Статус депутатов местных Советов и формы их работы

БЕЛОРУССКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ

Курсовая работа по предмету муниципальное право

Тема: «Статус депутатов местных Советов и формы их работы»

Подготовил: студент 2 курса

3 группы Кузьменок П.В.

Проверил: Куневич Г.Г.

Минск 2002

План:

Ведение. (стр.3)

                                                     I.      Понятие статуса депутата. (стр.4)

                                                 II.      Императивный и свободный мандат. (стр.17)

                                             III.      Формы работы депутата в Совете и избирательном округе. (стр.19)

Вывод.(стр.30)

Список используемой литературы. (стр.32)

Ведение

Данная проблема  статуса депутата, которую я рассматриваю в курсовой работе, является важной темой в процессе формирования муниципальных органов на местах. Взаимодействие депутатов с население и решение вопросов является главной целью создания Советов депутатов. Эффективное взаимодействие электората и депутата помогает всё более улучшать процесс демократизации всего общества. Вынесенные в курсовой работе проблемы позволят лучше и более углубленнее взглянуть на систему местных органов, выявить их неточности и на этом основании способствовать улучшению их взаимодействия. Проблема демократизации нашего общества состоит из многих факторов, но одним из самых важных является эффективное взаимодействие депутата и населения, ведь именно от этого  зависит во многом  успешное решение  бытовых, городских, и государственных проблем.

Понятие статуса депутата.

В соответствии с законом «О статусе депутата» выборное должностное лицо местного само­управления — это должностное лицо, избранное населением не­посредственно или представительным органом местного само­управления из своего состава и наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение воп­росов местного значения. Наиболее яркими представителями выборных должностных лиц местного самоуправления явля­ются главы муниципальных образований и депутаты предста­вительных органов местного самоуправления.

Депутат - это избранное лицо, уполномоченное представ­лять в выборном органе местного самоуправления интересы населения1. Депутат обладает следующими особенностями: это выборное лицо; он представляет интересы населения соот­ветствующей территории; он представляет соответствующий представительный орган перед населением.

В законе закреплено, что срок полномочий депутата, члена вы­борного органа местного самоуправления, выборного должно­стного лица местного самоуправления не может быть меньше двух лет. Установленный срок полномочий не может быть из­менен в течение текущего срока полномочий.

 Полномочия де­путата, члена выборного органа местного самоуправления, на­чинаются со дня его избрания и прекращаются с момента на­чала работы выборного органа местного самоуправления ново­го состава. Полномочия выборного должностного лица мест­ного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица. Следует обратить вни­мание,

1 Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. С. 150—151. 187

что сроки полномочий депутата и срок полномочий представительного органа могут не совпадать. Как правило, срок полномочий выборного лица местного самоуправления составляет 4 года.

Глава муниципального образования, депутат, член выбор­ного органа местного самоуправления, другие выборные долж­ностные лица местного самоуправления в соответствии с уста­вом муниципального образования могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Как правило, формами деятельности депутата представи­тельного органа местного самоуправления являются: участие в заседаниях представительного органа местного самоуправле­ния; участие в работе комитетов, комиссий, рабочих групп, создаваемых представительным органом местного самоуправ­ления; участие в выполнении поручений представительного органа местного самоуправления; обращение с депутатским запросом; работа с избирателями. Депутатская деятельность может осуществляться также в иных формах, предусмотрен­ных действующим законодательством, уставом муниципально­го образования и регламентом представительного органа мест­ного самоуправления.

В целях эффективного осуществления своих полномочий депутат имеет право:

• участвовать в рассмотрении любых вопросов, затрагива­ющих интересы избирателей, в органах местного самоуправле­ния, на предприятиях, в учреждениях и организациях, находя­щихся на территории муниципального образования;

• осуществлять по поручению представительного органа местного самоуправления контроль за исполнением решений, принятых представительным органом местного самоуправле­ния;

• проверять по поручению представительного органа ме­стного самоуправления, а также по собственной инициативе с привлечением соответствующих должностных лиц местного самоуправления, общественных объединений сведения о нару­шении прав и законных интересов граждан, предприятий, уч­реждений и организаций;

• осуществлять контроль за рассмотрением предложений, заявлений и жалоб, направленных им в органы местного само­управления предприятий, учреждений и организаций, прини­мать личное участие в их рассмотрении;

• проводить собрания избирателей округа, встречи с тру­довыми коллективами и местными общественными организа­циями;

• участвовать в работе различных объединений избирате­лей, органов общественного территориального управления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военно­служащих по воинским частям.

Реализация указанных прав осуществляется в соответствии с действующим законодательством и с учетом правил и норм внутренней деятельности, установленных на предприятиях, в учреждениях и организациях. Глава муниципального образова­ния, выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования наделя­ются собственной компетенцией по решению вопросов мест­ного значения.

