. [2, стр. 219]

На примере рассматриваемого предприятия используется «затратная методология» ценообразования, которая преду­сматривает различные методы определения издержек как элемента цены: по полным издержкам; калькули­рования сокращенной себестоимости; по нормам (стан­дартам) с отдельным учетом отклонений фактических затрат от нормативных (в международном маркетинге этот метод называется «Стандарт-Кост»).

Этот метод глубоко рассмотрен Е. В. Ильющенко в учебнике «Маркетинг на предприятии»: «Ценообразование по полным издержкам осуществ­ляется по принципу «средние издержки плюс при­быль». При определении средних издержек выделяют прямые затраты, непосредственно относимые на себе­стоимость единицы продукции, и накладные расходы, распределяемые по видам продукции, с целью их пол­ного возмещения из выручки от реализации.

При ценообразовании на основе калькулирования сокращенной себестоимости в издержки включается не полный набор затрат, а все прямые расходы и частично накладные. Не вошедшие в цену накладные затраты списываются на финансовые результаты, уменьшая ва­ловую прибыль. Этот метод используется при определе­нии цен на товары дополнительных и вспомогательных отраслей. Они не обеспечивают получения достаточной прибыли, однако их сокращение нежелательно по про­изводственным или социальным причинам».  [4, стр. 100]

Также, в этом учебнике рассмотрены: «Метод калькулирования себестоимости и цены по нормам (стандартам) с отдельным учетом отклонений фактических затрат от нормативных, который дает возможность управления себестоимостью по отклонениям,  периодически относящимся на финансовые результаты, что по­зволяет контролировать уровень прибыли. Использова­ние этого метода ценообразования позволяет добиться оптимального соотношения между затратами и ценой, повысить конкурентоспособность продукции на рынке.

С развитием социально-экономической концепции маркетинга все большая роль при установлении цены ста­ла отводиться оценке потребительной стоимости то­вара, что привело к появлению метода потребительной стоимости установления уровня цены. Рассмотрим меха­низм действия этого метода на следующем условном при­мере. Два производителя (продавца) одного и того же вида товара устанавливают на него разные цены. При этом по­купатель нередко предпочитает дорогой товар, принимая такое решение на основе ознакомления с описанием структуры цены. Именно такой подход к формированию цены неред­ко больше устраивает покупателя.

При оценке стоимости товаров производственного назначения используется диагностический метод, при котором оценка производится по определенной системе показателей, каждый из которых имеет свой весовой коэффициент. Общая оценка потребительной стоимости состоит из оценки каждого показателя. В сумме весо­вые коэффициенты равны 100 %.

Нередко при установлении цены предприятие ориен­тируется на динамику цен конкурентов, используя при этом метод проб и ошибок. Основное внимание обычно направляется не на удовлетворение интересов покупателя, а на уменьшение расходов и обеспечение прибыли предприятия». [4, стр. 101]

1.2 Виды цен и их использование в ценовой политике. 

В учебнике «Маркетинг на предприятии» Е. В. Ильющенко написано, что к На примере рассматриваемого предприятия используется «затратная методология» ценообразования, которая преду­сматривает различные методы определения издержек как элемента цены: по полным издержкам; калькули­рования сокращенной себестоимости; по нормам (стан­дартам) с отдельным учетом отклонений фактических затрат от нормативных (в международном маркетинге этот метод называется «Стандарт-Кост»). [4, стр. 100]

 Рассмотрим их содержание.

Цена производства складывается из издержек на производство и средней прибыли и является исходной базой при расчете других видов цен.

Из всех видов цен особое значение имеет рыночная цена, т. е. фактическая цена, которая устанавливается в соответствии со спросом и предложением товаров. Значение рыночной цены для развития товарного про­изводства определяется ее функциями: информацион­ной, стимулирующей и балансирующей.

Основа рыночных цен формируется в сфере произ­водства, а рыночные факторы ценообразования начи­нают действовать в сфере обращения, где происходит отклонение цены от стоимости.

Сейчас рассмотрим вид цены, которая устанавливается на Брестском отделении Белорусской железной дороги:

«Монопольная цена — особый вид рыночной цены. Ее уровень, как правило, устанавливается выше стои­мости товара. Это делается с целью получения моно­польной сверхприбыли, которая возникает в результате господствующего положения монополистов на рынке. Бывают случаи, когда цена устанавливается на уровне немного выше средних издержек производства для сдерживания притока новых конкурентов в отрасль. Такая цена называется сдерживающей. Другой вид мо­нопольной цены — цена вытеснения. Она ниже уровня переменных издержек. Следует отметить, что примене­ние сдерживающей цены и цены вытеснения в боль­шинстве стран считается противозаконным.

Цены, устанавливаемые на основе объемов спроса и предложения в условиях монополизированного (олигопольного) рынка, называют управляемыми.

