Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ  МИРОВОЙ  ЭКОНОМИКИ  И  ФИНАНСОВ

Кафедра корпоративных финансов и банковской деятельности

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Страхование

на тему «Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств»

                                                                                         Выполнила:

                                                                                         студентка группы БУ-031

                                                                                         Бекешева С.Т.

                                                                                         Проверил:

                                                                                         ассистент

                                                                                          Григоренко И.В.

Волгоград 2006

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в РФ……………………………………………………………………….5

Страхование гражданской ответственности за рубежом……………………..13

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованной литературы…………………………………………...17

Введение

В период слома старой экономической системы и формирования новых рыночных отношений, существовавшая система государственного страхования практически распалась.

С начала 90-х гг. в Российской Федерации страхование стало возрождаться. Появилось множество компаний, предоставляющих страховые услуги. Для регулирования их деятельности в нашей стране было принято много нормативных актов. Основными среди них являются: «Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик»[1], затем Закон «О страховании»[2], второй части Гражданского кодекса РФ[3], закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»[4] и завершил процесс Федеральный закон РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»[5].

Данная работа посвящена страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

25 апреля 2002 г. Президентом РФ был подписан закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и с 1 июля 2003 г. закон вступил в действие.

В связи с ведением в действие Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», как в практическом, так и в теоретическом аспекте по данному виду страхования выявился ряд проблем.

В настоящей работе освещены следующие проблемы:

·        Что такое страхование ответственности, и какова его правовая природа?

·        Каковы особенности правоотношений по страхованию ответственности?

·        Является ли договор страхования ответственности договором в пользу третьих лиц (выгодоприобретателя)?

Значение страхования гражданской ответственности важно как для страхователей, так и для потерпевшего.

Возмещение убытков, причиненных третьим лицам, иногда может оказаться совершенно непосильным для виновного лица. Оно может вызвать его разорение, потерю благосостояния в случае значительных убытков. Страхование освобождает страхователя от судебных издержек, судебных разбирательств и т.п.

Страховые компании располагают большим штатом сотрудников, который дает им возможность выяснить, насколько основательны претензии потерпевшего, и в каком объеме они подлежат удовлетворению. Частное лицо ни в коем случае не может располагать такими средствами. Быстрое распространение, как добровольного, так и обязательного страхования гражданской ответственности в настоящее время говорит о том, что значение его хорошо осознается обществом.

Страхование гражданской ответственности улучшает положение и потерпевшего. При наличии страхования интересы потерпевшего лучше обеспечены. Страховая компания всегда может полностью возместить причиненные убытки, как бы высоки они не были.

 

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в РФ

 Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств – один из наиболее популярных видов страхования ответственности, обеспечивающий выплату потерпевшему денежного возмещения в размере суммы, которая была бы взыскана с владельца средств транспорта по гражданскому иску в пользу третьих лиц (или их правопреемников) в случае их увечья или смерти, а также повреждения или гибели принадлежащего им имущества, происшедших в результате аварии или другого дорожно-транспортного происшествия [4].

Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств получило развитие в 20-х годах нынешнего столетия с ростом интенсивности автомобильного движения и риска дорожно-транспортных происшествий. На его долю в странах с развитым страховым рынком приходится от 50 до 90 % страховых взносов, собираемых в рассматриваемой отрасли. Причем проводится оно, как правило, в обязательной форме. Это связано с тем, что автовладельцы обладают источником повышенной опасности для окружающих юридических и физических лиц, а причиненный им ущерб в дорожно-транспортных происшествиях наиболее частыми и дорогостоящими. Только в 1990 г. Произошло 332,2 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло более 63 тыс. и ранено почти 360 тыс. человек [2].

Первыми государствами, принявшими законы об обязательном страховании  гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, были Финляндия, Норвегия, Дания, Англия, Люксембург, Ирландия, Германия.

Назначение и сущность данного вида страхования заключается в том, что потерпевшим обеспечено возмещение ущерба, причиненного владельцам автотранспортных средств, а владельцам – страховая защита их материальных интересов, относящихся к этому ущербу [5].

Рассматриваемый вид страхования имеет специфические особенности:

·        В договоре страхования конкретно определены только страховщик и страхователь (владелец автотранспортного средства), чьи интересы направлены на формирование страхового фонда за счет взносов страхователей для расчетов с потерпевшими при эксплуатации страхователями транспортных средств;

·        При заключении договора отсутствует конкретное застрахованное лицо или имущество; невозможно заранее определить страховую сумму, что затрудняет единообразие ее трактовки;

·        Страховое возмещение сочетает в себе элементы отраслей имущественного и личного страхования, так на ряду с единовременными выплатами за нанесенный ущерб имуществу третьего  случаю потери его трудоспособности или гибели кормильца[3].

