Стратегический менеджмент
Выполнила студентка Ферганского Политехнического Института
инженерно-экономического факультета
гр. 22-98 направления «Менеджмент»
Лушникова Анастасия
(Методичка) ВВЕДЕНИЕ В СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ПЛАН:
1. Стратегическое управление в системе менеджмента.
1.1. Исходные представления.
1.2. Исходные определения.
1.3. Стратегический аспект в управлении организацией.
2. Стратегическое управление и конкурентоспособность организации.
2.1. Конкуренция в бизнесе.
2.2. Конкурентные преимущества.
2.3. Базовые конкурентные стратегии.
2.4. Цепочка и система стоимости.
2.5. Какой должна быть стратегия конкретной организации.
3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
3.1. Первичная концепция стратегического управления.
3.2. Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту.
3.3. Изменение ментальности: вместо политики «от прошлого – к будущему» - политика «от будущего – к настоящему».
4. Модель стратегического управления.
4.1. Стратегическое мышление.
4.2. Модели стратегического менеджмента.
1. Стратегическое управление в системе менеджмента.
Исходные представления.
Прежде, чем заняться стратегическим менеджментом, необходимо уточнить некоторые исходные понятийные представления о менеджменте и управлении в целом.
В качестве одной из понятийных основ в системе менеджмента, состоящей из двух подсистем – стратегической и оперативной, предлагается модель стратегического управления (рис.1.).
Исходное представление (первичный формат) о стратегическом управлении дано на рис. 2.
Далее показана эволюция менеджмента как особого вида профессиональной деятельности, которая проходит три качественно разных этапа.
Общее направление развития менеджмента представлено на рис. 3. А основные характеристики каждого этапа (уровня) эволюции: «Управление по инструкциям», «Управление по целям» и «Менеджмент - Обучение» демонстрируются на отдельных рисунках 4, 5, 6.
Стратегическая программа действий |
Реализация стратегий |
Стратегический контролинг |
Концепция корпоративной стратегии |
Стратегические приоритеты Ограничения Этапы |
Стратегии основных подсистем организации |
Стратегииотдельных бизнесов Стратегииспециализированных видов деятельности |
МиссияЦели, целевые приоритеты |
ДиагностикаВнутренней среды |
ДиагностикаВнешней среды |
Стратеги-ческий анализ |
Обратная связь |
Обратная связь |
Обратная связь |
Обратная связь |
Особое значение фактора обучения для современного менеджмента, его связь с феноменом бизнес-лидерства и, наконец, Менеджмент – Обучение как ключевое конкурентное преимущество и стратегический фактор бизнес-успеха – все это сжато представлено на рис. 7.
На рис. 8 приводится общая модель организации. Данная схема организации как своеобразной «стратегической пирамиды», является очень упрощенной. Но при этом она довольно удачно показывает системность и целостное единство стратегического, тактического аспектов менеджмента.
на следующие три ключевых вопроса: 1) Каковы цели нашей организации? 2) Каков существующий и будущий профиль нашего бизнеса? 3) Что мы должны сделать, чтобы обеспечить достижение поставленных целей?
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) |
"Менеджмент –обучение" |
" Управление по целям" |
Управление по инструкциям" |
Стратегическийменеджмент: 2 этап |
3-й уровень |
Стратегическийменеджмент: 1 этап |
2-й уровень |
1-й уровень |
0-й уровень |
Рис. 3. Эволюция в теории и практики управления.
Внешняя среда: |
Стабильная |
Продукт: |
Простой, стандартизированный |
Рынок: |
Массовый |
Взаимоотношения с потребителем: |
Покупается все, что производится |
Характер труда: |
Однообразный, простой |
Теория: |
А. Смит, Ф. Тейлор, М. Вебер |
Власть: |
Централизованная |
Структура: |
Иерархия |
Символ: |
Пирамида |
Отношение к будущему: |
"Я контролирую будущее" Будущее достаточно определенно и допускает экстраполяцию прошлого Концепция стратегического планирования |
Способ обеспечения качества: |
Военная приемка |
Эффективный тип поведения: |
Человек-функция |
Эффективный тип менеджера/руководителя: |
Авторитарный технократический босс |
Корпоративная культура: |
Нормативно-манипулятивная, низкоадаптивная |
Терминология: |
"Я держу это на контроле", "Я владею вопросом", "Ситуация под контролем" |
Базовый способ реализации власти: |
Прямое указание или инструкция, закрепленные приказом |
Рис. 4. Управление по инструкциям (MBI – management by Instructions).
Внешняя среда: |
Меняющаяся |
Продукт: |
Относительно сложный, стандартизированный |
Рынок: |
Массовый сегментированный |
Взаимоотношения с потребителем: |
Развитые обратные связи |
Характер труда: |
Сложный, нетворческий |
Теория: |
Р. Акофф, П. Дракер, Г. Одиорне, А. Райя |
Власть: |
Децентрализованная |
Структура: |
Неодномерная иерархия |
Символ: |
Матрица |
Отношение к будущему: |
Будущее в принципе контролируемо Концепция стратегического менеджмента: 1-й этап развития |
Способ обеспечения качества: |
Военная приемка в сочетании с манипулятивным подходом |
Эффективный тип поведения: |
Человек-манипулятор |
Эффективный тип менеджера/руководителя: |
Лидер, способный увидеть будущий образ и сформулировать его в виде конкретных и ясных целей |
Корпоративная культура: |
Нормативно-процедурная, адаптивная |
Терминология: |
"Давайте будем решать это вместе", "Предлагаю еще раз посмотреть на ситуацию" |
Базовый способ реализации власти: |
Процедура и/или механизм, закрепленные приказом |
Рис. 5. Управление по целям (MBO – management by Objectives).
