Морфология искусства и типы его классификации
Московский Экстерный Гуманитарный Университет
Академия Культуры и Искусств
Факультет Культуры и Искусств
Морфология искусства и типы его классификации
Авторизованный реферат по теории искусства
Студентки 1 курса
Моисеевой Ольги Борисовны
КС01- 5
Москва 2002
Оглавление
Введение 3
Синкретизм первобытного искусства и деление первобытного искусства на
«мусическую» и «техническую» формы 3
Морфологические идеи в истории эстетической мысли 6
Методы морфологического анализа искусства 14
Морфологический анализ искусства 18
Принципы классификации искусств 18
Онтологический принцип – различие форм материального бытия 18
Семиотический принцип – типология знаковых систем 19
Принципы классификации видов искусства 24
Род в искусстве и принципы его классификации 29
Жанр и принципы его классификации 30
Заключение 32
Введение
Морфология искусства – это учение о строение мира искусств. Изучение морфологии искусств помогает обнаружить все существенные уровни разделения художественно-творческой деятельности человека. Морфология искусства позволяет увидеть и выделить связи между родами, видами, жанрами и классами искусств, чтобы понять законы и структуру внутренней организации мира искусств. Чтобы понять структуру мира искусств нужно рассматривать ее в процессе исторического становления, в ходе которого она постоянно изменялась.
Так же морфология искусств важна для изучения истории отдельных искусств. Она является теоретической базой и позволяет преодолевать обособленность в изучении развития каждого вида искусств.
Так же морфология искусств является связью эстетики и теории отдельных видов искусств. Эстетика определяет общие законы искусства, а морфология выделяет систему взаимодействия многообразных форм художественно-творческой деятельности как внутреннею структуру мира искусств.
Морфологический анализ позволяет осмыслить ряд важных закономерностей современного этапа развития истории мировой художественной культуры.
Первый более или менее последовательный морфологический анализ искусства появился во второй половине 18 века. До этого разрабатывался морфологический анализ применительно к некоторым отдельным областям художественной деятельности.
Синкретизм первобытного искусства и деление первобытного искусства на «мусическую» и «техническую» формы
В первобытном мире границы между художественной и нехудожественной формами человеческой деятельности были очень неопределенными и расплывчатыми. В этом смысле говорят о синкретизме первобытной культуры. Также не было четкой жанро-родо-видовой структуры. Первобытное искусство обладало утилитарной функцией – обрядово-магической, практически-познавательной или знаково-коммуникативной. Художественные элементы первобытной культуры вырастали из нехудожественных элементов и долгое время не отделялись от последних. Так, например, древние танцы и песни существовали в магическом обряде, цель которого было обеспечение успеха в трудовом процессе, охоте и прочее. Древние сказания и легенды были мифами, т. е. чувственно-образными представлениями о мире. Люди воспринимали их не как художественный вымысел, а как исторический произошедший или происходящий факт. Древний человек не выделял себя от природы, не разделял материальное и духовное, поэтому вся деятельность: охота, хранение огня, изготовление орудий труда и прочее, была одновременно практическим и духовным, созидательным и выразительным познанием, осмыслением и оценкой мира. Объективный мир был одухотворенный и рассматривался в неразрывной связи с человеческой жизнью. Леви-Брюль связывал это с особой формой мышления первобытного человека - «пралогической». Для художественного освоения мира человек использовал любые средства (голос, жест, краски, камень, глина, метал и т. д.) и все формы практических человеческих действий. Из этого следует, что искусство выделяется как художественное осмысление и преобразование различных способов практического освоения мира первобытным человеком.
Человек в процессе художественного освоения мира с самого начала сталкивался с разными возможностями. Одни представляли собой средства, которыми обладал сам человек, например звуки голоса, движения тела. Другие возможности находились во внешних условиях. Для воплощения художественного замысла человек использовал природные средства: камень, глина, дерево и другие. Первая возможность служила одновременно для выражения мыслей, чувств и служило средством коммуникации. Сфера деятельности этой возможности художественного освоения мира имела процессуально-динамический характер, его действие разворачивалось во времени. Вторая возможность представляла статичные, неподвижные произведения творчества, которые увековечивали запечатленные в них мгновения. В этом случае художественное произведение само являлось носителем идеи и существовало вне зависимости от человека. Из этого выделилась первоначальная группировка искусств, о которой упоминается в античной мифологии. Аполлон и девять муз оказались покровителями поэзии, музыки, танца, истории, астрономии, комедии, трагедии, мимики, лирики – так называемых «мусических» искусств. Гефест и Афина Паллада являлись покровителями прикладных искусств, которые именовались «техническими», таких как архитектура, изобразительное искусство, художественные ремесла, женское рукоделие и другие. Лосев А.Ф. исследовавший эстетику Гомера писал: «Можно без всякого преувеличения сказать, что изобразительное искусство у Гомера вполне тождественно с ремеслом, и нет никакой возможности провести определенную границу между тем и другим». Также Лосев пишет, что «Гомер не только не различает искусства от ремесла, но он не отличает его от науки; и для общих понятий существует опять-таки тот же самый единственный термин – techne».
Из этого следует, что на данном этапе художественная культура разделялась на «мусическую» и «техническую» формы, да и то деление было не абсолютным, а относительным. Потому что деятельность предметно-пространственного характера распространялась на самих себя. Так, например человек создавал прически, одежду, украшения, маски, татуировки и т. д. Эти предметы были непосредственно связаны с магическим обрядом и во время действия включались в общую динамическую структуру. Разделение на «мусическую» и «техническую» формы было свойственно не только греческой культуре. М. Каган пишет: «такое разделение складывалось, и не только в греческой культуре – в этом убеждает замечательное сравнительное исследование мифов славян и ряда других народов, осуществленное сто лет тому назад А. Афанасьевым». Относительно деления в этот период развития мировой художественной культуры на роды и жанры М. Каган писал: «художественное освоение мира было изначально аморфно: в нем не найти сколько-нибудь определенных и самостоятельных родовых и жанровых модификаций. Самые ранние формы словесного творчества можно с таким же успехом считать лирическими, как и эпическими; наскальные росписи с таким же успехом можно назвать монументально-декоративными, как и станковыми…».
Основой распада «мусического» искусства послужила, как пишет Каган: «Способность «вычленять» временные отношения из целостности пространственно-временного жизненного процесса или создавать в воображении такую модель этого процесса, в которой пространственные отношения имеют второстепенные значения по сравнению с отношениями временными, сложилась исторически, будучи следствием достаточно высокого уровня развития человеческого сознания и неразрывно с ним связанной звуковой речью».
