Страхование Росстрахнадзор, актуарные расчеты

Содержание

Введение

1.    Функции и задачи Росстрахнадзора.

·       Определение Росстрахнадзора.

·       Росстрахнадзор: функции и задачи.

2.    Понятие актуарных расчетов и их необходимость.

·        Актуарные исследования в России и  других странах.

Список использованной литературы

Введение

Понятие актуарных расчетов. Актуарные расчеты представляют собой специфический род деятельности, предметом которой являются финансовые схемы, порождающие те или иные обязательства неопределенного будущего объема. В частности, это страховые и пенсионные обязательства. Необходимость в актуарных расчетах возникает в  связи с риском невыполнения этих обязательств. Для накопительных пенсионных схем основными целями актуарных расчетов являются прежде всего определение резервов, оценка инвестиционных схем, норм отчислений от заработной платы, тестирование денежных потоков.

Актуарным базисом называют совокупность исходных данных, принимаемых для выполнения актуарных расчетов. При его построении делаются предположения о величинах будущих статистических  показателей, необходимых для расчета пенсий (например, о смертности, о заработной плате), а также предположения о будущей отдаче от инвестирования активов. Задачи актуарных расчетов связаны с оцениванием частот случайных событий и поэтому основываются на математических моделях теории вероятностей и статистики.

       Инспекция Росстрахнадзора является юридическим лицом, имеет расчетный и другие счета в банках, гербовую печать со своим наименованием. Штатное расписание и смета расходов Инспекции Росстрахнадзора утверждаются Начальником Инспекции в пределах выделенных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью ассигнований и установленных фонда оплаты труда и численности работников. Контроль за расходованием выделенных Инспекции ассигнований осуществляет Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью. Ревизия деятельности Инспекции Росстрахнадзора осуществляется центральным аппаратом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью.

1. Функции и задачи Росстрахнадзора.

·       Определение Росстрахнадзора.

Определение  -  Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании и обеспечивающим эффективное развитие страховых услуг, защиту законных прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Росстрахнадзор имеет свои территориальные органы страхового надзора (инспекции Росстрахнадзора). Росстрахнадзор осуществляет регулирование единого страхового рынка в Российской Федерации на основе установления общих требований по лицензированию и ведению государственного реестра страховых организаций, контролю за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков, учету и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

·       Росстрахнадзор: функции и задачи.