Если брать в пример опыт других зарубежных законодательств, то в соответствии с новосибирским областным Законом "О статусе депутата представительного органа местного самоупра­вления в Новосибирской области" депутат обладает следую­щими обязанностями:

• регулярно поддерживать связь с избирателями своего округа;

• принимать меры по обеспечению прав, свобод и за­конных интересов своих избирателей, рассматривать посту­пившие от них предложения, заявления и жалобы, способст­вовать в пределах своих полномочий правильному и своевре­менному решению содержащихся в них вопросов; вести при­ем граждан; изучать общественное мнение; вносить предложения в представительный орган местного самоуправления, а при необходимости в другие государственные органы, ком­мерческие и некоммерческие организации и общественные объединения;

• информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой инфор­мации;

• не менее одного раза в год отчитываться о своей работе перед избирателями округа; для проведения отчетов и встреч с избирателями депутату предоставляются служебные помеще­ния на безвозмездной основе;

• соблюдать правила этики; ответственность за наруше­ние норм депутатской этики устанавливается представитель­ным органом местного самоуправления;

• участвовать в работе сессий представительного органа местного самоуправления;

• лично участвовать в работе комитета или комиссии, членом которой он является¹.

В своей деятельности депутат обладает значительными га­рантиями, которые представляют совокупность организацион­ных, материальных, социальных и иных механизмов, форм или способов обеспечения реализации депутатских обязанно­стей. В законе Рязанской области "О статусе депутата предста­вительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования и выборных лиц местного самоуправле­ния"² закреплены следующие гарантии.

• Депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым представительным органом мест­ного самоуправления, а также комиссией, рабочей группой и другим формированием, созданным данным органом

¹ Новосибирский областной закон от 16 марта 1998 г. № 3-03 //Совет­ская Сибирь. 1998. 24 марта.

² Закон Рязанской области от 19 июня 1996 г. (в ред. от 15 апреля 1998 г.) //Приокская газета. 1996. 31 июля.

• Депутат, группа депутатов представительного органа ме­стного самоуправления имеют право на внесение депутатско­го запроса к любым структурам местного самоуправления, действующим на самоуправляющейся территории, или к их должностным лицам, руководителям общественных объедине­ний, предприятий, учреждений, организаций, к командова­нию войсковых частей, расположенных на территории муни­ципального образования, а также к органам государственной власти области по вопросам, входящим в их компетенцию. За­прос вносится на заседание представительного органа местного самоуправления в письменной форме. Орган или должно­стное лицо, к которому обращен запрос, должны дать на него ответ в устной (на заседании представительного органа мест­ного самоуправления) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения или в иной, более поздний срок, установленный представительным органом местного са­моуправления.

• По вопросам своей деятельности депутат, глава муници­пального образования, выборные должностные лица местного самоуправления пользуются правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами органов местного самоуправления, общественных объединений, пред­приятий и организаций, лицами начальствующего состава во­инских формирований, расположенных на данной территории муниципального образования.

    • Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления в установленном порядке обеспечиваются документами, принятыми органами местного самоуправления данного муниципального образова­ния, другими информационными и справочными материала­ми, а также документами, официально распространяемыми областной Думой и администрацией области.

• Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления имеют преиму­щественное право выступать по вопросам их деятельности в средствах массовой информации, действующих на территории муниципального образования, учредителем или соучредителем которых является орган местного самоуправления, а также в средствах массовой информации, полностью или частично финансируемых за счет местного бюджета. При этом матери­алы выступления, представляемые депутатом по поручению представительного органа местного самоуправления, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой информации в срок, согласованный с депу­татом, но не позднее 15 дней после обращения. Редактирова­ние представленных депутатом материалов без его согласия не допускается.

• Все органы местного самоуправления, общественные объединения, а также предприятия, учреждения и организа­ции, расположенные на территории муниципального образо­вания, должностные лица, к которым обратился депутат пред­ставительного органа местного самоуправления по вопросам, связанным с его депутатской деятельностью, обязаны в двух­недельный срок со дня получения обращения дать депутату ответ или представить запрашиваемые им документы или сведения с учетом федерального законодательства о государствен­ной тайне. Все органы местного самоуправления, обществен­ные объединения, а также предприятия, учреждения, органи­зации, расположенные на территории муниципального обра­зования, должностные лица, к которым обратились глава му­ниципального образования, выборные должностные лица ме­стного самоуправления, обязаны в двухнедельный срок со дня получения обращения или предложения дать ответ или пред­ставить запрашиваемые документы или сведения с учетом фе­дерального законодательства о государственной тайне.

• Депутаты, главы муниципальных образований, выбор­ные должностные лица местного самоуправления на террито­рии муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, аресто­ваны, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора Рязанской области.

• Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления имеют право на отсрочку от призыва на военную службу и военные сборы на срок их полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе".

• Освобождение депутата от выполнения производствен­ных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления о вызове в предста­вительный орган местного самоуправления. При этом требова­ние каких-либо других документов не допускается. Официаль­ное уведомление депутата о вызове в представительный орган местного самоуправления служит основанием для выплаты ему средней заработной платы (денежного содержания) за весь пе­риод освобождения от выполнения производственных или слу­жебных обязанностей по месту основной работы.

