Суверенная Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации (90-е годы 20 века - начало 21 века)
Содержание
Становление новой Российской государственности_ \h 5
Российская Конституция 1993 года_ \h 6
Межнациональные отношения_ \h 7
Политические партии в государственной думе_ \h 7
Список используемой литературы_ \h 15
План
TOC \o "1-3" \n \h \z \u Введение
1. Становление новой Российской государственности
2. Российская Конституция 1993 года
4. Политические партии в государственной думе
Введение
К осени 1990 года уже было очевидно, что после пяти с половиной лет перестройки Советский Союз вошел в новую стадию своей истории и с точки зрения внутренней политики, и в развитии отношений со всем миром. Произошла подлинная революция умов, сделавшая невозможным возврат к прежнему состоянию. Тем не менее - и это было грозной опасностью для будущего предпринятого Горбачевым и его командой эксперимента по модернизации страны - не была решена ни одна из трех вставших после 1985 года ключевых проблем:
а) проблема политического плюрализма, органической составной части всякого процесса демократизации;
б) проблема создания рыночной экономики. Основные положения принятой российским правительством программы, окрещенной "Мандат доверия на 500 дней" и предусматривавшей приватизацию государственной собственности и освобождение цен, были обнародованы в прессе. Этот "План Ельцина" был представлен как программа, альтернативная более осторожному плану Рыжкова. Как бы то ни было, эта программа оказалось мертворожденной;
в) проблема федеративного договора. В прессе был представлен первоначальный проект нового союзного договора, который предполагалось осенью представить на обсуждение полномочным делегациям республик. Тесно связанный с переходом к рыночной экономике, новьй федеративный договор должен был расширить права республик, прежде всего заменив существовавшие центральные структуры и вертикальные связи прямыми отношениями горизонтального типа между республиками без посредничества центра. Но и здесь событиям было суждено опередить законодателей.
Эти проблемы господствовали в политических
дебатах последнего года существования Советского Союза. Именно они послужили
катализатором политического кризиса, который в декабре
С точки зрения политического анализа год с
осени 1990 до зимы
а) период до подписания Горбачевым, представлявшим союзньй центр, и руководителями девяти республик документа, известного как "Заявление 9 + 1", в котором декларировались принципы нового союзного договора. Достигнутое принципиальное согласие было важнейшим условием прекращения все более обострявшегося конфликта между Ельциным, бесспорным лидером в лагере сторонников решительного продолжения реформ, и Горбачевым, желавшим сохранить хрупкое равновесие между реформаторами и консерваторами и соблюсти интересы центра перед лицом возраставших требований со стороны республик, добивавшихся самостоятельности, суверенитета и даже полной независимости. На фоне этого противостояния, и питаемая им, между парламентами России и Союза развернулась настоящая "война законов", парализовавшая всякую конструктивную деятельность, с каждым днем усугублявшая экономический кризис, неэффективность органов управления, особенно на местах, порождавшая все более очевидный "вакуум власти";
б) период, отмеченный своего рода "перемирием", казалось установившимся в отношениях Ельцина и Горбачева, взаимно обеспокоенных падением авторитета какой бы то ни было государственной власти. Горбачев повел более тонкую игру, перестав систематически прибегать, как это проявилось во время январских событий в Вильнюсе, к использованию консервативных сил для создания противовеса Ельцину. Тем временем политическое и экономическое положение в стране настолько ухудшилось, что в августе стала возможной попытка консервативных сил осуществить государственный переворот;
в) период после провала путча, когда поражение, нанесенное лагерю консерваторов, катастрофически ускорило распад Союза, привело к упразднению прежних государственных структур, включая КГБ, приостановлению деятельности и последующему запрету КПСС.
В декабре 1991 года руководители России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще заявление о ликвидации СССР и создании особого межгосударственного альянса – Содружества Независимых Государств (СНГ).
Таким образом, в
1. Становление новой Российской государственности
После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.
21 апреля
С прекращением существования СССР не изменился
характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом
и Съездом народных депутатов - с другой. Отсутствие четкого разграничения
полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей
государственной власти - законодательной и исполнительной. Взаимоотношения
между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта
Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские
настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны
на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре
Оппозиционные настроения парламентариев находили
поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало
недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся
экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре
В апреле
Противостояние ветвей власти усилилось осенью
В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2-3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город были введены войска. В ходе событий несколько его участников погибли либо получили ранения.
С установлением единовластия президента начался
слом, действовавший до тех пор системы Советов. В октябре
2. Российская Конституция 1993 года
12 декабря
Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.
К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войн и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования, охраны историко-культурных памятников, образование, наука.
Законодательно закрепились политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия достижения в обществе политической устойчивости.
3. Межнациональные отношения
После распада СССР отношения федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федерации складывались непросто.
Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе.
Лишь при помощи Российской армии удалось прекратить возникшие из-за
территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В
31 марта
Принятие Конституции
4. Политические партии в государственной думе
В декабре
В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили “Выбор России”, ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.
Первым председателем Совета Федерации стал В. Ю. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций. Наиболее многочисленной среди них являлась фракция “Выбор России”, возглавляемая Е. Т. Гайдаром.
Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993-1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. В их числе - законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.