       Для осуществления  Государственного  надзора за страховой дея­тельностью на территории  Российской  Федерации  Указом  Президента Российской Федерации была создана Федеральная служба России по над­зору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор),  которая является центральным органом федеральной исполнительной власти, и подчиняет­ся Правительству Российской Федерации,  действуя на  основании  ут­вержденного им Положения.  Положение о Федеральной службе России по надзору за  страховой деятельностью  принятое  в  апреле 1993 года дополненное и частично измененное в октябре 1994 года устанавливает  права  и  обязанности Росстрахнадзора, а также его функции и задачи. Росстрахнадзор в пределах установленной Положением компетенции осуществляет  регулирование  единого  страхового рынка в Российской Федерации на основе установления общих требований по лицензированию и  ведению государственного реестра страховых организаций, контролю за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков,  учету и  от­четности,  методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.  Росстрахнадзор в  своей  дея­тельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, поста­новлениями и распоряжениями Президента Российской Федерации, поста­новлениями  и распоряжениями Правительства Российской Федерации,  а также существующим положением.  Главной задачей  Росстрахнадзора является обеспечение соблюде­ния всеми участниками страховых отношений требований  законодатель­ства Российской Федерации о страховании в целях эффективного разви­тия страховых услуг,  защиты прав и интересов страхователей,  стра­ховщиков и государства. В пределах установленной компетенции Росстрахнадзором осущест­вляется государственное регулирование страховой деятельности на ос­нове установления общих требований по лицензированию и ведению  го­сударственного  реестра страховых организаций,  инвестиционной дея­тельности, обеспечению финансовой устойчивости, организации бухгал­терского  и  статистического учета и отчетности страховых организа­ций,  стандартизации условий и тарифов по массовым видам  страхова­ния,  другим направлениям страховой деятельности.  К числу основных функций Росстрахнадзора относятся выдача лицензий на  осуществление страховой  деятельности  и ведение единого государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков,  а также реестра страховых брокеров.  Росстрахнадзор  должен  также  осуществлять  контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечение  платежеспособности страховщиков, устанавливает правила формирования и размещения стра­ховых резервов,  показатели и формы учета страховых операций и  от­четности страховой деятельности,  разрабатывает и утверждает норма­тивные и методические документы по вопросам страхования, отнесенным к его компетенции. Как контролирующий  орган  Страховой надзор России имеет право проводить  проверки  соблюдения  страховщиками  законодательства  о страховании  и  проверки  достоверности представляемой отчетности и информации.  При выявлении нарушений страховщиками требований зако­нодательства,  а  также неисполнения ими обязательных рекомендаций, указаний и нормативных документов Страховой надзор имеет право  да­вать страховщикам предписания по устранению таких недостатков.  При необходимости  Росстрахнадзор имеет право обращаться в арбитражный суд с исками о ликвидации  недобросовестных  страховщиков при  неоднократном нарушении последними законодательства Российской Федерации,  а также организаций и предприятий, осуществляющих стра­хование без лицензии. В условиях недостатка специалистов и отсутствия единой системы подготовки  кадров  для страховых организаций важным является право Страхового надзора участвовать в  экспертизе  учебных  программ  по страхованию  в  высших и средних специальных учебных заведениях,  а также в специализированных организациях по подготовке  и  повышению квалификации кадров для страховых организаций. В целях усиления надзора за деятельностью страховщиков на тер­ритории  России  Правительством  было принято решение о создании 30 территориальных органов страхового надзора,  которые обладают прак­тически всеми правами и обязанностями Росстрахнадзора,  за исключе­нием функций по выдаче лицензий и даче предписаний о  приостановле­нии или отзыве лицензий, и обращению в суд о ликвидации страховщика в случае нарушения ими действующего законодательства. Вероятно, со  временем,  по  мере  накопления опыта и развития страхового законодательства функции и права территориальных органов страхового  надзора могут быть расширены,  в частности,  в вопросах выдачи лицензий компаниям с крайне ограниченной  сферой  и  объемом деятельности.

Главной задачей Инспекции Росстрахнадзора является обеспечение соблюдения  требований   законодательства   Российской   Федерации   о страховании всеми  участниками страховых  отношений на соответствующей территории Российской  Федерации в  целях эффективного  развития рынка страховых услуг.

Инспекция Росстрахнадзора осуществляет следующие функции:

а)    обеспечивает    контроль    за    соблюдением    требований законодательства Российской Федерации о страховании;

б) осуществляет контроль за исполнением страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;

в)     осуществляет  контроль за  обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г)  осуществляет контроль за соблюдением установленных Федеральной службой  России   по  надзору   за  страховой   деятельностью   правил формирования и размещения страховых резервов;

д)     обобщает практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представляет в Федеральную службу России  по   надзору  за   страховой  деятельностью   предложения   по совершенствованию  практики   надзора  за  страховой  деятельностью  и законодательства о страховании;

е)     рассматривает  заявления и жалобы физических и юридических лиц по  вопросам,   связанным  с  нарушением  законодательства  Российской Федерации о страховании;

ж)   представляет    в   установленном   порядке   бухгалтерскую, статистическую и  иную предусмотренную  законодательством отчетность о своей деятельности.

      

2.Понятие актуарных расчетов и их необходимость.

·       Актуарные исследования в России и других странах.