Морфологические идеи в истории эстетической мысли
Морфологические эстетические представления, отраженные в мифологии, повлияли на формирование античной эстетической мысли. Все более четко осознавались границы мира искусств. «Технические» искусства выделялись из ремесел, «мусические» – из наук. Классики античной эстетики вели поиски принципов внутреннего деления различных областей художественной деятельности.
Гераклит считал, что природа стремиться к противоположностям. Из этого утверждения он сделал вывод, что искусство подражая природе, поступает также. Живопись, грамматику и музыку Гераклит объединил как искусства, основанные на противоположностях.
Платон считал, что ремесла подражают идеям, божественным архетипам вещей, а подражательные искусства занимаются «подражанием подражания». Если для плотника оригиналом скамьи, которую он изготовляет, является идея скамьи, то для скульптора или живописца, моделью будет уже не идея. Для них образцом будет чувственная вещь – скамья, которая существует. Поэтому созданное художником изображение скамьи по отношению к идее будет лишь тенью тени. Платон пытался разделить искусства на две группы, одна из которых основана на принципе «мимнесиса», другая на принципе «одержимости». В эстетике Платона представлен принцип деления искусства на родовое и жанровое. Они зависят, думал философ, с одной стороны, от особенности предмета подражания, а с другой стороны, от применения того или иного способа изображения.
Аристотель считал, что «Вообще же искусства частью завершают то, что природа не в состоянии сделать, частью подражает ей». Аристотель же сформулировал основные принципы всякого морфологического анализа искусства. Согласно его принципам подражательные искусства различаются друг от друга в трех отношениях: средстве, предмете, способе подражания. В результате оказалось, что многообразие средств, которыми оперируют искусства, определяет различия видов – музыки, поэзии, танца, и т. д. Особенности предмета подражания порождают различия, которые мы сегодня называем жанровыми – трагедия, комедия, и т. п. Различие в способе подражания приводят в поэзии к тому делению, которое стало называться родовым – эпические, лирические, драматические рода.
Один неизвестный философ уже более позднего времени предложил свою морфологическую концепцию. Искусства в ней подразделяются на статичные и динамичные с одной стороны, и на объективные, субъективные, объективно-субъективные – с другой.
Для средневековья характерно противоречивое отношение к искусству. С одной стороны искусство необходимо религии как средство эффективного воздействия на сознание людей. Но с другой стороны искусство несет в себе опасность оттеснения нравственного содержания и выдвижения на первый план самого искусства, дающего эстетическое наслаждение. В христианской церкви развернулась борьба между иконоборцами и иконопочитателями. Первые считали, что изображать бога кощунственно, вторые доказывали, что икона как образ является воспроизведением божественного «архетипа». В некоторых мировых религиях – иудаизме и исламе – изображение запрещено, оно не выходит за рамки архитектурного, прикладного, орнаментального. Христианство не приняло иконоборческой концепции, и на изобразительное искусство была возложена религиозно-нравственная задача – «живописное и скульптурное убранство храма становилось «Библией для неграмотных»». Но изобразительное искусство создавало возвышенное, божественное выражая его земными чувственными формами. Августин Блаженный считал, что музыка и даже архитектура (храмовая) превосходят изобразительное искусство, «поскольку последние «привязывают человека к вещам и отдаляют от творца»». Из этих представлений в христианской догматике сложилось разделение искусств на «свободные» и «механические». К «свободным» относились всего семь видов: грамматика, риторика, диалектика, музыка, арифметика, геометрия и астрономия. Они были разделены Марцианом Капеллой на «тривиум» и «квадриум». К «механическим» искусствам относились все ремесла, включая изобразительное искусство. Поэзия также не входила в «свободные» искусства. Тертулиан заявлял, что поэтическое искусство «в глазах бога» – глупость. Позже поэзию стали считать приложением к «свободным» искусствам. Средневековая эстетика не знала подхода к жанровому делению искусства, т. к. все, что не обладало религиозной ценностью, не изображалось. Таким образом, существовал только один жанр – религиозно-мифологический.
В эпоху Возрождения эстетическая мысль вернулась к морфологическим представлениям античной эстетики. Но деление искусства на жанры состояло не только в «предмете» изображения, но и еще данные различия трактовались ценностно. Деление жанров выходило из различия стилей. Три стиля были унаследованы из поздней античной эстетики, где они сложились в пределах риторики: высокий, средний и низкий стили. «Высокий» стиль требовал соответственных выразительных средств, способных воплотить и усилить его величие. «Низкий» исполнялся соответственным ему стилем художественного воплощения.
В России ренессансные идеи появились только во второй половине 17 века. Иконописец Симон Ушаков в своем сочинении «Слово к люботщательному иконного писания» утверждал, что в «свободные» искусства входит «иконотворение», причем под этим он имел ввиду «всю сферу изобразительного искусства, которую он подразделял «на шесть видов: на статуарное искусство – из камня, дерева, кости и др. материалов поддающееся вытачиванию; искусство лепное – из глины и извести, воска и др.; литье – из золота, серебра и др.; ваятельное (резное) – на бисере (раковинах) и благородных камнях; резное – на медных досках для получения изображения на бумаге. Затем следует писание красками, которое превосходит все прочие виды, что тоньше и живее передает изображаемую вещь, яснее выявляя подобие всех ее качеств, почему оно чаще употреблялась в церквах»». Из этого видна идея высшей ценности изобразительного искусства. О превосходстве живописи над другими видами искусства также говорил Леонардо да Винчи.
Теория искусства в средние века существовала в рамках теологии. В эпоху Возрождения художественное творчество изучали сами мастера, крупнейшие художники были одновременно и теоретиками, например Дюрер, Леонардо да Винчи.
В 17в. произошло разъединение искусства и ремесла. От слова art, означавшее «искусство» и «ремесло» одновременно, образовалось два производных artiste – художник, и artisan – ремесленник. Классицизм предъявлял основное требование к искусству – оно должно быть подчинено разуму. В этот историко-культурный период идея верховной ценности изобразительного искусства уступило место другому взгляду. Идеальной моделью искусства стала поэзия, а живопись должна была брать с нее пример. Многие теоретики классицизма признавали родство живописи и поэзии. М. Каган пишет: «Батте утверждал: общность живописи и поэзии так велика, «что их можно характеризовать совокупно, заменяя лишь понятия «поэзия», «фабула», «стихосложение» понятиями «живопись», «рисунок», «колорит».»». В XVIII веке теоретиками искусства большее внимание стало уделяться различию между этими искусствами. Об этом писали Шефтсбери «Суд Геркулеса», Ричардсон «Теория живописи» и другие. Аббат Дюбо в трактате «Критические размышления о поэзии, живописи и музыке» предложил семиотический принцип классификации видов искусств. Он говорит о том, что в отличии от поэзии живопись пользуется не «искусственными» знаками, а «естественными». Музыку Дюбо тоже рассматривает как своеобразную знаковую систему, где музыкальные звуки – «естественные знаки страстей».
