Новороссийск памятники древности
Министерство Образования Российской Федерации
Кубанский Государственный Университет
Новороссийский Филиал
Факультет романо-германской филологии
Научная работа
на тему:
«Новороссийск: памятники древности»
Выполнил: студент 1 курса
Группы Ф 104
Конах И. В.
Научный руководитель: Крячко А. Г.
Новороссийск
2001
ПЛАН
Введение…………………………………………………………………3
Период с 2500 лет до н. э. до VI в. до н. э……..…………………...….4
Период с VI в. до н. э. до XI в. н. э………………………………..…...7
Период с XI в. н. э. до основания г. Новороссийска………………..13
Заключение……………………………………………………………..16
Библиография…………………………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Наша система изучения древней истории далеко не совершенна. Учебники от школьного до вузовского подробно описывают эпоху строительства пирамид, историю государства Урарту, храмы Древней Греции, расцвет и падения Рима, возникновение Киевского государства, феодальную раздробленность на Руси и так далее. Однако, далеко не каждый гражданин России имеет представление, что происходило в стародавние времена на территории страны, а тем более места, где он проживает. Введение учебников «История Отечества» мало что изменило.
Безусловно, мы должны знать основные вехи мировой цивилизации. В то же время полнейшее незнание собственной истории создает впечатление о незначительной роли твоего родного уголка в развитии культуры. Естественно, местные древние гробницы дольмены нельзя сопоставить с египетскими пирамидами, но уже можно сравнить со Стоунхенджем, которым так гордятся англичане. Древнегреческую виллу, раскопанную в станице Раевской, трудно сравнить с Парфеноном, но если представить, что на территории Центрально Европы таких памятников вообще не найти, начинаешь гордиться своей сопричастностью с древнегреческой культуре. Такое сравнение можно построить для всех эпох.
Новороссийск находится на стыке трех географических сред: моря, гор и степей. В разные времена здесь жили горские племена, строили поселения уроженцы далеких заморских стран, заходили степные кочевники.
Можно утверждать, что на территории России нет другого места столь насыщенного историческими памятниками всех эпох и народов, как Новороссийск и его окрестности.[1]
В Новороссийске исследованы десятки археологических памятников. В городском музее хранятся тысячи древних предметов, лучшие из которых можно причислить к шедеврам мировой культуры. Материалы раскопок могут рассказать древнюю историю города.
Но вот вопрос. Имеет ли смысл писать истории отдельных городов? Наверное, это интересно, хотя не для каждого города возможно более или менее достоверно и полно осветить именно его древнюю истории. Для Новороссийска это можно сделать. Тем более, что история Новороссийска – это история Черноморского побережья России – история ее самого южного региона.
В одной работе невозможно описать древнюю историю города, насчитывающую несколько тысяч лет. Здесь будет приведен ряд очерков, в которых мы попытаемся сравнить отдельные моменты жизни города с вехами мировой цивилизации или историей России.
Период с 2500 лет до н. э. до VI в. до н. э
В ЭПОХУ ЕГИПЕТСКИХ ПИРАМИД
Древнейшим поселениям, которые известны нам на территории Новороссийска и в его окрестностях около 6 тыс. лет. Их жители лепили качественную глиняную посуду, применяли лук и стрелы, плавали по морю на лодках, а для еды использовали костяные ложки. Орудия труда они делали из камня, кости дерева. Тогда же люди узнали и медь.
Прошло много столетий. В далеком Египте в 2600 г. до н. э. сооружается пирамида Хеопса, крупнейшая пирамида Древнего Египта. Современному человеку трудно представить, как древние люди, не обладавшие современной техникой, могли возводить из многотонных каменных блоков колоссальные сооружения. Пирамиды считаются одним из семи чудес света.
Мало кто знает, что в то же время на Северном Кавказе местные племена из огромных плит строили не менее удивительные сооружения дольмены.
Дольмены известны и в районе Новороссийска. Их остатки сохранились в верховьях реки Озерейки. В конце прошлого века дольмены находились у пос. Гайдук. В 50-х гг. нашего столетия были разбиты на камень дольмены на Гудзевой горе, и через десяток лет при плантаже виноградников снесли дольмены в верховьях р. Дюрсо. Много дольменов сохранилось в районе Абинска - Геленджика – Туапсе.[2]
Основное назначение дольменов – это гробница, в которой захоронения могли производиться неоднократно. Можно предположить и культовое назначение дольменов.