Актуарные исследования в постсоветской  России начали развиваться лишь с начала 90-х годов. За такой короткий период ни одно научное направление не может, конечно, достичь сколько-нибудь серьезного развития. Возникновение научных школ, традиций и т.п. – весьма долгий процесс, занимающий десятилетия. Довольно естественно поэтому,  что отечественные актуарные разработки развивались за это время в основном в русле усвоения и переработки западных (в основном английских и американских) источников.

       Первоначальное развитие актуарной тематики определялось в основном потребностями первичного обучения актуариев, спрос на которых на рынке труда возник благодаря образованию негосударственных страховых компаний и пенсионных фондов. Были созданы соответствующие кафедры, лаборатории и специализации в ряде крупнейших ВУЗов (например, МГУ, МГТУ, Финансовой академии, РЭА, ВШЭ, СПбГУ, Нижегородском ГУ, Кемеровком ГУ). В 1994 г. возникло (в основном на базе математических факультетов МГУ) Российское Общество Актуариев, преследовавшее в основном образовательные цели. Было проведено несколько конференций, семинаров и курсов в разных городах с помощью западных (в частности, английских) специалистов. Появившиеся за это время учебники (основные из них указаны ниже в списке литературы) ориентированы на англо-американский стандарт актуарного образования и являются компилятивными отображениями отдельных разделов тех или иных курсов первых ступеней обучения Общества Актуариев США и Института Актуариев Великобритании. Часто авторы учебников и учебных курсов просто копировали соответствующие программы, автоматически перенося на российскую почву исторически сложившиеся на Западе подходы и методы, даже уже устаревшие. Последнее касается, например, аппарата коммутационных функций, изобретенного для облегчения вычислений, но ставшего совершенно ненужным с появлением общедоступных и мощных компьютеров и остающегося в западных программах скорее по традиции. Часто переносятся на российскую почву западные (в частности, английские) курсы 60-х, если не 50-х, годов. Были выполнены также переводы некоторых западных книг, хотя основная масса англоязычной литературы, даже учебной, по-прежнему остается недоступной рядовому читателю.

Исследования, выполненные в России в последнее десятилетие в области актуарной математики, в основном относятся к страхованию. Они носят фрагментарный и эпизодический характер, что относится в первую очередь к прикладным работам. Отсутствие статистических данных (часто являющихся коммерческой тайной) и недостаточное целевое финансирование, по-видимому,  являются основными причинами этого, помимо указанной выше «молодости» и неразвитости этой области в целом, что выражается в нехватке информационного обеспечения и квалифицированных кадров. Основной чертой современного состояния этой области можно назвать поистине огромный разрыв,  существующий между теорией и практикой. В России выполняются, с одной стороны, отдельные теоретические исследования  высокого уровня (см. ниже список литературы), с другой, математический аппарат большинства прикладных работ  примитивен.

       Внимание, уделяемое в актуарной литературе пенсионным расчетам, значительно меньше, особенно это касается новых исследований. В учебной литературе традиционно рассматриваются расчеты аннуитетов (пенсий) на основе постоянной базовой процентной ставки и таблиц смертности. Исследовательские работы в основном ограничены развитием этих методов. Редки исследования, посвященные таким специфическим разделам пенсионной актуарной математики, как методы финансирования пенсионных схем, оценка активов, балансирование активов и обязательств по выплате пенсий, статистические модели множественных выбытий (декрементов) и т.п.

В России в настоящее время просто невозможно выполнять актуарные разработки, в частности, долгосрочные прогнозы, на аналогичном уровне. Оценки многих ключевых данных, указанных выше, даже грубые, отсутствуют. Для нас в этом исследовании американских ученых наиболее интересно даже не само исследование, а его информационная база. Сравнивая ее с нашей, мы приходим к заключению о том, какая информация должна находиться в распоряжении лиц, выполняющих актуарные прогнозы и другие пенсионные расчеты.

  Во многих других странах также было предпринято повышение пенсионного возраста с целью снижения демографической нагрузки на работающих. Обзор оценок демографических и экономических последствий повышения пенсионных возрастов дается, например, английским актуарием Дэйкином (Daykin, 1992).

