Сущность и структура ВВП и ВНП

Министерство образования и науки Российской Федерации

Российская Международная Академия Туризма

Волжско-Камский филиал

                               

Факультет менеджмента

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: « Сущность и структура ВВП и ВНП»

Выполнила студентка

I курса 11 группы

Филипенко Н.О.

Проверил проф., д.э.н.

Тёмный Ю.В.

                                                                               

Оценка

Дата  «                                         05 г»

Набережные Челны

2005 год.

Содержание

 TOC o "1-3" h z Введение.. h 3

Глава I. Сущность и структура ВВП и ВНП... h 4

1.1. Производство. Результаты воспроизводства на макроэкономическом уровне. h 4

1.2.Результаты воспроизводства на микроэкономическом уровне. h 6

1.2. Результаты воспроизводства на макроэкономическом уровне. h 9

1.3. Сущность и структура ВВП и ВНП.. h 12

1.4. Туризм и ВНП, ВВП.. h 21

Глава II. Примеры расчёта ВВП и ВНП на практике. h 27

Заключение.. h 28

Список литературы... h 29

Введение

Экономическая теория и хозяйственная практика свидетельствуют о том, что одной из важнейших черт, характеризующих современную экономику, стала глобализация. В свою очередь, главной формой выражения глобализации является экономическая интернационализация, объективно требующая универсализации экономической терминологии, правил учёта экономической деятельности и экономических показателей. В результате в 50-е гг. XX в. появилась Система Национальных Счетов (СНС), представляющая собой набор единых международных экономических терминов, систем, показателей и правил учёта, используемый на национальном (государственном) и международном уровнях[1].

Основным, базовым, показателем Системы Национальных Счетов, как известно, является валовой национальный продукт (ВНП). Второй важнейший макроэкономический показатель – валовой внутренний продукт (ВВП).

Цель изучения данной темы состоит в том, чтобы узнать причины использования ВВП и ВНП, их недостатки и достоинства, а также как туризм влияет на макроэкономику.

Основными источниками при изучении данной темы были:

1. Тёмный Ю.В., Тёмная Л.Р., Экономика туризма.

2. Козырев В.М. Основы современной экономики

3. Макроэкономика Агапова Т.А.. Серёгина С.Ф. 

Глава I. Сущность и структура ВВП и ВНП

1.1. Производство. Результаты воспроизводства на макроэкономическом уровне.

Исходной экономической основой жизнедеятельности всякого человеческого общества является производство благ и услуг как материальных, так и нематериальных, ибо распределять, обменивать и потреблять можно лишь то, что реально произведено. 

Процесс производства не является единичным актом. Люди не могут перестать потреблять, поэтому они не могут перестать производить.

Воспроизводство – это процесс производства, взятый в динамике его непрерывного возобновления.

Процесс производства имеет место на микро- и макроуровнях, следовательно, в воспроизводстве следует видеть две стороны: общее и особенное.

Общие черты, одинаково свойственные и микро- и макроуровням:

1)               качественное содержание воспроизводства, т.е. анализ того, что воспроизводится: рабочая сила, материальные блага и экономические отношения (социальные и организационные);

2)               количественное воспроизводство может быть простым, расширенным и суженным. Первое предполагает возобновление производства в прежних размерах; второе – возобновление производства в больших масштабах; третье – возобновление производства в меньших размерах;

3)               источником расширенного воспроизводства и в рамках фирмы, и в рамках общества является прибавочный продукт и его стоимостные выражения – чистый доход и прибыль. При расширенном воспроизводстве прибавочный продукт делится на два фонда – фонд потребления и фонд накопления;

4)               во времени воспроизводство проходит четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление.

Принято различать два типа расширенного воспроизводства и соответственно два типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. В первом случае источником роста производства выступают дополнительные ресурсы; во втором – эффективность производства. 

В силу целого ряда причин воспроизводство в России в 1991-2001 гг. в отдельные периоды было не расширенным и даже непростым, а суженным, т.е. имело место падение производства по народному хозяйству в целом  и в таких ведущих его сферах, как промышленность и сельское хозяйство, о чём свидетельствуют следующие статистические данные (табл. 1)[2].