Иногда с целью завоевания рынка, вытеснения конку­рентов, осуществления спекулятивных сделок используют демпинг — продажу товаров по необоснованно низким ценам, называемым демпинговыми (бросовыми). [4, стр. 77-78]

Так же, как написано в этом же учебнике, бывают и другие виды цен:

«Цена приобретения — фактическая цена, по кото­рой осуществляется купля-продажа товаров.

Цена потребления — затраты покупателя на при­обретение и использование товара на протяжении нор­мального периода его эксплуатации (потребления). Це­на потребления включает в себя цену при покупке то­вара, транспортные издержки, затраты на утилизацию, стоимость монтажных и пусконаладочных работ, рас­ходы на обучение персонала, эксплуатационные расхо­ды (материалы, электроэнергия, заработная плата и т. д.), затраты на профилактические и аварийные ре­монтные работы, техническое обслуживание, налоговые платежи, страховые взносы и другие возможные затра­ты при покупке товара и его эксплуатации». [4, стр. 78]

«Цена предложения — рыночная цена при таком состо­янии спроса и предложения, когда складывается рынок продавца. Рыночная ситуация, в которой цена формиру­ется как цена предложения, стимулирует расширение то­варного предложения. Ухудшение условий конкуренции сопровождается понижением рыночной цены и приводит к сокращению товарного предложения.

Цена номинальная бывает двух видов: цена товара, опубликованная в прейскурантах или справочниках (обычно называется базисной), и биржевая котировоч­ная цена за товар, по которому в день котировки не были заключены сделки.

Цена контрактная (договорная) — цена, устанавли­ваемая в контракте. В зависимости от способа фиксации различают следующие виды контрактных цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией. Твердая цена устанавливается в момент подписания кон­тракта и не подлежит изменению в течение всего срока его действия; подвижная фиксируется при заключении контракта, но в дальнейшем может быть пересмотрена, если рыночная цена данного товара к моменту его постав­ки изменится; скользящая устанавливается на товар, под­лежащий поставке в будущем, в зависимости от условий, определенных договором, и не является окончательной. Цена с последующей фиксацией устанавливается  по согласованию сторон в определенный после подписания контракта момент на основе рыночной цены товара, кото­рая будет существовать на определенную дату (например, на дату поставки). Порядок определения рыночной цены устанавливается договором, например на основе котиров­ки, указанной в договоре биржи, по справочникам и дру­гим публикациям.

Биржевые котировки представляют собой цены ре­альных контрактов, осуществляемых на унифициро­ванных условиях в отношении качества, объема и сро­ка поставки, валюты платежа и т. п.

Цена оптовая — цена за товар при продаже его крупными партиями (оптом) предприятиям, организа­циям, предпринимателям.

Цена справочная — вид оптовой цены во внутрен­ней и международной торговле. Особым видом справоч­ной цены являются прейскурантные цены. Справочная цена, будучи в большинстве случаев номинальной или же отражая уровень фактических цен уже заключен­ных сделок (за прошедшую неделю, месяц), выступает для продавца и покупателя в виде исходного пункта при определении цены, фиксируемой в контракте».[4, стр. 78-79]

1.3 Сущность ценовой политики. Ценовые стратегии маркетинга.

В учебнике по основам маркетинга Акулича И. Л. и Демченко Е. В. написано, что ценовая политика - один из элементов комплекса маркетинга, который в отличие от товарной, сбытовой, коммуникационной политика не сопряжен со значительными расходами. Вместе с тем ценовая политика оказывается иногда недостаточно обосно­ванной. Она должна решать ряд практических вопросов:

-   в каких случаях необходимо активно использовать ценовую политику;

-   когда  целесообразно отреагировать с  помощью  цены  на действия конкурентов;

-   как сформировать цену на новый товар;

-   по каким товарам необходимо предоставить определенные скидки и изменить цену;

-   каким образом сочетать ценовые изменения со сбытовой политикой:

-   как учесть в ценовой политике внешнюю и внутреннюю среду маркетинга;

-   как учесть временной фактор при формировании цен. [3, стр. 142]

Также, в этом учебнике рассмотрены основные ценовые стратегии маркетинга:

 «СТРАТЕГИИ РЫНОЧНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Выработка и оценка рыночной стратегии ценообразования пред­полагает учет как текущих, так и перспективных целей марке­тинговой деятельности предприятия. Стратегия ценообразования позволяет ориентироваться на реальную оценку конъюнктуры рынка, условий сбыта, возможностей предприятия.

Все стратегии ценообразования подразделяются на следующие группы: дифференцированного, конкурентного, ассор­тиментного ценообразования.

В основе дифференцированного ценообразования лежит де­ление потребителей по какому-либо признаку (чаще всего по уровню дохода). При дифференциации цен продавец за один и тот же товар или одинаковые  услуги устанавливает различные  цены.