Классический вариант дольмена – это «домик» из 4 плит – стен и крыши. Могут быть плиты пола, подпорки-контрофорсы, различные пристройки. Камера дольменов трапециевидной или прямоугольной, реже круглой формы. Дольмены могут быть собраны из отдельных блоков или целиком вытесаны из огромной каменной глыбы.
Плиты обычно обработаны, тщательно подогнаны друг к другу. В местах сопряжения плит имеются пазы. На некоторых гробницах вырезан орнамент, на передних плитах имеются рельефные изображения.
Дольмены располагаются на вершинах хребтов, в долинах на отрогах по одиночке, небольшими группами в несколько сооружений, целыми городками с десятками строений. В верховьях р. Озерейки исследован комплекс из трех дольменов, заключенных в башни в плане формы, сложенных из огромных камней. Часто над дольменами насыпался курган. В одной из стен обычно имелось отверстие, закрывавшееся каменной пробкой. В дольменах находят керамическую посуду, каменные, бронзовые орудия труда, оружие, украшения. Гробницы использовались для захоронения многими народами, которые перед захоронением извлекали из дольменов останки своих предшественников. Поэтому найти дольмен с непотревоженным ранним захоронением почти невозможно. Безусловно, не всех умерших хоронили в дольменах. Известны захоронения того времени в грунтовых ямах или в более простых гробницах. А где же жили люди того времени? На Мысхако исследовано поселение эпохи строительства дольменов. Находки позволяют судить о занятиях и культуре населения.
Дольмены в мире известны от Британии до Индии. В основном, они встречаются в приморских странах.
Существует несколько теорий по поводу происхождения дольменов. Считается, что идея строительства дольменов на Северный Кавказ пришла из Средиземноморья. Но пока нельзя определенно сказать, что в наших местах дольмены начали строить переселенцы из Средиземноморья. Возможно, идея строительства дольменов была воспринята местными племенами и получила благодатную почву в местной среде именно в то время, когда в Египте строили пирамиды.
Дольмены – уникальные памятники мировой культуры. Северо-западный Кавказ является единственной территорией России, где они встречаются.
НАТУХАЕВСКИЙ КЛАД
В 1976 году в Анапский археологический музей жителем станицы Натухаевской Анапского района С. С. Дорошенко был передан клад бронзовых предметов, найденных при строительных работах на юго-восточной окраине станицы. Сохранившаяся документация, к сожалению, не позволяет утверждать, что находка поступила в музей полностью. В настоящем виде комплекс состоит из четырех предметов: двух бронзовых топоров и двух бронзовых шильев.
Первый топор (рис. 1.1) имеет биконическую втулку с круглым отверстием, широкий, восьмигранный в сечении, несколько изогнутый клин, расширяющийся к плавно округленному лезвию со слегка оттянутыми концами. Бока втулки украшены наклонными линзовидными желобками, по одному с каждой стороны. Длина топора – 19,8 см, ширина лезвия – 7,5 см, диаметр отверстия – 3,6 см. Угол резания - 20°.
От второго бронзового топора (рис. 1,2) сохранилась биконическая втулка, имеющая круглое отверстие и украшенная по бокам косыми длинными желобками, с частью узкого, сильно прогнутого, восьмигранного в сечение клина. Часть клина с лезвием топора утрачена. Узкий, сильно прогнутый клин придает топору вытянутые пропорции. Длина сохранившейся части – 9см, диаметр отверстия – 2,2 см (9869).
Оба топора относятся к «костромскому типу», суммарно датируемому С. Н. Кореновским первой половиной – серединой II тысячелетия до н. э. (1, с.18-19, 29, рис. 3,4).
Первое бронзовое шило (рис. 1,3), длиной 12,5 см, имеет вид четырехгранного стержня, асимметрично служащего к заостренным концам (АМ 9871). Подобная форма является традиционной для металлических проколок многих археологических культур эпохи средней бронзы юга Восточной Европы (2, рис. 8).
Второе обоюдоострое шило (рис. 1.4), длиной 17,5 см, четырехгранное в центральной части и круглое в сечении на концах, имеет в утолщенной части, ближе к одному из концов, витой участок (АМ9870). Среди опубликованных материалов это орудие находит аналогию в протоколе из кургана 28 группы Чегем I в Кабардино-Балкарии, относимого исследователями к эпохе расцвета северокавказской культуры (1700-1500 гг. до н. э.), (3, рис. 27,2,с.73, табл.2).