• Депутату, работающему на постоянной основе, для осу­ществления депутатской деятельности предоставляется в зда­нии органа местного самоуправления служебное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и необходимой орг­техникой.

• Срок полномочий депутата представительного органа местного самоуправления, работающего в данном органе на постоянной оплачиваемой основе, время работы на должности главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления засчитываются в общий и не­прерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности, а также в стаж, исчисляемый для предоставле­ния льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной и муниципальной службе. При этом непрерыв­ный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу или службу в течение одного года после прекращения полномочий, если иное не предусмотрено федеральным зако­нодательством. Депутату, выполнявшему депутатские обязан­ности на постоянной оплачиваемой основе, а также главе му­ниципального образования и выборному должностному лицу по окончании их полномочий предоставляется прежняя рабо­та (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная ра­бота (должность) по предыдущему месту работы или с его со­гласия на другом предприятии, в учреждении, организации. Депутат представительного органа местного самоуправления, не работающий на постоянной основе, не может быть освобо­жден от должности или переведен на нижеоплачиваемую должность на постоянном месте работы без согласия предста­вительного органа местного самоуправления.

• Размер денежного вознаграждения депутата, работаю­щего в представительном органе местного самоуправления на постоянной оплачиваемой основе, главы муниципального об­разования, выборных должностных лиц местного самоуправ­ления определяется представительным органом местного са­моуправления в соответствии с действующим законодательст­вом. Дополнительные расходы, связанные с депутатской дея­тельностью, возмещаются за счет местного бюджета предста­вительным органом местного самоуправления по представле­нии соответствующих документов. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность возме­щения иных расходов, связанных с деятельностью депутатов, главы муниципального образования, выборных должностных лиц местного самоуправления.

• По решению представительного органа местного само­управления жизнь и здоровье депутата, главы муниципально­го образования, выборных должностных лиц местного самоуп­равления могут подлежать страхованию за счет местного бюд­жета. Органы страхования выплачивают страховые суммы в случае: гибели (смерти) депутата, главы муниципального обра­зования, выборных должностных лиц местного самоуправле­ния, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных по­вреждений или причинения иного повреждения их здоровью в период осуществления ими их полномочий; причинения депу­тату, главе муниципального образования, выборному должно­стному лицу местного самоуправления в период осуществле­ния ими их полномочий увечья или иного повреждения здо­ровья, как не повлекших стойкой утраты трудоспособности, так и повлекших стойкую утрату трудоспособности.

• Депутату представительного органа местного самоупра­вления, работающему на постоянной основе, главе муници­пального образования, выборным должностным лицам предо­ставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительно­стью 24 рабочих дня и дополнительный отпуск в соответствии с положением, разработанным и принятым представительным органом местного самоуправления.

• Депутат, глава муниципального образования, выборные должностные лица местного самоуправления на территории му­ниципального образования пользуются правом бесплатного про­езда водным, железнодорожным и автомобильным транспортом и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исклю­чением такси, а также правом внеочередного приобретения про­ездных документов. Порядок бесплатного проезда, связанных с ним расчетов с транспортными организациями, а также условия использования депутатом, главой муниципального образования, выборным должностным лицом личного автотранспорта в связи с осуществлением ими своей деятельности определяются пред­ставительным органом местного самоуправления.

• В случае досрочного прекращения деятельности пред­ставительного органа местного самоуправления на депутата распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные действующим трудовым и пенсионным законодательством Российской Федерации при ликвидации предприятий.

• Глава муниципального образования, выборные должно­стные лица местного самоуправления продолжают получать на­значенную им заработную плату (с учетом индексации) до уст­ройства на новое место работы в течение одного года после ос­вобождения их от должности в следующих случаях: после окон­чания срока полномочий и при не избрании на должность на новый срок полномочий; при упразднении должности; после удовлетворения заявления о добровольной отставке, если они проработали в этой должности не менее одного года.

Аналогичные гарантии депутатской деятельности закрепле­ны практически во всех региональных законах о статусе депу­татов представительных органов местного самоуправления. Если глава муниципального образования избран из числа де­путатов представительного органа местного самоуправления, то на него автоматически распространяются все гарантии де­путатской деятельности. Сложнее обстоит дело с главами му­ниципальных образований, избираемыми населением. Необ­ходимо дополнительно регулировать этот вопрос, ибо на сего­дняшний день он отрегулирован недостаточно.

В Законе Рязанской области "О статусе депутата предста­вительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования и выборных лиц местного самоуправле­ния" по-разному регулируется вопрос о досрочном прекраще­нии полномочий, депутатов, глав муниципальных образований и иных выборных лиц местного самоуправления.