Действенность политики дифференциации пен определяется наличием отдельных потребительских сегментов и однородных

слоев покупателей, которые отличаются покупательной способ­ностью (горизонтальная дифференциация цен), либо изолиро­ванных друг от друга рынков, где представлены покупатели всех уровней доходов (вертикальная дифференциация)».[5, стр. 164]

«СТРАТЕГИЯ СКИДКИ НА ВТОРОМ РЫНКЕ

Стратегия скидки на втором рынке заключается в том, что фир­ма предлагает один и тот же товар для разных слоев потребите­лей или на других рынках по различным ценам. Так называемый второй рынок характеризуется определенными географическими, демографическими особенностями. Как правило, скидка предос­тавляется детям, низкооплачиваемым слоям населения, пенсио­нерам, студентам (льготные билеты, тарифы и т.д.)» []

«СТРАТЕГИЯ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СКИДКИ

Стратегия периодической скидки предполагает дифференциацию цен в зависимости от временного фактора, например предостав­ление сезонной скидки для потребителей, совершающих внесе­зонные покупки товаров или услуг. Дифференциация цен может осуществляться в зависимости от времени года, дня и даже часов.

В республике установлены льготные тарифы на услуги связи - в праздничные  дни, вечерние часы. Это позволяет обеспечить равномерную загрузку предприятий связи и увеличить объём оказываемых услуг.

Кроме  этого,  могут применяться  цены  специальных меро­приятий, например сезонные юбилейные распродажи».[5, стр. 165-166]

«СТРАТЕГИЯ СЛУЧАЙНОЙ СКИДКИ

Стратегия случайной скидки заключается в том, что потребите­лям предоставляется скидка в силу их информированности. Как правило, информированный покупатель, который наиболее чув­ствителен к цене, купит товар по самой  низкой цене, т.е. со скидкой, неинформированный покупатель, ценя своё время на поисковые затраты предпочтет купить по обычной цене, хотя иногда может случайно приобрести товар со скидкой. Дан­ная стратегия в основном рассчитана на потребителей с невысо­ким уровнем дохода».    [5, стр. 166]       

«СТРАТЕГИЯ ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК.

 Стратегия внедрения на рынок является одной из стратегий конкурентного ценообразования, которые применяются на рынках, характеризующихся развитой конкурентной средой. Такая стра­тегия предполагает установление низких цен, способствующих привлечению большого числа потребителей и завоеванию боль­шой доли рынка.

При применении данной стратегии необходимо учитывать эластичность спроса по цене, изменение издержек производства в связи с ростом объема продаж, а также возможности проведе­ния ценовой конкуренции.

Как правило, политика низких цен не обеспечивает эффек­тивной предпринимательской деятельности. Она приводит  к ухудшению финансовых показателей, а также к неадекватной ре­акции рынка на попытки товарной интервенции». [5, стр. 166]

«СТРАТЕГИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ЦЕН

Стратегия конкурентных цен используется, когда фирму вполне устраивают цены конкурентов. В этом случае устанавливается в зависимости от ,спроса и уровня качества обычная рыночная це­на. Так поступают фирмы, предлагающие туристические услуги в местах массового отдыха». []

«СТРАТЕГИЯ «СНЯТИЯ СЛИВОК»

Стратегия «снятия сливок» предполагает установление относи­тельно высоких цен, которые характеризуют повышенные каче­ственные параметры, престижность товара. Уровень качества превышает средний сложившийся рыночной уровень, товар является более привлекательным по отношению к аналогам. На­пример, такая политика применяется при установлении цен на изысканную парфюмерию, продаваемую эксклюзивными спе­циализированными магазинами, на автомобили класса «люкс». Установление престижных цен позволяет привлечь потребите­лей, заинтересованных в качестве товара или услуги, его уни­кальности, статусе. Когда происходит насыщение этой группы потребителей, то цены снижаются, привлекая другой сегмент рынка. К тому же первоначальная цена создает образ высокока­чественное товара».  [5, стр. 167]

«СТРАТЕГИЯ «СИГНАЛИЗИРОВАНИЯ ЦЕНАМИ»

В основе  стратегии «сигнализирования ценами» лежит зависимость цены от уровня качества. Определенная группа потребителей считает, что более низкие цены соответствуют и более низ­кому качеству продаваемого товара, и наоборот, высокие цены — повышенному уровню качества. Базовое качество продукции является исходным для такой стратегии ценообразования. Среднестатистический потребитель рассматривает  цену как надежный набор товарных качеств, особенно если товар слишком сло­жен технически или технологически, что характерно для товаров (радиоаппаратура, бытовая техника и т.д.)». [167-168]

«СТРАТЕГИЯ «ИМИДЖ»

Стратегия "Имидж" является одной из стратегий ассортиментного ценообразования, которые используются фирмами, реали­зующими определенный ассортимент взаимозаменяемых, взаи­модополняющих товаров.