Датировка предметов клада укладывается в хронологические рамки первой половины II тысячелетия до н. э. Чегемская аналогия витой проколке позволяет отнести натухаевский комплекс ко второй четверти указанного тысячелетия, очевидно, ближе к его середине.
Особого внимания заслуживают содержащиеся в кладе топоры. Вместе с недавней находкой бронзового топора (рис. 1,5) с биконической втулкой, имеющей круглое отверстие, широким, восьмигранным в сечение клином и слегка опущенным лезвием (длина – 23 см, ширина лезвия – 9 см, диаметр отверстия – 3,6 см, угол резания - 30°) близ с. Витязево Анапского района (АМ 10778) они вдвое увеличивают число топоров «костромского» типа, происходящих с Кубани. Распространение этих орудий С. Н. Кореновский связывает с носителями катакомбной к.и.о. (I, с. 28-29).[3]
Сравнительно близкой аналогией первому топору Натухаевского клада является один из беспаспортных топоров Краснодарского музея (I, рис. 3,9).
Что касается второго орудия, то узкий, сильно прогнутый клин несколько отличает его от большинства топоров «костромского» типа и сближает с северокавказскими топорами группы 2,14 или типа Фаскау 5 по классификации С. Н. Кореновского, которые напоминают «костромские» по форме, но отличаются от них пропорциями и меньшими размерами (4, с.28, рис. 7, 5-9). Возможно, на его форме сказались традиции одной из местных северокавказских литейных мастерских.
Указанное обстоятельство, а также количественное увеличение кубанской группы топоров «костромского» типа позволяют более определенно предполагать возможность их производства в литейных мастерских бассейна Кубани (I, с.29).
Период с VI в. до н. э. до XI в. н. э
СКИФЫ И ИХ СОСЕДИ
В РАЙОНЕ НОВОРОССИЙСКА
Скифская культура, в основном, изучена по памятникам Южной Украины и Крыма, раскопаны скифские царские курганы, столица Скифии (Неаполь Скифский), изучены сотни памятников. Шедевры скифского «звериного стиля» являются гордостью музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и др.
А вот вопрос о пребывании скифов на Кубани вызывает много споров. Часть ученых относят ряд памятников скифам, другие твердо настаивают на принадлежности тех же памятников местным племенам.
Правда, все признают бесспорным, что в VI в. до н. э. скифы, преследуя киммерийцев, прошли через Кубань, Северный Кавказ и вышли в Малую Азию. Естественно, что часть скифов могла задержаться в этих местах на какое-то время. Многие предметы, характерные для скифской культуры, могли поступать к местным племенам в результате торговых и культурных контактов со скифами. Так в Цемдолине найдено классическое скифское зеркало с ручкой, украшенной головой барана, бляшки конской сбруи в виде головок орлов, грифонов, кошачьих хищников. На одной бляхе изображен орел, держащий в когтях рыбу. Там же найдены короткие скифские мечи, бронзовые стрелы, детали конской сбруи. К сожалению, погребения были разрушены при плантаже виноградников, и нам не удалось установить обряд захоронения.
Обилие скифского материала и предположение, что захоронения все-таки совершались под курганами, позволяют предположить, что в VI-V вв. скифы здесь все-таки побывали.
К северу от Новороссийска скифы входили в контакты с племенами Прикубанья – меотами и жителями Тамани.[4] Однако, чтобы лучше знать о скифской эпохе, нам нужно исследовать крупные курганы в районе станиц Раевской и Натухаевской.
Скифское нашествие в VI в. до н. э. было одной из основных причин падения Урарту. Нужно сопоставить, что ранняя скифская эпоха – это время образования древнегреческих колоний на побережье Черного моря и эпоха усиления Персидской державы.
Современники скифов – керкеты с давних пор жили в этих местах. Их своеобразные захоронения в каменных «ящиках», обычно обложенных камнями, открыты уже в нескольких точках района. Прибрежные кекркеты занимались мореплаванием, связанным с морским промыслом. Оружие и украшения керкетов самобытны и отличаются от скифских. Керкеты жили не изолировано. В захоронениях находят греческую посуду, скифские стрелы.
ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ НА ЮГЕ РОССИИ
В учебнике для 6 класса по истории древнего мира[5] есть фраза «В VIII – VI вв. до н. э. греки основали десятки колоний на берегах Средиземного и Черного морей». Ни данный учебник, ни учебник истории Отечества не дают названий греческих колоний на территории России, не конкретизируют места их расположения. А напрасно. Колонии располагались на небольшом промежутке Азовского и Черноморского побережий, протяженностью менее 300 км. Их названия можно счесть на пальцах. Наиболее крупные и известные из них – это Танаис – в устье Дона, Фанагория, Кепы и Германасса на Тамани, Горгиппия на месте Анапы и Торик на месте Геленджика. На месте Новороссийска Страбон и Клавдий Птолемей указывают колонию Баты.
Помимо Бат в нашем районе упоминаются Патус, Пагры, Гиерон.
Греческие поселения существовали на побережье с VI в. до н. э. по III в. н. э. Их остатки обнаружены во многих местах района от Анапы до р. Пшады.
Когда-то эта территория входила в Боспорское царство – греческое государство, расположенное на берегах Керченского пролива – со столицей Пантикапей (Керчь).
Раскопки дают возможность узнать о жизни первых переселенцев, экономике, архитектуре, культуре, военном деле греческих колоний.
В 334 г. до н. э. войско Александра Македонского вступило в Азию. Началась борьба за покорение мира. Правда, греки сначала не представляли его огромных размеров, и дойдя до Индии, повернули обратно. После смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. его огромная держава распалась на ряд государств, где правителями стали бывшие сподвижники Александра. Хотя интересы греков, в то время, в основном, находились на Востоке, в наших местах чувствуется новая мощная волна греческой культуры. В трех километрах от современной станицы Раевской строится богатая вилла, не уступающая многим богатым зданиям греческого мира. Она имела большой внутренний двор прямоугольной формы, по контуру которого шла колоннада, поддерживающая навес. Колонны были тщательно вытесаны из известняка, имели классические базы и капители. Каменные стены здания были покрыты цветной штукатуркой, подражавшей мраморной отделке. Полы вымощены камнем. По клеймам, сохранившимся на глиняной черепице, мы узнали, что здание строилось при боспорском царе Евмеле (304-303 гг. до н. э.).
Евмел приютил на Боспоре[6] тысячу беженцев из Калатии – города на западном берегу Черного моря, восставших против фракийского царя Лисимаха, одного из сподвижников Александра Македонского. Не исключено, что в сооружении здания в Раевском городище могли принимать участие выходцы из Калатии.
Греческие и римские авторы перечисляют племена, жившие в этом районе. В Приазовье и Прикубанье – меоты, в районе Анапы – синды, на побережье керкеты, в районе Геленджика – тореты, а южнее – гениохи и ахейцы.
Скорее всего, тореты – это не племя, а жители эллинского города Торика и его округи.
Раскопки поселений и некрополей позволяют нам судить о контактах и перемещениях племен, взаимовлиянии культур.
Интересно сопоставить историю Древней Греции и ее колоний на юге России.
ЦЕЗАРЬ И ДИНАМИЯ
«В результате захватнических войн Рим установил свою власть во всем Средиземноморье. Завоеванные области стали называть провинциями».
Тысячи километров отделяют Новороссийск от Рима. А что же их связывало в древности? Этот раздел лучше начать с рассказа об одной находке в Широкой Балке близ Новороссийска. При разборке на камень древних развалин в 1898 году были найдены бронзовые сосуды, треножник, обломки канделябра и бронзовый бюст боспорской царицы Динамии (65 г. до н. э. – 7 г. н. э.). Динамия была внучкой царя Понтийского царства Митридата Евпатора, известного своей борьбой с захватнической политикой Рима. В 107 г. Митридат становится царем не только Понта – государства на южном берегу Черного моря, но и Боспорского царства.
Разбитый римлянами в Южном Причерноморье, Митридат использует Боспор, как плацдарм для борьбы с Римом. В 63 году до н. э. Митридату изменил его сын Фарнак. Митридат погиб, а Фарнак стал правителем Боспора. В 48 году до н. э. он предлагал свою восемнадцатилетнюю дочь Динамию в жены могущественному Цезарю. Однако это не удалось. Уже через год Динамия становится женой Асандра – убийцы ее отца. Асандр умер в возрасте 93 лет, после чего, император Август назначил царем Боспора Полемона – царя Понта и выдал за него Динамию. Ставленника Рима поддержал флот под предводительством Агриппы. После Динамии царем стал Аспург – сын Динамии и Асандра[7].
