Становление культуры России

Министерство образования Российской Федерации

Институт Сферы Социальных отношений

Тема:  Становление культуры России

Реферат по курсу культурологии

Студентки гр. ____________

Преподаватель к.п.н.

Москва, 2002г.

СОДЕРЖАНЕ:

  1. Введение
  2. Языческая культура древних славян
  3. Принятие христианства – переломный момент в истории Русской культуры
  4. Культура Киевской Руси.
  5. Список используемой литературы

1. Введение

Отечественная культура на протяжении всех веков ее формирования неразрывно связана с историей России. Наше культурное наследие складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.

Особенности формирования российской культуры видятся в таких основных факторах: необходимость освоения огромного географического пространства, на котором соединялись и взаимодействовали многочисленные этнические группы и народности; утвержденные православия как особой ветви христианства, сосредоточенной на духовности,  приверженности устоявшимся традициям; длительная временная изолированность развития от западноевропейских  цивилизационных процессов и напряженная борьба  за преодоление такой замкнутости; превалирование идеи приоритета государственными на личностными интересами, подчинение интересов личности интересам государства.

Чтобы наглядней представить сказанное, рассмотрим основные этапы формирования отечественной культур от VI века, когда наша национальная культура, приобрела завершенные формы.

2. Языческая культура древних славян

На ранних этапах развития природы страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В О. Ключевский отметил равнинность, обилие речных путей на Восточо-Европейсккой равнине, которые облегчали грандиозные процессы колонизации племен, предопределили особенности и развитие хозяйственной  деятельности народа. Но природа  не охраняла общество от чужеродных вторжений.

С V века до н. э. на северном побережье Черного моря греки основали колонии, привлекая местных жителей на свои рынки, подчиняя их своему культурному влиянию. Торговля сблизила греков и туземцев. Создавались смешанные поселения. В раскопках найдены предметы греческого искусства, сделанные греческими мастерами по заказу варваров, таким образом греческое искусство служило вкусом местных жителей – скифов – иранской ветви арийского племени. Затем вместо скифов в южной Руси оказываются сарматы, аланы – иранские кочевники. Наступает упадок греческих городов и одновременно некоторый подъем культуры скифов-пахарей. Но не какие катастрофы не уничтожили культурных достижений Преднепровья. Когда с ростом Римской державы изменилась карта мира и Римские города-крепости распространились по Приазовья, Приднепровье оказалось подготовленным к восприятию элементов римской культуры. Носителем культуры этого пеериода было ранее славянское наследие. С VI  века и на протяжении целого тысячелетия южные степи Руси были предметом спора пришлых племен с Востока.

Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен. Латинские и византийские писатели   VI – VIII веков говорят о двух ветвях славян – антах и славянах. Начался новый период в истории восточных славян. Он подводит к объяснению блестящей культуры, без перерыва ведущей в Киевское время.

Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о в собственной и достаточной степени определявшей культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю,  заметные успехи в области материальной культуры: знали секреты обработки  металла, земледельческие орудия. У них были выработаны известные представления о земельном и загробном мире, сложились строго соблюдаемые ритуалы, и когда завершился процесс этногенеза, формирование древнерусской народности, эти культурные достижения прошлого не были забыты.

Древнерусская (российская)  культура не является чисто славянской. Древнерусская народность складывалась в смешении нескольких субэтических компонентов. Она зарождалась как общность, образуемая из соседних трех хозяйственно технологических регионов – земледельческого, скотоводческого, промыслового. Тех типов образа жизни – оседлового, кочевого, бродячего; в смешение нескольких этических потоков – славянского, балтийского, финно-угорского с заметным влиянием германского, тюркского, северокавказского, в пересечении влияния нескольких религиозных потоков. Таким образом, на основной территории Древнерусского государства мы не можем говорить о численном пребывании славян в этногенезе. Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает сомнений, - это язык.