Такую стратегию, как правило, используют фирмы, пользую­щиеся устойчивым положением на рынке. При применении данной стратегии основным фактором, оказывающим влияние на цену, является стратегическое решение относительно положения фирмы на рынке. В этом случае цена указывает на каче­ственные особенности товара именно этой фирмы. Фирма ори­ентируется на потребителя с высокими доходами. При этом вы­является максимальная величина, которую готов заплатить по­требитель, например цены на продукцию фирмы «Sony», «Panasonic».

 СТРАТЕГИЯ КОМПЛЕКТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Стратегии комплектного ценообразования состоит в комплекта существенно ниже, чем сумма на составляющие его изделия. Как правило, предоставляется скидка по товарам, которые не пользуются высоким спрос.

Фирма получает прибыль за счет увеличения объема продаж. Потребитель покупает товар по сниженной цене (например, кос­метические наборы, наборы кассет и т.д.)».[5, стр. 169-170]

«УСТАНОВЛЕНИЕ ОКОНЧАТЕЛЬНОЙ ЦЕНЫ

При установлении окончательной цены обычно учитывают пси­хологические особенности потребителя и проводят модифика­цию цеп в рамках выбранной ценовой стратегии.

РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ В УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕНЫ

Устанавливая окончательную цену, фирма должна учитывать некоторые психологические факторы, реакцию потребителей. В частности, существуют определенные ценовые пороги, т.е. уровни цен, при пересечении которых объемы продаж существенно возрастают или уменьшаются. Так, психологами установлено, что повышение цены, которая находится ниже «круглой суммы», например 29,5 тыс.р., до полной суммы 30 тыс.р. вызы­вает большее падение спроса, чем при повышении 31 тыс.р. Более выраженный рост продаж возникает в том случае, когда достигается новый (нижний) психологический уро­вень цены, отвечающий запросам нового сегмента рынка». [5, стр. 170]

2 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНЫ НА БРЕСТСКОМ ОТДЕ-ЛЕНИИ БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

2.1 Характеристика предприятия

Проанализировав справочник Белорусской железной дороги за 2001 год, я выявил, что город Брест — конечная станция главной железнодо­рожной артерии страны. Железнодорожная станция со­хранила название города, который является третьим по древности городом республики после Полоцка (862 г.) и Турова (980г). Первый рельсовый путь в районе Бреста появился в 1869 году.

В 1939 году приказом НКПС № 229/Ц от 02.12.1939 г. было организовано Брестское (Брест-Литовское) отде­ление. Его начальником с 1939-го по 1941 год работал Лев Давыдович Един». [7, стр. 10]

Технические характеристики:

1. Протяженность линий, оборудованных

— диспетчерской централизацией..........379 км

—  автоблокировкой......380 км

—  полуавтоматической, блокировкой...........269,7 км

2. Общее количество сортировочных горок..........3

в том числе

—  автоматизированных.......1

— механизированных............2

3. Протяженность магистральных линий связи,  1172,61 км в том числе

—  кабельных линий связи 1172,61 км

— воздушных линий связи .... нет

— местные линии кабелированные.........652,66 км

Брестский перегрузочный район, расположенный на станции Брест-Север­ный, обеспечивает перегрузку грузов из вагонов западноевропейской колеи 1435 мм в вагоны колеи 1520 мм и обратно. Че­рез Брест идут грузы в 70 стран мира. [6, стр. 209-216]

Для ускорения продвижения орга­низованных специализированных поез­дов, уменьшения простоев вагонов при оформлении документов, совершенст­вования технологии декларирования грузов внедрена система приема пред­варительной информации от экспеди­торов и от сдающей железнодорожной станции Польских железных дорог и организован перевод передаточных и сопроводительных документов с помо­щью средств вычислительной техники. Электронные копии документов на пе­ревозимые грузы готовятся на станции Малашевиче (ПКП) и передаются в Брест до прибытия поезда. Это позво­ляет вдвое сократить время на оформ­ление документов.

Финансовое положение отделе­ния дороги в 2000 году оставалось до­вольно сложным. С одной стороны, с 1999 года продолжалось падение грузо­оборота, в особенности транзита, с другой — идет рост пассажирооборота (в основном за счет перевозки пасса­жиров в пригородном сообщении). Это дало отделению рост убытков, посколь­ку окупаемость пригородного сообще­ния составляет 25%. [Приложение Б]

Таблица 1.2

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВОЗОК

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Пассажирооборот (млн. пасс.-км)

1308

1152

1073

1355

1566

2031

2088

Грузооборот (млн. ткм)

4954

1431

1305

1521

1472

1300

1283

Со снижением объема грузовых перевозок изменилась структура получе­ния доходов и прибыли.

Таблица 2.2

Структура балансовой прибыли по Брестскому отделению

1990

1995

1992  

1999

2000

Прибыль от перевозок (млн. руб.)