Статистические данные показывают, что практически в 90-е годы промышленное и сельскохозяйственное производство России постоянно сокращалось. Лишь после 1999 г. в промышленном и сельскохозяйственном воспроизводстве возникла тенденция расширенного воспроизводства. По данным доклада Международного валютного фонда «Обзор мировой экономики» (глава V), доля России в мировом производстве в последние четыре десятилетия неуклонно сокращалась: в 1960 г. её доля составляла – 14,87%, в 1970 г. – 13,49, в 1980г. –12,20, в 1990 г. – 10,35 и в 2000 г. – 4,47%; соответственно доля России в мировом сельскохозяйственном производстве составляла: в 1960 г. – 4,37%, в 1970 г. – 3,46, в 1980 г. – 3,16, в 1990 г. – 2,95 и в 2000 г. – 2,02%[3].

Таблица 1

Индексы основных экономических показателей воспроизводства в Российской Федерации

(в % к предыдущему году)

Год

Продукция промышленности

Продукция сельского хозяйства

1991

92

95,5

1992

82

90,6

1993

86

95,6

1994

79

88,0

1995

97

92,0

1996

95

94,9

1997

102

101,5

1998

95

86,8

1999

111

104,1

2000

112

107,7

2001

104,9

106,8

Результаты воспроизводства за определённый период (год, полгода, квартал, месяц) как на микро-, так и на макроэкономическом уровне выражаются в целой системе показателей.

Наиболее общим показателем производства и соответственно воспроизводства на микроэкономическом уровне является валовая продукция предприятия, фирмы.

1.2.Результаты воспроизводства на микроэкономическом уровне

Валовая продукция – это совокупность всех материальных благ и услуг, созданных коллективом данной фирмы за определённый период времени.

В реальной жизни, в условиях работы фирмы на рынок, валовая продукция принимает модифицированную денежную форму, т.е. всегда можно поставить вопрос о том, какова стоимость валовой продукции фирмы, произведённой ею за тот или иной период. Помимо денежной формы валовой продукции следует особо выделить товарную и реализованную продукцию. Товарная продукция есть та часть валовой продукции, которая готова к реализации на рынке. Количественно товарная продукция меньше валовой на ту её часть, которая потребляется предприятием на собственные нужды. Реализованная продукция есть та часть товарной продукции, которая уже продана. Разумеется, в каждый момент товарная и реализованная продукция количественно могут не совпадать. Валовая продукция состоит из двух частей: материальные затраты и чистый продукт. Её внешним стоимостным выражением являются заработная плата и другие виды оплаты труда.

Материальные затраты – это стоимость, созданная прошлым трудом и перенесённая в стоимость нового товара. Иными словами, это стоимость, воплощённая в потребляемых материальных факторах производства. В свою очередь материальные затраты включают в себя две части: амортизацию, т.е. ту часть стоимости основных фондов, которая перенесена в стоимость нового товара, и стоимость материальных оборотных производственных фондов ( сырья, материалов, топлива, энергии и т.п.), которая в каждом цикле кругооборота переносится в стоимость нового товара целиком.

Чистый продукт – это стоимость, созданная живым трудом работников данного предприятия. В стоимостном (денежном) выражении чистый продукт представляет собой вновь созданную стоимость, которую в западной экономической литературе часто называют добавленной стоимостью, а в российской литературе – валовым доходом. В свою очередь чистый продукт по конечному использованию можно было бы разделить на две части: необходимый продукт и прибавочный продукт.

Необходимый продукт – это та часть чистого продукта, которая требуется для воспроизводства рабочей силы работников предприятия.

Прибавочный продукт – это часть чистого продукта, которая превышает величину необходимого продукта и используется на общие цели предприятия, фирмы или централизуется государством в форме налогов и используется на социальные и экономические нужды общества.  Внешним стоимостным выражением прибавочного продукта выступает чистый доход, который в последующем расщепляется на прибыль, процент и ренту, предпринимательский доход и налоговую часть. Соотношение между прибавочным и необходимым продуктами показывает, какую часть чистого продукта коллектив работников предприятия использует непосредственно на себя, а какую часть – на социальные и экономические нужды фирмы и общества в целом.

