Судебная власть РФ
Судебная власть
Государственная власть в целом включает три ветви – законодательную, исполнительную и судебную.
Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие. Совокупность судов именуется юстицией, а деятельность судов по разрешению правовых конфликтов – юрисдикционной (правосудием).
Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года, что обеспечивает ее единство. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Финансирование судов производится только из федерального бюджета, что обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Основные принципы организации и деятельности судебной власти изложены в главе 7 статьи 118-128 Конституции РФ. Они включают в себя следующие положения:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей, что предусмотрено законом "О судоустройстве РСФСР", который дополнен новым разделом "Присяжные заседатели".
Не допускается заочное рассмотрение уголовных дел, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Структура судебной власти состоит из трёх ветвей: это конституционные суды, суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ и арбитражные суды.
Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (ст. 125, 128, и Федеральным Конституционным законом о Конституционном Суде РФ от 21 июля 1994г.). Конституционный суд состоит из 19 судей.
Дела разрешаются Конституционным судом РФ по запросам:
-Президента РФ;
-Совета Федерации;
-Государственной Думы;
-Верховного и Арбитражного Судов РФ;
-органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.
Конституционный суд РФ:
1. Решает вопросы о соответствии Конституции РФ:
-
-
-
2. Разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
3. Проверяет конституционность закона, примененного в конкретном деле, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов.
4. Даёт толкование Конституции РФ.
5. Даёт заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
6. Выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Решения Конституционного суда обязательны для всех и обжалованию не подлежат.
Кроме Конституционного Суда РФ образуются также конституционные суды, действующие в республиках, входящих в состав Российской Федерации.
Суды общей юрисдикции в Российской Федерации с советского времени существуют на трех уровнях: Верховный Суд Российской Федерации, федеральные суды регионов, районные (городские) народные суды. Эти суды осуществляют уголовное, административное и иные виды судопроизводства.
В соответствии со ст.126 Конституции РФ Верховный суд РФ – это высший судебный орган по гражданским, уголовным и иным делам, попадающим под общую юрисдикцию и имеет следующие полномочия:
- разрешает в качестве суда первой инстанции особо сложные уголовные и гражданские дела;
-осуществляет проверку обоснованности и законности решений, не вступивших в законную силу (по второй кассационной инстанции);
-осуществляет надзор за деятельностью соответствующих судебных учреждений и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Верховный суд РФ действует в составе: Пленума Верховного Суда, Президиума Верховного суда, судебных коллегий по гражданским и уголовным делам кассационной коллегии, а также Военной Коллегии.
Судьи Верховного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Согласно Закону "О статусе судей в Российской Федерации" судьей Верховного Суда может быть гражданин РФ, достигший 35-летнего возраста и имеющий стаж по юридической профессии не менее 10 лет.
По вопросам своего ведения Верховный суд РФ обладает правом законодательной инициативы.
Кроме того, к системе федеральных судов общей юрисдикции относятся военные суды (на 12 сентября 1997 - 139 судов первой инстанции и 13 судов второй инстанции).
С 1999 года в регионах создается четвертый уровень системы судов общей юрисдикции - институт мировых судей, предусмотренный Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ" 1996 года17 декабря 1998 года был принят Федеральный закон "О мировых судьях", согласно которому мировые судьи рассматривают в первой инстанции дела, подведомственные районным судам, такие как: уголовные дела с максимальным наказанием до 2-х лет лишения свободы, бракоразводные дела, дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда и др.
Мировые судьи, нижестоящие по отношению к райсудам, не входят в федеральную судебную систему и назначаются (избираются) на местах в соответствии с региональным законодательством.
22 ноября 2000 г. Дума приняла в первом чтении Федеральный конституционный закон "О федеральных административных судах" и сопровождающие поправки к ФКЗ "О судебной системе РФ". Предполагается создать в России новые специализированные суды общей юрисдикции: 21 окружной административный суд (Правительство предлагает сократить их число до 10) и несколько сотен межрайонных административных судов, а в Верховном Суде и региональных судах создать Административные коллегии. В эти суды должны быть переданы дела по обжалованию решений, действий и бездействия государственных органов, а также избирательные споры и дела о прекращении деятельности общественных объединений.
Арбитражные суды разрешают споры между юридическими лицами, в том числе гражданами-предпринимателями, государственными органами:
в сфере экономики, управления;
между органами исполнительной власти субъектов РФ;
о банкротстве;
о защите чести, достоинства и деловой репутации, о возврате из бюджета денежных средств и др.
Арбитражные суды до 1995 года существовали на двух уровнях: Высший Арбитражный Суд и 81 арбитражный суд субъектов Федерации. В ходе судебной реформы, начавшейся в 1995 году, в системах судов общей юрисдикции и арбитражных судов создан новый "этаж" - 10 федеральных окружных судов, юрисдикция которых распространяется на несколько соседних субъектов Федерации.
Согласно 127 статье Конституции РФ Высший Арбитражный Суд РФ возглавляет систему арбитражных судов округов, республик, областей РФ и является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской федерации" от 28 апреля 1995 г., Арбитражным процессуальным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Судьи Высшего арбитражного суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ (ст.128).
По процессуальной компетенции суды подразделяются на:
· суды первой инстанции;
· суды второй (кассационной) инстанции;
· суды надзорной инстанции.
Судебной инстанцией считается суд (или его структурное подразделение), выполняющий ту или иную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности этих решений).
Суд первой инстанции — это разбирательство дела по существу с целью осуждения или оправдания подсудимого — по уголовному делу и удовлетворения иска или отказа в иске — по гражданскому делу. Дела по первой инстанции могут рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество уголовных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды. Наиболее сложные или особого общественного значения судебные дела рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской Федерации.
Решения и приговоры большинства судов в течение установленного законом срока (7 дней для приговора, 10 дней для решения) не вступают в законную силу и могут быть обжалованы в кассационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом или ответчиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.
Суд второй инстанции — для мировых судей и районных судов — это областной и соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской Федерации, прокуратура на основании жалоб заинтересованных лип или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и полномочен:
признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную жалобу или протест без удовлетворения;
установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение;
прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование;
изменить в определенных пределах приговор или решение; вынести новое решение по гражданскому делу.
По итогам кассационного разбирательства дела суд второй инстанции выносит определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть опротестовано лишь в порядке судебного надзора.
Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в законе, проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции либо нижестоящей надзорной инстанции.
Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиумах судов субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.
Судебные акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий) вступают в законную силу немедленно.
Надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью от имени Российской Федерации осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Согласно ст. 129 Конституции РФ Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. (в ред. 1995 г.)- единая централизованная система органов с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Систему прокуратуры составляют:
-Генеральная прокуратура;
-прокуратуры субъектов Федерации;
-прокуратуры городов и районов.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Заместители Генерального прокурора назначаются Советом Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти субъектов Федерации. Иные прокуроры - прокуроры городов, районов и специализированных прокуратур - назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. Срок полномочий всех прокуроров - 5 лет.