Полномочия главы муниципального образования, выбор­ных должностных лиц местного самоуправления могут быть прекращены досрочно в случаях: письменного заявления главы муниципального образования, выборного должностно­го лица местного самоуправления о сложении полномочий;

выезда главы муниципального образования, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянное жительство и работу за пределы территории муниципально­го образования; утраты главой муниципального образования, выборным должностным лицом местного самоуправления гражданства Российской Федерации; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, яв­ляющегося главой муниципального образования, выборным должностным лицом местного самоуправления; признание гражданина, являющегося главой муниципального образова­ния, выборным должностным лицом местного самоуправле­ния, недееспособным решением суда, вступившим в закон­ную силу; смерти главы муниципального образования, вы­борного должностного лица местного самоуправления; из­брания или назначения на должность, занятие которой несо­вместимо с выполнением полномочий главы муниципально­го образования, выборного должностного лица местного са­моуправления; реорганизации или ликвидации муниципаль­ного образования; других случаях, установленных уставом муниципального образования.        

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в тех же случаях; но, кроме того, еще по двум причинам: при избрании депу­тата в иной представительный орган местного самоуправле­ния или представительный орган государственной власти; при отзыве депутата избирателями. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается на заседа­нии представительного органа местного самоуправления. Полномочия прекращаются с момента принятия указанного решения.

В республике Беларусь прекращение полномочий депутата наступают : Полномочия депутата прекращаются досрочно по решению соответствующего Совета в связи:

с избранием или назначением депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением депутатских полномочий; с личным заявлением депутата ввиду обстоятельств, препятствующих выполнению полномочий, либо по иным личным мотивам;

с признанием результатов выборов недействительными;

со вступившим в законную силу обвинительным приговором суда в отношении лица, являющегося депутатом;

с прекращением гражданства Республики Беларусь;

с признанием его судом недееспособным;

с несогласием его в течение трех месяцев оставить работу, не совместимую с обязанностями депутата местного Совета;

с отзывом депутата в установленном законом порядке как не оправдавшего доверия избирателей,

в невыполнении предусмотренных законом депутатских обязанностей, нарушении Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, совершении действий, дискредитирующих депутата.¹

Законом Иркутской области от 14 декабря 1996 г. № 52-03 "О временном порядке приостановления полномочий главы местного самоуправления" предусмотрено, что полномочия главы местного самоуправления могут быть приостановлены на период решения вопроса о наличии или отсутствии основа­ний для досрочного прекращения его полномочий.

Основаниями приостановления полномочий главы местного самоуправ­ления являются: привлечение к уголовной ответственности; систематическое неисполнение служебных обязанностей по неуважительной причине. Решение о приостановлении полно­мочий главы местного самоуправления принимается губерна­тором области по соглашению с представительным органом местного самоуправления на срок не более 6 месяцев. На пе­риод приостановления полномочий главы местного самоупра­вления представительный орган местного самоуправления на­значает из своего состава исполняющего обязанности главы местного самоуправления. В исключительных случаях, когда данный вопрос представительным органом местного самоуп­равления не может быть решен самостоятельно, решение о на­значении исполняющего обязанности главы местного самоуп­равления принимается губернатором области по согласованию

¹  Закон  «О статусе депутата местного совета депутатов Республики Беларусь»

 с представительным органом местного самоуправления.¹

Сама деятельность депутата, должное исполнение им  своих обязанностей непосредственно зависит  и от самого мандата депутата, который оказывает существенное влияние на выполнение возложенных  на депутата задач.

¹ Ведомости законодательного собрания  Иркутской области. 1997. №5

Императивный и свободный мандат депутата.

В соответствии с законодательством мандат депутата может быть двух видов: императивный и свободный. Сущность императивного мандата заключа­ется в том, что депутат обязан выполнять волю избирателей; свободный же мандат предоставляет возможность депутату действовать по своему усмотрению. В современной трактовке императивного мандата выделяют три его главных элемента: наказы избирателей, отчеты депутатов перед избирателями и право избирателей на досрочный отзыв депутатов, не оправ­давших их доверия¹.

В настоящее время депутаты полу­чают свободный мандат и в своих действиях ничем, кроме со­вести и Закона, не связаны. Думается, что на местном уровне целесообразно введение некоторых элементов императивного мандата, например института отзыва. В целом вводить импе­ративный мандат представляется нецелесообразным, так как он обладает рядом недостатков;

• императивный мандат предусматривает обязательность воли избирателей, но избиратели высказываются далеко не по всем вопросам, в решении которых участвует их депутат;

• выражая свою волю, давая наказ, избиратели могут не располагать сведениями о каких-то объективно существующих обстоятельствах, влияющих на формирование общественного мнения (например, о наличии денежных или материальных ресурсов), следовательно, их наказы будут заведомо невыпол­нимыми;

¹См. : Коток В.Ф. Наказы избирателей в социалистическом государстве. М., 1967.135 с.;Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата. С. 72-74.

• такой мандат сковывает творческую деятельность депу­тата, препятствует быстрому разрешению вопросов, не терпя­щих отлогательства.

