Новогодний праздник

Дмитриева Екатерина Анатольевна,

преподаватель физической культуры,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги.

РОЖДЕСТВО

ЗАДАЧИ:

1.        товарищества.

2.     

3.     

4.     

5.     

6.     

7.     

8.     

ИНВЕНТАРЬ:

            Набивные мячи, шапка, гимнастические скамейки, бадминтонные ракетки, воздушные шарики, мешки. Дощечки, теннисные мячи, клюшки, кассета с записью русских народных песен.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

             Спортивный зал.

        Дети входят в зал под музыку П.И. Чайковского «Времена года» и садятся на скамейки.

         Входит ведущая.< Слайд 2>

Ведущая.    Ух, ты! Сколько вас! Здравствуйте, дорогие ребята! Кто из вас, скажите, не любит праздники? Пожалуй, таких нет. Ведь праздник – это всегда весело, когда получаешь подарки, когда день необычный, не такой, как все остальные. Например, день рождения или Новый год.

            А однажды ночью сменился не только год, но и целая эпоха ушел старый мир, наступил новый. В эту ночь, в Вифлеемской пещере родился младенец – Иисус Христос, принеся с собой самое главное чудо – чудо спасения человека.

            Рождество – это день рождения Бога. < Слайд 3> . Две тысячи лет назад на Земле родился Божий сын – Иисус Христос.

1-й ребенок

        Ночь тиха, по тверди зыбкой,

        Звезды южные дрожат.

        Очи матери с улыбкой,

        В ясли тихие глядят.

2-й ребенок

        Ясли тихо светят взору,

   Озарён Марии лик.

   Звёздный хор, к иному хору,

   Слухом трепетно приник.

3-й ребенок

        И над ним горит высоко,

        Та звезда далеких стран,

  К ней несут цари Востока,

        Злато, смирну и ладан.

Ведущий.    От Рождества Христова мы исчисляем года. Сегодня у нас 2007 год, значит, от рождения Спасителя прошло 2007 лет. Не случайно Новый год и Рождество Христова стоят рядышком.

            Рождество Христова среди всех праздников года сияет, подобно яркой радостной звезде. Не случайно, и тайну рождения Бога, возвестила миру Вифлеемская звезда, взошедшая на Востоке. Эту звезду увидели волхвы, и пошли за ней в маленький город Вифлеем, где у Девы Марии родился младенец. Появление этой звезды указало волхвам, что этот младенец – необыкновенный, несущей миру спасение. Святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христова «матерью всех праздников».

4-й ребенок < Слайд 4>

       Рождество Христова, ангел прилетел,

       Он летел по небу, людям песню пел.

       «Вы, люди, ликуйте, днесь торжествуйте,

        Днесь Христово Рождество,

        Пастыри в пещеру первыми пришли,

        И младенца Бога с матерью нашли».

Ведущая.    На протяжении многих лет день Рождество не значился в наших календарях. О нем не упоминали учебники, не рассказывали учителя. < Слайд 5 >. Как и многое другое, праздник Рождества Христова, пытались вычеркнуть из духовной жизни. Но церковь, конечно, отмечала Рождество. Сегодня, осознавая все это,  мы напоминаем, какое же величайшее событие произошло в ту далекую знаменательную ночь - в окрестностях города Вифлеема родился Иисус Христос.  

Ведущий.    12 дней после Рождества Христова называются святками < Слайд 6>, т.е. святыми днями: они освящены великими событиями рождения Христа и Богоявления. Святки – праздник христианский, но к нему примешалось много унаследованного с древних времен.

Ведущая.    Ни в одном народном празднике не заключено столько обычаев, обрядов, примет, столько отношений к житейским потребностям и времени года, как в Святках. В них представлена странная смесь совершенно разнообразных стихий: тут мы видим и суеверные языческие обычаи, и некоторые христианские воспоминания о Рождестве Спасителе мира.

Ведущий.    Ну, сестрица, Коляда, пришел твой срок по деревням ходить да добро людям обещать: настали святки – запевай колядки. А Святки начинались на Руси с 7 января и продолжались две недели – до Крещения, < Слайд 7> 19 января. Все это время веселился народ – песни пел да нас с тобой славил.

Ведущая.    Да, братец Овсень, пойдем мы с тобой по миру, по добрым людям. Хоть и зол месяц декабрь, неуступчив январь, но верил народ: пришла Коляда – придет и зиме поворот. Солнце на лето поворачивает, дни прибавляет.

Ведущий.    Зимние Святки, или Святочные вечера, стали в России трехчастным праздником, о чем поется в песнях, приуроченных к этому времени.

               К нам идут три праздника:

               Первый праздничек – Святое Рождество, < Слайд 8>

               Второй праздничек – Святое Веселье, < Слайд 9>

               Третий праздничек – Святое Крещенье. < Слайд 10>

Исполняется песня «У нас на Подмостье». Участвуют – все желающие.