Хотя Боспор официально не является провинцией Рима, последний активно вмешивался в дела царства. На боспорских монетах помещались портреты римских императоров, как знак подчинения Риму. В наших местах нередки находки римских монет.
Классические италийские бронзовые вещи были найдены на поселении римского времени на Мысхако. Это фигурка сидящего бога Юпитера, фигурка орла, которая могла служить навершием древка знамени, ручка сосуда в форме головы волчицы (вспомним, что волчица воспитала Рема и Ромула – легендарных основателей Рима).
Прекрасный набор бронзовой италийской посуды найден при раскопках некрополя в Цемдолине. Римские боги и эмблемы часто изображаются на геммах – каменных вставках перстней. Нередки находки италийских гирь. В музее хранится мраморный портрет римского императора. В наших местах встречаются много поселений, укрепленных усадеб и некрополей римского времени. Их раскопки показывают, что в первых веках новой эры на Боспоре происходят большие перемещения различных племен, выявлены следы пожаров, погромов, военных конфликтов зафиксированных письменными источниками.
ЦЕМДОЛИНСКИЙ МОГИЛЬНИК
Эта заметка открывает серию статей, в которых сообщается о результатах исследования хронологии погребальных комплексов Цемдолинского могильника, исследованного в 1991 году экспедицией Института археологии РАН при поддержке отдела археологии Новороссийского исторического музея-заповедника.
Памятник расположен на берегу речки Цемес, на окраине поселка Цемдолина (начало улиц Полевая и Тепличная). В двухстах метрах от некрополя относительно недавно были открыты остатки укрепленной усадьбы, сооруженной по данным раскопок Н А. Онайко и А. В. Дмитриева, в сер. I в. до н. э. Пожар, в результате которого она гибнет, датирован исследователями сер. – втор. пол. I в. н. э.[8]
За сезон было изучено 88 захоронений. Среди них: погребения воинов-всадников с верховыми лошадьми, длинными мечами и легкими копьями; захоронения воинов-пехотинцев, как правило, с короткими мечами и более массивными копьями, реже топорами; женские и детские захоронения; и наконец, захоронения верховых лошадей, зачастую с погребальным инвентарем, керамической и стеклянной посудой, оружием, иногда преднамеренно испорченным. Погребальный обряд (ориентировка, форма могильных сооружений, состав погребального инвентаря и т.п.) для большинства захоронений характеризуется единообразием.
Ход изучения материалов этого могильника довольно подробно отражен в научной литературе.[9]
Фибулы и пряжки имеют близкое значение – это важные функциональные и декоративные элементы одежды. Фибулы встречены в практически равных пропорциях в мужских и женских захоронениях. Пряжки, в основном, - в мужских, либо в составе уздечного набора.[10]
Хотя ценность этих категорий в вопросах хронологии несопоставима, хронологический диапазон пряжек с Цемдолинского могильника оказался шире.
Все пряжки Цемдолинского некрополя имели подвижные язычки. В отличие от памятников Прикубанья, среди цемдолинских велик удельный вес пряжек из цветных металлов (50%) (ср.: Центральное Предкавказье – 30%[11]; Прикубанье: на Елизаветинском могильнике – все железные[12] ; в Усть-Лабинском 2 могильнике 3 из 8 пряжек были изготовлены из цветного металла).
ПАДЕНИЕ РИМА И ГОТЫ В НОВОРОССИЙСКЕ
(ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ)
Этот сложный и очень важный для истории не только России, но и всей Европы период в учебниках почти не отражен. В учебнике Древнего мира описан эпизод взятия готами Рима в 410 г. и указан факт нападения Западной Римской Империи в 476 г., который «принято считать концом истории Древнего мира». В учебнике «История Отечества», в разделе «Великое переселение народов» говорится, что «в VI в. н. э. кочевники – гунны прошли путь от Великой Китайской стены до Франции» и упоминается, что «Германские племена побывали на Черном море…». Завершается этот раздел выводом, что «в VI в. н. э. славянские племена завершили это великое переселение народов, заселив почти весь Балканский полуостров».