• воля одних избирателей может вступить в противоречие с волей других: в таком случае чьи интересы депутат должен представлять?¹

Свободный мандат тоже далек от совершенства. В част­ности, он повышает требования к избирателям, которые за непродолжительный период избирательной кампании долж­ны выявить и выбрать самого достойного кандидата в пред­ставители своих интересов.

¹ Шугрина Е.С. Свободный и императивный мандат депутата. С. 72-74.

Формы работы депутата в Совете и избирательном округе.

Закон исходит из того, что депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рас­сматриваемым на сессии Совета. Депутат имеет пра­во предлагать вопросы для рассмотрения Советом. В этом отношении у органов Совета — президиумов, постоянных комиссий и комитетов и у дру­гих государственных органов нет каких-либо преиму­ществ. При обсуждении проекта повестки дня депу­тат может вносить свои предложения и замечания как по ее сути, так и по порядку обсуждения и существу обсуждаемых вопросов.

Если вопрос, который предлагает обсудить депу­тат на сессии, требует принятия нормативного акта, депутат может подготовить либо проект этого доку­мента и внести его на рассмотрение Совета, либо предложение о принятии акта или внесении измене­ний в действующие нормативы. Для депутата высше­го органа власти, это право именуется правом законодатель­ной инициативы, в местных Советах ему соответ­ствует правотворческая инициатива депутата, если речь идет о принятии решения нормативного харак­тера.

Вместе с тем у депутата есть общее право вносить проекты решений по любым вопросам, рассматривае­мым Советом. Это означает, что депутат может под­готовить свой проект и по тем вопросам, которые вне­сены на обсуждение органа власти другими государ­ственными органами, органами данного Совета и де­путатами. Кроме того, у депутата есть право вносить поправки в проекты решений, которые должен при­нять Совет.

    В своей деятельности депутат является активной фи­гурой процесса работы Совета на сессии. Он имеет право участвовать в прениях, обращаться с запроса­ми, задавать вопросы. Депутат вправе выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голо­сования, давать справки. По обсуждаемому на сессии вопросу депутат может передать председательствую­щему текст своего выступления, предложения и за­мечания для включения в протокол сессии.

Депутат вправе избирать и быть избранным в ор­ганы Совета. Он является активным участником про­цесса формирования на сессии как органов Совета, так и состава других государственных органов. В этих целях депутат вправе высказывать свое мнение по персональному составу создаваемых Советом органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, наз­начаемых или утверждаемых Советом.

В отдельной статье Закона о стату­се установлено, что депутат имеет право на постановку в Совете вопроса о доверии составу обра­зованных или избранных Советом органов или избранным, назначенным или утвержденным им долж­ностным лицам.

Какими бы широкими правами ни обладал депутат на сессии Совета, ее результативность зависит от умения осуществлять эти права, от «искусства» пове­дения депутата на сессионных заседаниях, от той ат­мосферы, которую они сами создают в период сессии.

В законе о статусе депутата (статья 12) в РБ чётко разграничиваются права: депутат пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом и его органами, в состав которых он избран или входит по должности.

Депутат имеет право:

избирать и быть избранным в органы Совета;

участвовать с правом совещательного голоса в работе любого образованного Советом органа;

предлагать вопросы для рассмотрения Советом и его органами;

вносить предложения и замечания по повестке дня сессии, порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов;

вносить проекты решений и поправки к ним;

выдвигать кандидатуры, в том числе и свою собственную, в состав образуемых Советом органов;

вносить предложения о заслушивании на сессии Совета отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Совету;

вносить предложения об освобождении от обязанностей должностных лиц, о других кадровых перестановках в подчиненных или подконтрольных Совету органах; предлагать к рассмотрению Советом вопросы о проведении проверок исполнения законов Республики Беларусь, решений соответствующего Совета подотчетными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Совета;

обращаться с запросами, участвовать в обсуждениях, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, давать оценку полученным ответам;

выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования давать справки;

знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Совета и его органов до опубликования, а также получать тексты выступлений, не подлежащих опубликованию;

оглашать на сессиях Совета обращения граждан, имеющие общественное значение.

Депутат по обсуждаемому на сессии вопросу может передать председательствующему текст своего выступления, предложений и замечаний, которые подлежат включению в протокол сессии и учитываются при принятии решений. В случае их отклонения депутату дается обоснованный ответ.

Депутат, не согласный с решением Совета или его органа, имеет преимущественное право на изложение своего особого мнения на их заседаниях.¹

¹Закон «О статусе депутата местного Совета  Депутатов Республики Беларусь».

Необходимо отметить и саму работу депутатов на сессии. О предстоящей сессии депутату необходимо сообщать индивидуально, независимо от публикации в печати. В извещении следовало бы указать дату не только от­крытия сессии, но и явки депутата (возможно, ему на­до приехать раньше из-за каких-то дел по подготовке сессии и документов Совета); перечень предполагае­мых для обсуждения вопросов; возможную просьбу к депутату собрать ту или иную информацию.

Устанавливается минимальные сроки рассылки (раздачи) сессионных материалов и их ви­ды. Ведь это полностью зависит от аппарата: ранее — исполнительных органов, теперь — самого Совета.