  Во большинстве стран одним из важных направлений пенсионной политики считается стимулирование пенсионных накоплений. Одним из путей такого стимулирования является введение различных налоговых льгот на взносы работодателей и работников в негосударственные пенсионные схемы. Так, в США налоговые льготы стали мощным стимулом роста негосударственного пенсионного обеспечения. Предприятия вычитают из налогооблагаемой прибыли наравне с зарплатой взносы в лицензированные НПФ. Их инвестиционный доход не облагается налогом на прибыль в течение накопительного периода. Участники фондов освобождены от подоходного налога на пенсионные взносы также на весь накопительный период - до начала выплат пенсий. При этом методы финансирования пенсионных схем, используемые при актуарных расчетах максимальных норм взносов, жестко предписываются законодательством с тем, чтобы ограничить объем освобождаемых от налогов средств. Актуарий, выполняющий оценивание, несет персональную ответственность за соблюдение нормативных требований, так как превышение норм отчислений может рассматриваться как уклонение от уплаты налогов. Одним из развитых в мире направлений исследований является изучение финансирования пенсионных планов при различных правилах налоговых льгот как части системы государственного регулирования, а также экономических эффектов различных (реальных или предлагаемых) изменений этих правил.  Поскольку в России пока фактически не выработано такого рода системы льгот и контроля, соответствующие методы актуарных расчетов представляют большой интерес.

Например, в 1987 году в США был предписан новый порядок финансирования пенсионных схем с определенными выплатами (таких схем в США большинство). До 1987 года работодатели имели право финансировать до 100% будущих пособий, которые будут выплачиваться работнику после выхода на пенсию, исходя из его(ее) текущего стажа, возраста и актуарных вероятностей получения пенсии данной величины. Так наз. Omnibus Budget Reconciliation Act (OBRA87)  снизил лимиты полного финансирования планов с определенными пособиями со 100% текущей актуарной ответственности до 150% пособий, уже заработанных на дату оценивания. Это более жесткое правило, и многие (впрочем, достаточно простые) расчеты демонстрируют, что предписанное в 1987 году финансирование отодвигает период основных пенсионных накоплений в будущее, из чего следуют вполне определенные экономические выводы. Подобные расчеты и выводы приводятся, например, в уже упоминавшейся книге Шибера и Шовена (1997). Именно налоговые льготы – фактор, определяющий выгодность пенсионных накоплений по сравнению с другими видами инвестиций.  Насколько нам известно, в России еще не выполнялось исследований, которые могли бы подтвердить или опровергнуть тезис о том, что введение тех или иных налоговых льгот для стимулирования пенсионных накоплений  сегодня было бы выгодно для государства в будущем, так как снизило бы нагрузку на пенсионную систему.

   Строго говоря, актуарные расчеты можно назвать одним из ответвлений математической статистики, примененной к страхованию с элементами финансовой математики. В основе актуарных расчетов лежит закон больших чисел, сформулированный еще Я.Бернулли в начале 18 века.

   В задачу актуарных расчетов входит, во-первых, определение вероятности наступления страхуемого риска (страхового события) в будущем. В данном случае понятие «риск» может трактоваться как в негативном плане: кража автомобиля, цунами, болезнь - так и в положительном аспекте: дожитие страхуемого лица до определенного возраста, рождение ребенка и т.д. Второй составляющей является определение ожидаемой средней стоимости данного риска, то есть суммы, которую страховщик должен будет выплатить при наступлении страхового события: возмещение стоимости украденного автомобиля марки Ситроен будет сильно отличаться от стоимости возмещения при угоне Москвича.

   Из этих двух составляющих (вероятность наступления страхового события и его ожидаемая средняя стоимость) складывается страховой тариф, то есть цена, которую будет предложено заплатить тому, кто захочет застраховаться от данного риска. Оговоримся сразу, что страховая компания в стоимость страхового тарифа закладывает административные расходы на ведение деятельности и норму прибыли.