Лессинг в тракте «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» анализирует общие и специфические свойства этих искусств. Общее: подражать природе и возбуждать эстетическое удовольствие – объединяет все искусства. Различие: может служить только для того, для чего предназначено. М. Каган пишет: «Лессинг показал, что общее и специфическое в искусствах соотносятся не как их форма и содержание, а пронизывают структуру искусства насквозь, захватывая и его формальные слои. Ибо суть дела, по Лессингу, не просто в том, что у живописи и у поэзии разные предметы изображения ( тела – в одном случае, действия – в другом ) и разные материалы ( рисунок, цвет, пластика, слово ), но в том, что «средства выражения должны находиться в тесной связи с выражаемым», а это создает сквозные различия двух художественно-образных структур – пластически-пространственной и словесно-временной». Так же Лессинг отметил, что если сила «естественных» знаков – в их сходстве с вещами, а сила метафор, языка поэзии, показывать вещь через ее сходство с другими. Поскольку Лессинг был драматург то, как пишет М. Каган: «Проблема жанра для него сводилась к соотношению жанров сценического искусства, проблема рода концентрировалась на драматической структуре, а эпос, лирика интересовали его, лишь постольку, поскольку они могли осветить своеобразие драмы».
В XVII веке четко проводились разделения между жанрами. Известный теоретик классицизма Никола Буало в своем стихотворном трактате «Поэтическое искусство» дает последовательную характеристику идиллий, эклоги, оды, сонета, мадригала, эпиграммы, сатиры, баллады, рондо, трагедии, комедии, эпопеи. Одним из правил эстетически полноценного творчества он объявляет чистоту каждого жанра, другим – утверждение их неравноценности.
Ш. Перро в своем тракте «Живопись» разделил ее на девять жанров: исторический, гротескный, вакханалия, портрет, пейзаж, архитектурный пейзаж, перспектива, анималистический, изображение цветов. Другие теоретики предлагали другие варианты жанрового деления этого искусства, а также других искусств.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что в эпоху классицизма жанр рассматривался как структурная единица какого-либо вида искусства и нес в себе определенную меру эстетической ценности, которая зависела от социально-эстетической ценности изображаемого, что определяло соответствующие стилевые средства («высокий», «средний», «низкий» стили), которыми он будет изображен. Аналогичной была русская концепция о трех художественных «штилях» (Ломоносов М.В., Прокопович Ф., Тредиаковский В.К.).
С середины XVIII века эстетика выделилась из философии как самостоятельная наука. А.Баумгартен ввел в научный обиход термин «эстетика» и указал место эстетики в системе философских наук. «… Эстетические понятия Баумгартена, – свидетельствует Асмус, – складывались на довольно узкой изучения фактов литературы и риторики, преимущественно латинской. Чаще всего это ода и речь оратора, гораздо реже – эпическая поэма. О драме Баумгартен не говорит ни слова. Ссылки на факты живописи и даже музыки имеются, но они малочисленны и из них не извлекаются возможные теоретические выводы». Мендельсон критиковал учение Баумгартена и утверждал, что эстетика должна относиться с равным вниманием ко всем видам искусства. В своей работе «Об основаниях изящных искусств» по принципу семиотики отделил от искусства изящные науки – поэзия и красноречие – они пользуются алигорическими знаками. Изящные искусства, пользующиеся естественными знаками, он разделил по принципу восприятия – слышимое: музыка; зримое. Зримое по принципу выражения: динамическое (танец) и статистическое. Статистическое: плоскостное – живопись и объемное – скульптура, архитектура. Кроме Мендельсона многие прощупывали пути систематизации искусств: по принципу чувственного восприятия (Зульцер), экспрессивному (Кант), генетическому (Гердер), структурному (Бендавид, Пелиц, Круг).
Гердер использовал два подхода для морфологического анализа искусства: психологический и историко-генетический. Он разделил искусства по способу их воздействия на сознание: целостное моментальное воздействие и процессуальное. Рассматривая искусство исторически и утилитарно, он выделил пять свободных искусств: 1.строительство 2.садоводство 3.искусство одежды 4. мужские занятия и битвы 5. язык.
Бендавид предложил деление искусства на искусства пространства, времени, пространства и времени. В. Круг развил морфологический анализ дальше. Он обозначил три основные класса искусств: Искусства времени – звуковые; искусства пространства – пластические; искусства времени и пространства – мимические. Причем в каждом из трех классов есть простые способы изображения и сложные (составные). Также он выделил абсолютные «чистые» искусства (только для эстетических целей) и относительные «прикладные» (утилитарные).
В эпоху романтизма также возникали различные модификации морфологического анализа искусства. Самым ярким представителем этого периода был Шеллинг. Он считал искусство слиянием реального и идеального, и рассматривал внутренние деления искусства на жанры с этой позиции. Низший жанр выражает материальное, высший – духовное. Поэзию Шеллинг признает высшим искусством. Она делится на три рода: лирика, эпос, драма. Но как пишет М. Каган: «…ему не так уж далеко удается уйти от классического понимания морфологических проблем эстетики…» После учения Шеллинга было создано две влиятельных морфологических концепции: Шопенгауэром и Гегелем.
Шопенгауэр систематизировал искусство от архитектуры, в которой воплощается низшая ступень «объектности воли». Далее идет искусство фонтанов, садоводство, живопись: ландшафтная, анималистическая, скульптура, портрет, бытовой жанр. Следом идет поэзия, «венец» которой – трагедия. Музыка стоит отдельно. В отличие от других искусств музыка – это «отпечаток самой воли».