В процессе кругооборота и оборота капитала (фондов) валовая продукция и её модифицированные выражения – товарная и реализованная продукция – в конечном счёте, расщепляются на две части: издержки предприятия и прибыль. В издержках аккумулируются все затраты фирмы, которые необходимы ей при очередном новом цикле кругооборота капитала (фондов) в пределах простого воспроизводства. В издержках объединяются:

а) все материальные затраты фирмы;

б) весь необходимый продукт, т.е. все виды оплаты труда;

в) часть прибавочного продукта и соответственно часть чистого дохода, которую фирма должна передать собственникам заёмного капитала, а также государству (процент, рента, налоги). Оставшаяся часть чистого дохода образует прибыль, которая характеризует чистый, абсолютный эффект деятельности данной фирмы, ибо количественно прибыль представляет собой разность между стоимостью валовой продукции и общими, суммарными издержками. Иными словами, прибыль – это превышение результата над затратами.

Общий результат воспроизводства и его структуру на микроэкономическом уровне условно можно представить в виде схемы (рис. 1).

Валовая продукция предприятия

(товарная и реализованная продукция)

Материальные затраты

(амортизация, затраты на оборотные производственные фонды)

Чистый продукт

(вновь созданная стоимость, валовой доход, добавленная стоимость)

Издержки предприятия

Прибавочный продукт

(все виды чистого дохода – рента, прибыль, процент, налоговые отчисления)

Необходимый продукт (все виды оплаты труда)

 

Прибыль

Рис.1. Результаты воспроизводства на микроэкономическом уровне

Данная структура не учитывает налоговый механизм, который внёс бы в неё существенные коррективы. Так, в России в настоящее время существует более 40 видов федеральных и местных налогов, которые взимаются с самых различных элементов стоимости валовой продукции: на добавленную стоимость; на прибыль; налоги, учитывающие фонд заработанной платы, и т.п.

1.2. Результаты воспроизводства на макроэкономическом уровне

Результаты воспроизводственного процесса на макроэкономическом уровне имеют более сложную структуру в сравнении с результатами этого процесса на микроуровне.

Длительное время в нашей стране широко использовался показатель валового общественного продукта (ВОП), в литературе его часто называли совокупным общественным продуктом (СОП).

Валовой общественный продукт представлял собой совокупность всех материальных благ, созданных в стране в течение определённого периода (как правило, в течение года).

Можно выделить три недостатка, которые были присущи показателю ВОП. Во-первых, он включал в себя многократный повторный счёт материалов и сырья. В системе глубокого общественного разделения труда такие исходные материалы, как металлы и нефть, по мере движения продукта к потребителю учитывались более 10 раз. Во-вторых, в ВОП не учитывались услуги, производимые в различных сферах общественной жизни, результаты духовного, нематериального производства в целом. Между тем совершенно очевидно, что в современном индустриальном обществе роль услуг врача, учёного, юриста, менеджера, а также информации в целом исключительно велика, а в будущем, постиндустриальном, обществе они приобретут исключительное значение. В-третьих, ВОП был нейтрален, индифферентен к внешним экономическим связям, роль и значение которых в современном мире также возрастают на основе углубляющегося международного разделения труда.

Чтобы исключить первый недостаток, отечественная статистика ввела новый показатель – конечный общественный продукт (КОП), который представлял собой совокупность материальных благ, созданных обществом за определённый период, но исключал повторный счёт материалов (промежуточный продукт). Иными словами, КОП объединял в себе совокупность материальных благ, поступающих в конечное потребление, как личное, так и производственное. Так, в СССР в 1990 г. ВОПА в фактических ценах составлял 1631,6 млрд. руб., а КОП был примерно равен 1061,9 млрд. руб., т.е. составлял примерно 65% величины ВОП[4]. Однако два других недостатка (не учитывались услуги и внешнеэкономические связи) были свойственны и конечному общественному продукту.

В связи с этим российская и мировая статистика были вынуждены были учесть тот фактор, что реальное содержание годового результата общественного воспроизводства изменилось и что ВОП и КОП уже недостаточно отражают результаты производства. Стало очевидно, что в современной экономике принципиально важно учитывать результаты не только материального, но и нематериального производства, и прежде всего, услуг. При этом не менее важен был и другой аспект проблемы: следовало принимать во внимание не только общий результат производства материальных благ и услуг, но и конечный результат производства материальных благ и услуг.

Современная экономическая наука годовой общественный продукт определяет как совокупность конечных товаров и услуг, выраженных в рыночных ценах и исключающий повторный счёт товаров, которые воплощены в промежуточном продукте. При этом структура ВОП включает четыре основных элемента:

·          на материальные оборотные средства, незавершенное производство и нематериальные активы;

·       

·       

·       

  Таким образом, современная мировая статистика исходит из того, что валовой общественный продукт учитывает не только материальные блага, но и все виды услуг, причём учитывает их в рыночном выражении – как конечные товары и услуги.