Внешняя среда: |
Динамичная |
Продукт: |
Сложный, сделанный "под конкретного клиента" |
Рынок: |
Быстро заполняющиеся ниши внутри сегментов |
Взаимоотношения с потребителем: |
Партнерство |
Характер труда: |
Сложный, творческий |
Теория: |
П. Дракер, Т. Питерс, С. Арджирес, П. Сенге |
Власть: |
Распределенная |
Структура: |
Гетерархия, проектно-ориентированная |
Символ: |
Сеть, обучающаяся организация |
Отношение к будущему: |
Будущее неопределенно в принципе – и в этом источник развития Концепция стратегического менеджмента: 2-этап развития |
Способ обеспечения качества: |
Технологии, основанные на включении персонала в изменение способов функционирования |
Эффективный тип поведения: |
Человек-партнер |
Эффективный тип менеджера/руководителя: |
Тренер, заботящийся о достижениях своей команды и/или коллег-сотрудников |
Корпоративная культура: |
Высокоадаптивная, партнерская, игровая, созидательная |
Терминология: |
Стратегическое видение, системный подход, источники неопределенности, ключевая компетенция, социотехнический дизайн, эффективные коммуникационные способности, креативность |
Базовый способ реализации власти: |
Процедура и/или партнерство, закрепленные в договоре |
Рис. 6. Менеджмент – Обучение (MBL – management by Learning).
1. В ближайшее время процветать будут только те организации, которые поняли, как достигать заинтересованности и обязательности сотрудников на всех уровнях и как постоянно развивать у сотрудников способности к самообучению. |
2. "Способность учиться быстрее, чем ваши конкуренты, может быть единственным заслуживающим поддержки конкурентным преимуществом". Ариес де Геус |
3. Быть лидером – значит быть первым. Быть первым означает: учиться быстрее, изменяться быстрее. |
4. Если изменение и обучение не начинаются наверху – они не начинаются вообще. Если они не начинаются – можно называть себя лидером – но нельзя быть им. |
Синонимы: система "Управление - Обучение", Менеджмент как обучение, Менеджмент как непрерывное научение конкурентоспособности.
Рис. 7. Система «Менеджмент – Обучение»: высказывания.
Организационная модель Организационная концепция — оргструктура организации — специализация — оргструктура системы менеджмента — распределение управленческих функций — распределение компетенции |
Модель оперативного менеджмента Концепция оперативного менеджмента — система конкретных бизнес-планов — механизм реализации бизнес-планов — механизм контроля |
Виды и структуры деятельности |
Цели
Стратегическая концепция
В какой области мы хотим работать?
Стратегии
ключевых подсистем организации
Каким образом организация собирается добиваться успеха?
— Возможности
— Опасности
— Сильные стороны
— Слабые стороны
— Удержание конкурентных преимуществ
— Создание конкурентных преимуществ
Рис. 8. Упрощенная модель организации («Стратегическая пирамида»).
Исходные определения.
Система менеджмента – главное средство разработки и практического осуществления общей программы развития организации и реализации ее стратегии. Конечная цель системы менеджмента – выполнение миссии организации.
Миссия – это наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в наиболее общей форме и выражающая основную причину существования организации.
Стратегия корпорации – это деловая концепция организации на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий, которые способны реализовать данную концепцию и обеспечить организации конкурентные преимущества в достижении целей.
Важный элемент стратегии организации – это ответ на вопрос: «Как вести конкурентную борьбу?».
Решающий элемент стратегии – целевая ориентация в использовании ресурсов организации.
В конечном счете, корпоративная стратегия данной конкретной организации заключается в знаниях и практически навыках организации по созданию и реализации своих конкретных преимуществ.
Стратегическое управление – это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ по профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу стратегии организации.
Конкурентное преимущество – это те характеристики, которые создают для производящей и/или реализующей данный продукт организации определенное превосходство над ее конкурентами.
Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому продукту-товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, т.е. к формам производства, сбыта, продаж и т.д., специфичным для организации и/или ее продукта.
Такое превосходство является относительным, т.е. определяется сравнением с конкурентом.
Конкурентное преимущество делится на два основных вида: более низкие издержки и дифференциация.
Низкие издержки отражают способность организации разрабатывать, выпускать и продавать сопоставимый продукт-товар с затратами меньшими, чем у конкурентов.
Дифференциация – это способность обеспечить покупателя уникальной и/или большей ценностью в виде нового качества продукта, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Любая потенциально эффективная стратегия и соответствующее стратегическое управление должны уделять достаточное внимание обоим типам конкурентного преимущества.
Реальное конкурентное преимущество достигается благодаря тому, как данная организация на практике осуществляет отдельные виды своей деятельности и всю их совокупность в целом.
Стратегический аспект в управлении организацией.
Для определения стратегического аспекта в управлении организацией сначала необходимо уточнить существующие термины.
Первым таким термином является «организация». Отвлекаясь от отдельных частных аспектов, можно сказать, что основными составляющими любой организации являются люди, входящие в данную организацию, задачи, для решения которых данная организация существует, и управление, которое формирует, мобилизует и приводит в движение потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.
Опираясь на данное понимание основных составляющих организации, ее можно определить как систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующее достижение определенных целей.