Объектом страхования является имущественный интерес страхователя (владельца автотранспортного средства либо лица, в отношении которого заключен договор), включающий ущерб, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу, а также упущенную выгоду потерпевшего в результате использования страхователем его транспортного средства. Кроме того страховое покрытие может включать и дополнительные расходы страхователя по урегулированию претензий потерпевших лиц.

Однако договором страхования может быть установлен не полный объем страховой ответственности, а ограниченный, например, только ущербом, причиненным жизни, здоровью и имуществу физических лиц, или их жизни и имуществу.

Возмещение вреда потерпевшим производится в полном объеме (с учетом возможных лимитов суммы возмещения), но договором страхования  может быть установлено, что страхованием покрывается только вред, причиненный жизни и здоровью, а также имуществу физических лиц. Поэтому объекты страхования и объем обязательств  уточняется при заключении договора [2].

Страховым случаем является возникновение обязанности страхователя возместить вред, причиненный при эксплуатации его транспортного средства потерпевшему. Вместе с тем в договорах страхования определяются конкретные условия, при которых возникает право и страхователя, и третьего лица на получение от страховщика страхового возмещения при эксплуатации неисправного на момент аварии транспортного средства и т.д. Размер возмещения определяется исходя из фактической стоимости причиненного вреда по согласованию сторон (страховщика и потерпевшего) или в соответствии с решением суда.

Тарифные ставки рассчитываются с учетом количества дорожно-транспортных происшествий и размера причиненного (в стоимостном выражении) гражданам и организациям вреда. Объем вреда зависит от размера заработка, утраченного потерпевшим вследствие потери трудоспособности, и расходов, вызванных повреждением здоровья; размера возмещения выплачиваемого лицам, стоящим на иждивении потерпевшего (после его смерти); размера возмещения при причинении вреда имуществу граждан и организации. Дифференциация тарифных ставок обычно производится в зависимости от мощности мотора, сложившейся в данной местности аварийности и убыточности страховых операций и некоторых других факторов.

Условия страхования нередко предусматривают соответствующие скидки с платежей для водителей, не допускающих аварий, наездов и других страховых случаев, и надбавки не для недисциплинированных водителей[4].

Особую сложность в данном виде страхования представляет определение страховой суммы и связанного с ней размера страховой премии. Отсутствие достаточного опыта в отрасли страхования ответственности не позволяет иметь однозначные трактовки понятия страховой суммы. Обычно под таковой понимают максимальный размер страховой ответственности (лимит ответственности страховщика), в пределах которого производится выплата страхового возмещения. Лимиты могут устанавливаться по одному страховому случаю, одному ДТП, одному потерпевшему лицу, а могут – отдельно по факту возмещения вреда, причиненным физическим лицам, и отдельно – юридическим лицам. Однако не исключена возможность установление нелимитированных обязательств страховщика не в ущерб его финансовым возможностям.

Страховой тариф устанавливается с учетом профессионализма страхователя, состояния его здоровья, водительского стажа, марки автотранспортного средства, его технических характеристик, режима и территории использования, маршрута движения, регион прописки собственника автомобиля, и т.д. Кроме того, на тарифы страховой компании влияет степень ее известности, длительность работы на рынке страхования. Так, «молодые» фирмы, заинтересованные в привлечении наибольшего количества клиентов, обычно применяют заниженные — демпинговые тарифы. Но они заведомо невыгодны для страховщика и через некоторое время непременно повышаются. И это в лучшем случае. В худшем — фирма, собрав страховые взносы, бесследно исчезает. От мошеннических действий лже-автостраховщиков за последние годы пострадали миллионы россиян. Иногда страховые компании, наоборот, используют «брендовые» тарифы. Полис в этом случае дороже только потому, что фирма обладает широкоизвестным именем [6].

При заключении договора страхования помимо общепринятых обязанностей страхователя и страховщика могут быть предусмотрены дополнительные условия. В частности, страхователь должен обеспечить участие страховщика в рассмотрении иска потерпевшего о возмещении вреда в суде, а также принимать обязательства по урегулированию требований потерпевшего только после согласования со страховщиком. В обязанности страховщика может входить проведение всей претензионной работы по заявленным требованиям имеющих на это право третьих лиц по отношению к страхователю, защита интересов последнего в суде и возмещения при этом всех судебных расходов.