В VI – IX веках идет процесс интенсивного развития народов населявших, Восточно-европейскую равнину. Пашенное земледелие вытесняет подсечное, выделяется ремесло, завязываются тесные культурные связи с Византией, Востоком, Западной Европой. Усиленно развивается торговля, которая велась значительными капиталами (о чем свидетельствовали клады арабских монет, рассказы арабских писателей). В торговле с Востоком большое значение имели контакты с хазарами, которые открыли славянам безопасный путь в Азию, познакомили с религиями Востока.  Успешно развивалась торговля с Византией. К X веку сложились определенные формы и традиции торговых соглашений. Об этом свидетельствуют договоры подписанные князьями Олегом и Игорем с греками. Они были составлены на двух языках – русском и греческом. Это подтверждает то, что письменность у славян появилась задолго до принятия христианства, а также то, что появился первый свод законов «Русской правды» складывалось и законодательство. В договорах упоминалось о «Законе русском», по которому жили славяне. Под именем «руссов» славяне торговали с Западной Европой.

С древнейших племен рядом с земледелием и скотоводством население Древней Руси успешно занималось торговлей. При таком условии можно предположить раннее существование городов, уже в III – VIII веках. Летопись не приводит время их появления. Они были «изначала» - Новгород, Полоцк, Ростов, Смоленск, Киев все на речных торговых путях. Города являлись не только пунктами племенной обороны и культа. К XI века – они центры культурной, политической жизни, ремесленного производства.  С появлением частной собственности, богатых земледельцев, возникают грады, хоромы (замки). В скандинавских сагах IX века Древняя Русь называется «Гардариком» – страной городов. Формирующая культура Древней Руси была городской. Таким образом, до второй половины XI века, до образования государства, восточные славяне уже имели значительную историю, успели достигнуть заметных успехов в области материальной культуры, которая являлась основой общественной жизни.

Центральное место в культуре этого периода занимала языческая религия. Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. Религиозные взгляды древних славян отражало мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религией других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В  центре ее находилась природа, к которой приспосабливается коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.

На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов, которых надо было умилостивить, чтобы они не вредил человеку, помогали в трудовой деятельности. Славяне поклонялись Матери – Земле, довольно развиты были водяные культуры. Они считали воду стихией, из которой образовался мир. Славяне населяли ее различными божествами – русалками, водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи, их считали жилищами богов. Почитались бог солнца – Даждьбог, бог ветра – Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слово о полку Игореве» называет русских народ «Даждьбоговыми внуками».

На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожениц – богинь плодородия. Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом – допускалось, что они продолжают жить но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связь с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело. Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.

На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога громовержца Перуна. В договорах X века с греками русские князья клялись двумя богами: дружинным – Перуном (в последствии княжеским богом), а купцы – Велесом – богом скота (в последствии богом богатства и торговли). У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т.е. организованной упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том, чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождалось языческим ритуалам, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне, довольно власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей (амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве – на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.

Славяне строили многокупольные деревянные языческие храмы. Но их храм был скорее местом хранения предметов поклонения. Обряды же сопровождались произнесением заговоров, заклинанием, пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах, элементами театрализованных действий. Византийские историки упомянули о трех музыкантах, захваченных в VI веке в плен по пути в Хазарию, куда шли в качестве послов своего князя. Пленные славяне сообщили, что они не умеют владеть оружием, а только умеют играть на своих  инструментах. Это сообщение свидетельствует о привилегированном, почетном положении древних музыкантов. Выполнять дипломатические поручения могли люди, облеченные доверием. Такое совмещение функций было широко распространено в Западной Европе. В феодальной Руси этот обычай некоторое время еще будет сохранен.