Таким образом, речь идет об организации как о социальном институте, в отличие от организации как процессе или функции.
Второй базовый термин - это «управление» и термин «менеджмент» в качестве его тождественного синонима.
Любая организация может быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.
Поэтому жизнедеятельность организации состоит из трех основополагающих процессов:
§
§
§
Ключевая роль в поддержании баланса между этими процессами, а также в мобилизации ресурсов организации на их осуществление принадлежит менеджменту. Именно для решения этих задач существует управление в организации, и именно это является основной ролью, которую играет управление в организации.
Третий термин связан с развитием организации. Так как организация рассматривается в качестве открытой системы, то все многообразие факторов, определяющих и задающих ее развитие, можно разделить на внешние и внутренние.
Таблица 1.
Сравнение стратегического и оперативного управления.
Характеристика |
Оперативное управление |
Стратегическое управление |
Миссия, предназначение |
Производство товаров и услуг с целью получения дохода от их реализации. |
Выживание организации в долгосрочной перспективе посредством установления динамического баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности организации лиц. |
Объект концентрации внимания менеджмента |
Взгляд внутрь организации, поиск путей более эффективного использования ресурсов. |
Взгляд вовне организации, поиск новых возможностей в конкурентной борьбе, отслеживание и адаптация к изменениям в окружении. |
Учет фактора времени |
Ориентация на краткосрочную и среднесрочную перспективу. |
Ориентация на долгосрочную перспективу. |
Основа построения системы управления |
Функции и организационные структуры, процедуры, техника и технология. |
Люди, системы информационного обеспечения, рынок. |
Подход к управлению персоналом |
Работники - это ресурс организации, это исполнители отдельных работ и функций. |
Работники - это основа организации, ее главная ценность и источник благополучия. |
Критерий эффективности управления |
Прибыльность и рациональность использования производственного потенциала. |
Своевременность и точность реакции организации на новые запросы рынка и изменения окружения. |
В данном контексте, если учесть ранее представленную информацию, по поводу стратегического аспекта можно отметить следующее: во-первых, стратегический аспект связан с внешними факторами развития организации; во-вторых, стратегичность - в отличие от тактических или оперативных моментов - касается относительно долгосрочных перспектив развития организации.
Относительность означает, что стратегический период имеет существенно большую продолжительность, чем тактический период развития организации, и то, что для каждой конкретной организации такое соотношение является конкретно-индивидуальным.
Следовательно для конкретной организации соотношение стратегического и тактического является относительным и в аспекте сравнения с другими организациями, и с точки зрения отношения к разным конкретным ситуациям, а также в ряде других отношений.
О содержании самого отношения или реакции организации на внешние факторы, которые так или иначе задают стратегичность ее развития, можно сказать следующее. Суть такой (т.е. стратегической) реакции системы управления организации - это обеспечение эффективной адаптации к изменениям внешнего окружения.
В увязке с адаптивностью и эффективностью становится очевидным, что стратегический аспект - это еще и особый анализ внешней среды организации. А за анализом по самой логике управления следуют: сначала подготовка проектов стратегических решений, затем принятие стратегических решений, а потом их реализация. Кроме того, добавляется контроль процесса и его результатов.
Таким образом, к дополнительным моментам стратегического аспекта в управлении развитием организации можно отнести: объективную необходимость в особом стратегическом анализе как специализированном анализе изменений внешней среды организации; а также вытекающий из такого анализа особый механизм принятия и реализации адекватных управленческих решений.
Сравнение дополнительных характеристик стратегического аспекта управления организацией с оперативным управлением приведено в табл.
2. Стратегическое управление и конкурентоспособность организации.
Все коммерческие организации действуют в конкретной рыночной среде. У всех организаций одна главная цель - получение прибыли. Одним участникам рынка достижение указанной цели в той или иной мере удается, а другим - нет. Таковы реалии любого рынка.
Способность организации добиваться своих целей в условиях рынка, на котором с аналогичными целями действуют другие организации, характеризуется понятием «конкурентоспособность».
Конкуренция в бизнесе.
Классическими работами по анализу конкуренции в бизнесе считаются работы профессора Гарвардской школы бизнеса Майкла Портера. Он утверждает, что суть конкуренции в любой сфере экономики характеризуется взаимодействием 5 основных сил, которые представлены на рис. 9.
Приведем краткое описание этой схемы, данное самим М. Портером: «Значение каждой из пяти сил меняется от бизнеса к бизнесу и в конечном счете предопределяет его прибыльность. В тех случаях, когда действия этих сил складываются благоприятно … многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли от вложенного капитала. В бизнесах, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно… очень немногим фирмам удается долго сохранять высокие прибыли.
Угроза появления новых конкурентов |
Угроза появления продуктов-заменителей |
Способность поставщиков торговаться |
Способность покупателей торговаться |
Соперничество между имеющимися конкурентами |
Рис. 9. Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе.
Общий потенциал прибыльности бизнеса снижается из-за угрозы появления новых конкурентов и продуктов-заменителей. Сильные поставщики и покупатели, коорые умеют торговаться, отстаивая свои собственные интересы, также снижают прибыль конкретной организации.
Усиление конкуренции между участниками данного бизнеса снижает общий уровень прибыльности, так как для сохранения своей конкурентоспособности каждая организация-конкурент должна осуществить соответствующие дополнительные затраты (дополнительные затраты на качество торговли и послепродажного сервиса, расходы на рекламу и т.д.).