Возмещение вреда может осуществляться и без судебных исков на основании документов, подтверждающих факт страхового случая и права потерпевшего на компенсацию ущерба, а также нарпевшего на компенсацию ущерба\ерба\, а также нпных исков на основании документов, подтверждающих факт страхового случая и прав   основании страхового акта и согласия страховщика, страхователя и потерпевшего суммы возмещения.

Выплаты страхового возмещения помимо нанесенного ущерба может включать в себя расходы, связанные с урегулированием претензий потерпевших и с уменьшением объема ответственности за причиненный вред. Однако она, как правило, не должна превышать заранее установленной страховой суммы (лимита ответственности страховщика).

Страховое возмещение не выплачивается, если ущерб возник из-за умышленных действий страхователя или (и) потерпевшего, а так же из за появления непреодолимой силы, военных действий, несанкционированного использования автотранспортного средства [3].

Значительно расширяет список страховых случаев. Полный стандартный полис АвтоКаско представляет собой комплексное страхование автомобиля от хищения и ущерба в результате ряда причин, предусмотренных договором. Частичное АвтоКаско не включает риск угона. Кроме того, существует добровольное дополнительное страхование для автовладельцев — АвтоКаско (это международный юридический термин, означающий транспортное средство). Договор АвтоКаско подразумевает комплексное страхование автомобиля от угона и ущерба в результате пожара, стихийного бедствия, падения предметов, взрыва, действий 3-х лиц, ДТП — не важно по чьей вине оно произошло. Однако сюда не входит страхование пассажиров, багажа и ответственности перед третьими лицами (последнее и не к чему — оно входит в ОСАГО.

Один из вариантов экономии — страхование автомобиля «до первого случая». Такой полис защищает от всех рисков, предусмотренных базовым договором АвтоКаско, действует один год. Но он значительно дешевле, так как страховку по нему можно получить только однажды. После выплаты возмещения по страховому случаю действие полиса прекращается. Этот вариант — для тех, кто верит, что бомба дважды в одну воронку не падает.   Можно заключить договор страхования автомобиля на сокращенный срок (не стандартно — на год, а например, на 6 месяцев). Этот вариант выгоден и удобен, если в холодный сезон (с ноября по апрель) машина не эксплуатируется и находится на стоянке или в гараже. 

Многие страховые компании предлагают также программу «Выходной день». Действие полиса начинается в 16.00 пятницы (или дня, предшествующего официальному празднику) и заканчивается в 10.00 понедельника (или дня, следующего за праздничным). Его стоимость на 30% ниже, чем обычной страховки. Кстати, по статистике Госавтоинспекции, «уик-энды» наиболее опасны в отношении ДТП. 

Согласно исследованиям рынка, по договору ОСАГО сегодня застрахованны 90-95% владельцев автомобилей. Можно сказать, что охват граждан этим видом страхования достиг своего максимума, и можно прогнозировать увеличение интереса к более полным программам защиты имущества. Несмотря на то, что большинство автовладельцев недовольны введением обязательного страхования их гражданской ответственности, эксперты отмечают повышение общей страховой культуры россиян. Еще около трети российских автомобилистов решились на приобретение полисов дополнительного добровольного страхования АвтоКаско [5].

В среднем, для жителя Волгоградской области старше 22 лет и получившего права более 2 лет назад обязательное страхование легкового автомобиля обойдется в 2574 рубля. Цена на полис ОСАГО для одного и того транспортного средства в разных компаниях не может отличаться. Она устанавливается государством и рассчитывается по строгому алгоритму.

Сумма страхового покрытия по ОСАГО равна 400 тысячам рублей. Из них 240 тысяч идут в счет возмещения вреда жизни или здоровью потерпевших и 160 тысяч — возмещения вреда их имуществу (т.е. поврежденному в аварии автомобилю). Однако максимальная сумма страхового обеспечения на одного пострадавшего составляет не более 160 тысяч рублей, а на один автомобиль — до 120 тысяч рублей. Это ограниченное покрытие ущерба является основным и очень существенным недостатком ОСАГО. Если в результате ДТП были повреждены, к примеру, подержанные «Жигули», то страховка полностью возместит убыток, а если дорогая иномарка – то вряд ли. Расходы на ее ремонт придется оплачивать из своего кармана. Более того, страхование ОСАГО не покрывает ущерб, если он произошел на внутренней территории организации: автостоянке, станции техобслуживания и т.п.