Современная экономическая наука разрешила ещё одну важнейшую проблему – учёт в суммарных показателях общественного воспроизводства мировых экономических связей. Американский экономист Саймон Кузнец (1901-1985), основатель современной теории экономического роста, для этих целей предложил использовать два новых показателя – валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП), которые как раз и устранили все указанные выше недостатки ВОП, взятого в его прежнем содержании (как совокупности материальных благ, созданных на макроуровне).

1.3. Сущность и структура ВВП и ВНП

Валовой внутренний продукт – это совокупность конечных товаров и услуг, созданных внутри данной страны как отечественными, так и зарубежными фирмами, но с использованием факторов производства только данной страны.

 Валовой национальный продукт – это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных отечественными, национальными предприятиями как внутри страны, так и за рубежом.

Необходимо различать:

Номинальный ВНП – это валовой продукт, стоимость которого выражена в текущих физических ценах. Взятый в динамике, он одновременно отражает изменение, как физического объёма продукта, так и уровня цен. Следовательно, в условиях инфляции он завышает результаты экономики и требует корректировки.

Реальный ВНП – это валовой продукт, стоимость которого скорректирована на величину роста цен, отражающий их изменение. Кроме того, номинальный ВНП исчисляется в текущих ценах, а

реальный – в неизменных ценах.

Общее между ВВП и ВНП состоит в том, что и тот и другой показатель учитывают совокупную годовую стоимость конечных товаров и услуг, но учитывают их по-разному. ВВП и ВНП как бы уточняют показатель годового общественного продукта применительно к той или иной стране с учётом её места в международном разделении труда.

Отличие ВВП от ВНП состоит в том, что ВВП рассчитывается по территориальному признаку, ибо в учёт берётся совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных на территории данной страны независимо от национальной принадлежности предприятий, в то время как ВНП рассчитывается по национальному признаку, ибо в учёт берётся совокупная стоимость конечных товаров и услуг только национальных предприятий независимо от их местонахождения – в своей стране или за рубежом.

  В современной экономической литературе существует три способа измерения ВВП и соответственно ВНП:

а) метод расчёта по доходам, или распределительный метод;

б) метод расчёта по расходам, или метод конечного использования доходов;

в) метод расчёта по добавочной стоимости, или производственный метод.

При расчёте ВВП по доходам суммируются:

1.    

2.    

3.     

  При расчёте ВВП по расходам суммируются расходы всех экономических агентов, которые используют ВВП. Эти суммарные расходы включают в себя четыре основных компонента:

·       

·       

·       

·       

·       

При расчёте ВВП производственным методом суммируется добавленная стоимость всех предприятий во всех отраслях экономики данной страны.  Добавленная стоимость представляет собой разность между реализованной продукцией фирмы и стоимостью промежуточной продукции (сырья, материалов, услуг), купленной у фирм-поставщиков. Складывается ситуация, когда каждое предприятие покупает у предыдущего промежуточный продукт и добавляет к нему свою новую стоимость, которая как раз и является добавленной стоимостью.

При всех трёх способах расчёта ВВП во внимание принимаются только конечные товары и услуги и исключаются промежуточный продукт и услуги. В ВВП не включаются затраты на приобретение товаров, которые произведены в предшествующие годы (например, покупка дома, построенного три года назад).

Рассмотренные три способа расчёта можно применять и к ВВП, и к ВНП. Следует, однако, помнить, что качественно – это разные понятия и что количественно они, как правило, не совпадают. Если страна А имеет за рубежом свои национальные предприятия, а у себя в стране не имеет иностранных предприятий и фирм, то очевидно, что в этой стране ВНП количественно будет превышать ВВП. Если страна Б, напротив, не имеет за рубежом своих национальных предприятий, но на её территории расположены иностранные фирмы, то очевидно, что в данной стране ВНП будет количественно меньше ВВП. Можно сделать вывод, что в странах-экспортёрах капитала ВНП больше ВВП на величину сальдо прибылей от зарубежных инвестиций. В странах-импортёрах капитала ВНП меньше ВВП на эту же величину.