На выборах в Государственную Думу
Сформировавшиеся накануне выборов всероссийское общественно-политическое движение “Наш дом - Россия” объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.
В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса, 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% - “Наш дом - Россия”, 11% - ЛДПР, 10% - блок Г. А. Явлинского (“ЯБЛоко”), 17% - независимые и 14% - другие избирательные объединения.
Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского. В жестком противоборстве обсуждались и принимались решения по вопросам, связанным с регулированием новых социально-экономических отношений. Неприятие значительной части депутатов вызывали правительственная политика в Чечне, внешнеполитические акции, направленные на сближение с НАТО. Позицию парламентариев поддерживали некоторые слои российского населения.
Оппозиционные правительству силы попытались
выступить единым фронтом на выборах президента летом
5. Экономические реформы
Экономическая
ситуация, сложившаяся к концу
Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Приватизация госсобственности охватила, прежде всего, предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий. Ваучерная приватизация 1992-1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике.
Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В середине 1993-1994 гг. падение промышленного производства составляло 21%, в том числе в машиностроении - 31%, в производстве предметов широкого потребления - 30%. Свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции.
Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.
Во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные общества. Возникли и активно действовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это привело к окончательной потере государством возможности управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных методов. Однако теперь в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российской экономике. Велась разработка системы управления этими пакетами акций с целью воздействия на деятельность предприятий негосударственного сектора.
Программа
экономических реформ включила серьезные преобразования в сельском хозяйстве.
90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В
агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные
общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные
кооперативы. В
Экономический
кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных
удобрений, автомашин и сельхозтехники. В
Радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями.
В таблице приведены данные о некоторых экономических показателях развития России в 1990 – 1997 гг.
Показатель |
1990 год |
1997 год |
ВВП, млрд. долл. |
990 |
580 |
ВВП на душу населения |
6,7 |
4,0 |
Производство промышленной продукции, млрд. долл. |
315 |
155 |
Доля России в мировом промышленном производстве, % |
4,6 |
1,8 |
Из таблицы видно, что объем внутренней валовой продукции (в стоимостном выражении) в постсоветской России по сравнению с годами “перестройки” сократился в 1,7 раза. В 2 раза упало производство промышленной продукции.
Складывание новых имущественных отношений сопровождалось углублением социальной дифференциации населения. Увеличивалась численность лиц, живущих за чертой бедности (по разным подсчетам, их удельный вес в обществе составлял 35-65%).
6. Внешняя политика РФ
Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.
После августовских событий
Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии
экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками
бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию
внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен
режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными
экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской
Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии
России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и
Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия
и сельскохозяйственные объекты. Сохранились торговые контакты между Россией и
странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в
Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим
государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты,
продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем
объеме российской торговли сократилась к
Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых
Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности
правительства. В
Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностыо некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.
Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.
Заключение
К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российского общества.
По мнению отечественных ученых-экономистов, в стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономик среднеразвитых капиталистических государств.
Сложившаяся социально-экономическая система была недостаточно эффективной. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшались размеры внешнего долга, ежегодно платежи по нему превышали половину федерального бюджета.
Глубинные и противоречивые процессы в социально-экономической сфере при
депрессивном состоянии производства и недостаточной компетентности руководства
привели в августе
Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении широких
масс российского населения. Во многих районах страны стали привычными задержки
выплат заработной платы и пенсий. В
Кризис отрицательно повлиял на демографическую ситуацию страны:
уменьшилось население - к середине
В политической жизни все более отчетливо проявлялся кризис власти. Падал
авторитет президента Б. Н. Ельцина, снижалась его роль в жизни государства.
Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С
апреля
В декабре
31 декабря
Смена руководства страны на рубеже 1999-2000 гг. завершила определенной этап в жизни постсоветской России, стала своеобразным рубежом в ее общественно-политическом и экономическом развитии.
С именем Путина население связывает твердую позицию в
чеченском вопросе: летом
Продолжился экономический рост. Отношения исполнительной и законодательной властей приобрели конструктивный характер, что позволило приступить к проведению налоговой, судебной, земельной, банковской реформ, принять закон о государственной символике РФ и др. Одобрен Земельный кодекс. К важнейшим достижениям следует отнести стабилизацию социально-экономической ситуации в России.
Список используемой литературы
1. Жуков В. И. На пороге третьего тысячелетия: социально-экономическое состояние и перспективы развития России. – Москва, 1994.
2. Козлов А. М., Кореневский А. В., Мининков Н. А. Отечественная история. Элементарный курс: Учебное пособие; под ред. Узнародова И. М., Перехова Я. А. – Москва: Гардарики, 2002.
3. Кулешов С. В., Медушевский А. Н. Россия в системе мировых цивилизаций: Учебное пособие. – Москва, 2001.
4. Орлова А. С., Георгиева В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней.
5. Тонких В. А., Ярецкий Ю. Л. История политической и правовой мысли России. – Москва, 1999.
6. Энциклопедия. Том 5, часть 3. История России. XX век; составитель Исмаилова С. Т. – Москва: Аванта+, 1996.
7. Ярецкий Ю. Л. Российская цивилизация: прошлое и настоящее. – Москва, 2000.