Значительно снизить стоимость страховки можно с помощью франшизы. Это сумма, в пределах которой компания-страховщик не возмещает ущерб. Ведь часто у опытного водителя повреждения автомобиля сводятся к мелочам, и такой «косметический» ремонт по карману автовладельцу и без страховки. Поэтому страховую сумму по риску ущерба можно «сократить». Если франшиза составляет 3 000 рублей, то в случае причинения автомобилю повреждений на 0 — 3 000 рублей страховое возмещение не выплачивается. Если же сумма ущерба 3 000 рублей и более, то страховка выплачивается полностью (при условной франшизе) или за вычетом 3 000 рублей (при безусловной)[6]. Франшиза может устанавливаться как в абсолютных цифрах, так и в процентах от страховой суммы. Она относится к каждому страховому случаю, то есть вычитается из страхового возмещения каждом раз (а не единожды). При этом на каждый последовательно наступивший страховой случай может быть установлен различный размер франшизы (то есть, например, на первый - 10% на второй 5% и т.п.). Как показывает практика, наиболее выгодна франшиза для тех автовладельцев, кого волнует только риск хищения автомобиля, а с ремонтом они готовы справиться самостоятельно. Тогда застраховаться от угона можно сравнительно недорого (дешевле, чем отдельно по риску угона).

Для страховой компании франшиза также выгодна — часто их расходы превышают сумму мелкого убытка, который надо покрыть. Франшиза освобождает страховщика от таких потерь. Также считается, что франшиза обязывает страхователя более бережно относиться к застрахованному имуществу.

Страхование гражданской ответственности за рубежом

Данный вид страхования может выступать как самостоятельный вид или входить в совокупности видов, относящихся к автотранспортному страхованию и оформляемых по одному страховому документу (полису). Для индивидуальных владельцев автотранспортных средств этот вид страхования является обязательным, так как только такая форма полностью обеспечивает возмещение вреда потерпевшим. Предприятия и организации в ряде случаев могут в добровольном порядке страховать свою гражданскую ответственность. В нашей стране оно проводится Ингосстрахом в добровольном порядке в отношении иностранных граждан, находящихся на нашей территории, а также  граждан, выезжающих на автомашинах за границу. В отличие от этого при осуществлении внешнеторговых связей с зарубежными странами на время рейсов грузового транспорта системы Совтрансавто гражданская ответственность  их владельцев страхуется в Ингосстрахе в обязательном порядке на условиях Зеленой карты, предусматривающих согласование между партнерами-страховщиками объему страхового покрытия и порядок возмещения ущерба[4].

В зарубежной практике минимальные размеры страхового возмещения таковы:

·        По конкретному пострадавшему - 350 тыс. евро;

·        По причинению вреда здоровью третьих лиц при наличии более чем одной жертвы – 500 тыс. евро;

·        По имущественному ущербу – 100 тыс. евро.

Системой Зеленая карта для стран, в которых она принята определена единая минимальная сумма возмещения – 600 тыс. евро по каждому Д.Т.П. Система была основана 25.01.1949 г.; когда тринадцать стран участниц подписали договор о Зеленой карте, но вступил в действие с 1 января 1953 г.

Основные условия и принципы системы:

·        Признание государством законности системы и отражение в национальном законодательстве страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств в обязательной форме;

·        Признание на территории любой из стран-участниц полисов «Зеленая карта», приобретенных в любой другой стране;

·        Передача полномочий по урегулированию убытков иностранного лица национальному страховщику государства, на территории которого причинен вред;

·        Предоставление страхового покрытия на территории иностранного государства- члена системы - в объеме его законодательства по этому виду страхования.

В странах – участницах существуют Национальные бюро, которые:

·        Обеспечивают страховщиков полисами «зеленая карта»;

·        Контролирует, и регулируют внутри страны и за рубежом вопросы по данному виду страхованию и претензии по страховым случаям.

Национальные бюро объединены в Международное бюро «зеленая карта» (штаб – квартира в Лондоне), которое координирует их деятельность. Его органом управления является Совет бюро, а высшем органом – Генеральная ассамблея, обладающая исключительной компетенцией в решении вопроса о принятии новых членов.