Рассматривая морфологию искусства структурно и исторически, Гегель выявил, что построение мира искусств не остается стабильным. В разные исторические эпохи роль и влияния каждого вида искусства переменчиво, но отнюдь не случайно. По Гегелю художественное сознание в процессе исторического развития проходит три стадии: символическую, классическую, романтическую. Закономерное историческое развитие – способ существования искусства. Морфологический анализ в советской эстетике
Искусство в советской эстетике рассматривалось как «форма отражения и познания действительности». Морфологические проблемы в 20 – 30 годах не изучались, а ставились лишь попутно. В советской эстетике Шмит первый затронул проблему морфологического анализа искусства и выдвинул свою концепцию. Он объединил психологический, онтологический и генетический принцип деления искусства. Оказалось, что искусства зрительные являются пространственными, слуховые – временными и пространственно-временными. И. Иоффе тоже исследовал данную тему и сделал такой вывод: «Теории различных искусств одного стиля ближе между собой, чем теория одного искусства различных стилей». В 50-х годах возник интерес к морфологической проблеме возрос. Лукач выдвинул идею «системно-исторического» анализа искусства. В 60-х Скатерщиков в своей книге «Виды искусства» говорил о невозможности классифицировать искусство по какому-либо отдельно взятому признаку и предложил свой вариант классификации. Также он дал определение вида искусства. Проблема морфологии искусства была затронута в работах: В. Кожинова Г. Поспелова, В. Ванслова, Ю. Бореева, Н. Крюковского и других. Но их попытки сделать четкую систему классификации искусств не были успешны.
Методы морфологического анализа искусства
Со второй половины XIX века по первую половину XX века было предложено множество теорий морфологического анализа искусства, при этом использовались различные методы изучения данного вопроса. Основные методы морфологического анализа искусства:
1.Умозрительно-дедуктивный.
Этого направления своих теоретических разработках придерживались немцы: Х. Вейссе, Ф. Фишер; французы: В. Кузен, Картмэр де Кэнси; англичанин В. Найт; русские: М. Розенберг, И. Давыдов, И. Балашов, А. Белый и другие. В своих сочинениях все они придерживались классической немецкой эстетики. Каган пишет: «Так умозрительно-дедуктивный подход к проблеме, исчерпав уже в классической немецкой эстетике все свои возможности, обнаружил у ее последователей несостоятельность. Отсюда можно было сделать два вывода: либо вообще отказаться от морфологического изучения искусства, либо искать иной его путь, базирующейся не на отвлеченных теоретических дедукциях, а на исследовании фактических отношений между эмпирически данными видами искусства».
2.Психологический.
Другим направлением исследований искусства стал психологический подход, заключенный в группировке искусств по характеру чувственного восприятия. Этого принципа классификации искусств придерживались М. Лазарус, Д. Кюльпе, Г. Спенсер, Г. Аллен, М. Гюйо, Ш. Лало. Каган пишет: «Дальше всех пожалуй, зашел на этом пути Ш. Лало». Лало определил искусство как всякую человеческую и искусственную деятельность. Он выделил семь «специфических суперструктур» - слуховая ( различные музыкальные явления); зрительная (различные живописные явления); двигательная (танец и гидравлика); действенная (различные театральные явления); конструктивная (архитектура, промышленное, прикладное, садовое искусство и скульптура); языковая (литература); чувственная (любовь, гастрономия, парфюмерия и т. п.) Но в теории Лало искусство теряет свою специфику – связь с духовными ощущениями. В других психологических подходах как пишет Каган: «Главным уязвимым пунктом такого деления является необходимость противопоставлять литературу всем остальным искусствам, ибо она обращена не к зрению и не к слуху, а к воображению». Также психологический подход имел ряд других недостатков.
3.Функциональный.
Функциональный метод – попытка классифицировать искусства в зависимости от того, какую роль они играют в человеческой жизни. По этому принципу искусства делили на «чистые», которые называли «высшими», и «прикладные» – «низшие». Я. Фон Фальке считал, что нет четких границ между «чистыми» и «прикладными» искусствами. Гаман предлагал разделить искусство на «чистое», «декоративное» и «искусство художественной рекламы». Таппенбек делит искусство на «эстетическую видимость» (живопись, скульптура, литература) и «эстетическую упорядоченность», куда входят все остальные искусства. Основные представители функционального подхода: Э. Мейман, Т. Грин, Г. Земпер, Р. Гаман и многие другие. Этот метод также не принес должного результата, поэтому были предприняты попытки найти другой путь для морфологического анализа искусства.
4.Структурный.
Структурный подход – это системное не линейное построение мира искусств. Первым системный анализ провел Л.Г. Якоб в своей книге «Начертание эстетики, для гимназии Российской империи». Он разделил искусства с одной стороны на изобразительные, неизобразительные, смешенные. А с другой стороны на обращенные к зрению и обращенные к слуху. Таким образом, у него получилась двухмерная система искусств. Также он провел сравнение изящных искусств с разных точек зрения и вывел, «что все искусства в принципе равноправны и равноценны». Но идеи Якоба в России некому было оценить, поэтому никакой преемственности в разработке этой теории не сложилось. Следующий структурный анализ был сделан спустя только полвека немцем Цейзингом. Он исходил из гегелевской концепции и расчленил мир искусства по характеру содержания и характеру формы. Каган пишет: «Новой в построенной Цейзенгом системе явилось именно то, что он была системой, т. е. ее автор скрестил два принципа членения искусства и обосновал теоретическую необходимость такого скрещения двух мерной, содержательно-формальной структурой искусства». Следующим предложил свою концепцию М. Шаслер, который с одной стороны разделил искусство на «искусство одновременно существующих форм» и «сменяющих друг друга элементов», а с другой по «ступенчатому отношению идеи и воплощающего ее материала». В конце XIX – начале XX века структурный подход становится популярен, структурные таблицы были представлены многими теоретиками эстетики в своих сочинениях, например М. Дессуар, К. Визе, Х. де Уриес-и-Асара, Л. Адлер, Н. Гартман, Э. Сурио и другие. Каган пишет: «Опыт Сурео лишний раз подтвердил, сколь ограничены возможности структурного подхода к анализу искусств, если он отъединен от анализа исторического».
5.Историко-культурный.
По поводу исторического развития искусства в эстетике второй половины XIX века велось много споров. Рассмотрим основные концепции исторического подхода к проблеме морфологии искусства. Ницше видел в основе художественной деятельности человека два начала: «аполлоновское» (изобразительно-пластическое) и «дионисийское» (музыкально-экспрессивное). Подходя с такой позиции к анализу искусства он сделал вывод о рождении трагедии из духа музыки в античной художественной культуре, и возникновение оперы в эпоху Возрождения как неудачной попытке возродить античную трагедию. Броун говорил об изначальной синкретичной форме творчества. А. Потебня утверждал, что поэзия предшествует всем остальным искусствам. Смысл концепции Веселовского заключался в том, что первобытное искусство было синкретично, а из синкретичного обряда выделились лиро-эпические элементы, далее распадающиеся на эпос и лирику. Драму Веселовский считает наиболее древней, выделившейся частью из «синкретического прадейства на почве культа». Брюнетьер поставил вопрос о жанре как проблеме историко-морфологической.