Конкретные значения каждой из пяти сил - в данной отрасли и в данное конкретное время - определяются конкретной ситуационной структурой бизнеса; т.е. тем ситуационным сочетанием ключевых экономических, технологических и других факторов, характеризующих текущую конъюнктуру в данном бизнесе.
Конкурентные преимущества.
Конкретную рыночную позицию организации определяет ее конкурентные преимущества. По М. Портеру конкурентные преимущества делятся на два основных вида: дифференциация продуктов-товаров и более низкие издержки на создание и реализацию товаров.
Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с затратами меньшими, чем у конкурентов.
Дифференциация - это способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Любое новшество, дающее организации реальное приращение ее успеха на рынке, - это конкурентное преимущество.
Организации добиваются конкурентного преимущества, находя новые способы конкуренции в своей отрасли и выходя с ними на рынок, что можно назвать одним словом - «нововведение».
Нововведение в широком смысле включает и улучшение технологии, и совершенствование способов и методов ведения дел. Нововведение может выражаться в изменении продукта-товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара, новых концепциях сферы конкуренции и т.д.
К наиболее типичным источникам получения конкурентных преимуществ относятся:
§
§
§
§
§
Особый источник - информация о своем бизнесе плюс профессиональные навыки, позволяющие добывать и обрабатывать подобную информацию так, что конечным продуктом обработки оказывается реальное конкурентное преимущество.
Конкурентные преимущества на основе лишь уровня издержек, как правило, не так стойки, как преимущества на основе дифференциации. Например, дешевая рабочая сила относится к преимуществу низкого ранга.
Конкурентные преимущества более высокого уровня или порядка, такие, как патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация организации, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, тесные связи с клиентами, можно удерживать более длительное время.
Как правило, достижение преимуществ высокого порядка становится возможным при условии долговременных и интенсивных капиталовложений в производственные мощности, в специализированное обучение персонала, в проведение НИОКР, а также инвестиций в маркетинг.
Самая важная причина сохранения конкурентного преимущества коммерческой организации - постоянная модернизация производства и/или других ключевых видов ее деятельности.
Для сохранения конкурентоспособности организация должна создавать новые преимущества, по меньшей мере, с такой же скоростью, с какой ее конкуренты могут копировать уже имеющиеся.
Следовательно, для того, чтобы сохранять и развивать свой бизнес-успех посредством устойчивого удержания конкурентного преимущества, организация в своей собственной деятельности должна постоянно проводить адекватные стратегические и оперативные изменения.
Базовые конкурентные стратегии.
Вид конкретного преимущества и сферу, в которой оно достигается, объединяет понятие базовой конкретной стратегии (БКС).
В основе концепции БКС лежит идея, что каждая из таких стратегий базируется на определенном конкретном преимуществе. Для того, чтобы добиться его, организации необходимо выбрать свою конкретную стратегию. Наглядно данный подход представлен на рис. 10.
Конкурентное преимущество Уникальность товара Низкие с точки зрения покупателей издержки Весь сектор Конкретный сегмент |
1 2 Дифференциация Лидерство по издержкам D CL 3 4 Фокусирование FD FCL |
Стратегическая цель |
Рис. 10. Базовые конкурентные стратегии.
В реальном бизнесе практикуют следующие три БКС.
1. Стратегия дифференциации. Целью стратегии является придание продукту-товару отличительных свойств, которые важны для покупателя и которые отличают данный товар от предложений конкурентов.
Дифференциация, как и лидерство по издержкам, защищает организацию от конкурентных сил, но совершенно иным способом. Несмотря на то, что наличие отличительных качеств требует, как правило, более высоких издержек, успешная дифференциация позволяет коммерческой организации добиться большей рентабельности за счет того, что рынок готов принять более высокую цену.
2. Стратегия лидерства по издержкам. В центре внимания всей стратегии - низкие издержки по сравнению с конкурентами. Преимущество в отношении издержек создает относительно эффективную защиту против всех пяти конкретных сил, представленных на рис. 9.
3. Стратегия фокусирования (по Портеру), т.е. специализация на нуждах одного сегмента или конкретной группы покупателей без стремления охватить весь рынок. Цель ее - удовлетворить потребности выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам, но только в рамках целевого сегмента. В результате стратегия фокусирования разбивается на следующие две базовые конкурентные стратегии.
1. Фокусированное лидерство по издержкам.
2. Фокусированная дифференциация.
В ситуации практического выбора конкретной БКС по каждому конкретному продукту любая конкретная организация должна для себя четко решить: какой тип конкурентного преимущества она хочет получить и в какой сфере это реально возможно.
Одна из самых больших стратегических ошибок организации - это стремление использовать несколько базовых конкурентных стратегий одновременно, так как по существу указанные БКС являются альтернативными.
2.4. Цепочка и система стоимости.
Виды деятельности при конкуренции в какой-либо конкретной отрасли можно разделить на категории, как показано на рис. 11. Они объединены в так называемую цепочку стоимости. Все виды деятельности, входящие в цепочку стоимости, вносят свой вклад в конечную потребительскую стоимость продукта-товара.
Выбранная конкурентная стратегия определяет способ, которым организация выполняет отдельные виды своей деятельности, а также всю цепочку стоимости в целом.
Для достижения конкурентного преимущества такую цепочку надо рассматривать как систему, а не как набор отдельных компонентов.