Ведущая.    Сейчас мы поиграем с вами в игру «Снежки», которая является одной из самых любимых забав детворы.

      Две команды выстраиваются напротив друг друга, между ними стоит «снеговик» (из набивных мячей). Задача каждой команды – как можно быстрее сбить «снеговика».

Ведущий.    Слово «Святки» означает праздничные дни между Рождеством и Крещением. Во время Святок существовал обычай ходить по дворам и петь колядки – поздравлять с праздником хозяев, которые в ответ на поздравления должны были одарить колядовщиков ритуальным угощением.   

Ведущая.    Колядовщиками называли тех, кто ходил в Святки по домам поздравлять хозяев с праздниками – Рождеством, Васильевым днем, Новым годом и Крещеньем.

Ведущий.    Колядовщиков ждали как желанных гостей, чтобы заручиться добрыми пожеланиями, принимали их хорошо, старались получше угостить, одарить. При этом все понимали, что колядовщики – гости не простые. Если плохо их принять, они могут наслать беду и разорение тому, кто их плохо принял. Дары колядовщики – «механошка» складывал в мешок, и потом вся гурьба колядовщиков шла угощаться, пировать

  Исполняется песня «Уродилась Коляда накануне Рождества».

Ведущая.    Это дружные ребята – колядовщики. Вечер сегодня ясный, все дорожки освещает, вот ребятишки и ходят по дворам. К кому зайдут, тем колядку споют. Давай, братец Овсень, отойдем в сторонку, послушаем да посмотрим.

  Исполняется песня «Колядки – колядки».

Ведущий.    А сейчас мы поиграем с вами в игру «шапки»

 Дети сидят в кругу, в середине круга – водящий. Он должен поймать шапку, которую дети перекидывают друг другу. Если водящий поймал шапку, то тот, кто бросал ее, становится водящим.

Ведущая.    Вы поиграли, размялись, а теперь мы проверим, какая команда будет самый быстрой и смекалистой в игре «катание на санках».

1-й ребенок

                    Вот и Святки пришли,

                    Зиму в дом привели,

                    В санки коней запрягли,

                    В путь дорожку вывели.

2-й ребенок

                    Белый снег заледенили,

                    Лед на речке замостили,

                    Ребят в санки усадили,

                    По колядкам покатили.

Конкурс «Катание на санках».

Участники команд поочередно, лежа на животе на гимнастической скамейке и одновременно отталкиваясь руками от пола, продвигаются вперед, обратно возвращаются бегом.

Ведущий.    Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Подведем итоги этого конкурса (называется команда – победитель). А теперь представьте, что вы катаетесь на ледяной горке. Но так как мы в зале, горку у нас заменят гимнастические скамейки.

1-й ребенок

                    Пришел Новый год,

                    Выходи, народ.

2-й ребенок

                    Солнышко встречать,

                    Мороз прогонять.

Конкурс «Ледяная горка».

Участники команд поочередно пролезают под гимнастической скамейкой, обратно возвращаются бегом. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Ведущая.    Ребята, посмотрите, какой повалил снежок. А не слепить ли нам снеговиков? Один мяч будет основанием, второй – туловищем, а третий – головой.

Конкурс «Снеговики».

Участники команд должны поочередно прокатить три набивных мяча до стоек и обратно. Последний в команде делает «снеговика» - складывает мячи – и возвращается назад, к своей команде.

Ведущий.    Ну и ребята у нас собрались – быстрые да ловкие. В этом конкурсе победу одержала команда (называется победитель). Как вы освоили физические упражнения – мы увидели. А теперь докажите, как вы умеете работать головой. Мы приготовили вам загадки. Посмотрим, какая команда сумеет их быстрее разгадать.

1.Две новые кленовые

   Подошвы двухметровые:

   На них поставишь две ноги –

   И по большим снегам беги.

                                    (Лыжи)

2.Кто на льду меня догонит?

   Мы бежим в перегонки.

   И несут меня не кони,

   А блестящие…

                         (Коньки)

3.Загадка эта нелегка:

   Пишу всегда через два «к».

   И мяч, и шайбу клюшкой бей,

   И называюсь я…

                               (Хоккей)

Ведущая.    Я смотрю, вы и с этим заданием успешно справились. Что же, вернемся снова к эстафетам. Ребята, представьте, что ракетка – это лопата для уборки снега, а воздушный шарик – снежный ком, и вам надо как можно быстрее перенести его, чтобы он не разбился.

Конкурс «Уборка снега».

Участники команд должны поочередно  перенести, не роняя, воздушный шарик на бадминтонной ракетке до стойки и вернуться обратно.