Благодаря открытию палеолитического искусства на рубеже XIX-XX веков, генетические проблемы морфологии искусства стали освещаться более глубоко. Гроссе считал, что архитектура отсутствовала у первобытных народов, т. к. они вели кочевой образ жизни. Гирн положил в основу классификации определение искусства как «наиболее действенного средства, благодаря которому особь становится способной перенести на более широкие круги сожителей душевное состояние, подобное тому, которое охватывает ее самое». Поэтому первым искусством он выделил «такт-ритм». В. Вундт в своем труде «Психология народов» говорит, что мир искусства нельзя рассматривать как историческую смену его видов, т. к. все виды друг с другом связаны и выступают одновременно с самого начала. Вундт выделил две формы художествено-творческой деятельности: изобразительные и мусические. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» утверждал, что внешние различия не могут разделять искусства, а границы искусства могут быть только историческими. Развитие историко-культурного подхода было очень плодотворным.
6.Эмпирический
Некоторые представители этого подхода представляли свои теории как ряд очерков о морфологии искусства, где искусства были сгруппированы по какому-либо принципу. Ален считал, что вывести единый принцип классификации искусств невозможно, а свою книгу построил как серию очерков о различных видах искусства. Жильсон ввел понятие «искусства красоты», поэтому он отбросил те виды искусства, целью которых не является красота. Т. Манро в своей книге «Виды искусства и их взаимоотношения» трехмерную классификацию искусства, где каждый вид искусства характеризуется по трем параметрам: процесс, средства, продукт. Главный просчет в этой концепции Каган видит в «игнорировании различий в уровнях дифференциации» и «полное отвлечение теоретика от исторического анализа проблемы». Этот подход тоже завел морфологический анализ мира искусства в тупик.
7.Скептический.
Скептицизм в морфологическом анализе искусства был представлен работами Лотце, Кона, Кроче, Джентиле, Дьюи и другими. Кроче понимал искусство как духовную деятельность и свел к нулю его материальную сторону. Классификацию по материальным признакам он считал неверной, т.к. классифицируется то, что не есть искусство. Классификацию же искусства он считал невозможной. Джентле считал, что множество искусств равно множеству техник, поэтому число их бесконечно. Каган пишет: «Подходя к искусству с иных позиций, нежели Кроче и Дженитле, Джон Дьюи приходил к такому же, в сущности, выводу: «Если искусство есть внутреннее качество активности, мы его не можем разделять и подразделять».
Морфологический анализ искусства
В каждом случае морфологический анализ искусства основывается на определенном понимании того, что вообще представляет собой искусство, каковы его сущность и структура. Каган определяет искусство как способ моделирования жизненного опыта человека, служащий получению специфической позновательно-оценочной информации, ее хранению и передаче с помощью особого рода образных знаковых систем. В этом способе неразрывно связаны познавательные и оценочные элементы, которые образуют художественное содержание; конструктивные и знаковые элементы, которые образуют внешнюю форму. Объединяет эти элементы внутренняя форма, в которой соединяются духовные и материальные стороны.
Принципы классификации искусств
Онтологический принцип – различие форм материального бытия.
Изначально искусства делились на мусические (пространственно-временные) и технические (пространственные). Это деление основывалось на материальной конструкции, как на главном критерии отличия. Произведение искусства не сводится к материальной конструкции, но оно не может существовать вне нее, поскольку лишь через нее воспринимается. «Поэтому – пишет Каган – материально-конструктивная сторона художественного произведения – это его онтологический статус, его фундаментальная основа, условие его реального существования и одновременно его непосредственный чувственно-воспринимаемый облик». Первым принципом классификации Каган считает онтологический. Материальная конструкция является носителем некоторой художественной информации. Также материальная конструкция выражена системой знаков, которая обеспечивает коммуникативную связь между художником и аудиторией. С одной стороны произведение искусства является материальной конструкцией, а с другой – знаковой системой. Каган пишет: «Отсюда следует, что классификация искусств должна быть развернута в двух измерениях – онтологическая ее плоскость требует дополнения плоскостью семиотической». Значит следующий принцип классификации семиотический. При рассмотрении искусства как материальной конструкции выделяются три класса искусств: пространственные, пространственно-временные и временные. «Предлагаемая классификация – говорит Каган – исчерпывает все возможные типы материального существования плодов художественного творчества». Рассматривая исторически эволюцию искусства, искусства не выходят за пределы первоначальных трех классов искусств и не могут из них выйти.
Семиотический принцип – типология знаковых систем.
Эстетики XVIII века пришли к единодушному выводу, что существуют два типа знаков в искусстве – «естественные» и «искусственные», которые вызывают ассоциации «определенные» и «неопределенные». «Определенные» воссоздают предметы и явления реального мира такими, какими человек их воспринимает на основе своего жизненного опыта. «Неопределенные» воссоздают нечто отличное оттого, что мы видим и слышим в действительности. Соответственно «естественные» знаки называют изобразительными, а «искусственные» – неизобразительными. Предметом искусства является мир ценностей, а художественный образ – знак ценности, т. е. носитель ценностной информации. При этом подходе «естественные» знаки представляют нашему созерцанию носителей ценности в их реальном облике. А «искусственные» знаки раскрывают ценностное отношение к определенным сторонам бытия или жизни вообще.
В каждом онтологическом классе существуют оба вида семиотических знаковых систем, где они выступают в единстве и взаимопроникновении. Пространственное искусство по семиотическому принципу разделяется на три семейства: изобразительное; архитектоническое; синтез изобразительного и архитектонического. Приблизительно также происходит с другими двумя классами. Итак, при использовании онтологического и семиотического принципа образовалось разделение искусства на девять семейств.
Деление временных искусств по семиотическому принципу.