Цепочка стоимости организации, применяемая при конкуренции в данном бизнесе, входит в более крупную систему деятельности, которую можно назвать системой ценности покупателя (рис. 12).
В условиях современного рынка конкурентное преимущество все больше определяется тем, насколько правильно и эффективно данная организация по данному конкретному товару может выстроить всю систему ценности покупателя.
Организации-лидеры, которым на протяжении многих лет удается сохранять высокую конкурентоспособность, стремятся обеспечить себе как можно больше преимуществ как во всех звеньях цепочки стоимости, так и в различных элементах - по всей системе стоимости.
Инфрастуктура организации Управление персоналом Развитие технологии Снабжение |
Обеспечение выпуск обеспечение маркетинг поставок продукта сбыта и продажа Сервис сырья и т.п. продукта |
Позиционная прибыль (маржа) |
Обеспечи-вающая деятельность |
Основная производственная деятельность
Рис. 11. Цепочка стоимости.
Цепочки стоимости поставщиков
Цепочка стоимости предприятия (организации)
Цепочки стоимости каналов сбыта
Цепочки ценностей покупателей
Рис. 12. Система стоимости.
2.5. Какой должна быть стратегия конкретной организации?
Стратегия конкретной организации должна быть эффективной! Эффективная стратегия должна быть продуктом особого менеджмента-искусства.
Если объектом стратегии организации является будущее, то в принципе допустимо получение очень эффективной стратегии конкретной организации абсолютно иррациональным путем.
Абсолютная иррациональность - это один из объективно крайних полюсов эффективной стратегии конкретной организации; ее противоположный полюс - предельная рациональность. То есть вполне реальна ситуация, когда все практически значимые аспекты данного бизнеса совершенно ясны и до конца просчитаны, все факторы учтены, бизнес абсолютно стабилен сейчас и его развитие спрогнозировано на заданное будущее, например, на пять лет. Преобладающее большинство реальных организаций находится между этими двумя полюсами.
Для таких организаций сформулирован ряд рекомендаций. Рекомендации касаются нескольких ключевых характеристик. Их можно назвать критериями потенциально эффективной стратегии конкретной организации.
Первая характеристика - ментальная правильность выбираемой и/или разрабатываемой стратегии. К ней относятся знания и понимание указанных абсолютных полюсов эффективной стратегии.
Вторая характеристика - ситуационность. В современном менеджменте особое место занимает ситуационный подход. Эффективная стратегия всегда интегрирует характерные особенности именно данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего (стратегического) успеха данной конкретной организации.
Третья характеристика - уникальность стратегии. Для достижения будущего бизнес-успеха в стратегии конкретной организации должны быть заложены некоторые сильные содержательные моменты, которые в реальной практике ведения бизнеса делают ее значимо отличной от всех главных конкурентов.
В каких-то определенных звеньях и/или элементах цепочки/системы стоимости организация обязана найти что-то свое уникальное. Это уникальное, т.е. присущее только данной конкретной организации, должно быть заложено в ее стратегию как одна из основ стратегического преимущества и соответственно ее будущей конкурентоспособности.
Другими словами, чем-то существенным по данному бизнесу организация должна положительно отличаться от своих конкурентов.
Осознанный подход к стратегической уникальности означает целевой поиск возможностей своего будущего бизнес-успеха там, где его еще не увидели конкуренты.
Но при этом надо помнить, что стратегия, которая базируется на имитации того, что уже делают конкуренты-лидеры, даже при нахождении удачных ситуационно-уникальных имитационных решений могут обеспечить конкурентное преимущество только относительно низкого порядка.
Четвертая характеристика - будущая неопределенность как стратегическая возможность. Для понимания данной характеристики надо во-первых, вернуться в п.1. и еще раз осмыслить и сопоставить рис. 4-8, особенно в той их части, которая называется «отношение к будущему».
Во-вторых, следует подчеркнуть. Что именно на рис. 6 указано, что будущее является неопределенным в принципе - и в этом источник развития конкретной организации. Внешняя среда организации в наше время меняется все быстрее и - с точки зрения традиционных представлений - все более непредсказуема. Но при этом каждое изменение несет в себе не толь угрозы, но и новые дополнительные возможности для достижения будущего бизнес-успеха.
Поэтому современная стратегия организации должна быть способна превращать изменения внешнего окружения организации в ее стратегические и тактические конкурентные преимущества.
Отсюда логично вытекает пятая характеристика эффективной стратегии - гибкая адекватность.
Для того, чтобы реализовать новые возможности, которые несут в себе изменения внешней среды организации, ее собственные стратегические изменения должны быть адекватны изменениям внешним. А эффективная бизнес-адекватность практически достижима только тогда, когда стратегия организации имманентно и по существу является достаточно гибкой.
Таким образом, по критериям конечной эффективности конкретные стратегические и тактические изменения бизнеса коммерческой организации по своему содержанию, по синхронности возможность времени и по всем другим существенным параметрам должны быть достаточно адекватными и быстрыми относительно изменений внешней среды организации, т.е. обеспечивать гибкую адекватность стратегии данной конкретной организации.
В заключение необходимо отметить, что все указанные характеристики являются не альтернативными, а взаимодополняющими и взаимоусиливающими.
Как правило, фактически эффективные стратегии тех или иных конкретных организаций - это тот или иной обязательно органичный и весьма содержательный синтез представленных характеристик. Поэтому исходно целенаправленная, в меру творческая и по-настоящему профессиональная деятельность по практическому включению и/или осознанному учету всех названных характеристик как содержательных ключевых моментов, разрабатываемых и/или выбираемых стратегий - это реально конструктивный путь выхода на действительно эффективную корпоративную стратегию конкретной организации.
3. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент.
Стратегическое планирование представляет собой набор конкретных действий и решений, предпринимаемых руководством и ведущих к реализации стратегии, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Стратегическое видение - образ будущего состояния организации, который посредством системы существенных характеристик дает профессиональное качественное представление о бизнес-успехе организации в конкретной стратегической перспективе.
3.1. Первичная концепция стратегического управления.
Первичная концепция стратегического управления связана с двумя противоположными типичными стилями поведения организации: приростным и предпринимательским.
Приростный тип - это развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного поведения.
Предпринимательский тип - это целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающим победу в конкурентной борьбе и максимум прибыли.
Основные сравнительные характеристики двух указанных типов организаций представлены в табл. 2.
Кроме двух типов организационного поведения различают два вида менеджмента (управления): стратегический и оперативный менеджмент. Деятельность по стратегическому менеджменту связана с постановкой целей и задач организации. И, кроме того, с поддержанием системы взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним вызовам.
Таблица 2.
Сравнение характеристик организации
Характеристики организации |
Поведение |
|
Предпринимательское |
Приростное |
|
Цели |
Оптимизация прибыльности |
Оптимизация потенциала прибыльности |
Пути достижения целей |
Экстраполяция прошлых доходов |
Определяются взаимодействием возможностей получения прибыли и качеств управления |
Ограничения |
1. По окружающей среде организации 2. По внутренним возможностям |
1. Способность изменять окружающую среду организации 2. Способность создать требуемые специальности 3. Способность воспринимать различные способы поведения |
Система поощрений и взысканий |
1. Поощрения за стабильность 2. Поощрения за прошлую деятельность |
1. Поощрения за творчество, инициативу 2. Взыскания за отсутствие инициативы |
Информация |
1. Внутренняя: деятельность 2. Внешняя: долгосрочный объем возможностей |
1. Внутренняя: возможности 2. Внешняя: глобальный объем возможностей |
Проблема |
Повторяющаяся, знакомая |
Неповторяющаяся, новая |
Стиль руководства |
1. Популярность 2. Установление единства подходов |
1. Допускающий рискованные действия 2. Вдохновляющий людей на восприятие изменений |
Организационная структура |
1. Стабильная или расширяющаяся 2. Деятельность организована в соответствии и процессом переработки ресурсов 3. Стремление к экономии в масштабах производства 4. Виды деятельности увязаны слабо |
1. Гибкая, структурно меняющаяся 2. Деятельность организована в соответствии с проблемами 3. Виды деятельности жестко увязаны |
Решение управленческих проблем: а) признание необходимости действий |
1. Реакция в ответ на возникшую проблему 2. С запаздыванием по отношению к появлению проблемы |
1. Активный поиск возможностей 2. Предвидение проблем |
б) поиск альтернативы |
1. Ориентация на прошлый опыт 2. Незначительные отклонения от статус-кво 3. Рассматривается единственная альтернатива |
1. Творческий поиск 2. Большие отклонения от статус-кво 3. Рассматриваются многочисленные альтернативы |
в) оценка альтернативы |
Принимается первая, удовлетворяющая потребности |
Выбирается лучшая из набора альтернатив |
г) отношение к риску |
1. Минимизация риска 2. Соответствие прошлому опыту |
1. Сознательный риск 2. Балансировка совокупности рискованных вариантов |
Первый конечный результат стратегического управления - это системный потенциал для достижения целей организации в будущем.
Второй конечный результат - структура организации и ее внутренние изменения, обеспечивающие чувствительность организации к изменениям внешней среды и соответствующую адаптацию.
В отличие от стратегического управления организации, которое предназначено для обеспечения стратегических позиций, оперативный менеджмент использует уже существующую стратегическую позицию организации для достижения ею конкретных тактических целей. Менеджеры, занимающиеся стратегическим управлением, в первую очередь обеспечивают постоянный потенциал прибыльности организации, а оперативный менеджмент - превращение потенциала в реальную прибыль.
Конечный результат оперативного управления - это реализация продуктов-товаров организации ее конкретным клиентам-потребителям за конкретные цены.
Стратегическое и оперативное управление требуют создания и поддержания адекватной, так называемой организационной архитектоники, а также соответствующих подсистем персонала, включающих определенную квалификацию, мотивацию и т.д. При этом возможность всех этих аспектах два указанных вида менеджмента совершенно различны, что и подтверждает табл. 3.
Из нее видно, что стратегическая культура является открытой, гибкой и изобретательной; а для оперативной культуры характерно консервативное отношение к изменениям и нацеленность на традиционный рост эффективности производства.
Из сопоставления табл. 2 и 3 следует, что существует определенная связь между типами организационного поведения и видами управления, а именно: стратегическое управление требует предпринимательского поведения, а оперативное управление - приростного. Данная зависимость в виде матрицы представлена на рис. 13.
Таблица 3.