Количественные и качественные различия между ВВП и ВНП находят отражение и в способах измерения этих макроэкономических показателей. При расчёте ВВП и ВНП по доходам связь между этими показателями выражается в следующем:

·       

·       

При этом чистые факторные доходы из-за рубежа равны разности между доходами, полученными гражданами данной страны за рубежом, и доходами иностранцев, полученными  на территории этой страны. При расчёте ВВП и ВНП по расходам особо учитываются расходы иностранцев (расходы на наш экспорт) и чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, т.е. разность экспорта и импорта. При расчёте ВВП и ВНП производственным методом особо учитывается добавленная стоимость иностранных  фирм.

В 2000 г. объём ВВП России составил в текущих рыночных ценах 7063392,8 млн. руб. С точки зрения производства его структура характеризуется следующими пропорциями: производство товаров –41,3%, производство услуг – 47,2%, чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты – 11,5%. С точки зрения использования структура ВВП Российской Федерации характеризуется следующими соотношениями: конечное потребление домашних хозяйств – 46,1%, конечное потребление государственных учреждений и некоммерческих организаций – 16,4%, валовое накопление – 17,1% и чистый экспорт – 20,4%. С точки зрения образования доходов структура ВВП России характеризуется следующими данными: оплата труда наёмных работников (включая скрытую) – 40,0%, чистые налоги на производство и импорт – 17,0%, валовая прибыль экономики и валовой смешанный доход – 43,0%[5].

При изменении уровня цен, и прежде всего в условиях инфляции, т.е. при повышающихся ценах, возникает проблема учёта номинальных и реальных величин ВВП и ВНП. Чтобы установить величину годового изменения цен ( а в условиях инфляции – величину годового  роста фактических цен), используют дефлятор (от лат. deflatio – выдувание, сдувание) или индекс цен. Отношение номинального ВВП (или номинального ВНП) к реальному ВВП (или реальному ВНП) называется ВВП-дефлятором ( соответственно

ВНП-дефлятором) – оно показывает, как увеличивается ВВП (или ВНП) за счёт роста цен. Так, в России в 1992 г. индекс-дефлятор ВВП составил 15,9 раза, в 2000 г. – 1,4 раза. Это означает, что в условиях инфляции реальные величины ВВП и ВНП значительно меньше номинальных величин этих макроэкономических показателей. В условиях падения общего уровня цен дефлятор меньше единицы. Но и в том, и другом случае:

В целом в России  в 1990-2000 гг. динамика абсолютных и относительных величин ВВП характеризуется следующими данными (табл.2).

Таблица 2

Объём и динамика ВВП России[6]

Годы

ВВП в текущих ценах (до 1998г. в млрд. руб., с 1998 г. в млн. руб.)

Индекс потребительских цен, в разах к предыдущему году

Индекс-дефлятор ВВП, в разах к предыдущему году

ВВП в сопоставимых ценах, в процентах к предыдущему году

1990

644,2

1,0

1,2

97,0

1991

1398,5

2,6

2,3

95,0

1992

19005,5

26,1

15,9

85,5

1993

171509,5

9,4

9,9

91,3

1994

610745,2

3,2

4,1

87,3

1995

1540492,8

2,3

2,8

95,9

1996

2145655,5

1,22

1,4

96,6

1997

2478594,1

1,11

1,1

100,9

1998

2741051,2

1,84

1,2

95,1

1999

4757233,7

1,37

1,6

105,4

2000

7063392,8

1,2

1,4

108,3

Изложенное выше позволяет заключить, что ВВП и ВНП устранили три существенных недостатка ВОП. Однако и эти макроэкономические показатели имеют свои недостатки:

·       

·       

·       

·       

·       

·       

·       

Чтобы исправить первый недостаток, используют показатель чистого национального продукта (ЧНП). При этом ЧНП=ВНП – амортизация и единичный счёт материалов. Если из чистого национального продукта вычесть косвенные налоги, общество получит национальный доход (НД).

Количественно ЧНП и НД – весьма близкие друг другу показатели. В современной западной литературе национальный доход определяют как сумму заработанной платы, процента, ренты и прибыли. Иными словами, НД – это весь чистый и трудовой доход всего общества в целом.

Современная статистика на уровне макроэкономики основана на системе национальных счетов. Суть этой системы сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики на различных стадиях процесса воспроизводства. С этой точки зрения НД включает в себя четыре элемента:

·      

·      

·      

·      

Каждый из них представляет собой особый и одновременно взаимозависимый сектор экономики, в совокупности образующий национальный доход.