Полученное депутатом извещение о сессии явля­ется основанием, чтобы администрация отпустила его с работы. Не имея возможности по уважительным причинам прибыть на сессию, депутат должен сооб­щить

об этом президиуму Совета. Уважительными считаются личные обстоятельства — болезнь, смерть близкого родственника и т. п., а также определенные производственные — например, авария.

Сессии обычно проводятся в зале заседаний Сове­та либо в здании какой-то школы, конференц-зале предприятия. Выездные сессионные заседания про­водятся непосредственно на предприятиях, в учреж­дениях, организациях—в тех помещениях, которыми они располагают.

По прибытии на сессию и перед каждым заседанием проводится регистрация депутатов. Пер­вое заседание первой сессии вновь избранного Совета открывает и ведет председатель соответствующей (центральной или территориальной) избирательной комиссии, последующие —председатель Совета. Сес­сии правомочны при наличии не менее двух третей общего числа депутатов соответствующего Совета. Начинается работа сессии с обсуждения и утвержде­ния повестки дня. С сообщением (докладом) по это­му поводу выступает один из руководителей Совета (часто — заместитель председателя), он отвечает на вопросы депутатов. Возможна дискуссия по проекту повестки дня, затем — голосование о ее утвержде­нии. Одновременно определяется и порядок работы, т.е. последовательность обсуждения вопросов, вре­мя, отводимое на обсуждение, доклады, выступле­ния и т. п.

Польза для депутата должна быть не только от самих сессионных заседаний. Но и до начала, в перерывах депутат встречается с должностными лицами, решает многие вопросы, по­лучает консультации и т. д. Соответствующие орга­низационные меры принимает аппарат Совета. Ис­полнительные и распорядительные органы Совета, другие государственные органы учитывают, что приб­лижается время сессии или что она в данный момент проводится. Ответственные работники готовы к встре­чам с депутатами, находятся на рабочих местах, не­замедлительно принимают депутатов.

Прибыв на сессию, депутат дол­жен активно в ней участвовать. Как известно, сессия — основная форма деятельности Совета. Она состоит из заседа­ний Совета (порой их называют пленарными), а так­же проводимых в период между ними заседаний по­стоянных комиссий (комитетов) Совета. Сессия от­крывается и закрывается на заседаниях Совета.

Такой порядок проведения сессии отражен в рег­ламентах Советов. Таким образом, если исходить из него, частью сессии считаются не все заседания по­стоянных комиссий (комитетов), а лишь те, которые проводятся после ее официального открытия. Заседа­ния, состоявшиеся до первого и после последнего за­седаний сессии, ее частью не считаются.

Процедура сессий во многом едина для Верхов­ных и местных Советов, хотя, конечно, имеет свои осо­бенности на соответствующих уровнях. Эти особенно­сти могут быть обусловлены структурой Совета (на­пример, у Верхней Палаты, РФ — две палаты, и это влияет на порядок работы), его полно­мочиями (так, для законодательного процесса в Вер­хней Палате характерна своеобразная процедура).

Депутат в избирательном округе

На избирательный округ прихо­дится большой объем депутат­ской деятельности. В Совете, как правило, решают­ся наиболее важные дела, принимаются принци­пиальные документы. В округе много повседневной, оперативной, так называемой рутинной работы. Но именно здесь депутату часто приходится действовать в интересах конкретных людей, встречаться с ними, по­лучать от них заявления. Поэтому и результаты дея­тельности здесь тоже зачастую нагляднее — избиратель получил квартиру, место в детском саду, оборудована спортивная площадка и т. д. И во всем этом депутат видит и результат собственных усилий.

Работа в округе это часть  усилий депутата, как представителя народа в Со­вете, осуществляющего функции государственной вла­сти. Причем важная часть. И оценивать ее надо не столько по количеству обращений избирателей к де­путату, хотя само по себе это существенно, сколько по тому, как в принципе депутат понимает свою миссию и что делает для своих избирателей — чтобы им лучше жилось, чтобы они имели хорошее обслуживание и т. п.

У работы депутата в округе есть и еще ряд целей. Одна из них — проводить в жизнь решения Совета. Депутат призван сделать все от него завися­щее, чтобы с этими решениями познакомилось как можно большее число жителей избирательного округа, работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных на его территории. Он добивается то­го, чтобы решения Совета были взяты к руководству всеми должностными лицами, при необходимости со­ставлены планы мероприятий по реализации решений, а затем проведены и сами эти мероприятия.

От имени и по поручению Совета и его органов де­путат осуществляет в округе контроль за выполнением решений, за состоянием дел на предприятиях, в учреж­дениях и организациях, в том числе по части создания нормальных условий труда и отдыха для работников, разрешению поступающих от них в адрес администра­ции предложений, заявлений и жалоб.