Сопоставление архитектоники организаций
Аспекты |
Оперативная |
Стратегическая |
1. Культура |
Ориентирована на производство/маркетинг: успех = агрессивная конкуренция + эффективное производство |
Ориентирована на стратегию/гибкость: успех = изобретательность + предвидение/создание потребностей |
2. Менеджер |
Должен уметь получить прибыль, достичь поставленных целей и контролировать |
Предприниматель, «проводник» новшеств и благожелательный лидер |
3. Система управления |
1. Долгосрочное планирование 2. Контроль сложившейся деятельности |
1. Стратегическое планирование/стратегическое проблемное управление 2. Стратегическое управление 3. Стратегический контроль |
4. Информация |
Тенденция спроса и прибыльности |
Новые проблемы и возможности |
5. Структура |
1. Функциональная/дивизиональная 2. Стабильная |
1. По проектам/матричная 2. Динамичная |
6. Власть |
1. Децентрализована 2. Сосредоточена в производстве и маркетинге |
Сосредоточена в общем руководстве, НИОКР, новых предприятиях и стратегическом планировании |
Тип поведения |
Вид управления |
|
Стратегическое |
Оперативное |
|
Предпринимательский |
+ |
- |
Приростный |
- |
+ |
Рис. 13. Матрица организационного типа поведения/вида управления
Один из основных выводов, который можно сделать, сводится к следующему:
1)
2)
3)
Отличие стратегического менеджмента от стратегического планирования и по существу, и по форме определяется указанными различиями и противоречиями между двумя типами организационного поведения.
Для достижения гармоничного развития и обеспечения своей стратегической и тактической эффективности, компаниям необходимо уметь создавать гибкие организационно-структурные формы, т.е. системы, которые соответствуют и двум указанным типам поведения, и двум видам управления одновременно.
3.2. Переход от стратегического планирования к стратегическому менеджменту.
История развития менеджмента - это история успеха нововведений, включая инновационные подсистемы или даже различные модели систем управления. Одни управленческие системы выдерживали испытание практикой, а другие - нет. Успешные модели управления довольно быстро распространялись от компаний-инноваторов на другие организации.
Предшественником стратегического планирования была система долгосрочного планирования. Эта система, получившая максимальное развитие на Западе в 50-е годы, в основном соответствовала приростному типу организационного поведения компаний. Как правило, долгосрочное планирование применялось в крупных, а иногда и в средних компаниях. Тогда типичной была ситуация быстрого корпоративного роста, которая сопровождалась резким увеличением размеров организаций и повышением сложности системы ее менеджмента.
Основным методом долгосрочного планирования стала экстраполяция ключевых тенденций и факторов, определявших специфику развития организации в прошлом, с некоторой их коррекцией на будущее.
В 60-70-е годы долгосрочное планирование в США и Западной Европе переросло в систему стратегического планирования. В определенной мере эта система стала ответной реакцией ряда компаний на существенное изменение их внешней среды, которое проявилось в насыщении соответствующих рынков.
Считалось общепризнанным, что главное отличие стратегического планирования от всех других видов планирования - это его принципиальная направленность не внутрь организации, а вовне. В эволюции корпоративного управления этап перехода от модели «закрытой организации» к модели «открытой организации» связывают со стратегическим планированием.
Характерная черта открытой организации - это профессиональный стратегический анализ изменений своей внешней среды и выработка адекватных адаптивных реакций.
Наряду с учетом тенденций внешней среды, стратегическое планирование интегрирует все последние достижения в области методов планирования и, по сравнению с долгосрочным планированием, является значительно более сложным и многогранным. В арсенал новых методов, используемых стратегическим планированием, входят: модели анализа инвестиционных портфелей компаний, разработка ситуационных планов развития, применение сценарного планирования, использование систем экспертных оценок, применение различных аналитических матриц для исследования альтернатив возможного стратегического развития и т.д.
С середины 70-х годов в большинстве крупных и возможность многих средних компаниях Запада стали функционировать централизованные подразделения общекорпоративного планирования.
Но с начала 70-х годов одновременно с ростом числа организаций, применяющих стратегическое планирование, все более четко стали проявляться не только субъективные трудности его применения, но и объективные границы эффективности стратегического планирования как системы адаптации к изменениям рыночной среды и обеспечения перспективной конкурентоспособности организации.
Основной недостаток стратегического планирования как определенного подхода к проблеме будущего развития организации заключался в том, что в будущее по-прежнему переносились существенные параметры организации, которые уже были заданы ее прошлым. Оставался неизменным ключевой принцип управленческой ментальности, который реально доминировал в ее практике: идти в будущее от прошлого.
В результате сложного сочетания ряда определяющих факторов к началу 70-х годов на Западе сложилась ситуация, которая ознаменовалась переходом от стратегического планирования к стратегическому менеджменту. Среди таких факторов выделяют следующие:
1)
2)
3)
4)
В отличие от предшествующего ему долгосрочного планирования стратегическое планирование является более сложным процессом, влияющим на организацию. Стратегическое управление обеспечивает наиболее комплексный подход к проблеме, и этот подход в настоящее время получает наибольшее распространение.
3.3. Изменение ментальности: вместо политики «от прошлого - к будущему» - политика «от будущего - у настоящему».
Существенное различие между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом характеризуется следующими двумя моментами.
Во-первых, стратегическое планирование не является стратегическим мышлением, и поэтому успешные стратегии - это всегда удачное стратегическое видение, но никак не стратегические планы.
Во-вторых, стратегическое планирование из реальной бизнес-практики фактически сводилось к стратегическому программированию. То есть, как правило, к формализации и детальной проработке стратегий или стратегического видения, которые уже были приняты и уже осуществлялись.
А объективно для достижения будущего бизнес-успеха в первую очередь требуются разработки, в которых создаются содержательно различные стратегии и проводится их сравнительный анализ как существенно разных стратегических альтернатив развития бизнеса.
