"Страшный мир" в лирике А.А.Блока

 

                 "Страшный мир" в лирике А.А.Блока

     Александр Блок был романтическим поэтом  не  только  по  системе

отображения жизни,    но и по духу ее восприятия.  Он творил в порыве

вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь.

     Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени. Лирический

герой его     произведений   заблуждался,     радовался,     отрицал,

приветствовал. Это  был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем

творчестве человеческих радостей и страданий.

     Создав в   юношескую   пору   восхитительные  по  своей  идейной

целостности "Стихи о Прекрасной Даме",   где  все  овеяно  атмосферой

мистической тайны   и  совершающегося  чуда,   Блок покорит читателей

глубиной, искренностью  чувства,  о которой  поведал  его  лирический

герой. Мир  Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой,  к

которой, по  его мнению,  должен  стремиться  человек.   Но  в  своем

стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с

высот одинокого счастья,  красоты.   Он  окажется  в  мире  реальном,

земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить

в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

     Рабочим кабинетом А.Блока станет город - петербургские площади и

улицы. Именно там родятся мотивы его стихотворения "Фабрика", которое

прозвучит неожиданно   остро  даже  для самого поэта.  Перед нами мир

социальной несправедливости,  мир социального зла. Оттуда, из "жолтых

окон", "недвижный    кто-то,   черный кто-то людей считает в тишине",

идущих на фабрику. Это хозяева жизни и "измученные спины" угнетенного

народа. Так  поэт четко разделяет людей на тех,  кто работает, и тех,

кто присваивает себе их труд.  Впервые в своем  творчестве  Блок  так

резко, недвусмысленно  заявил тему народного страдания. Но перед нами

не только угнетенные люди.  Эти люди еще и унижены: "И в жолтых окнах

засмеются, что  этих нищих провели". И от этого страдания лирического

героя усугубляются.

     Тема униженного  обездоленного человека получает свое дальнейшее

развитие в стихотворении "На железной дороге".  Железная дорога здесь

- это   образ-символ.   Перед  нами  железная дорога жизни,  лишенная

доброты, человечности, духовности. По этой дороге едут люди, мелькают

в окнах вагона их лица - "сонные, с ровным взглядом", безразличные ко

всему. А  "под насыпью,  во рву некошенном", образ униженной женщины,

раздавленной колесами   этой жизни,  образ униженной духовности.  Вот

эволюция, которую  претерпевает женский образ  в  лирике  Блока,-  от

возвышенной Прекрасной   Дамы  до  существа,  уничтоженного "страшным

миром".

     Картины этого  бездуховного  мира  проходят  перед  читателем  в

стихотворении "Незнакомка":  "пьяные окрики",  "испытанные остряки" в

котелках, пыль    переулков,   "сонные  лакеи",   "пьяницы  с глазами

кроликов" - вот,  где приходится жить  лирическому  герою.   Все  это

туманит сознание   человека и правит его судьбой.  И лирический герой

одинок. Но вот появляется Незнакомка:

                      Дыша духами и туманами,

                      Она садится у окна.

Вглядываясь в нее,  лирический герой хочет понять,  кто перед ним, он

пытается разгадать его тайну.  Для него это  означает  познать  тайну

жизни. Незнакомка   здесь - некий идеал красоты,  радости,  а поэтому

преклонение перед ней означает преклонение перед красотой  жизни.   И

лирический герой   видит "берег очарованный и очарованную даль",  то,

чего жаждет его душа.  Но стихотворение заканчивается трагично:  поэт

понимает всю иллюзорность своей мечты познать истину ("Я знаю: истина

в вине").

     Эта трагедия  получает  свое дальнейшее развитие в стихотворении

"Я пригвожден   к  трактирной  стойке".   Его  "душа  глухая...пьяным

пьяна...пьяным пьяна...".   Лирический герой живет с чувством гибели,

смертельной усталости:

                   Я пьян давно. Мне все-равно.

                   Вон счастие мое - на тройке

                   В сребристый дым унесено...

"Страшный мир" не только вокруг,  он и в душе лирического героя.   Но

     поэт найдет в себе силы, чтобы прийти к пониманию своего

пути в жизни.  Об этом его поэма "Соловьиный сад".  Как  жить?   Куда

идти? "Наказанье  ли ждет или награда?" Вот вопросы, которые пытается

решить для себя лирический герой поэмы.  Образ соловьиного сада - это

тот мир   красоты,   добра,   счастья,  который сохранил в своей душе

А.Блок. Но  лирический герой покидает этот мир безоблачного  счастья.

Так тема   дома  переходит  в тему бегства из дома.  В соловьиный сад

проникают звуки окружающего мира:

                    Заглушить рокотание моря

                    Соловьиная песнь не вольна!

Лирический герой  бежит  из  этого мира,  потому что душа не может не

слышать, а совесть не даст возможность обрести счастье вдвоем. И поэт

вновь возвращается в жизнь, полную труда, лишений, обездоленности:

                   Я вступаю на берег пустынный,

                   Где остался мой дом и осел.

Но лирический герой уже не находит своего дома,  навсегда утеряно то,

чем он жил прежде.  Счастья нет там,  в соловьином саду, но его нет и

здесь. И  поэт испытывает мучительную трагедию раздвоения:  раздвоены

разум и   душа,   ум  и сердце.  А вместе с этим приходит и осознание

невозможности счастья в  этом  мире.   Но  за  этим  скрыта  глубокая

авторская мысль:  выбор сделан правильно, так как герой принес себя в

жертву долгу.  А по мнению Блока, жертва во имя жизни - это священная

жертва. И поэт не жалеет того, что он сделал.

     Наверное, поэтому и финал жизни самого  Александра  Блока  будет

трагичным, так  как он,  как и его лирический герой,  принесет себя в

священную жертву во имя новой жизни и новой России.