Различают произведённый и использованный НД. Последний меньше первого за счёт потерь от стихийных бедствий и других видов ущерба. В процессе распределения НД делится на фонд потребления и фонд накопления в соответствии с характером их использования.

В мировой практике используют также  показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ). При этом  ЧЭБ=ВНП+самообслуживание+свободное время±теневая экономика-загрязнение окружающей среды.

Наконец, при анализе результатов воспроизводства на макроуровне следует учитывать не только результаты в рамках короткого периода (год, 2-5 лет), но и многолетние результаты. Эти последние отражает показатель национального богатства (НБ). Национальное богатство – это стоимость всех материальных и нематериальных благ и услуг, созданных данным обществом за всю предшествующую историю и сохранившихся к настоящему времени. Иными словами, НБ – это всё то, чем обладает данная нация в настоящее время: всё материальное, нематериальное, духовное, информационное богатство общества, страны.

Основными элементами материальной формы национального богатства являются:

·       

·       

·       

·       

·       

·       

Основными элементами нематериальной формы национального богатства являются:

·        

·        

·        

·        

В России многие элементы национального богатства в статистике не отражаются: стоимость земли, недр, лесов, произведений искусства и т.п. Вместе с тем в XXI в., в эпоху постиндустриального развития, задача учёта всех материальных,  равно как и нематериальных форм национального богатства, приобретает исключительное значение, , ибо всё  больший вес в суммарных  результатах общественного производства будут приобретать не материальные, а духовные, информационные блага и услуги.

В связи с тем, что целый ряд названных выше элементов национального богатства как материальной, так и нематериальной формы в России по стоимости не учитываются, наша отечественная статистика практически фиксирует лишь три основных элемента НБ: это основные фонды, включая незавершенное строительство; материальные оборотные средства и домашнее имущество. Так, на начало 2001 года без учёта стоимости земли, недр и лесов, а также без учёта всех нематериальных форм национальное богатство России составило 22 112 864 млн. руб., из них основные фонды, включая незавершённое строительство, составили

18 402 391 млн. руб., материальные оборотные средства – 1 763 342 млн. руб. и домашнее имущество – 1 947 131 млн. руб.[7].

Структура национального богатства России, представленная в её современном статистическом выражении, выглядит следующим образом (табл. 3)

Таблица 3.

Структура национального богатства России[8]

(в процентах к итогу)

 

Годы

Всего

В том числе

основные фонды, включая незавершённое строительство

материальные оборотные средства

домашнее имущество

Всего

из них основные фонды

1980

100

71

65

12

17

1985

100

72

67

12

16

1990

100

73

66

11

16

1993

100

79

70

17

4

1995

100

95

88

3

2

1998

100

91

83

5

4

2001

100

83

72

8

9

Данные таблицы 3 показывают, что в 90-е годы резко сократилась доля материальных оборотных средств (результат политики монетаризма и сжатия денежной массы), а также домашнего имущества (результат ухудшения уровня жизни народа).

1.4. Туризм и ВНП, ВВП

Расчёт ВНП (ВВП) по расходам:

ВНП (ВВП) = С + I + Y + X,

где С – потребительские расходы населения на приобретение благ и услуг, необходимых для удовлетворения его материальных и духовных потребностей, а также предназначенных для развития и совершенствования личности.

Объективно эти расходы включают и расходы, связанные с приобретением туристских продуктов, туристских товаров и услуг. Общая сумма потребительских расходов, которые несёт турист или от его имени любое другое лицо при подготовке и в ходе поездки, а также во время пребывания в пункте назначения, как известно, образуются туристские расходы. Туристские расходы – один из важнейших элементов статистики туризма.

Несмотря на существующую дискуссионность по вопросу о составе туристских расходов, в зависимости от типа туризма и стадии путешествия, на которой турист несёт эти затраты, выделяют:

а) международные туристские расходы, связанные с въездным и выездным туризмом;

б) внутренние туристские расходы, связанные с путешествиями резидентов по своей стране (внутренний туризм, социальный туризм и т.д.).

Следует подчеркнуть, что в рекомендациях ВТО международные туристские расходы определяются через расходы постоянных жителей какой-либо страны во время их путешествия за границей. В числе прочего они включают оплату услуг иностранных транспортных компаний по международным перевозкам, а также предоплату товаров и услуг, приобретаемых за рубежом. В балансе текущих расчётов в качестве парного им используется показатель поступлений от международного туризма. Он рассчитывается как сумма всех расходов иностранных посетителей в стране назначения. Оба показателя строятся по единой методике и отражают только те затраты, которые связаны с трансграничным движением денежных средств.