Любое практическое планирование, в том числе стратегическое, весьма формально. И при этом оно всегда сильно зависело и будет зависеть от уже сложившихся параметров организации, а также от ее ключевых бизнес-процессов.
При реальном планировании сами особенности планового процесса не дают вырваться за рамки уже заданных параметров и тенденций. В жизни для подавляющего большинства конкретных бизнес-ситуаций реально эффективные стратегические изменения требуют именно прорыва за традиционные рамки и уже сложившиеся представления о данном бизнесе.
В отличие от «примитивно аналитичного» и излишне формализованного стратегического планирования, стратегическое управление как стратегическое мышление и видение - это, прежде всего, синтез.
Важнейшую роль в стратегическом синтезе играют интуиция и креативность. Исключительно творческая природа процесса стратегического синтеза и соответствующие части стратегического менеджмента практически не поддаются какой-либо реально значимой формализации.
Таким образом, с одной стороны, стратегическое планирование не может и не должно подменять собой стратегическое мышление, стратегическое видение и соответствующую систему стратегического управления.
Но, с другой стороны, т.е. с позиции правильного стратегического мышления и современного стратегического менеджмента, стратегическое планирование является необходимым элементом процесса стратегического управления. Точнее стратегическое планирование - это составная часть процесса разработки стратегий как отдельных подсистем деловой деятельности организации, так и ее корпоративной стратегии в целом. И при этом стратегическое планирование как определенный элемент более общего процесса выполняет строго заданную роль или функцию, которая является производной от миссии, дерева целей, стратегических приоритетов и других ключевых элементов стратегии.
Кроме того, развитие стратегического планирования как специализированной подсистемы деятельности непосредственно детерминируется процессами развития стратегического управления и в целом всей системы менеджмента организации.
Ментальность стратегического планирования: «от прошлого - через настоящее - к будущему» Ментальность стратегического управления: «от успешного будущего - к настоящему» |
Стратегическое управление
400
350
300
250
200
150
100
50
Стратегическое планирование
01.01.98 1999 2000 2001 2002 2003 t
Рис. 14. Стратегическое планирование и стратегическое управление
Все отмеченные существенные различия между стратегическим планированием и стратегическим менеджментом в своем исходном синтезированном виде изначально заключаются в принципиальном различии ментальных подходов, которые являются основой двух принципиально разных, альтернативных моделей корпоративного менеджмента: планирование и развитие организации согласно мышлению «от прошлого - через настоящее - к будущему» или стратегическое управление - «от образа будущего бизнес-успеха - к настоящему».
Принципиально разные подходы к корпоративному управлению и два существенно разных ментальных принципа представлены на рис. 14.
4. Модель стратегического управления.
4.1. Стратегическое мышление.
Одно из классических образных представлений о стратегическом мышлении - в отличие от других видов мышления - сделано К. Охмае. Это представление отражено на рис. 15.
Интуитивное мышление |
Стратегическое мышление |
Проблемный прототип |
Механическое системное мышление |
Решение |
Процесс мышления |
Переустройство элементов, или системно-механическая реорганизация |
Трансформация, или измененная конфигурация |
Локальная оптимизация, или видя дерево, не видеть леса |
4.2. Модели стратегического менеджмента
В ходе непростого развития теория стратегии выработала много разных моделей стратегического менеджмента. Некоорые из них изображены на рис. 1-6.
К достоинствам модели, изображенной на рис. 1, можно отнести следующее: во-первых, в определенной мере она синтезирует все отмеченные модели; во-вторых, при достаточно содержательной полноте она относительно проста.проста; в-третьих, именно данная модель широко применяется.
Рис.1. достаточно наглядно показывает, стратегический менеджмент - это замкнутый управленческий процесс с обязательной и значимой обратной связью.
Из модели также можно увидеть, что стратегическое управление является циклической профессиональной деятельностью, у которой имеется своя собственная, достаточно сложная структура и несколько направлений внутренней специализации.
В соответствии с моделью, представленной на рис. 1, наиболее укрупненными являются следующие три этапа, или фазы, стратегического цикла организации: 1) стратегический анализ; 2) разработка стратегии (стратегический синтез-развитие); 3) реализация стратегии.
Рассматриваемая модель характеризует стратегическое управление организации и как органичную систему. В такой системе все элементы взаимосвязанные, взаимодополняющие и взаимозависимые. А изменение или импульс по отдельному элементу вызывает определенную цепную реакцию по всей системе в целом.
В рамках предлагаемой модели стратегический мен представляется в качестве непрерывного и достаточно динамичного процесса. И при этом соответствующая высокопрофессиональная и рационально специализированная управленческая деятельность оптимальным образом распределяется по всей структуре организации.
Наконец, предполагается, что данная модель стратегического управления коммерческой организацией позволяет обеспечить необходимую адекватность и гибкость.
Динамично-гибкая, системная и качественно-адекватная стратегия организации, в конечном счете, проявляется в высокой тактической эффективности ее бизнеса, которая достигается при самых различных изменениях внещней среды организации.
Следовательно, в данном контексте весь стратегический менеджмент сводится к процессу управления стратегическими изменениями. А эффективность стратегического менеджмента - к эффективности и особому качеству соответствующих стратегических преобразований.
Поэтому модель, представляемая на рис. 1, - это еще и модель стратегического управления, которая создает для организации возможность осуществления эффективных стратегических изменений.
Контрольные вопросы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.