Моисей, кодекс нравственного поведения

                   Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Уфимская Государственная Академия Экономики и Сервиса

                  Реферат по дисциплине

«Профессиональная этика и этикет»

 на тему:

«Моисей, кодекс нравственного поведения»

 

                                                                                                                           Выполнила:                                                     

                                                                                                         Ст.гр. СД-33

                                                                                                                                                                                                                  Проверила:

                                                                                                         к.ф.н., доцент

                                                                                                        

                                                                                                          

                                                  Уфа 2007

Содержание

Введение

Моисей - вождь и законодатель народа еврейского. Основатель иудаизма 

Жизнь и деятельность

Историческая справка

Заключение

Введение

Великие моральные пророки - Конфуций, Будда, Моисей, Христос, Мухаммед - создатели великих религий и учителя добродетели, имели много общего в своих нормативных программах. Все они учили человеколюбию, гуманности, взаимности, делали акцент на духовной стороне человеческой жизни.

Моисей - законодатель и учитель еврейского народа, основатель иудаизма. Он исходил из идеи, что путь к человеческому благополучию и согласию лежит через справедливое общественное устройство, то есть через верховенство закона.

С именем Моисея связан один из древнейших кодексов нравственного поведения, состоящий из десяти заповедей.

Основная жизненная миссия Моисея - вывести евреев из египетского рабства.

После сорока лет блужданий по пустыне, Моисей привел израильтян в землю обетованную. Ему было уже 120 лет.

Моисей - духовный отец своего народа. Он создал общую веру, духовно сплотившую разрозненные племена, разработал детализированный свод правил, регулирующих все сферы жизни - от благочестия до элементарной гигиены. Общей основой этих правил являются десять заповедей (Декалог). Несоблюдение этих нравственных заповедей ведет к серьезным наказаниям для людей - болезням, преждевременной смерти, проклятию в трех поколениях.

Первые три предписывают почитать одного лишь Яхве, не создавать других богов, предостерегают от необязательного отношения к указаниям Бога.

Четвертая заповедь - помни день отдохновения. Суббота - день, который отдается Богу. Субботний отдых - одна из форм духовного единства еврейского народа.

Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери.

Последующие заповеди (с шестой по десятую) содержат нормы отношения человека к близким, то есть к представителям своего народа.

"Не мсти и не злобствуй на сына своего народа, и люби ближнего, как самого себя".

Пять заповедей, образующих вторую часть Декалога - не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему -задают основную меру справедливости. Их признание в качестве основы общественной жизни является главным признаком богоугодности народа, а их соблюдение - критерием нравственно достойного поведения.

В содержательном плане справедливость, задаваемая заповедями Моисея, основана на талионе или воздаяния равным за равное. Например, действие заповеди "не убивай" ограничено Израилем. Отступления от этого принципа являются ответом убийством на убийство, или увечьем на увечье.

Нравственные заповеди Декалога являются одновременно и юридическим законом.

Законы Моисея - внутренние законы Израиля. Отношения к другим народам далеко от канонов десяти заповедей. Это предполагает двойной стандарт по отношению к "своим" и "чужим". Разделение людей на своих и чужих - типичное для той эпохи трайбалисткое (от слова tribe - племя) или племенное сознание. Оно существовало и раньше. Каннибалисткая этика была элементом социальной реальности, и она получила отражение в Декалоге.

МОИСЕЙ  (13-й век до н.э.) - вождь и законодатель народа еврейского. Основатель иудаизма 

Время и место рождения. Семья (В изложении Библии). О жизни Моисея известно очень мало, в основном по изложению Библии. В «Библейской энциклопедии» говорится, что родился Моисей в Египте. Его родители – правоверные евреи Амрам и Иохаведа из колена Левия; и Моисей – внук Левия. У Моисея был брат Аарон и сестра Мариам. Время рождения по «Библейской Энциклопедии» 1574 или1576 г. до Р.Х. Библия рассказывает, что, спасая сына от избиения фараоном еврейских младенцев, мать в корзине из тростника отнесла его на реку. Увидев прекрасного ребёнка, дочь фараона решила спасти его и воспитала как сына. «А находясь в царском дворце, был научен всей египетской премудрости» .

Жизнь и деятельность

Однажды Моисей вступился за еврея, которого избивал надсмотрщик, и в пылу схватки убил египтянина. Этот случай вынудил Моисея к бегству из страны. Он нашёл приют в земле Мадиамской, в семье священника Иофора. Женился на его дочери Сепфоре, пас стада своего тестя. Так он прожил 40 лет, пока Господь не призвал его к служению, требуя освободить израильтян от рабства в Египте. Много чудес совершил Моисей, пока фараон согласился отпустить своих рабов. На Божию Пасху вышли евреи из Египта, и 40 лет водил их Моисей по пустыне, пока не привёл к обещанной Господом земле Ханаанской. Из Библии узнаём, как трудно было Моисею «творить  человека из неразвитых людей, которых постоянно захлёстывали низменные страсти, которые были нетерпимы друг к другу и совершенно не умели переносить трудности, то и дело требуя от своего вождя то свежей воды, то манны небесной».