Следует иметь в виду, что задачей депутата явля­ется и обеспечение так называемой «обратной связи», т. е. постоянное укрепление контактов Совета в целом, его органов с населением. В этих целях депутат при­зван информировать Совет и его органы о насущных нуждах населения своего избирательного округа, о проблемах, недостатках, нарушениях закона, которые здесь имеют место. Зачастую депутат должен быть ру­пором населения, трудовых коллективов, находящих­ся в округе, — доводить до сведения Совета, исполни­тельного комитета их мнение по определенному поводу, добиваться его учета при принятии решения.

Вместе с тем депутат, если требуется, должен ста­вить вопрос о заслушивании в Совете, на заседаниях его органов докладов и сообщений руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположен­ных в его избирательном округе, особенно если он об­наруживает неблагоприятные обстоятельства и собственными силами не может добиться желаемого резуль­тата. В определенных случаях, например, по поводу работы с предложениями, заявлениями и жалоба­ми граждан — Совет вправе слушать отчеты руково­дителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, и депутат мо­жет быть инициатором таких отчетов.

Округ должен стать для депутата конкретным мес­том, где можно и нужно воплотить в жизнь установ­ки относительно углубления демократии и самоуправ­ления народа. Задачей депутата является содействие развитию самоуправленческих начал в управлении про­изводством на предприятиях, в строительных управле­ниях, трестах, в других трудовых коллективах на тер­ритории округа. Кроме того, в округе немало различ­ных органов общественной самодеятельности насе­ления — советов микрорайонов, домкомов, селькомов и др. Они обеспечивают развитие территориального самоуправления, вовлекают в него население по месту жительства, т. е. проводят собрания, сходы граждан, обсуждение и решение на них многих проблем, вол­нующих жителей.

Наконец, избирательный округ—та территориаль­ная единица, где выявляется мнение населения о рабо­те Совета и депутата. Поэтому важной частью дея­тельности депутата является информирование населе­ния о мероприятиях, проводимых органом власти, его президиумом, исполкомом, постоянными комиссиями. Здесь же проводятся отчеты депутатов.

Задачи у депутатов в округе довольно ответственные, они подкрепляются широким  кругом прав и обязанностей депутата в округе.

Депутат имеет право участвовать, если сочтет не­обходимым, в рассмотрении в органах государственного управления и органах соответствующих общественных организаций любых вопросов, затрагивающих интере­сы граждан в округах. Эти органы обязаны заблаго­временно извещать депутатов о рассмотрении таких вопросов.

Одна из важнейших функций депутата — проводить проверки по собст­венной инициативе. Закон исходит из активной пози­ции депутата, в том числе и в округе, необходимости его борьбы с любыми нарушениями законности.

Активная роль депутата нашла отражение еще в одном новом положении закона. Он получил право проводить собрания, конференции избирателей окру­га, встречи с трудовыми коллективами и органами об­щественных организаций. Конечно, здесь тоже под­разумевается его инициатива. Депутат может органи­зовать мероприятие сам.

У депутата есть право участвовать в заседаниях нижестоящих Советов и их органов с совещательным голосом, в заседаниях органов общественного самоуп­равления, е собраниях советского и хозяйственного актива, трудовых коллективов, граждан по месту жи­тельства. Ему обеспечивается возможность выступлений, внесе­ния предложений и замечаний по любому обсуждае­мому вопросу наравне с депутатами указанных Советов.

Депу­тат «вправе участвовать в работе других местных Советов народных депутатов и их органов, в компетен­цию которых входит принятие решений, затрагиваю­щих интересы населения, проживающего на террито­рии того Совета, в который избран депутат». Более того, народный депутат  имеет право обратиться с «вопросами и обращениями», а депутат местного Совета — с «запросами» на сессиях указанных Советов соответственно к президиуму Со­вета, председателю Совета, руководителям органа соответствующего Совета, а также к другим государ­ственным органам, руководителям и должностным ли­цам предприятий, учреждений и организаций, распо­ложенных на территории Совета, по вопросам, отне­сенным к ведению этого Совета. Депутат вносит свои предложения, обращения, заявления и иные документы как непосредственно, так и через уполномоченных им лиц—других народных депутатов (а также помощни­ков народного депутата).

Важным является и положение закона о том, что де­путат имеет преимущественное право выступать по во­просам своей депутатской деятельности по местному радио и телевидению, в местной печати. Редактирова­ние материалов, представленных депутатами для опу­бликования, без согласования с ними не допускается. Опубликование или передача материала, уточняют, на­пример, российские законы о статусе, производится в срок, согласованный с народным депутатом, но не по­зднее семи дней после обращения.

Закон возлагает на депутатов ряд существенных обязанностей, которые они выполняют в округах. Де­путат должен регулярно информировать население о работе Советов, выполнении их решений, планов и программ экономического и социального развития, на­казов избирателей, а также своих предвыборных про­грамм. Депутат обязан участвовать в организации и контроле исполнения законов, решений Совета и его органов. Он изучает общественное мнение, нужды и запросы населения, сообщает о них Совету и его ор­ганам, вносит предложения и принимает иные меры для их удовлетворения. Депутат обязан принимать из­бирателей, рассматривать их предложения, заявления и жалобы. Он также должен способствовать развертыванию различных форм самоуправления, социальной активности граждан, вовлечению их в управление го­сударственными и общественными делами.