Второй, не менее важной, задачей актуария является определение правильности расчета страхового тарифа после того, как полис (то есть договор между страхователем и страхуемым) поступил в продажу. Необходимо, в частности, понять, насколько правильно были рассчитаны вероятность наступления страхуемого события и его стоимость (а вдруг угонов было в 3 раза больше, чем это изначально предусматривалось?), а также определить, являются ли наблюдаемые отклонения просто статистической погрешностью, не требующей пересмотра тарифа или же долгосрочной тенденцией, выявляющей необходимость изменения тарифа.

   Традиционно актуарные расчеты, как и страхование, разделяют на актуарные расчеты в области жизни (life inssurance) и не жизни (non-life inssurance). Страхование жизни включает в себя страхование случаев, где вероятность наступления страхового события связанна с продолжительностью человеческой жизни: выплата пожизненной пенсии при дожитии до определенного возраста, выплата пенсии супругу после смерти страхуемого лица, выплата капитала в случае смерти страхуемого и т.д. «Не жизнь» включает в себя все остальные виды страхования: страхование имущества, страхование от несчастных случаев и т.д. Страхование в области жизни, как правило, является средне или долгосрочным, в «не жизни» скорее краткосрочным.

   В пенсионном страховании основной задачей актуария является, во-первых, расчет ожидаемой продолжительности жизни получателя пенсии, во вторых – определение схемы внесения пенсионных взносов и создания пенсионных резервов, достаточных для выполнения обязательств Фонда с учетом пожеланий Вкладчика. При растущей продолжительности жизни первая задача является особенно актуальной и требующей особого внимания – как определить, сколько в среднем проживет сегодняшний 60-летний пенсионер? При решении задач актуарных расчетов актуарий исходит из необходимости соблюдения равенства между ожидаемой современной стоимостью потока взносов и выплат по каждому договору.

Заключение

Из многих примеров актуарного оценивания различных нормативных требований государственного регулирования мы выбрали представленный Самвиком и Скиннером (Samwick and Skinner, 1997) пример имитационного моделирования пособий в схеме с определенными взносами. В таблице 1 приведены результаты имитационного моделирования пенсий как в случае действующего в США законодательства, так и при введении норм обязательных взносов в 3 и 5 процентов (как правило, покрываемых на 50% работодателем и на 50% работником). Расчеты показывают, что введение таких обязательных минимальных отчислений в первую очередь скажется на наиболее малообеспеченных пенсионерах. Мы приводим этот пример потому, что в России сегодня большинство негосударственных накопительных пенсионных схем относится к типу схем с определенными взносами, причем общий объем системы дополнительного пенсионного обеспечения еще невелик. Введение в России подобного обязательного минимума отчислений от заработной платы вкупе с налоговыми льготами, которые сделали бы менее выгодным сокрытие доходов и теневую занятость, может рассматриваться как одна из перспективных мер для необходимого наращивания финансовых ресурсов системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Список использованной литературы.

1.                         Баскаков В.Н. и Мельников А.В. (2001) Актуарные проблемы системы социального страхования. – Пенсия, 8.

2.                             Баскаков В.Н. и др. (5 авторов) (2001) Страхование от несчастных случаев на производстве: актуарные основы. – М.: Академия.

3.                             Башарин Г.П. (2002) Актуарное образование в РУДН. -  Конференция «Актуарная наука: теория,  образование и приложение, М.: 2000.

4.                             Малых, Д. и др. (2000) К вопросу об оценке обязательств страховщиков по договорам долгосрочного страхования жизни. – Страховое дело,  6.

5.                             Чепурин, Е.В. (1999) Статистический анализ малых выборок страховых данных. – Конференция «Актуарная наука: теория, образование и приложения», М., 1999.

6.                            Ширяев А.Н. (2002)  Актуарное дело. – Обозрение прикладной и промышленной математики, 1, 5.