42639

3270

1825

2361

5235

Прибыль от подсобно-вспомогательной деятельности

35%

79%

95%

82%  

94%

Реконструируемое депо на станции Брест-Центральный предусматривает про­изводство текущих ремонтов ТР-1, ТР-2, техническое обслуживание ТО-2, ТО-3 ди­зель-поездов.

В последнее время наметился рост пассажирских перевозок, как в пригород­ном, так и в международном сообщении.

Если в 1999 году было реализо­вано 7213527 билетов, го в 2000 году — 7808226 билетов, в том числе:

— в международном сообщении в 1999 году 541886 билетов,

— в 2000 году - 721086 билетов:

—  в пригородном сообщении в  1999 году продано 5212167 билетов;

 —  в 2000 году - 5747097 билетов.

Путевое хозяйство Брестского отде­ления обслуживают 2 дистанции пути: Брестская и Жабинковская. Развернутая длина путей составляет 1616,8 км, из них 882,9 км главных, 586 км станционных и 147,9 км подъездных путей.

Также развита социальная инфраструктура:

·        база отдыха "Бе­лое озеро", лагерь отдыха;

·        с 1971 года функционирует сана­торий-профилакторий в городе Бресте;

·        с 1972 года действует новый спортивный комплекс стадиона "Локомотив".

·        детский оздоровительный лагерь "Верба"

·        в 1992 году силами Брестского от­деления Белорусской железной дороги был построен свинарник на 23-м пути станции Брест-Северный;

·        в 1994 году открыт цех по произ­водству минеральной воды и пива;

2.2 Правовые рамки для формирования цены на предприятии.

Брестское отделение Белорусской железной дороги является монополистом в Республике Беларусь. Цены на этом предприятии устанавливаются на основании Закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. N 255-З «О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ», который принят Палатой представителей 13 апреля 1999 года и одобрен Советом Республики 26 апреля 1999 года. После этого цены согласовываются с Советом министров Республики Беларусь.

Из закона Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. N 255-З «О ЦЕНООБРАЗОВАНИИ» следует, что настоящий Закон устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования. Субъектами ценообразования в Республике Беларусь могут выступать:

юридические лица и предприниматели;

республиканские органы государственного управления;

областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы.

Статья 5. Основные принципы ценообразования

Основными принципами ценообразования являются:

определение основ государственной политики в области ценообразования;

сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;

государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

Глава 2. СВОБОДНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ

Статья 6. Сфера применения свободных цен (тарифов)

В Республике Беларусь на товары (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, применяются свободные цены (тарифы).

Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Статья 7. Сфера применения регулируемых цен (тарифов)

Регулируемые цены (тарифы) в Республике Беларусь применяются на:

товары (работы, услуги) субъектов хозяйствования, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь и включенных в государственный реестр;

отдельные социально значимые товары (работы, услуги), конкретный перечень которых устанавливается Президентом или по его поручению Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 8. Способы регулирования цен (тарифов)

Республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:

фиксированных цен (тарифов);

предельных цен (тарифов);

предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;

предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);

порядка определения и применения цен (тарифов);

декларирования цен (тарифов).

Также, при внутриреспубликанском сообщении действует «Прейскурант №10-01 на грузовые железнодорожные перевозки во внутриреспубликанском сообщении (Тарифное руководство №1 Белорусской железной дороги). Далее Прейскурант №10-01 БЧ. Утвержден постановлением Минэкономики РБ от 08.01.2002 №3.» [сайт]

«Тарифы на перевозку грузов во внутриреспубликанском сообщении регулируются путем применения к базовому тарифу (Прейскурант № 10-01 БЧ) повышающих коэффициентов, устанавливаемых Комиссией по координации деятельности государственных органов по вопросам ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.

Тарифы на внутриреспубликанские перевозки грузов  индексируются в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.1997 № 166 «Об индексации тарифов на внутриреспубликанские перевозки грузов железнодорожным транспортом» Министерством экономики на уровень индекса роста цен на продукцию производственно-технического назначения за предыдущий месяц.

C 01.11.2004 коэффициент, применяемый к ставкам тарифов и сборов Прейскуранта №10-01 БЧ  составил  2,605.» [Приложение 1].

2.3 Особенности формирования цены на Брестском отделении Белорусской железной дороги.

Прежде всего, данное предприятие имеет государственную ценовую политику. На предприятии установлено прямое государственное регулирование цен.

В постановке задач ценообразования предприятие выделяет следующие приоритеты:

·                  обеспечение выживаемости фирмы;

·                  максимизация текущей прибыли;

·                  увеличение объёмов продаж;

·                  завоевание главенствующих позиций на рынке.

Потом предприятие устанавливает цены в рамках товарного ассортимента и управляет ценами политикой скидок.