В целом же развитие въездного, внутреннего, в том числе социального, туризма обеспечивает рост доходов населения на покупку национальных туристских продуктов, товаров и услуг, что способствует росту ВНП. Стратегия развития въездного туризма, в конечном счете, сокращает ВНП.

I – валовые частные инвестиции в национальную экономику, представляющие сумму затрат фирм на увеличение основного капитала и материальные запасы. Значительная их часть сегодня направляется на развитие предприятий индустрии туризма и гостеприимства. Например, только в рамках программы «Золотое кольцо Москвы» в ближайшее время в столице России будет построено 12 новых высококлассных отелей. Растут инвестиции и в другие составляющие туристского комплекса. Все они представляют собой инвестиции в туризм или «туристские инвестиции». Причём их рост обеспечивает как прямое, так и косвенное увеличение ВНП за счёт эффекта мультипликации.

Y – закупки товаров и услуг органами государственной власти или расходы правительства. Определённая часть таких затрат также  связана с туризмом, например деловым, оздоровительным, и может либо увеличивать ВНП или сокращать его. Так, затраты на закупки национальных турпродуктов увеличивают ВНП, а иностранных – уменьшают его.

X – чистый экспорт, то есть стоимость товаров и услуг, произведённых в стране за определённый период времени и проданных за рубеж за вычетом стоимости импортных товаров и услуг. Величина чистого экспорта, в свою очередь, напрямую зависит от развития иностранного туризма (въездного и выездного).  Развитие въездного туризма заметно увеличивает чистый экспорт и ведёт к росту ВНП. Преобладание выездного туризма, напротив, значительно сокращает чистый экспорт и как следствие уменьшает ВНП.

Изложенное, таким образом, свидетельствует о том, что туризм, так или иначе, связан со всеми составными элементами расчёта ВНП по расходам. Более того, туризм при определённой стратегии развития может либо увеличивать ВНП, либо его сокращать, а следовательно, оказывать на национальную экономику либо положительное, либо отрицательное воздействие.

Рассчитанный по доходам, ВНП представляет собой общую для страны сумму расходов на личное и хозяйственное потребление всей массы созданных за определённый период товаров и услуг.

Расчёт ВНП (ВВП) по доходам:

ВНП (ВВП), рассчитанный по доходам, представляет собой общую сумму доходов, получаемых владельцами факторов производства, создавшими всю массу национального продукта.

ВНП (ВВП) Y= W + R + I + P,

Где Y – валовой национальный доход; W – заработная плата; R – рента; I – банковский процент; P – прибыль.

Кроме этого, в ВНП, рассчитанный таким способом, обычно включают косвенные налоги и амортизацию, хотя они и не принимают форму доходов.

Туризм оказывает существенное влияние на ВНП, рассчитываемый и по доходам. В процессе функционирования всех элементов инфраструктуры туризма, всех субъектов туристского комплекса прямо или косвенно формируются соответствующие доли, включаемые практически во все составляющие расчёта ВНП (ВВП) по доходам. Хотя в российской практике, например, туристская рента, в связи с отсутствием необходимой законодательной базы, может и не попадать собственнику туристских ресурсов, а превращаться в прибыль турфирм.

Расчёт ВНП (ВВП) по производству или по добавленной стоимости.

Для функционирования и развития предприятий туристского комплекса страны этот метод расчёта ВНП имеет особое значение. С одной стороны, дело заключается в том, что при производстве туристских продуктов в издержках туроператорских фирм весьма значительна доля услуг их контрагентов (перевозчиков, предприятий размещения, ресторанов и т.д.). Однако услуги этих предприятий являются промежуточными продуктами и в добавленную стоимость не включаются. Именно так и можно очистить ВНП от повторного счёта и определить долю туризма в нём. С другой стороны, в силу того, что величина добавленной стоимости отражает реальный вклад туроператорской фирмы в формирование ВНП, она и должна стать основной базой для налогообложения туроператорских фирм. Хотя в настоящее время некоторые налоги у туроператоров как конечных собственников туристского продукта берутся с полной суммы добавленной стоимости, а некоторые - с валового дохода.