Для приобретения полиса «зеленая карта» необходимо заявление страхователя, водительские права и документы на транспортное средство. При въезде территорию страны не являющаяся, участницей системой страховая премия выплачивается в СКВ. Ее величина зависит от срока пребывания за рубежом и типа транспортного средства.

Возмещение ущерба по договору о Зеленой карте производят уполномоченные представители страховых компаний.

В Республике Беларусь в соответствии с Декретом и Указом Президента от 19.02.1999г. с 1.07.1999г. данный вид страхования обязателен. Создано Белорусское бюро по  транспортному страхованию, определены круг страховщиков, имеющих право проводить этот вид страхования, а также размер их взносов для формирования фонда страховых гарантий по данному виду операций и фонда защиты, потерпевших в результате ДТП. Законодательством установлены лимиты ответственности: за вред, причиненный в результате ДТП жизни или здоровью потерпевшего, - до 3000 евро, а также имуществу потерпевшего – до 3000 евро.

При использовании в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования предусмотренные штрафные санкции в размере 15-ти МРОТ – для физических лиц и эквивалентном 200 дол. США – для лиц, управляющих транспортным средством зарегистрированным за границей. В случае совершения ДТП лицом, уполномоченным управлять ТС без договора обязательного страхования, на юридических лиц и предпринимателей ПБЮЛ налагается штраф в размере 25-ти МРОТ, на физических лиц – в размере 10-ти МРОТ. Взысканные штрафы зачисляются в равных долях на счет бюро по транспортному страхованию и в доход республиканскому бюджету.

Также существует Синий полис - программа страхования, при которой лимит суммы страховых выплат при страховании гражданской ответственности автовладельца и водителей, а также пассажиров от несчастных случаев фиксируется без проведения дополнительной оценки риска. Еще одним страховым документом является Синяя карта - соглашение между страховыми учреждениями некоторых европейских стран о взаимном признании договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, заключенных ими в своих странах, об оказании помощи и услуг по урегулированию ущерба, возникшего в результате дорожно-транспортных происшествий в стране посещения.

Заключение

Подводя итог, хотелось бы отметить, что на наш взгляд страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств является, социально значимой сферой, важной для государства. Эта важность заключается в том, что в связи с увеличивающимся с каждым годом числом транспортных средств и, как следствие, увеличением числа дорожно-транспортных происшествий, количество пострадавших в них растет.

Материальные требования к владельцу транспортного средства, который причинил вред, могут быть значительным, а материальное положение причинителя вреда не всегда позволяет возместить причиненные убытки в полном объеме. Отсюда – пострадавший не всегда получает полное возмещение  причиненного ему вреда. Виновное лицо, часто само оказывается в затруднительном материальном положении при выплате материального возмещения. Страхование гражданской ответственности позволяет избежать подобных проблем, а обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, позволяет в принудительном порядке обеспечить и защитить интересы, как виновника, так и потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии.

Основными задачами по развитию страхования в России концепция указала:

-        развитие обязательного и добровольного видов страхования

-        создание эффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховой деятельностью

-        стимулирование перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни

-        поэтапная интеграция национальной системы страхования  с международным страховым рынком.

Список использованной литературы:

1.     Основы страховой деятельности: Учебник/ под. ред. Т.А Федоровой. – М.:  БЕК, 2001. – 768с.

2.     Себриновский  Б.Ю., Гарькушу В.Н. Страховое дело: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 385с.

3.     Страховое дело: Учебное пособие/ М.А Зайцева, Л.Н Литвинова, А.В Урупин и др. – Мн.: БГЭУ. – 286с.

4.     Страховое дело: Учебник/ под. ред. Л.И Рейтмана. – М.: Анкил, 1992. – 645с.

5.     Шахов В.В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 311с.

6.     http://www.kasko-osago.ru/

 


[1] «Основы гражданского законодательства Союза ССР и Республик» (утв. ВС СССР 31.05.1991 N 2211-1)

[2] Постановление ВС РФ от 27.11.1992 N 4016-1 «О введении в действие закона Российской Федерации «О страховании»

[3] «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.1995), (в ред. от 23.12.2003)

[4] Российская Федерация Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 года N 4015-1 (в ред. Федеральных законов от 31.12.1997 N 157-ФЗ, от 20.11.1999 N 204-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.04.2002 N 41-ФЗ,  от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 10.12.2003 N 172-ФЗ)

5 Федеральный закон РФ  «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 41-ФЗ Собрание законодательства РФ 2002 № 18.