Формированиями цены, определяющие на­правления ценовой политики на Брестском отделении Белорусской железной дороге, являются:

·        прибыль и уровень рентабельности, гарантирующие стабильное расширение воспроизводства товара за счет собственных источников предприятия;

·        увеличение доли рынка;

·        максимальная прибыль в кратчайший срок;

·        поддержание максимального уровня рентабельности в долгосрочном плане;

·        выход на новые рынки;

·        стимулирование спроса на новый для рынка про­дукт;

·        завоевание лидерства по показателям качества товара;

·        ограничение спроса;

·        продажа товара по цене, обеспечивающей выжива­ние предприятия в условиях экономического кризиса.

Также Брестское отделение Белорусской железной дороги проводит активную кредитную политику.

При определении базового уровня цены Брестское отделение устанавливает цену на основе затрат и с ориентацией на спрос. Спрос, как известно, представляет собой платеже­способную потребность. В случае, если цена на товары снижается, выигрывают покупатели, поскольку на од­ну и ту же сумму денег они могут приобрести больше товаров, и, наоборот, при повышении цены выигрыва­ют продавцы. Но чем выше цена товара, тем, как пра­вило, меньше спрос на него со стороны покупателей. Степень изменения цены в ответ на изменение спроса различна для разных товаров и зависит от особенностей их производства и потребления, уровня конкуренции или, наоборот, монополизации рынка. На уровень цен потребительских товаров спрос может оказывать влия­ние посредством таких факторов, как уровень доходов населения; принадлежность товара к определенной по­требительской группе (например, к предметам первой жизненной необходимости или предметам роскоши); наличие на рынке взаимозаменяемых товаров и степень удовлетворения спроса на них и т. п.

Предложение, представляющее собой совокупность товаров определенной цены, которые готовы продать производители, тоже оказывает влияние на формирова­ние цены. Чем выше предложение, тем больше основа­ний для снижения цены. Чем выше цена, тем больше предпосылок для предложения товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом,  железнодорожный транспорт является одним из самых приоритетных направлений транспортной политики Республики Беларусь. Цена является одним из основных элементов деятельности предприятия.

На уровень цен оказывает влияние большое число факторов. К наиболее общим из них относятся: спрос и предложение; затраты; качество (полезность) товара; конкурентная структура рынка.

Среди основных факторов первостепенное значение имеют:

•  издержки;

•  сложившееся соотношение между спросом и предложением;

•  уровень конкуренции;

•  уровень реализации маркетинга;

•  государственная ценовая политика.

Наиболее значительными методами, на примере рассматриваемого предприятия используется «затратная методология» ценообразования, которая преду­сматривает различные методы определения издержек как элемента цены: по полным издержкам; калькули­рования сокращенной себестоимости; по нормам (стан­дартам) с отдельным учетом отклонений фактических затрат от нормативных.

«Монопольная цена — особый вид рыночной цены. Ее уровень, как правило, устанавливается выше стои­мости товара. Это делается с целью получения моно­польной сверхприбыли, которая возникает в результате господствующего положения монополистов на рынке. Бывают случаи, когда цена устанавливается на уровне немного выше средних издержек производства для сдерживания притока новых конкурентов в отрасль.

Основными принципами ценообразования являются:

·        определение основ государственной политики в области ценообразования;

·        сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);

·        разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);

Формированиями цены, определяющие на­правления ценовой политики на Брестском отделении Белорусской железной дороге, являются:

·        прибыль и уровень рентабельности, гарантирующие стабильное расширение воспроизводства товара за счет собственных источников предприятия;

·        увеличение доли рынка;

·        максимальная прибыль в кратчайший срок;

·        поддержание максимального уровня рентабельности в долгосрочном плане;

·        выход на новые рынки;

·        стимулирование спроса на новый для рынка про­дукт;

·        завоевание лидерства по показателям качества товара;

·        ограничение спроса;

·        продажа товара по цене, обеспечивающей выжива­ние предприятия в условиях экономического кризиса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                Закон Республики Беларусь от 10 мая 1999 г. N 255-З «О ценообразовании»;

2.                Акулич И. Л., Герчиков И. З. Совр. маркетинг. Практическое пособие.- Мн.: ООО «Мисанта», 2001. – 366 с.;

3.                Акулич И. Л., Демченко Е. В. Основы маркетинга: Учебное пособие.- Мн.: «Высшая школа», 1998. – 236 с.;

4.                Ильющенко Е. В. Маркетинг на предприятии. – Мн.: «Экоперспектива», 2000. – 208 с.;

5.                Маркетинг: Учебник/А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.; Под ред. А. Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.;

6.                Брестское отделение Белорусской железной дороги // Справочник «Белорусская железная дорога» с. 209-216;

7.                Журнал Белорусская железная дорога №1 2001. – с. 10

Приложение А

ТАРИФНЫЕ СТАВКИ НА ТРАНЗИТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ПО БЕЛОРУССКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Долл.США / тонна

Наименование груза, код ЕТСНГ согласно Cборника № 407

Подв. состав

Маршрут

Ставка

 

1

2

3

4

 

Нефть, нефтепродукты (поз.201, 211-215, 221-225, 226021, 226069, 226106).