Госкомстат РФ регулярно публикует данные о динамике п структуре ВВП. Из них следует, что показатель ВВП постоянно растёт. Это, в свою очередь, что экономика страны медленно выходит из затяжного экономического кризиса. Однако данные свидетельствуют и о том, что при различных подсчётах величины ВВП, в его структуре, в России туризм и результаты его функционирования отдельно не выделяются. Результаты функционирования туристского комплекса страны либо растворяются в используемых статистикой показателях и, в связи с отсутствием соответствующих методик расчётов, как правило, занижаются, либо не учитываются вовсе. Косвенно данное обстоятельство является своеобразным отражением политики российского правительства по стратегическому развитию туризма за весь период последних экономических реформ, если таковая и существовала, которая была направлена на развитие коммерческого и, прежде всего, въездного туризма, работающего на сокращение ВВП. Итогом именно такой политики является сложившаяся ситуация, по которой, например, объём платных услуг населению в 2000 г. составил 609611 млн. руб., а доля туристско-эксурсионных услуг в нём – 11010 млн. руб., или 1,8%, что соответствует примерно 0,1% от ВВП.

Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества включены в промежуточное потребление и распределены между отраслями, производящими товары и услуги, условно.

Изложенное требует, с одной стороны, соответствующего изменения политики государства по отношению к развитию туризма, с другой – ставит определённые задачи перед статистикой и экономикой туризма по разработке оптимальных инструментов, с помощью которых можно более точно учесть роль и  значение туризма в формировании и использовании ВВП (ВНП).

Играя собственную роль в оценке общих результатов макроэкономических процессов, ВНП в то же время выступает базовым показателем для расчётов целой системы других макроэкономических показателей, составляющих систему национальных счетов. Это прежде всего: ЧНП, НД, и личный располагаемый доход (ЛРД) – сумма средств, остающаяся у граждан после вычета индивидуальных налогов.

Глава II. Примеры расчёта ВВП и ВНП на практике.

Задача.    Имеются следующие данные по экономике США за  1929 год (в млрд.долл.):

Трансфертные платежи       4,0

Валовые внутренние инвестиции      16,2

Косвенные налоги на бизнес     7,0

Личные подоходные налоги      2,6

Чистый экспорт    1,1

Нераспределенная прибыль корпораций    2,8

Амортизация    7,9

Личные потребительские расходы    77,2

 Налоги на прибыль корпораций    1,4

Взносы на социальное страхование     0,2

Государственные закупки товаров и услуг     8,5

 Рассчитайте показатели ВВП. 

 (Задача решается в соответствии со старой трактовкой СНС и при условии, что ВВП=ВНП)

Решение

Исходя из данных, приведённых в условиях задачи, можно рассчитать ВВП по расходам:

Y = C + I + G + Xn

Складываем показатели потребительских расходов, валовых инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта.

ВВП = 77,2+16,2+8,5+1,1 = 103

 

Заключение

 В данной работе рассматривались основные понятия ВВП/ВНП и методы их расчета. Анализ развития ВВП (ВНП), какие факторы влияли на это, какие отрасли являются главными и имеют тенденцию развития и т.д.  Таким образом, ВВП - это показатель системы национальных счетов, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП используется для характеристики результатов производства, уровня экономического развития,  темпов экономического роста, анализа производительности труда в экономике и так далее.

     Также существует три метода расчета ВВП:

1.                ВВП - как сумма валовой добавленной стоимости

2.                ВВП - как сумма компонентов конечного использования

3.                ВВП - как сумма первичных доходов

И два метода расчета ВНП:

1.                Расчет  ВНП  по расходам

2.                Расчет ВНП  по доходам

Список литературы

1.    

2.    

3.    

4.    

5.    

6.    

7.    

8.    

9.    

10.                     


[1] Макроэкономика: Учеб.пособие для вузов/ Под ред .проф. И.П.Николаевой.-М.: Юнити-ДАНА, 2000, с.10.

[2] Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.-М.-2001.-С.38.Российская газета.-2002.-16 февраля.-С.6.

[3] Болотин Б. Мировая экономика за 100 лет. Статистическое приложение.// Мировая экономика и международные отношения.-2001.-№9.-С.107,110.

[4] Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник.-М.: Финансы и статистика, 1991.-С.26.

[5] Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ Госкомстат России.-М.:2001.-С.279, 280, 300, 301.

[6] Российский статистический ежегодник: Стат.сб/ Госкомстат России.-М.:2001.-С.279, 656.

[7] Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.-М.,2001.-С.302.

[8]  там же