Временные искусства материализуют свое содержание: 1. Словом – звучащим или графическим. 2. Звуком (внесловным) – реальным или графическим. 3. С помощью сливающихся воедино словесных и звуко-интонационных средств (пение, пение с аккомпониментом). В первом случае это литература, во втором – музыка, в третьем – пение, в котором соединилась литература и музыка. Деление временных искусств на изобразительное и не изобразительное совпадает с делением их на словесное и музыкальное. Словом можно изобразить все формы реального бытия – звучащие и беззвучные и прочие. Звук может изобразить лишь звучащие явления, которые будут вызывать ассоциативный образ, например «Полет шмеля» Римского-Корсокова. Поэтому изобразительная возможность звука очень мала по сравнению со словом. Каган пишет: «Звук является прямым выразителем человеческих переживаний». Выразительные же возможности слова ограничены, потому что слово по своей природе обозначение общего, а не единичного. Музыка и литература искусства противоположные, каждое образует совместно с противоположным ряд модификаций, которые движутся на встречу друг другу. Проза движется к поэзии, музыка к пению. Ряд временных искусств можно представить в виде таблицы:
Проза |
Ряд переходных форм |
Поэзия |
Словесно-музыкальный синтез |
Музыкально-словесный синтез |
Изобразительная музыка |
Ряд переходных форм |
«Чистая» музыка |
Деление пространственных искусств по семиотическому принципу
Архитектура, прикладные искусства, дизайн не являются изобразительными искусствами. В отличие от скульптуры, живописи, графики, художественной фотографии, т. к. они ничего не изображают. Каган предпочитает называть эти искусства – архитектонические искусства. «Архитектоничность» присуща не только архитектуре, но и тем искусствам, где пространственная структура образа несет ту или иную степень его архитектонической организованности. «В произведении живописи и скульптуры – пишет Каган – архитектоническая логика всегда подчинена логике изобразительной». В архитектуре и родственных ей искусствах архитектонический способ формообразования может выступать в «чистом» виде, без помощи изобразительных приемов, но может использовать элементы изобразительности (античная архитектура, ампирная мебель и прочее). Но в этом случае изобразительность подчиняется архитектурной форме. Каган пишет: «Здесь имеет место своего рода, потупленное движение навстречу изобразительным искусствам». В сфере изобразительных искусств происходит похожее движение. Например, развитие живописи в конце XIX – начале XX веков: импрессионизм, постимпрессионизм, поп-арт и т. д. Нарастание декоративности в изобразительной знаковой системе приводит к совмещению изобразительных и неизобразительных знаков, т. е. к синтезу изобразительных и архитектоничных искусств. Таким образом, морфологическое строение пространственных искусств и временных искусств имеют одинаковую схему. Ряд пространственных искусств можно также представить в виде таблицы, как и временные искусства.
Деление по семиотическому принципу в пространственно-временных искусствах
Строение третьей группы искусств – пространственно-временных – подобно строению двух других областей художественного творчества. Человеческое тело, которое в данной группе искусств является строительным материалом, может образовывать изобразительные и неизобразительные знаки. Неизобразительный характер имеет искусство танца, а изобразительный - актерское искусство. Эти искусства имеют ряд сближающих их модификаций, сливаются воедино же они в двуликой структуре пантомимы. Художественный язык актерского искусства основан на воспроизведение реальных форм жизненного поведения человека, его бытовых движений, жестов, мимики. Язык танца построен на условных, с точки зрения бытовой достоверности, движениях человеческого тела. Эти движения приобретают силу эмоциональной выразительности благодаря своему орнаментально мелодическому и ритмико-интонационольному характеру. Динамические движения танца способны выражать настроения, объединяющие многих людей. Из-за этого танец, как и песня, может быть массовым. Сюжетный танец может считаться изобразительным. Театральное искусство Каган делит на «искусство представления» (опера) и «искусство переживания» (драма). Из всего этого следует, что танец и актерское искусство стремятся друг к другу и образуют между собой ряд переходных форм. Схема такова:
Пространственное пространственно-временное
Изобразительное искусство |
Актерское искусство переживания |
Ряд переходных форм |
Ряд переходных форм |
Изобразительное искусство декоративной ориентации |
Актерское искусство представления |
Изобразительно-архитектонический синтез |
Пантомима с преобладанием изобразительности |
Архитектонически-изобразительный синтез |
Пантомима с преобладанием танцевальности |
Архитектоническое творчество изобразительной ориентации |
Сюжетный танец |
Ряд переходных форм |
Ряд переходных форм |
Чисто архитектоническое творчество |
«Чистый» танец |
Применяя онтологический и семиотический принципы классификации для морфологического анализа искусства, Каган вывел общие морфологические закономерности, действующие в мире искусств. Он пишет: «Как бы ни именовать эти противоположно-соотносительные эстетические установки, они действительно заключают в себе общий для всех искусств смысл, в одном случае он состоит в ориентации художественного творчества на посильное «воспроизведение жизни в формах самой жизни»; в другом случае – в откровенном стремлении искусства «перевести» «язык» реальной жизни на условный язык художественных форм…».
Функции искусства
Искусства бывают монофункциональные и бифункциональные. Монофункциональные искусства несут только одну эстетическую функцию. Бифункциональные искусства соединяют эстетическую функцию с утилитарной. В основном искусства не изобразительные бифункциональны, например архитектура, прикладные искусства, дизайн, литература и актерское искусство. Но это разделение относительно, так как в архитектуре и прикладных искусствах встречаются произведения лишенные утилитарной функции и обладают одной только эстетической нагрузкой. А в изобразительных искусствах создаются нередко произведения, имеющие не чисто художественные, а утилитарно-художественное назначение. Но утилитарность здесь несколько другая, чем в архитектонических искусствах. На примере религии можно увидеть как религия, соединяясь с искусством, наполняло его духовно-практическим содержанием. Все религиозное искусство – живопись, скульптура, архитектура и прочее – было бифункциональным. Если изначально в первобытном искусстве все сферы искусства были «прикладными», то в наше время сфера бифункциональности более узкая. Утилитарная функция существует в словесном творчестве: художественная литература, очерк, научно-художественная литература, ораторское искусство, военная музыка, культовая музыка, художественная гимнастика и другое. Утилитарная функция есть во всех областях искусства. Бифункциональные виды искусства принадлежат не только художественному творчеству, но и материальному производству, спорту, педагогике и т. д.
Принципы классификации видов искусства
Вид искусства – конкретный способ художественного освоения мира, в котором тот или иной тип художественной знаковой системы (изобразительной, неизобразительной или смешанный) реализуется и преломляется на сигнальной базе, определяемой характером физических свойств используемого материала (или группы однородных материалов).
Изобразительное искусство
Разнообразие видов изобразительного творчества не на технической стороне материала, а на семиотической основе. Критерием объединения и противопоставления служит объемность, трехмерность и плоскость, двухмерность. Эти отличия дают два основных вида изобразительного искусства – скульптуру и живопись. В ХХ веке в эти искусства стала входить и графика. Границы между этими тремя искусствами имеют относительный характер. Графика делится на книжно-журнальную, эстамп и рисунок. Рисунок соприкасается непосредственно с живописью. Скульптура делится на барельеф, горельеф, круглую пластику и перспективный рельеф. Скульптура соприкасается с живописью в барельефе. Такой вид искусства как художественная фотография объединяет в себе и графику и живопись. Перспективный рельеф сближается с искусством панорамы в такой его разновидности как диорама. Панорама пересекается с искусством игрушки в том, что обе используют элемент жизнеподобия. Искусство игрушки делится на статичную игрушку и подвижную игрушку. Подвижная игрушка граничит с искусством грима. Итак, виды изобразительного искусства: Художественная фотография, графика, живопись, скульптура, искусство панорамы, искусство игрушки и искусство грима.