цс, бпв парка ж.д.

Езерище - Гудогай

4,80

 

Беняконе - Брест

5,50

 

Тереховка - Бигосово

9,30

 

Терюха - Бигосово

9,30

 

Терюха - Гудогай

8,30

 

Гудогай - Словечно

8,60

 

Гудогай - Тереховка

8,30

 

Закопытье - Брест

7,40

 

Закопытье - Гудогай

5,70

 

Заольша - Бигосово

2,80

 

Осиновка - Гудогай

4,60

 

Осиновка -Брест

9,20

 

Горынь-Беняконе (только для поз.201 )

5,70

 

Осиновка-Свислочь

8,90

 

Горынь-Бигосово

10,70

 

собств. цс, бпв

Езерище - Гудогай

4,00

 

Беняконе - Брест

4,30

 

Бигосово - Горынь

9,60

 

Гудогай - Словечно

6,80

 

Гудогай - Тереховка

6,50

 

Гудогай - Терюха

6,50

 

Терюха - Бигосово

7,90

 

Тереховка - Бигосово

7,90

 

Закопытье - Гудогай

4,90

 

Заольша - Бигосово

2,40

 

Осиновка - Гудогай (кроме поз. 226069, 226106)

4,00

 

Осиновка - Брест

7,80

 

Дистилляты газового конденсата (поз. 226069). Конденсат газовый (поз. 226106).

собств. цс

Осиновка - Гудогай

3,20

 

Аммиак жидкий безводный (поз. 488049)

цс

Осиновка - Гудогай

9,20

 

Заольша - Бигосово

6,30

 

Газы сжиженные энергетические (поз. 226)

собств цс

Закопытье - Горынь

10,70

 

Сера (поз.487169)

кр, пв, пл.

Закопытье - Гудогай

6,50

Целлюлоза и масса древесная (поз. 131)

кр, пв., хоп

Осиновка - Брест

6,40

Сахар-сырец (поз. 521054)

кр., зерн.

Бигосово - Заольша

2,70

 

Гудогай - Осиновка

4,40

 

Сахар (поз.521001 - 521041)

кр.,зерн

Брест-Тереховка

5,00

 

Цемент (поз. 281)

кр., цм, хоп

Закопытье - Гудогай

6,00

 

Камни природные строительные и поделочные. Туф (поз. 232)

пв, пл, хоп.

Малорито - Брест

1,05

 

Горынь-Свислочь

2,80

 

Словечно-Бигосово

5,00

 

Семена (поз. 020-024)

кр., зерн.

Осиновка - Гудогай

6,00

 

Лесоматериалы круглые (поз. 081, 082)

пв., пл.

Осиновка -Гудогай

4,40

Пиломатериалы (поз. 091)

пв, кр., пл.

Осиновка -Гудогай

5,00

 

Удобрение жидкое комплексное "ЖКУ" (поз.436218); удобрения азотные жидкие (поз.433154); удобрения азотные КЦС-АМ жидкие (поз.433169)

цс

Осиновка - Гудогай

4,80

 

Брикеты железной руды (поз. 141035); железная руда (поз. 141139, 141143, 141158, 141162); железорудный концентрат (гематит) (поз. 141092); железорудные окатыши (поз. 141114)

пв, хоп., мин/в.

Езерище - Горынь

3,60

 

Езерище - Брест

3,50

 

Закопытье - Брест

3,50

 

Уголь каменный (поз. 161); кокс каменноугольный (поз. 171)

пв

Осиновка - Брузги/Лососна

4,80

 

Осиновка - Брест

5,70

 

Осиновка - Гудогай

3,70

 

Осиновка - Свислочь

4,40

 

Удобрения азотные (поз.433); калийные (по.434); фосфорные (поз.435), минеральные прочие (поз.436)

мин/в, кр.,хоп.,пв., зерн.

Заольша - Бигосово

2,10

 

Осиновка - Гудогай

3,60

 

Волокно хлопковое (поз.611)

кр.

Заольша - Бигосово

2,60

 

Зерновые и зернобобовые культуры (поз.011-018)

кр., зерн.