Но не все успокоились в VI в. н. э. В IX от Приуралья до Паннонии с целью обретения новой Родины прошли венгры. Их отряды заходили и в район Новороссийска, какое-то время жили на Северском Донце. Несколько десятилетий кубанские просторы топтали болгарские лошади, когда предки болгар из Поволжья перекочевывали во Фракию, на свою современную территорию.
Перемещения народов с IV по IX в. новой эры полностью изменили этническую карту Прикубанья и Северного Кавказа.
Еще в V в. безымянный автор, описывая побережье, указал на этнические изменения, происходившие в его время. Он отметил: «Итак, от Синдской гавани (Анапа) до гавани Пагры (Геленджик) прежде жили народы, называвшиеся керкеты или тореты, а ныне живут, так называемые Евдусиане, говорящие на готском или таврском языке». Порокопий Кесарийский, византийский историк VI в. в книге «Война с готами», касаясь событий конца V века рассказывает о вытеснениями гуннами готов-тетракситов из Крыма на Таманский полуостров.
Вероятно, обширный могильник конца V-IX вв. исследованный на р. Дюрсо, был оставлен готами-тетракситами и их потомками. В Дюрсо исследовано 525 захоронений, получено более 5 тыс. предметов, что ставит могильник в ряд с лучшими памятниками Великого переселения народов в Европе. В могильнике найдено много посуды, украшений, деталей одежды, оружия и орудий труда. Рядом с воинами были захоронены боевые кони. По костяным и металлическим пластинам, найденных на скелетах лошадей, впервые в мировой археологической практике удалось реконструировать парадное гунское седло. Редким является и захоронения раннесредневекового ювелира с инструментами, сырьем и образцами продукции. Пока во всей Европе известно только пять подобных комплексов.
Эпоха владычества авар в могильнике Дюрсо отражена модой на пояса, богато украшенные фигурными бляшками. Ряд захоронений можно связать с хазарами и уграми. Многочисленные привозные предметы говорят о торговых контактах с Византией.
Период с XI в. н. э. до основания г. Новороссийска
ВО ВРЕМЕНА «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Лаврентьевская летопись за 965 год сообщает о походе Киевского князя Святослава против хазар. Тогда он победил ясов, касогов, и основал на Тамани Тмутараканское княжество, посадив в нем князем своего сына. Ясами русские летописи называли алан – предков современных осетин, а косогами – их западных соседей. После победы Тмутараканского князя Мстислава Храброго над касожским князем Редедей в 1022 г. касоги становятся данниками Тмутараканских князей. В 1023, 1024 годах они участвовали в русских междоусобицах, еще в 1066 г. платили дань Тмутараканскому князю Ростиславу. Но уже в 1185 г. герои «Слова о полку Игореве» отправились в поход, чтобы «поискать града Тмутаракани», т.е. вернуть Тмутаракань, которой некогда владел дед Игоря – Олег Святославич.
К этому времени Тмутаракань была отрезана от Руси половцами – тюрко-язычными кочевниками, заполнившими южнорусские степи в конце XI в.
Руси с большим трудом удавалось сдерживать новых врагов, которые некоторые русские князья привлекали, как союзников в своих междоусобных войнах. В 1094 г. половцы захватили Тмутаракань.
Памятники современные «Слову о полку Игореве» в Новороссийске редки. В основном, это захоронения воинов с боевыми конями. На Кубани найдено много «каменных баб» – половецких изваяний, обычно изображающих вооруженных воинов. И в могилах, близ Новороссийска, мы находим оружие и такие же предметы какие изображены на скульптурах.
Определенно связать какие-либо памятники с касогами пока невозможно. Скорее всего, касоги в то время жили в предгорьях северо-восточнее Новороссийска.[13]
Имя касогов окончательно исчезает со страниц русских летописей после их разгрома монголо-татарами в 1223 г.
МОНГОЛО-ТАТАРСКОЕ НАШЕСТВИЕ
И КУРГАНЫ В ГОРАХ
Учебник «История Отечества» очень кратко рассказывает о походе войск Чингиз-Хана в Среднюю Азию (1219 г.), о битве на Калке в 1223 г., несколько подробнее о вторжении на Русь в 1237 г. О событиях на Северном Кавказе, не упоминается. Создается впечатление, что Русь одна познала ужас нашествия и горечь трехсотлетнего ига.