Ведущий.    Молодцы! В этом конкурсе одержала победу команда (называется победитель). Все вы знаете, что зимой иногда бывает оттепель и на крыше появляются твердые, прозрачные сосульки, опасные для пешеходов. Их убирают дворники. Сейчас и мы выполним такую работу, только сосульки у нас будут легкие и воздушные.

Конкурс «Сосульки».

Участники команд должны поочередно перенести воздушный шарик, слегка ударяя по нему головой и не роняя его, до стойки и вернуться обратно бегом.

Ведущая.    Подведем итоги этого конкурса. Победу одержала (называется победитель). Раньше на Руси выпадало много снега и дети придумали себе забаву – перепрыгивание с сугроба на сугроб. У нас в зале нет снега, поэтому мы проведем эту игру – забаву по – другому.

Конкурс «Прыжки в мешке».

Участники команд должны поочередно допрыгать в мешке, удерживая его руками за концы, до стойки и вернуться обратно.

Ведущий.    В этом конкурсе победила команда (называется победитель). Мы попрыгали, побегали, а теперь немного отдохнем, успокоимся и ответим на вопросы викторины.

Викторина «Рождество».

1.Когда и в каком городе родился Христос? (В городе Вифлееме, 2007 лет тому назад.)

2.Куда положила Матерь Божья родившегося Богомладенца? (В ясли, кормушку для скота.)

3.Кто первым узнал о рождении Богомладенца? (Пастухи – волхвы.)

4.Что указало волхвам на рождение Христа? (Звезда.)

Ведущая.    Вы, может быть, знаете, что в России в X‌‌ІX в. не все могли купить себе коньки, а кататься хотелось всем. Так вот что придумали тогда ребятишки. На берегу реки, где растет ива, они набирали по два пучка ивовых прутиков, смешивали их с сажей и глиной, закладывали их в специальную форму и заливали водой, а затем ставили на ночь на мороз. На следующее утро вытаскивали получившиеся скользкие кирпичики, привязывали их веревками к ногам и катались. Мы упростили это задание.

Конкурс «Катание на коньках».

Перед каждой командой на полу лежат по две дощечки с лямками. Вставить ноги в лямки, пройти до стойки и обратно.

Ведущий.    В этом конкурсе победила команда (называется победитель). Все вы знаете знаменитую игру – хоккей. И мы не могли обойти стороной этот зимний вид спорта.

Конкурс «Играем в хоккей».

Участники команд должны поочередно провести теннисный мяч клюшкой до стойки и обратно.

Ведущая.    Пока подводятся итоги этого конкурса и общий итог соревнований, мы с вами поиграем в русскую народную игру «Бояре». (Игра проводится два раза.)

Игра «Бояре».

Участники делятся на две группы, поочередно двигаются навстречу друг другу, произносят свой текст и возвращаются назад.

1-я группа

                   Бояре, а мы к вам пришли.

                   Молодые, а мы к вам пришли.

2-я группа

                   Бояре, а зачем пришли?

                   Молодые, а зачем пришли

1-я группа

                   Бояре, нам невеста нужна

                   Молодые, нам невеста нужна.

2-я группа

                   Бояре, а какая вам нужна?

                   Молодые, а какая вам нужна?

1-я группа

                   Бояре, нам (называют имя любой девочки или мальчика 2-й группы) нужна.

                    Молодые, нам…нужна.

2-я группа

                   Бояре, а мы (называют имя) не отдадим,

                   Молодые, а мы…не отдадим.

1-я группа

                  Бояре, а мы сами заберем,

                  Молодые, а мы сами заберем.

2-я группа

                   Попробуйте!

Если игрок из 1-й группы «разорвет» руку вызванного ребенка во 2-й группе, то он уводит его в свою (1-ю) шеренгу, а если нет – то сам становится в шеренгу, которую он пытался разорвать. Побеждает та группа, в которой осталось наибольшее количество игроков.

По окончании игры производится построение команд, награждение победителей и участников грамотами и призами.

Ведущий.    В наши дни старинный обычай колядования приобрел смысл добрых пожеланий, поздравлений с праздником зимних Святок.

Ведущая.    Обряд поздравления с Новым годом, имея много общего с Рождественскими колядованиями, все же отличался от них, и прежде всего тем, что утро Нового года начиналось с посыпания зерном углов дома, в который заходили колядую.

Исполняется колядка «А спасибо тому, а кто в этом во дому». При этом певцы посыпают зал пшеном.

Ведущий.    Доброе дело делают колядовщики, желая каждому дому добра, счастья, да удачи.

Ведущая.    И люди понимают, что к ним с добром идут, песни добрые поют.

Ведущий.    Значит, и нам, Овсеню с колядой, остается пожелать, чтобы впереди весна была теплой, лето работящим, а осень урожайной. Одним словом, настали Святки – запевай колядки!

Праздник заканчивается пением любой колядки.

    

Приложение 1  «Рождество».