Актерское творчество
Материальные возможности пространственно-временных структур более ограничены, чем возможности творчества в статичных материалах. Однако способы создания пластико-динамического изображения порождает множество видов и разновидностей актерского искусства. Граница изобразительного искусства и актерского - это объединение этих искусств: актер в гриме, актер с куклой. Дальше идет искусство актера в театре теней, где образ создается с помощью тени, а актер сам невидим. Это искусство граничит с искусством дрессировщика-пантомимиста, в котором используются возможности другого живого существа и актерские возможности. Следом идет искусство иллюзиониста, который использует в своем деле свойства дополнительных вещей. Далее драматическая актерская пантомима. Искусство режиссера объединяет драматическую актерскую пантомиму и литературу. Завершает этот ряд мимически словесное искусство актера.
Словесное творчество
«Искусство слова» - термин, охватывающий более широкий круг, чем литература, которая не означает все формы художественного творчество, которые реализуются в слове. Основные виды словесного искусства это, прежде всего устная литература и письменная литература. Также искусство писателя и искусство чтеца, которое бывает импровизированным и полу импровизированным. В устной литературе слово несет в себе больше эмоциональной информации, чем в письменной, т. к. звучание позволяет передавать чувства. Мимически-словесное искусство является синтезом актерского словесного искусства. Дальше идет искусство чтеца и искусство диктора. Следом ораторское искусство и устная литература. Устная литература имеет разновидности: самодеятельное бытовое искусство рассказа и искусство сценического рассказа. Далее идет искусство художественной публицистики и письменная литература, разделяющаяся на искусство сочинения и искусство перевода. Заканчивается видовой ряд словесного искусства объединением изображения и слова.
Музыкальное творчество
В сфере музыкального творчества большое многообразие средств материализации. Музыка использует тембры разных музыкальных инструментов, человеческие голоса, разные способы извлечения звука, каждый способ использования звука. На основе этого выделяются две разновидности музыкального творчества: вокальный и инструментальный. Также музыка, как и слова, может быть звучащим, так и безмолвным – графическим. Всякая нотная запись предназначена для исполнительства. Так же музыка мажет возникать в самом процессе ее сочинения, быть результатом импровизации. Таким образом, выделяются три вида музыкального искусства: композиторское творчество, музыкально-импровизационное творчество и исполнительское творчество. Музыкальное исполнительское творчество разделяется на разновидности: на ударных инструментах, струнно-щипковых, клавишно-струнных, клавишно-духовых, духовых, музыкальная просодия. Музыкальное исполнительство на ударных инструментах граничит с искусством слияния музыки и танца посредством ритма. Музыкальное исполнительство включает в себя также искусство дирижера. Дальше идет музыкально-импровизационное творчество, разделяющееся на пение с инструментальным сопровождением и инструментальную импровизацию. Инструментальная импровизация граничит с композиторским творчеством, причем с письменной музыкой, следом за которой идет электромузыка. Дальше проходит граница объединения музыки и света.
Хореографическое искусство
Материалом этого искусства является человеческое тело, его движения, также могут использоваться дополнительные выразительные средства: одежда или какие-либо атрибуты, необходимые для пояснения сюжета данного танца. Первым видом искусства танца будет просто «чистый» танец. Особый вид танца спортивный. Третий вид танца – «танец» животных, который создается с помощью техники дрессировки. Также нужно выделить искусство жонглирования как «танец» вещей и музыкальную драматургию. Виды хореографического искусства образуют ряд: Динамические формы архитектонического творчества, искусство жонглирования, искусство дрессировщика-хореографа, спортивный танец, просто танец, искусство балетмейстера, дольше идет слияние музыки и танца.
Архитектоническое искусство
Произведения этого вида искусства являются вещами, т. е. реально существующими в пространстве материальными конструкциями. Они служат разным потребностям и изготовлены из разнообразных материалов. Теоретики раньше классифицировали архитектоническое искусство по свойствам материалов, но «критерия видовой определенности она морфологии искусства все-таки» не принесла. При создании вещей художественный язык архитектонического искусства имеет много общего со скульптурой и живописью. Искусство орнаментации создает художественное оформление плоскости. Прикладное искусство создает трехмерные пластические объекты. Искусство книги также является видом архитектонического искусства. Но благодаря техническому прогрессу виды архитектонических искусств удваиваются. Итак, виды архитектонического искусства представляют собой такой ряд: 1. Искусство рукописной книги и искусство печатной книги. 2. Искусство ручной орнаментации и орнаментальный дизайн. 3. Прикладное искусство и промышленное искусство, куда входят: искусство одежды, ювелирное искусство, «художественно-конструируемая утварь», художественно-конструируемая обстановка интерьера. 4. Доиндустриальная архитектура и дизайн-архитектура, подразделяющиеся на: зодчество, архитектура малых форм, архитектура крупных форм. 5. Архитектура средств передвижения и транспортный дизайн. 6. Садово-парковое искусство. Причем последние три вида искусства образуют искусство градостроительства. С одной стороны этот ряд объединяется с цветомузыкой, а с другой – динамическими формами архитектонического творчества.