В религиозном и нравственном воспитании народа Моисею помогали брат его Аарон, сыновья Аарона и другие левиты, посвящённые Господу. Среди служителей Моисея был один из мужей главных «из колена Ефремова Осия, сын Навин». «И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом». Имя Иисус означает помощь Иеговы. Именно Иисус Навин «по велению Божию /Иеговы/ был назначен Моисеем начальником народа и торжественно введён в это звание». На горе Синай Моисей получил и запечатлел на каменных скрижалях 10 Божьих Заповедей, как улучшить человека и жизнь его. Это те  Заповеди, которые много веков чтут и евреи, и христиане, и все добродетельные люди.

1. Да не будет у тебя других богов /кроме Господа/. 2. Не делай себе кумира. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. Наблюдай день субботний. 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни всякого скота его».

Следует сказать, что Моисей не был первым, кто принёс нравственные Законы. И до и после него Великие Моралисты, Основатели мировых религий, приносили народам аналогичные Заповеди, создавали этические программы развития и совершенствования человека по Божественному Плану. Известны аналогичные Заповеди Ману, первого Законодателя ариев, начертанные за многие тысячелетия до н.э. Моисею, как утверждает Библия, не довелось войти в землю обетованную. С вершины горы Нево, что расположена напротив Иерихона, была ему показана вся та земля, «о которой Я /Господь/ клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам её» (2. – Втор. 34:4). Сообщается, что Моисей умер и был погребён в долине Моавитской. Евреев в землю Ханаанскую  повёл Иисус /Иошуа/ Навин. Символично, что сам Моисей не вошёл в Землю Обетованную. Он готовил пути Господу, готовил избранных для Него /израиль означает избранный/, которые продолжат Дело Великого Служения, пока все люди не станут братьями и придёт на Землю Царство Божие.

Историческая справка

 Земля Ханаанская – это Палестина, общее название страны евреев. «При всей своей уединённости Палестина лежала, так сказать, в самом центре древнего мира и сколько была близка к обитаемым частям Африки, настолько же приближалась к известным тогда государствам Европы и Азии» (1. – С.546). Во времена Моисея и Иисуса Навина там проживали ханаанские племена, покорённые евреями, пришедшими в землю Ханаанскую. Земля была разделена ими на 12 уделов – по числу колен израильских, которые впоследствии были объединены Саулом, первым царём израильским в единое рабовладельческое государство. В 10-ом веке до н. э. это государство распалось на два: Израильское – на севере Палестины, покорённое в 8-ом веке до н.э. Ассирией, и Иудейское – на юге, завоёванное в 6-ом веке до н.э. Вавилонией. После вавилонского плена Иудея была разделена на маленькие уделы под персидским владычеством. Во времена Христа Палестина разделялась на четыре части: Галилею (на севере), Иудею (на юге), Самарию и Пирею (между ними, в середине). Понтий Пилат, по суду которого Христос был предан на поругание и смерть, был назначен Римом правителем Иудеи в 29-ом году н.э. С 63-го года до н.э. Палестина была подчинена римлянами, в VII веке – арабами. В ХII веке страну захватили крестоносцы, в ХIII – египтяне. В ХVI веке она была завоёвана Османской империей /Турцией/. В ХХ веке во время первой мировой войны страну оккупировали англичане. В ноябре 1947г. Генеральная ассамблея ООН по предложению СССР в целях справедливого решения еврейского вопроса приняла Постановление о создании в Палестине двух независимых государств – еврейского и арабского.

Заключение

В «Библейской энциклопедии» сказано, что Моисей был первым Боговдохновенным писателем.  До сих пор ещё бытует представление, что «Пятикнижие Моисея» написал сам Моисей. В пяти этих книгах изложены имена еврейских патриархов, исход евреев из Египта, где несколько сот лет они пребывали в рабстве у египтян, творимые Моисеем чудеса, нравственные законы, данные Господом через Моисея. В них описан также долгий 40-летний путь евреев на их прародину, в землю Ханаанскую, куда их по приказу Яхве, Бога израильтян, вёл Моисей. Описана также смерть  самого Моисея. Уже один этот факт ставит под сомнение авторство Моисея и подлинность описания его жизни. Другие источники утверждают, что Моисей не писал этих книг и что его биография существенно отличается от библейской.

Но десять заповедей Моисея вошли (прежде всего - не убивай, не укради, не лжесвидетельствуй) вошли в культуру как всеобщие требования, без исторических ограничений. Они стали составной частью нравственных законов христианства и ислама, общечеловеческой основой нравственности. Это те  заповеди, которые много веков чтят и евреи, и христиане, и все добродетельные люди.