Осиновка - Гудогай

4,20

 

Закопытье - Гудогай

5,00

 

Чугун (поз.311), лом черных металлов (поз.316)

пл.,пв.,кр

Закопытье - Брест

6,50

 

Осиновка - Брест

6,50

 

Закопытье - Гудогай

4,40

 

Заольша - Бигосово

2,30

 

Осиновка - Гудогай

3,60

 

Сталь в слитках (поз.312), остальные черные металлы и прокат черных металлов (поз. 314, 315, 322, 324)

пл.,пв.,кр

Закопытье - Брест

7,00

 

Осиновка - Брест

7,00

 

Закопытье - Гудогай

4,60

 

Заольша - Бигосово

2,40

 

Осиновка - Гудогай

3,80

 

Ферросплавы (поз.313)

пл., пв., кр

Гудогай - Тереховка

6,30

 

Закопытье - Гудогай

5,50

 

Тереховка - Бигосово

9,30

 

Осиновка - Брест

8,00

 

Осиновка - Гудогай

4,30

 

Тара стеклянная (поз. 662)

кр.загрузка до 37 т

Брест -Осиновка

12,00

 

Брест-Закопытье

12,00

 

Примечание:

1.     Расчёт провозных платежей производится за действительную массу отправки, но не менее весовой категории, указанной в таблице 2 приложения 1 ТП СНГ.

2.     Ставки действуют, как по указанным маршрутам так и в обратном направлении

3.     Ставки по маршруту Горынь - Беняконе и в обратном направлении действуют только на перевозки грузов на/с станции Литовской , Калининградской железных дорог (включая порты)

4.    

Приложение Б

Станция назначения и номер поезда

Пассажирский поезд

Скорый поезд

общий

плацкарт

купе

общий

плацкарт

купе

СВ

Минск-Москва №26 (скорый) Брест-Москва №28 (скорый) Брест-Москва №396 (пассажирский)

23780

33140

52060

-

36610

57170

114950

Минск-Москва №2 "Белоруссия" (скорый)

-

-

-

-

-

79380

153240

Минск-Москва №4 "Минск" (скорый)

-

-

-

-

48710

79380

153240

Вильнюс-Москва №6 (скорый)

-

-

-

31260

51660

83020

150110

Москва-Минск №8"Русич" (скорый)

-

-

-

-

48740

87320/106430

175790/208780

Москва-Берлин №14 "Москва-экспресс" (скорый)

-

-

-

39290

-

87320/106430

175790

Москва-Прага №22 "Влтава" (скорый)

-

-

-

-

-

57170/76280

114950

Калининград-Москва №30 "Янтарь" (скорый)

-

-

-

39290

55690

87320/106430

153780/186770

Гродно-Москва №78 "Нёман" (скорый)

-

-

-

-

41820/55690

87320

131810

Брест-Москва №132 (скорый)

-

-

-

-

36610

57170

114950

Брест-С.-Петербург №50 (скорый)

-

-

-

-

40110

62490

-

Минск-С.-Петербург №52 "Звезда" (скорый)

-

-

-

-

40110/64570

62490/104140

203110

Львов-С.Петербург №390 (пассажирский)

-

37180

58520

-

-

-

-

Минск-Киев №76 (скорый)

-

-

-

-

25430

40600

81830

Адлер, Сочи-Брест № 378 (пассажирский)

-

82460

123170

-

-

-

-

Минск-Адлер, Сочи № 38 (скорый)

-

-

-

-

98090

152280

-

Брест-Волгоград №68 (скорый)

-

-

-

-

82560

126550

-

Евпатория-Минск №466 (пассажирский)

-

47820

75960

-

-

-

-

Минск-Евпатория №478 (пассажирский)

-

48780

77350

-

-

-

-

Минск-Ивано-Франковск №371 (пассажирсикй)

-

29450

46970

-

-

-

-

Минск-Кишинев №72 (скорый)

-

-

-

-

36470

57540

115660

Минск-Кисловодск №146 (скорый)

-

-

-

-

74900

116880

-

Гомель-Калининград № 385 (пассажирский)

-

37140

57850

-

-

-

-

Минск-Мариуполь №384 (пассажирский)

-

44440

70520

-

-

-

-

Минск-Мурманск №326 (пассажирский)

-

86280

132370

-

-

-

-

Минск-Одесса №94 (скорый)

-

-

-

-

44160

69880

-

Рига-Гомель (ч-з Полоцк) №387 (пассажирский)

33010

73320

95190

-

-

-

-

Минск-Симферополь №100 (скорый)

-

-

-

-

51550

81510

-

Симферополь-Минск №382 (пассажирский)

33320

47820

75960

-

-

-

-

Минск-Симферополь №476 (пассажирский)

-

46930

74510

-

-

-

-

Минск-Анапа №110 (скорый)

72080

111700

-

Гродно-Унеча № 392 (пассажирский)

18760

25810

40770

-

-

-

-

Минск-Челябинск № 414 (пассажирский)

-

98420

151600

-

-

-

-

Саратов-Берлин № 70 (скорый)

-

-

-

50290

69880

107180

215350

Свердловск-Брест № 46 (скорый)

-

-

-

-

103550

160310

-

Минск-Иркутск № 64 (скорый)

-

-

-

-

226130

345380

-

Брест-Новосибирск № 114 (скорый)

-

-

-

-

155220

240210

482220

Минск-Феодосия №486 (пассажирский)

-

46930

74510

-

-

-

-