Искусства синкретически синтетические
Есть искусства простые – одноэлементные, составные – двухэлементные и многоэлементные. В бинарных художественных образованьях – словесно-музыкальном, архитектурно-скульптурном и т. п. – связь обоих компонентов в одно органическое целое зависела лишь от способности одного из них подчинить себе другое. Для образования многоэлементарных структур этого условия становится уже недостаточно. Каган пишет: «Здесь оказывается необходимым еще одно условие синтеза – появление некоего специфического объединяющего начала, некоей особой художественной энергией, которая была бы организовывать возникающую сложную систему, связать все грани воедино, в одно живое целое». Видов сценического искусства столько, сколько художественных элементов вступает в синтез: драматический театр, кукольный театр, балет, опера. Архитектоническое искусство играет там оформительскую функцию. Другая группа синтетических искусств сложилась на новейшей технической базе: киноискусство, радио искусство, телеискусство. Эти искусства также делятся на изобразительные и неизобразительные, на пространственные, пространственно-временные и временные. Но они еще различаются как искусства сценического комплекса и искусства технического комплекса. Это выглядит так:
Пространственные |
пространственно-временные |
временные |
|
Сценический комплекс с изобразит. доминантой |
Театр кукол |
Импровизационно-драмат. театр |
Литературно-драмат. театр |
Сценический комплекс с неизобр. доминантой |
Оформительское искусство |
Балет |
Опера и оперетта |
Технический комплекс с изобраз. доминантой |
Киноискусство |
Телеискусство |
Радиоискусство |
Технический комплекс с неизобраз. доминантой |
- |
- |
- |
Род в искусстве и принципы его классификации
Каган пишет: « Как показал наш историографический обзор, категории рода в эстетике до сих пор не существует. В разных искусствах эти родовые вариации обозначаются разными терминами – потому-то теоретики и не усматривали между ними никакой внутренней связи, однако исследование показывает, что эти разные системы обозначений проистекают все же из единого принципа членения, и поэтому мы имеем тут дело с определенным морфологическим уровнем дифференциации «прорезающим» весь мир искусств».
В процессе становления и развития видов искусств взаимодействовали две силы: сила взаимного притяжения и сила взаимного отталкивания. В этом процессе искусства синтезировались, и художественные элементы разных искусств входили во взаимодействие. Проблема взаимодействия различных искусств повлияла также на образование рода как модификации структуры.
Словесные, музыкальные и танцевальные выразительные средства были в первобытном искусстве объединены. Словесное искусство, выделившееся из синкретизма была поэзия, т. к. главное организующее начало в поэзии как и танце и музыке – ритм. Поэзия была первым родом литературы. Связь с музыкой породило лирическую структуру этого искусства. Эпический род выделился как форма реализации эпических установок художественного освоения мира. Эпические произведения обращены к чтению глазами, молчаливому и сосредоточенному воспроизведению описанного мира воображением. Роман и повесть стали идеальной формой бытия эпической литературы. Точно так же драматический род литературы выделился, развивался и обрел свой драматический характер потому, что этого потребовала его органическая связь с актерским творчеством. Взаимодействие между старыми и новыми видами искусства приводил к появлению новых родов литературы. Например, так сложился новый род литературы – киносценарий и радиокомпозиция.
В других видах искусства деление на роды происходило по такому же принципу. В музыке это – чистая музыка, песенная музыка, танцевальная музыка, оперная музыка, опереточная музыка и другие. В танце – сюжетно-изобразительный, классический и т. д. В актерском искусстве – драматический актер, мим, клоун, конферансье и т.д. В пространственных искусствах – монументально-декоративный, станковой, театрально-декорационный.
Каган пишет: «Таков общий закон родообразования в искусстве: род утверждает себя своеобразием художественной структуры, обусловленным восприятием одним видом искусства особенностей смежного вида».
Жанр и принципы его классификации
Категория «жанр» обозначает модификации структуры вида под влиянием внутренних причин, в то время как род вызывает изменения под влиянием воздействия другого вида искусства. Жанр можно определить как избирательность художественного творчества. Первое разделение жанров происходит в тематической или сюжетной плоскости. Например, исторический жанр, фантастический жанр и т. д. Из этого следует, что художественное творчество зависит избираемой им области познания. А зависимость эта выражается в том, что определенный предмет художественного познания обуславливает в известной мере средства этого познания. Так исторический жанр предполагает совмещение изображения реальных лиц и событий с изображением вымышленных персонажей. Значит, деление на жанры зависит от конкретной направленности художественного познания.
Так же разделение на жанры происходит по количественным критериям. Объемное содержание в романе отличено от объема рассказа. Значит «изменение объема осваиваемого жизненного материала влечет за собой модификацию самой структуры его художественного воплощения».
При еще более пристальном рассмотрении жанрового спектра можно увидеть движение от одного аксиологического полюса к другому. На одной стороне находятся жанры, которые несут максимально положительную степень оценки жизненных явлений: гимн, героическая поэма, ода и т. д. На другой стороне – жанры наиболее резкого отрицания, сатирические. Между этими полюсами располагаются промежуточные серии жанров. Например, сатирический жанр: фарс, комедия, шуточная пародия и т. д.
Еще одно направление деления жанров определяется способом художественно-образного моделирования действительности и способами конструирования этих образных моделей. Принцип построения внешний и внутренней формы искусства: 1. Единичное в образе преобладает над общим. Например, это – автобиографичное повествование, этюд с натуры. 2. Относительное равновесие общего и единичного. Форма слита с содержанием. Жанрами, закрепляющими такой тип художественного моделирования, является большинство повествовательных жанров литературы, жанры театра и киноискусства. 3. Стремление сделать роль обобщающей идеи еще более высокой. Это приводит к тому, что в рамках правдивых жизненных образов становится тесно. Такой жанр сказка. 4. Дальнейшее наращивание обобщенного содержания. Идея выходит за структуру произведения. Это символический жанр. 5. Обобщающее идейное содержание. Например, басня, притча.
Из выше сказанного видно, что жанровые деления происходят по определенным закономерностям. Выявленные четыре принципа жанровых делений находятся в определенной взаимосвязи и взаимодействии.
Жанр – общая категория морфологии искусства, его многозначность и разно плановость глубоко закономерны, т. к. порождены многогранностью структуры искусства.
Заключение
Системные отношения классов, семейств, видов, родов, жанров искусства складывались и изменялись в ходе исторического процесса развития художественной культуры. Было выяснено, что первый принцип классификации искусств онтологический, т. е. разделение искусства на временные искусства, пространственно-временные искусства и пространственные искусства. Следующим должен быть критерием классификации должен быть семиотический принцип. Он делит искусства на изобразительные, неизобразительные и смешенные, те которые используют художественные знаки тех и других искусств. При использовании онтологического и семиотического принципа образуется разделение искусства на девять семейств.
Также было выяснено, что искусства бывают монофункциональными и полифункциональными. Было дано определение вида искусства как конкретного художественного способа освоения мира, в котором тот или иной тип художественной знаковой системы реализуется и преломляется под определенным характером физических свойств используемого материала. По этому принципу искусства делятся на виды. Было установлено, что род вызывает изменения в виде искусства под влиянием воздействия другого вида искусства. Жанр вызывает изменения под влиянием внутренних причин. Таким образом, в процессе изучения морфологии искусств были выявлены общие закономерности строения мира искусств и принципы классификации.
Список литературы:
Каган М. Морфология искусства – М., 1972.
Лосев А.Ф. История античной эстетики – М., 1963.
Античные мыслители об искусстве – М., 1937.