Но обратимся к событиям на Северном Кавказе.
Пройдя в 1222 г. через Закавказье, 30 тысячное монгольское войско вышло на Северный Кавказ, разгромило алан и половцев. В 1223 г. на Калке погибло русское войско.
Весной 1237 г. войско Батыя начало трудную для них войну с половцами, аланами, буртасами, мокшей и мордвой. Война продолжалась все лето. Осенью монголы воевали с команами (половцами) в причерноморских степях, а зимой отправились на завоевание Руси.
С лета 1238 по осень 1240 гг. монголо-татары находились в половецких степях, воюя с половцами, аланами и черкесами. Это была война на полное уничтожение народов Северного Кавказа. Европейские путешественники, побывавшие в разоренной «комании» в 40-ч годах XIII в., отмечают массу брошенных трупов и могил половцев.
Именно в это время в районе Новороссийска возникает огромное количество курганов, оставленных кочевниками южнорусских степей, бежавших от монголо-татар в наши места. Судя по различным деталям обряда захоронений, они были оставлены различными народами. Часть могил можно связать с половцами, часть с черкесами и другими племенами. Могильники занимают большие пространства и расположены очень густо. Здесь скопилось огромное количество людей. Лишения, большая скученность и изменение привычного образа жизни, вероятно, приводили к большой смертности.
В результате монгольского нашествия почти весь народ половцев был уничтожен. Исчезло даже его название.
Мы не знаем, платили ли дань местные жители Золотой Орде, участвовали в их походах. Ясно лишь, что беглецы долгое время не рисковали выйти из гор в степные районы.
В 1395 г. эмир Тимур – «железный хромой» ворвался на Северный Кавказ. Степи от Азовского моря до Кавказских гор были снова опустошены.
Воины Тимура уничтожили население даже в высокогорных районах. Вероятно, с этими событиями связано резкое уменьшение количества населения в районе Новороссийска.
Вторая причина сокращения населения в этом районе – это усиление агрессии крымского ханства. В результате распада Золотой Орды начали образовываться новые ханства. В 1427 г. Хаджи-Гирей основал крымское ханство. Оно особенно усилилось при его сыне Менгли-Гирее (1468-1515 гг.)
С той поры тысячи русских, польских, литовских сел и городов познали все ужасы крымских набегов.
Народы же Северного Кавказа были постоянными данниками крымских ханов. При вступлении на престол очередного хана адыги должны были выдавать ему 300 рабов – юношей и девушек, обязаны были выделять войско для захватнических походов Гиреев. Не довольствуясь этим, крымские ханы неоднократно совершали набеги на земли адыгов.
В районе Новороссийска происходили схватки местного населения с крымскими ханами. Неподалеку отсюда, в бою погиб кабардинский Князь Беаслеан Бакан. Его имя сохранилось в названии реки, на берегу которой он был похоронен.
Иго крымского ханства прекратилось в 1783 г., когда Крым был присоединен к России.
ОЧАКОВ, ИЗМАИЛ И СУДЖУК-КАЛЕ
Из учебников мы узнаем о взятии русскими войсками под командованием А. В. Суворова турецких крепостей Очакова (1788 г.) и Измаила (1790 г.). А о том, что турецкую крепость Анапу русские войска брали 8 раз, знают немногие. И совсем немногие новороссийцы знают, что, посещая мемориал на Малой земле, они ходят по руинам турецкой крепости Суджук-Кале. Она была построена в 1722 г. и до строительства крепости в Анапе в 1782 г. была главной турецкой базой на Северном Кавказе. В 1773 г. у стен крепости произошло 2 морских сражения, окончившихся победой русского флота. В 1791 г. русские войска под командованием генерала-аншефа Гудовича заняли Суджук-Кале. Второй раз ее взяли в 1811 г. В 1812 г. крепость была взорвана и больше не восстанавливалась. А после заключения Адрианопольского мирного договора в 1829 г. эта территория отошла к России. С этого начинается история русского города Новороссийска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Удачное географическое расположение Новороссийска на стыке разных природно-географических зон: леса и степи, моря и гор, является объяснением сосредоточения здесь большого числа различных по времени и характеру памятников археологии.