Для работы депутата в округе, фактически важнейшей ролью  его успешной деятельности является информированность депутата  о своём округе. Целостная информация об избирательном округе (его своеобразный «паспорт») должна включать:

— социальный состав населения округа (рабочие, колхозники, служащие, мужчины, женщины, возраст и т. д.);

— основные виды занятости (включая промыслы, кооперативную и индивидуальную трудовую деятель­ность); места работы (включая данные о том, сколько ездит на работу в другие населенные пункты, из сель­ской местности—в города и т. п.);

— длительность проживания в округе, перспекти­вы увеличения или сокращения численности населе­ния (миграция, организованный набор, переселение в связи со сломом домов и улучшением жилищных ус­ловий) ;

— места проживания, состояние жилищного фонда (государственные дома, кооперативный, индивидуаль­ный сектор, общежития, удобства, их отсутствие), ко­личество очередников;

— обеспеченность коммунальными, бытовыми, тор­говыми и иными услугами (водопровод, газ, тепло­снабжение, мастерские и пункты приема бытового об­служивания, магазины и др.);

— наличие в округе культурных учреждений (ки­нотеатры, дома, дворцы культуры, летние площадки. дискотеки, видеотеки и др.), а также спортивных со­оружений;

Вывод

Заканчивая эту работу, надо отметить: в практике  Советов имеются не решен­ные вопросы. И пока мы не вправе считать, что Закон о статусе депутатов, все его положения и требования здесь неукоснительно выполняются. Процесс формирова­ния практики депутатов на основе этого Закона отнюдь не закончен. Конституция, как и Закон о статусе, устанавливая правовые основы деятельности народных избран­ников, обязательные требования к этой деятельности, в то же время открывает новые широкие возможности для улучшения всей организационно-массовой работы депутатов. Процесс совершенствования этой деятельности раз­вивается вместе с общественно-политической практикой нашего народа и его представителей в органах государ­ственной власти. При этом существует настоятельная необходимость направлять и организовывать процесс «кристаллизации» новых форм организационно-массовой работы, их внедрения и распространения.

Таким образом, следует прийти к выводу, что осуще­ствление Закона о статусе депутатов — сложное дело. Оно требует к себе постоянного внимания и заботы со стороны государственных органов и общественных ор­ганизаций. Только систематические, целенаправленные усилия приносят здесь, как впрочем, и в любой другой области, позитивные результаты.

Очевидно, к решению вопросов, связанных с после­довательным претворением в жизнь Закона, нужно под­ходить с разных сторон. Трудно рассчитывать на успех, если решать их в каком-либо одном аспекте, искать однозначную причину затруднений в осуществлении требо­ваний этого нормативного акта. Последовательное, глу­бокое и полное претворение в жизнь всех его норм тре­бует комплекса мер. Это особенно относится к тем ста­тьям Закона, которые устанавливают новые полномочия, новые права депутатов и соответствующие им обязанно­сти должностных лиц и государственных органов. Имен­но такой подход в наибольшей степени помогает после­довательному применению их на практике и тем самым еще выше поднимает уровень работы депутатов. Этого требуют условия развития нашего общества, интересы совершенствования демократии, ук­репления принципов народовластия. Этого требует Конституция Республики Беларусь.

Список литературы:

1.   Закон «О статусе депутата местного  Совета депутатов Республики Беларусь»

2.   Авакьян С.А. Депутата: статус и деятельность: - М.:1991.

3.   Безуглов А.А., Лейзеров А.Т.  Право депутатского запроса. – М.:1977.

4.   Карабут В.М Депутатские группы. – М.: 1976

5.   Муниципальное право. Учебник/Под ред.  А.И. Ковалёва. – М.: Новый юрист, 1997.

6.   Местное самоуправление. Основы системного подхода. – СПб, 1997.

7.   Четвериков В.С. Муниципальное право. Учебное  пособие. – М.: Инфра-М, 2001.

8.   Берг О. Субъекты муниципального и гражданского права. //Законность – 2001, №2, стр.38-41.

9.   Конституционное (государственное) право: Справочник. – М.: 1995.

10.                     Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компитенция местного Совета: - М.: 1982.

11.                     Безуглов А.А. Депутат в Совете  и избирательном округе.- М.: Юридич. Литература. – 1978.

12.                     Васильев В.И. Закон о статусе депутата в действии.- М.: Норма. 2000

13.                     Шугрина Е.С. Муниципальное право. М.: 1999/2000.

14.                     Барабашев Г.В. Местное самоуправление.- М.: МГУ, 1996.

15.                     Фадеев В.И. Муниципальное право России.- М.: 1994.

16.                     Ковежников Е.М. Муниципальное право. Краткий учебный курс.- М.: Норма. – 2000.