В связи с потребностью внутреннего определения княжеский бог Перун становится богом общегосударственным. В славянском пантеоне были и боги не славянского происхождения. Финская богиня Мокош, бог солнца народов Востока – Хорос. В результате обычные межплеменные конфликты получили закрепление в религиозной сфере. В 980 году Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой – славяне разнообразных богов в едином пантеоне. Но она потерпела неудачу. Очень рано к славянам проникли языческие религии соседних народов. Они были знакомы и с другими вероисповеданиями: индуизмом, католицизмом, православием. С ними Русь познакомилась, постоянно общаясь с Хазарами, народами Средней Азии, Византией Европой. Таким образом, геополитическое пространство Древней Руси находилась на стыке различных миров. Население Руси было под мощным влиянием разнонаправленных цивилизационных факторов, прежде всего христианского и мусульманского. Древняя Русь развивалась аналогичной Западной Европы и подошла одновременно с ней к рубежу образования раннефеодального государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс. Киевское государство строилось на основе западного института  вассалитета, который включал понятие свободы. Главную и широкую основу для вхождения в европейское сообщество создавало принятие христианства. Крещение Руси стало переломным рубежом в истории и культуре.  

3. Принятие христианства – переломный момент в истории русской культуры.

Несущим элементом любой культуры является религия. Это не просто вера в сверхъестественное, или система идей, верований, представлений о человеке, его месте в мире. Русь времен Владимира стала государством, переросла языческие верования, была окружена народами, имеющими свои письменность, развитие религии. Она хотела войти в этот мир. Принятие христианства от Византии было подготовлено всей предыдущей историей Руси.

Сведения о проведении христианства в Приднепровье восходят к I веку н.э. и в преданиях связаны с именем Андрея Первозвоного, Апостол якобы поставил крест на месте будущего Киева, предсказав что, тут возникнет «град велик». В источниках содержатся сведения о крещении княгини Ольги, о существовании в период ее властвования христианских храмов. Таким образом, проповедь христианства существовала издавна, хотя христианство еще не стало господствующей религией. Русь официально приняла христианство в 988 году, в акте знаменитого крещения на Днепре жителей Киева. Смена веры на Руси произошла без иностранного вмешательства. Это было ее внутренним делом. Она сама сделала свой выбор. Большинство ее соседей  приняло христианство из рук миссионеров и крестоносцев.

Выбор восточной ветви христианства – православия – был определен рядом причин, внутренних и внешних. В этот период формулировалось необходимость этнокультурного объединения всех земель. Язычество должно было уступить место новой религии, так как оно отражало демократический быт древнеславянского общества, исчезающей под натиском общегосударственного феодализма. Решающим фактором обращения к религиозно – идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киева и Константинополя. В системе Византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение, зависело от  императора. Это соответствовало политическим устремлением князя Владимира. Для него было важным, чтобы крещение и связанное с этим заимствование  византийской культуры не лишило Руси ее самостоятельности. Несмотря на то, что православную церковь возглавил византийский патриарх и император, Русь была вполне суверенным государством. На это и были направлены реформы Владимира, имевшие целью изменение культурных основ Киевской Руси. И еще один момент привлек его. Христианство по православному образцу не связанно богословие языковыми канонами. В католицизме богослужение проходило на латинском языке. Киев защищал национальное  богослужение, делая упор на возвеличивание славянского языка до уровня божественного. Византийская церковь разрешила отправление религиозного культа на национальном языке.

Христианство, заимствованное от греков и в то же время не отмежеванное полностью от Запада, в конечном счете, оказалось ни Византийским, ни Западным, а русским. Это обрусение христианского верования и церкви рано началось и шло в двух направлениях. Первое – борьба за свою национальную церковь в верхах. Греческие митрополиты встретились на Руси с тенденцией самобытности. Первые русские святые были возвеличены по причинам политическим,  не имеющим отношения к вере, вопреки мнению грека – митрополита. Вторая струя шла из народа. Новая вера не могла вытеснить то, что было частью самого народа. Рядом с христианской верой, недостаточно крепкой в народе, были живы культы старых богов. Складывалось недоверие, а новая синкретическая вера как результат обрусения христианства. Христианство было своеобразно усвоено русскими, как и все что попадало из вне.