В настоящее время, наряду с поиском и изучением памятников археологии, важнейшим стоит вопрос об их сохранности, т.к. памятники археологии основной источник для изучения древних культур от времени появления здесь человека до позднего средневековья, поскольку местные племена не имели письменности и не оставили о себе никаких сведений, кроме вещей. Памятники археологии весьма беззащитны, они гибли и гибнут в результате хозяйственной деятельности, под лопатой грабителя, и поэтому долг гражданина России – заботиться о сохранении свидетельств прошлого.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Предкавказье в сарматское время (III в. до н. э. – IV в. н. э.) // Археология эпохи великого переселения народов и раннего средневековья. Вып 2. М. 1993.
2. Бетрозов Р. Ж., Нагоев А. Х. Курганы эпохи бронзы у селений Чегем I, Чегем II и Кишпек // Археологические исследования на новостройках Кабардино-Балкарии. Нальчик: Эльбрус, 1984. Т.I.
3.
4. Дикаленко А.А. Записки музея природы и истории Черноморского побережья Кавказа. Новороссийск 1916 г. №1
5. II.
6. Кореновский С. Н. О металлических топорах Северного Причерноморья, Среднего и Нижнего Поволжья эпохи средней бронзы // СА. 1976. №4.
7. Кореновский С. Н. Втульчатые топоры – оружие ближнего боя эпохи средней бронзы Северного Кавказа // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М.: Наука, 1981.
8. Зубовско-Воздвиженского типа в окрестностях Новороссийска // Боспорский сборник. #4
9. Медникова М. Б., 1995. Население Цемесской долины в римское время по данным археологии и палеодемографии // РА, 1995. №4
10. цемдолинского могильника // Исторические записки: исследования и материалы. Новороссийск: Северный Кавказ, 1996. Т.II.
11. Натухаевский клад эпохи средней бронзы // Исторические записки: исследования и материалы. Новороссийск: Северный Кавказ, 1996. Т.II.
12. Онайко. Н.А., Дмитриев А.В. Сторожевые посты в окрестностях Бат и некоторые вопросы истории юго-восточной окраины Боспора на рубеже нашей эры // ВДИ, 1982 №2
13. Результаты работ Новороссийской экспедиции в 1971-72 гг.. КСИА № 143.
14.
15. .II.
1. Дмитриев А. Новороссийск в древней истории отечества // Исторические записки: исследования и материалы. Новороссийск: Северный Кавказ, 1996. Т.II. стр. 60
[2] Шишлов А. Археологические памятники г. Новороссийска и история их исследования // Исторические записки: исследования и материалы. Новороссийск: Северный Кавказ, 1996. Т.I. стр. 43
[3] К.И.О. – культурно-историческая общность
[4] Дмитриев А. Новороссийск в древней истории отечества // Исторические записки: исследования и материалы. Новороссийск: Северный Кавказ, 1996. Т.II. стр. 63
[5] Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. «История древнего мира» М. 1993 г., стр. 146
[6] Онайко. Н.А., Дмитриев А.В. Сторожевые посты в окрестностях Бат и некоторые вопросы истории юго-восточной окраины Боспора на рубеже нашей эры // ВДИ, 1982 №2, стр. 54
[7] Малышев А.А., Медникова М. Б., 1995. Население Цемесской долины в римское время по данным археологии и палеодемографии // РА, 1995. №4, стр 104
[8] Онайко. Н.А., Дмитриев А.В. Сторожевые посты в окрестностях Бат и некоторые вопросы истории юго-восточной окраины Боспора на рубеже нашей эры // ВДИ, 1982 №2, стр. 82
[9] Малышев А. А., Трейстер М. Ю., 1994. Погребение Зубовско-Воздвиженского типа в окрестностях Новороссийска // Боспорский сборник. #4, стр. 119
[10] Малышев А.А., Медникова М. Б., 1995. Население Цемесской долины в римское время по данным археологии и палеодемографии // РА, 1995. №4, стр 104
[11] Абрамова М. П., Центральное Предкавказье в сарматское время (III в. до н. э. – IV в. н. э.) // Археология эпохи великого переселенияч народов и раннего средневековья. Вып 2. М.с.149
[12] Онайко Н. А., Результаты раюот Новороссийской экспедиции в 1971-72 гг.. КСИА № 143, стр. 182
[13] Дикаленко А.А. Записки музея природы и истории Черноморского побережья Кавказа. Новороссийск 1916 г. №1., стр. 81.