Как повлиял выбор христианства на русскую историю и культуру? В период X – XIII веков происходи сложный психологический слои языческих верований и становление христианских представлений. Процесс смены духовных и нравственных приоритетов всегда труден. На Руси он происходил не без насилия. На смену жизнелюбивому оптимизму язычества шла вера, которая требовала ограничений, строгого выполнения нравственных норм. Принятие христианства означало изменение всего строя жизни. Теперь центром общественной жизни стала церковь. Она проповедовала новую идеологию, привела новые ценностные ориентиры, воспитывало нового человека. Христианство делало человека носителем новой морали, основанной на культуре совести, вытекающих  из евангельских заповедей. Христианство создавало широкую основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Исчезла граница между русом и славянином. Всех объединяла обща духовная основа. Произошла гуманизация общества. Русь была включена в европейский христианский мир. С этого времени она считает себя частью этого мира, стремится играть в нем видную роль, всегда сравнивать себя с ним.

Христианство оказало влияние на все стороны жизни Руси. Понятие новой религии помогло установить политические, торговые, культурные связи со сторонами христианского мира. Оно способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Но необходимо учитывать специфический «слободской» характер русских городов, где основная масса населения продолжала заниматься сельскохозяйственным производством, в незначительной мере дополнено ремеслом, а собственно городская культура сосредоточилась в узком кругу светской и церковной аристократии. Этим можно объяснить поверхностный, формально-образный уровень христианских русских мещан, их невежественность в религиозных элементарных верованиях, наивное истолкование основ вероучения, столь удивлявшее европейцев, посещавших страну в середине века и в более позднее время. Опора власти на религию как на социально-нормативный институт, регулирующий общественную жизнь, сформулировала особый тип  русского  массового православия – формального невежественного, часто систематизированного с языческой мистикой.

Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры, искусства, появились первые летописи, школы, где обучались люди различных слоев населения. То, что христианство было принято в восточном варианте, имело и иные последствия, появившейся в исторической перспективе. В православии слабее, чем в западном христианстве, была выражена идея прогресса. Во времена Киевской Руси это еще не имело большого значения. Но по мере того, как ускорялись темпы развития Европы, ориентация православия на иное, понимание целей жизни сказывалось существенно. Европейского типа установка на преобразующую деятельность была сильна на первых этапах истории, но она была трансформирована православием. Русское православие ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Это способствовало развитию такого феномена, как духовность. Но при этом православие не давало стимулов для социального или общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности. Ориентация на Византию означала и отторжение от латинского, греко-римского наследия. М. Грек предостерегал от перевода трудов западных мыслителей на русский язык. Он считал, что это может нанести ущерб истинному христианству. Особенной хуле подвергалась эллинистическая литература, которая вообще не имела отношения к христианству. Но полностью отрезанной от античного наследия Русь не была. Влияние эллинизма, вторичное, складывалось через византийскую культуру. Оставили свой след колонии в Причерноморье, велик был  интерес и к античной философии.

В течение длительного времени, до XIX века, христианство остается доминантной культуры. Оно будет определять стиль, манеры, образ мыслей и чувств. Складывалось своеобразное отношение церкви и государства. Государство взяло на себя и церковные задачи. Церковь стала орудием централизации государства, создавала идейные основы самодержавия. Организационные особенности церкви способствовали культурной замкнутости страны. В России усилился традиционализм. Здесь не было реформации – альтернативы православию. С периода Московского царства нарастает культурное отсутствие от Западной Европы.

4. Культура Киевской Руси.

К XII-XIII векам древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений – успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны научно – технические открытия, в том числе создание цилиндрического замка, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно – практического толка развивались, укреплялись, передавались из поколения в поколение.

В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры  запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной  земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X веку относится возникновение нового эпического жанра – героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины – это устные произведения о пролом. В их основе лежат реальные эпические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. В народной памяти былинный эпос сохранился до  XX века.

Значительным культурным переворотом было введение единой письменности, так как язык является несущим элементом культуры. Русский язык – один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития. В  VII – VIII  веках можно предположить существование восточнославянских диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык. Он сформировался в XI – XIV веках. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературы. Славянская азбука была представлена греками Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народом, простым, ясным языком. Этому языку не страшны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами, оборотами не теряя своего национального облика.

Славянская письменность, литература XI – XII веках достигла своего расцвета.  За менее чем 150 лет Русь  прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения «Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народного говоров прочно внедрились на всей территории Руси. От севера до юга  в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык.

Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.

После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства, которое видело в народных традициях проявление язычества. Но в сознании народа, большинства князей аскетическое отрицание плотских радостей вызывало противодействие. С XI века в литературных памятниках встречается упоминание о скоморохах. Это были актеры сочетавшие черты потешника, драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Со своими «бесовскими» песнями и плясками они были любимы и при дворе князя и в крестьянской избе. Помимо скоморохов любимым зрелищем народа были игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом всех веселых зрелищ. «Смеховая культура» сохранялась в традиции этих праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в народную культуру, вытесняя  язычество, перемешиваясь с ними.

От XI – XII веков дошло 80 духовных и светских книг. Древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах – притчи, жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказания о Борисе и Глебе»). К первой половине XI века относится истоки философской культуры. Их связывают с религиозно – философским произведением «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Иллариона.

Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история. Тема – смысл человеческой жизни. Многотомные великие Четьи – Мани (то есть чтения, расположение по месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы «хождения» (описания путешествий) – все это свидетельствовало о чувстве величия мира древнерусским человеком. Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII века она не знает почти условных персонажей. Имена действующих лиц исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении, проповеди светской жизни, ведении русской культуры в мировую христианскую культуру.

Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства по заказам государства, князей в городах начинается каменное строительство. Русь оставила нам величественные памятники древнего зодчества: Богородицу Десятинную (Десятинную церковь, построенную  в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы уменьшенное отображение мироустройства. Внимания к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба – куполом. Все центральное пространство храма в плане образовывало крест.

Особенность зодчества Киевской Руси проявилось, с одной стороны, в следовании византийскими  традициями ( в начале и мастера были преимущественно греки), с другой стороны – сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви – Десятинной – наметились такие не характерные  для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность – это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой, необходимым элементом украшения были иконы. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но, где бы, не обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII веке русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, не известные  в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси.

В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и укреплении связей между разозленными землями играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым они стремились следовать. Возникли местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие, Образование местных школ способствовало сближению искусства получили самостоятельное развитие. Образование  местных школ способствовало сближению искусства народного и « ученого», более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса. В середине XII века во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитровского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигнуто церковно-певческое искусство.

В XIII – XIV веках крупнейшим центром  древнерусской культуры становится Новгород. Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса – Садко  - бедный гусляр, певец – становится первым в городе купцом. Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства.

Наряду с наличием общих с Европой тенденцией в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей ее формирования связанных со спецификой социальных процессов. Своеобразно шел процесс классоборазования. Приобрела сводная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они центры ремесла, торговли. На Руси – соотношения личности и общества – разрешалась в пользу коллектива.

К середине XII века Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства. Но на Руси этого не случилось, потому что с XII века возникла опасность с Востока – монголо – татарское нашествие, а с Запада – интервенция Литвы, Швеции, требовавших  смены вероисповедания, принятие католичества. Юго-западные земли Руси, оказались в составе Великого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе земли Руси, оказавшись в составе Великого Литовского княжества, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе своеобразно развивался Новгород. Церковь здесь была самостоятельной, верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем на западе появились реформаторские тенденции, и даже атеистические настроения. Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с Востока республика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за независимость прославился князь Александр Невский. Своей гибкой политикой уступок Золотой Орде он сопротивляется наступлению катастрофы. В 1478 году Новгородская республика пала под ударами великого московского князя Ивана III. Исчез последний островок, имевший европейский тип развития.

В целом, древнерусская цивилизация киевского периода по своим типологическим чертам мало отличается от раннефеодальных цивилизаций Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностей ориентаций. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней  Руси. В первые века Киевская Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики.

5. Список используемой литературы

Ахиезер А.С.: критика исторического опыта. Т1 – 3 М., 1991.

Бердяев Н.А. Душа России. В кн.: Русская идея – М., 1991.

Византия и Русь. – М., 1991.

Греков Б.Л. Из истории культуры Древней Руси. – М.-Л., 1944.

Ключевский В.О. Краткий курс русской истории